МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №70»
г. Барнаула
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 1 "б" класса
Кузнецова М. П.
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 1 класса разработана в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком и учебным планом, на основании авторской программы по физической культуре 1-4 классы» автор В. И. Ляха (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В. И. Лях. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2012)
Авторская программа рассчитана 3 часа в неделю, всего 99 ч, рабочая программа разработана на 3 часа в неделю, 99 ч. в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком.
Тематическое планирование рабочей программы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций (Физическая культура. 1-4 класс. В.И Лях), где указано, что планирование материала программы следует увязать с климатогеографическими и региональными условиями проживания детей, а вариативная часть программы по выбору учителя, учащихся, определяемая самой школой. В связи с этим, при составлении рабочей программы часы вариативной части (11ч.) отведены на более широкое рассмотрение раздела программы «Играем все!», а также произведена корректировка авторской программы в плане последовательности изложения тем, данные изменения вызваны климатическими условиями края.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт минуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
•формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•формирование уважительного отношения к культуре других народов;
•развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать и находить выходы из спорных ситуаций;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
•формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
•формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
•формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
•овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
•формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Критерии оценивания: Критерии оценивания утверждены в «Положении о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости МБОУ «СОШ №70» в 1 классе безотметочное оценивание.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Физическая культура. 1—4 классы: учебник для общеобразоват. организаций/ В. И. Лях. — 4-е изд.— М.: Просвещение, 2017
2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В. И. Лях. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2012.
3. Физическая культура. Методические рекомендации. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В. И. Лях.— М.: Просвещение, 2014
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ п/п | Наименование |
1 | Стенка гимнастическая |
2 | Перекладина гимнастическая навесная |
3 | Шест для лазанья |
4 | Мячи набивные |
5 | Мячи малые |
6 | Мячи теннисные |
7 | Скакалки гимнастические |
8 | Палки гимнастические |
9 | Обручи |
10 | Коврики гимнастические |
11 | Сетки для переноса и хранение мячей |
12 | Флажки разметочные |
13 | Лента финишная |
14 | Рулетка измерительная |
15 | Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой |
16 | Мячи волейбольные |
17 | Мячи футбольные |
18 | Стойка для прыжков в высоту |
19 | Планка для прыжков в высоту |
20 | Мячи баскетбольные |
21 | Жилетки игровые с номерами |
22 | Сетка волейбольная |
23 | Табло перекидное |
24 | Ворота для мини-футбола |
25 | Скамейки гимнастические |
26 | Секундомер |
27 | Маты гимнастические |
28 | Мишени для метания |
29 | Лыжи |
30 | Ботинки |
31 | Палки |
32 | Аптечка |
33 | Конусы разметочные |
34 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям |
35 | Кегли |
36 | Комплект навесного оборудования Мишени для метания |
37 | Конус разметочный |
38 | Бревно гимнастическое |
39 | Тумба для измерения гибкости |
40 | Станок-сигнал для отжиманий |
41 | Козел гимнастический |
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Практическая часть (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Знания о физической культуре 8ч. |
1 | Когда и как возникли физическая культура и спорт. Техника безопасности | |
2 | Что такое физическая культура | |
3 | Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка) | |
4 | Сердце и кровеносные сосуды | |
5 | Органы чувств | |
6 | Личная гигиена | |
7 | Закаливание | |
8 | Мозг и нервная система | |
II Способы физкультурной деятельности 7ч. |
Тренировка ума и характера |
9 | Режим дня, его содержание и правила планирования. | |
10 | Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека | |
11 | Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности | |
12 | Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями | |
Самоконтроль |
13 | Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности | |
14 | Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц | |
15 | Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, вовремя и после физических нагрузок) | |
III Физическое совершенствование 73 ч. |
Физкульткурно- оздоровительная деятельность-2ч. |
16 | Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток | |
17 | Комплексы физических упражнений для занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки | |
Бег, ходьба, прыжки, метание-21 час |
18 | Овладение знаниями. Техника безопасности. | |
19 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | |
20 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | |
21 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей | |
22 | Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | |
23 | Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | |
24 | Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей | |
25 | Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | |
26 | Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | |
27 | Совершенствование навыков бега и развитие выносливости | |
28 | Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей | |
29 | Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей | |
30 | Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
31 | Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
32 | Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
33 | Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
34 | Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
35 | Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
36 | Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
37 | Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
38 | Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | |
Бодрость, грация, координация-18ч.(гимнастика с основами акробаитки) |
39 | Названия снарядов и гимнастических элементов, техника безопасности во время занятий | |
40 | Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости | |
41 | Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости | |
42 | Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | |
43 | Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. | |
44 | Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей | |
45 | Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей | |
46 | Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей | |
47 | Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки | |
48 | Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки | |
49 | Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей | |
50 | Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей | |
51 | Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей | |
52 | Освоение навыков равновесия | |
53 | Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей | |
54 | Освоение строевых упражнений | |
55 | Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | |
56 | Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | |
Все на лыжи! - 14 ч.(лыжные гонки) |
57 | Овладение знаниями. Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Требования к температурному режиму. Техника безопасности при занятиях лыжами | |
58 | Освоение техники лыжных ходов | |
59 | Освоение техники лыжных ходов | |
60 | Освоение техники лыжных ходов | |
61 | Освоение техники лыжных ходов | |
62 | Освоение техники лыжных ходов | |
63 | Освоение техники лыжных ходов | |
64 | Освоение техники лыжных ходов | |
65 | Освоение техники лыжных ходов | |
66 | Освоение техники лыжных ходов | |
67 | Освоение техники лыжных ходов | |
68 | Освоение техники лыжных ходов | |
69 | Освоение техники лыжных ходов | |
70 | Освоение техники лыжных ходов | |
Играем все! -18 ч+11 ч. (подвижные и спортивные игры) |
71 | Инвентарь, оборудование, организация, правила поведения, техника безопасности | |
72 | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | |
73 | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | |
74 | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | |
75 | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | |
76 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
77 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
78 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
79 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
80 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
81 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | |
82 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | |
83 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | |
84 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей | |
85 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
86 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
87 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
88 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
89 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
90 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | |
91 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
92 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
93 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
94 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
95 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
96 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
97 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
98 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
99 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
| I | II | III | IV |
Всего уроков: 99 | | | | |