СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса (2019-2020 учебный год, Полярная звезда)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи со сменой УМК написал с нуля новую программу для учебника Полярная звезда (издательство Просвещение) на грядущий 2019-2020 учебный год. Если считаете, что Вам подходит данный вариант программы - используйте на здоровье!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса (2019-2020 учебный год, Полярная звезда)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о Коломна



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14____________

Е.В. Филимонов







Рабочая программа

по географии

для 5 класса







Составитель:

Лапшин О.Н.,

учитель 1 кв. категории



















2019-2020 учебный год

Структура программы:

  1. Содержание учебного курса

  2. Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5-6 классе

  3. Календарно-тематическое планирование

  4. Учебно-методический комплект



  1. Содержание учебного курса.

Раздел 1: Планета Земля. Мир, в котором мы живем (9 часов).

Зачем нам география и как мы будем ее изучать. Зачем купцу география? Зачем нам география? Какие задачи и методы у науки географии? Как люди открывали Землю (1). Что знали о нашем мире древние? Как начиналась эпоха Великих географических открытий? Старый и Новый Свет. Как люди открывали Землю (2). Как продолжались открытия материков? Когда на Земле не осталось неоткрытых мест? География сегодня. Как сегодня собирают информацию о Земле? Откуда получают и где хранят географическую информацию? Источники географической информации. Практическая работа №1: «Выдающиеся географические открытия». Мы во Вселенной. Как устроена Солнечная система. Вселенная. Галактика или Млечный Путь. Как устроена наша планета? Геоид. Географическая оболочка и ее части: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера, ноосфера. Материки и части света. Движения Земли. Как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Северный и Южный полюса. Осевое и орбитальное движение Земли. Високосный год. Экватор. Тропики. Полярные круги. Солнечный свет на Земле. Как распределяются свет и тепло по поверхности Земли. Пояса освещенности. Зенит. Летнее и зимнее солнцестояние. Дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и полярная ночь. Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Планета Земля. Мир, в котором мы живем».

Раздел 2: План и карта (9 часов).

Контрольная работа №1 по разделу: «Планета Земля. Мир, в котором мы живем».

Анализ контрольной работы №1. Ориентирование на местности. Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности? Азимут. Компас. План местности. Топографические карты. Аэрофотоснимки и космические снимки. Земная поверхность на плане и карте (1). Условные знаки и масштаб. Земная поверхность на плане и карте (2). Учимся с Полярной звездой. Изображение неровностей земной поверхностей на плане местности и карте. Относительные и абсолютные высоты. Горизонтали (изогипсы). Определяем стороны горизонта по Солнцу и звездам. Составляем план местности. Маршрутная и полярная съемка. Географическая карта. Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусами? Свойства географической карты. Атлас. Градусная сетка. Географические координаты (1). Что такое градусная сетка? Параллели и меридианы. Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах? Как ведут отсчет параллелей и меридианов? Для чего нужны географические координаты? Широта и долгота. Географические координаты (2). Учимся с Полярной звездой. Определение географической долготы. Часовые пояса. Практическая работа №2: «Анализ географической информации на плане и карте». Океанические течения. Что мы знаем о движении воды в океане? Схема поверхностных течений. Типы течений. Взаимодействие океана и атмосферы. Реки и озера Земли. Учимся с Полярной звездой: поиск информации в Интернете. Зависимость рек от рельефа и климата. Где текут самые крупные реки? Дельта и эстуарий реки. Бассейны океана. Бассейны внутреннего стока. Где больше озер? Обзорно-обобщающий урок по разделу: «План и карта».

Раздел 3: Человек на Земле. Литосфера (11 часов).

Контрольная работа №2 по разделу: «План и карта».

Анализ контрольной работы. Как люди заселяли Землю. Как и почему люди расселялись по Земле? Присваивающее хозяйство. Как возникли земледелие и животноводство? Как люди приспосабливались к новым условиям жизни? Расы и народы. Учимся с Полярной звездой. Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, австралоидная, смешанные. Население и его численность. Город. Государство. Политическая карта. Плотность населения. Сравниваем страны мира. Земная кора – верхняя часть литосферы. Каково внутреннее строение Земли? Ядро. Мантия. Земная кора. Литосфера. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) силы. Магма. Литосферные плиты. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Типы горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы. Месторождения и бассейны полезных ископаемых. Типы природных ресурсов: рудные, нерудные, топливные. Движение земной коры (1), (2). Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Горст и грабен. Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Сейсмические пояса. Вулканы. Лава. Гейзер. Рельеф Земли. Равнины. Рельеф. Горы и равнины. Выветривание – экзогенная сила Земли. Типы равнин: впадины, низменности, возвышенности, плоскогорья. Хозяйственное освоение равнин. Рельеф Земли. Равнины. Горный хребет. Горная страна. Горная долина. Хозяйственное освоение гор. Сели и лавины. Общие формы рельефа гор и равнин: овраги, барханы (дюны). Практическая работа №3: «Описание крупных форм рельефа Земли по плану». Литосфера и человек. Учимся с Полярной звездой. Значение литосферы. Влияние человека на литосферу. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека: разрушительные землетрясения. Проект, как географическое исследование. Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Человек на Земле. Литосфера».

Раздел 4: Итоговое повторение за год (6 часов).

Контрольная работа №3 по разделу: «Человек на Земле. Литосфера» (итоговая).

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по разделу 1: «Планета Земля. Мир, в котором мы живем». Итоговое повторение по разделу 2: «План и карта» (по §8-12). Итоговое повторение по разделу 2: «План и карта» (по §12-16). Итоговое повторение по разделу 3: «Человек на Земле. Литосфера» (по §17-22). Итоговое повторение по разделу 3: «Человек на Земле. Литосфера» (по §22-27).



2. Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5-6 классах.

В результате изучения курса географии в 5 классе, учащийся должен: а) Называть и показывать:

  1. Основные науки о природе, науки, связанные с географией

  2. Важнейшие географические открытия древности, Средневековья и русских путешественников.

  3. Особенности строения Солнечной системы, ее основные объекты

  4. Изученные материки, океаны и части света, основные географические объекты нашей страны

б) Знать и понимать:

  1. Знать основные географические понятия и термины

  2. Наиболее распространенные методы географической науки, их значение для развития географии

  3. Представления древних людей об устройстве окружающего мира и развитие этих представлений в дальнейшем

  4. Понимать основные принципы ориентирования на местности по приборам, астрономическим объектам и местным признакам

в) Уметь:

  1. Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

  2. Различать между собою географическую карту и план местности

  3. Читать различные виды карт и планов местности при помощи системы условных знаков, сформировать у обучающихся начальные сведения о понятиях «масштаб», «градусная сеть».

  4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

г) Применять и использовать:

  1. Применять и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  2. Современные геоинформационные технологии и исследования космоса в изучении географии

  3. Знания об основных особенностях природы Земли с точки зрения их влияния на жизнь человека

  4. Сведения о современном состоянии географической оболочки и оценки влияния человека на нее.

В условиях внедрения в образовательные программы стандартов ФГОС меняются требования к оценке освоения обучающимися основной образовательной программы. Планируемые результаты обучения географии должны учитывать достижение предметных и личностных результатов. Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной личности, обладающей системой современных ценностей, мировоззренческих взглядов, идейно-нравственных и культурно-этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты: а) воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, формирование чувства гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности перед Родиной б) формирование ответственного отношения к учению, развитие способности учащихся к самообразованию и саморазвитию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в) развитие личностных представлений о целостности природы Земли, эмоционально-ценностное отношение к природе, осознание общности и значимости глобальных проблем человечества, уважительное отношение к истории, культуре, национальным особенностям народов России, толерантность по отношению к другим народам г) организация здорового и безопасного образа жизни, экологическое самосознание учащихся.

Предметные и метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, необходимыми для умения учиться. Важнейшие предметные результаты: а) представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, основополагающие сведения о Земле и природе планеты, как целостной системе, о единстве человека и природы и географических знаниях, как важного компонента научной картины мира б) основы картографической грамотности и использования географической карты, навыки использования территориального подхода, в том числе на примере своего региона, как основы географического мышления в современном, динамично меняющемся мире в) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, происходящих на планете, таких как уровень безопасности окружающей среды, соблюдение мер безопасности в случае природных и техногенных катастроф, общие представления о экологических проблемах г) навыки нахождения, использования и презентации географической информации, элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения характеристик компонентов окружающей среды и ее экологических параметров. Важнейшие метапредметные результаты: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение планировать пути достижения целей, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач 2. умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществление самоконтроля собственной деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий и их корректирование в соответствии с изменяющейся обстановкой, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи 3. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания для выделения критериев и классификации, умение устанавливать причинно-следственные связи 4. владение основами самоконтроля, самооценки и принятия решений 5. умение осознанно использовать речевые средства, в соответствии с поставленными задачами, владение письменной и устной речью, навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности в группе и с учителем, аргументация своей точки зрения 6. навыки чтения различных моделей и схем, грамотное использование современных информационных технологий (ИКТ).





















3. Календарно-тематическое планирование по географии.

5 класс (35 ч, 1 ч в неделю).

№ п/п

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Примечания

План

Факт

Раздел 1: Планета Земля. Мир в котором мы живем (9 часов).

1.

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

1



§1, зап. в тетр. учить, с.3 читать


2.

Как люди открывали Землю (1).

1



§2, читать, подготовить карточки ИГО


3.

Как люди открывали Землю (2).

1



§3, вопр. с.15 письменно (кроме №5)


4.

География сегодня.

1



§4, пересказ, выполнить к/к №1: «История географических открытий» (с.180-181 учебник).

Работа с к/к №1: «История географических открытий» (д/з)

5.

Практическая работа №1: «Выдающиеся географические открытия».

1



Повт. §1-4, учить географические объекты (океаны, материки, части света)


6.

Мы во Вселенной.

1



§5, пересказ

Задания №3, 4 с.21 выполняются н уроке.

7.

Движения Земли.

1



§6, зап. в тетр. учить.

Задание №8 с.24 выполняется на уроке.

8.

Солнечный свет на Земле.

1



§7, проекты по разделу №1 (с.18, с.28) по желанию.

Задания №1, 8 с.28 выполняются на уроке.

9.

Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Планета Земля. Мир в котором мы живем».

1



Подг. к к/р №1 (повт. §1-7 включит., зап. в тетр., карту и термины)


Раздел 2: План и карта (9 часов).

10.

Контрольная работа №1 по разделу: «Планета Земля. Мир в котором мы живем».

1



-

Возможны индивидуальные рекомендации

11.

Анализ контрольной работы. Ориентирование на местности.

1



§8, вопр. с.32 письменно.


12.

Земная поверхность на плане и карте (1).

1



§9, пересказ, подготовить карточки плана местности с.34 учебник

Задания №4,6,7 с.35 выполняются на уроке

13.

Земная поверхность на плане и карте (2). Учимся с Полярной звездой.

1



§10, зап. в тетр. учить, §11, читать.

Задания №8 с.35 выполняется на уроке

14.

Географическая карта.

1



§12, выполнить к/к №2: «Физическая карта полушарий» (с.176-177 учебник)

Работа с к/к №2: «Физическая карта полушарий» (д/з)


Задание №1 с.43 выполняется на уроке.


15.

Градусная сетка. Географические координаты (1).

1



§13, учить географические объекты с.176-177, §14, зап. в тетр. учить.


16.

Географические координаты (2). Учимся с Полярной звездой.

1



§15, задание в тетради письменно, §16, читать.

Задания №1, 4, 8 с.53 выполняются на уроке.

17.

Практическая работа №2: «Анализ географической информации на плане и карте».

1



Проекты по разделу №2 (с.56) по желанию.


18.

Обзорно-обобщающий урок по разделу: «План и карта».

1



Подг. к к/р №2 (повт. §8-15 включит., зап. в тетр., карту и термины)


Раздел 3: Человек на Земле. Литосфера (11 часов).

19.

Контрольная работа №2 по разделу: «План и карта».

1



-

Возможны индивидуальные рекомендации

20.

Анализ контрольной работы. Как люди заселяли Землю.

1



§17, пересказ


21.

Расы и народы. Учимся с Полярной звездой.

1



§18, зап. в тетр. учить, §19, задание в тетради письменно (кроме №3)


22.

Земная кора – верхняя часть литосферы.

1



§20, выполнить к/к №3: «Россия – моя Родина» (с.178-179 учебник)

Работа с к/к №3: «Россия – моя Родина» (д/з)


23.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1



§21, учить географические объекты России, с.178-179 и термины раздела.


24.

Движения земной коры (1), (2).

1



§22-23, зап. в тетр. учить

Задание №6 с.79 выполняется на уроке.

25.

Рельеф Земли. Равнины.

1



§24, читать


26.

Рельеф Земли. Горы.

1



§25, задание №9 с.87 письменно, ознакомиться с планами хар-ки равнин и гор с.83, 87.

Задания №7,11 с.87 выполняются на уроке устно


27.

Практическая работа №3: «Описание крупных форм рельефа Земли по плану».

1



Повт. §20-25, термины и географические объекты


28.

Литосфера и человек. Учимся с Полярной звездой.

1



§26, читать, §27, пересказ, задание из обобщения с.92 по желанию.


29.

Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Человек на Земле. Литосфера».

1



Подг. к к/р №3 (повт. §17-27 включит., зап. в тетр., карту и термины)


Раздел 4: Итоговое повторение за год (6 часов).

30.

Контрольная работа №3 по разделу: «Человек на Земле. Литосфера» (итоговая).

1



-

Включая задания из предыдущих контрольных работ №1 и №2.


Возможны индивидуальные рекомендации


31.

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по разделу 1: «Планета Земля. Мир в котором мы живем».

1



Повторить материал по параграфам учебника.


32.

Итоговое повторение по разделу 2: «План и карта» (по §8-12).

1



Повторить зап. в тетр.


33.

Итоговое повторение по разделу 2: «План и карта» (по §12-16).

1



Повторить изученные определения за год


34.

Итоговое повторение по разделу 3: «Человек на Земле. Литосфера» (по §17-22).

1



Повторить основные географические объекты за курс 5 класса.


35.

Итоговое повторение по разделу 3: «Человек на Земле. Литосфера» (по §22-27).

1



-








4. Учебно-методический комплект.

Для учащихся:

  1. Учебник «География». 5-6 кл. / Под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2019. – 191 с. ил., карт.

  2. Атлас «География материков и океанов» с комплектом контурных карт / ФГУП Омская картографическая фабрика, 2016

  3. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 2009

Для педагогов:

  1. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. – 115 с.

  2. Концепция развития географического образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы

Интернет-ресурсы:

  1. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  2. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  3. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  4. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  5. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  6. Google Earth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  7. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/

Используемый УМК:

  1. Учебник «География». 5-6 кл. / Под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2019. – 191 с. ил., карт.

  2. Атлас «География материков и океанов» с комплектом контурных карт / ФГУП Омская картографическая фабрика, 2016

  3. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. – 115 с.