СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии СОО (ФГОС) для 10-11 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Максаковский В.П. «География.10-11 классы: базовый уровень» (М.: Просвещение,2018.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии СОО (ФГОС) для 10-11 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникулинская средняя школа

МО «Цильнинский район»Ульяновской области



РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина

от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________



Рабочая программа

по географии СОО (ФГОС)

Наименование учебного предмета- География

Срок реализации программы, учебный год 2 года Класс 10-11

Учитель географии- Потапова Светлана Александровна

Количество часов по учебному плану: 10 класс-35 ч.,в неделю 1 час.,

11 класс-35ч.в неделю 1 ч.













Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_

подпись расшифровка

Пояснительная записка по географии

(10-11 классы)

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по географии (М.: Просвещение,2017);

Сборника примерных рабочих программ. Предметной линии «Полярная звезда». 5-11 классы. Предметной линии В.П. Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень :учеб. пособие для общеобразоват. организаций/(А.И. Алексеева и др.).- М.: Просвещение,2019.-204 с.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Максаковский В.П. «География.10-11 классы: базовый уровень» (М.: Просвещение,2018.-416 с.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение географии в 10-11 классах завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрывает географические аспекты глобальных и региональных явлений и процессов.

Базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Главные цели преподавания географии на ступени среднего общего образования на базовом уровне:

  • Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный походы для описания и анализа природных, социально –экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • Нахождение и применение географической информации, включая статистические материалы, геоинформционные системы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально- экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного обучения, коллективного обучения, деятельностного подхода в обучении, развития навыков контроля и самоконтроля, информационно- коммуникационные, здаровьесбережения и т.д.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков:

текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, тестов, проверочных работ, практических работ, работ с контурными картами и т.д.

Место курса географии в учебном плане

Курсу география на ступени среднего общего образования предшествует курс географии степени основного общего образования, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, основных закономерностях природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географической оболочке, проблемах взаимодействия природы и общества. Это звено в системе непрерывного географического образования является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в средней школе, а также основой для последующей уровневой дифференциации.

В учебном плане среднего общего образования география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области « общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне предусматривается по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения-70 часов. Программой предусмотрено проведение: практических работ - 11.

Требования к результатам обучения географии

Личностные результаты:

  • сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

  • сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного осознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребность в самореализации, творческой деятельности, построение и стремление к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

  • принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде; умение противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

  • готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологической деятельности.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

  • решать проблемные задачи; владеть основами исследовательской и проектной деятельности;

  • давать определения понятий, выделять наиболее существенные признаки объектов и явлений, обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • находить информацию в различных источниках, оценивать её достоверность;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • развивать ИКТ-компетентность;

  • строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные задачи;

  • планировать пути достижений целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • работать в соответствии с предложенным или составленным планом;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

коммуникативные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности, работать в группе;

  • осознанно использовать речевые средства высказывать суждения по обсуждаемой проблеме, подтверждая их фактами;

  • слушать и слышать другое мнение, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку и его мнению.

Предметные результаты:

  • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально- экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

Перечень обязательной географической номенклатуры

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Столицы стран Европы.

Зарубежная Азия и Австралия:

Страны и столицы

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн

Африка:

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

США и Канада:

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон.

Латинская Америка:

Страны и столицы.

Производители:

Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Сахар: Куба

Кофе: Бразилия, Колумбия

Мясо и пшеница: Аргентина

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

Крупнейшие городские агломерации мира:

Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:

Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны –лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Максаковский В.П. География.10-11 классы: базовый уровень. Учебник М.: Просвещение,2017.

  2. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: базовый уровень. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2018.

  3. Атлас.10-11 классы. Экономическая и социальная география мира. Дрофа, 2018.

  4. Контурные карты.География.10-11 классы. Дрофа,2018















Аннотация к рабочей программе по географии (10-11 классы)

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 10-11 класса средней (полной) общеобразовательной (базового уровня) школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-9 классах. Рабочая программа по географии для 10-11 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс географии завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий. Содержание курса направлено на формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также на развитие познавательного интереса к другим народам и странам.

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

•целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

•комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

•социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. На изучение курса географии на базовом уровне предусматривается по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения-70 часов. Программой предусмотрено проведение: практических работ - 11. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Максаковский В.П. География.10-11 классы: базовый уровень. Учебник М.: Просвещение,2017.

  2. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: базовый уровень. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2018.

  3. Атлас.10-11 классы. Экономическая и социальная география мира. Дрофа, 2018.

  4. Контурные карты.География.10-11 классы. Дрофа,2018




















1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

(10 класс)

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • формирование картографической грамотности;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;

  • формирование умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в средней школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;

  • мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;

  • коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • пользоваться различными способами самоконтроля;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • пользоваться навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • представлять информацию в различных формах(письменной и устной) и видах;

  • работать с разными видами текстов(учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

  • составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

  • умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности - самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов, решение задач;

  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

информационно-технологические:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.


коммуникативные:

  • умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умение отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • умения обмениваться информацией по теме курса, фиксировать её в процессе коммуникации.


рефлексивные:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже. Предметные результаты изучения географии в 10 классе:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

оценивать:

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

  • рекреационные ресурсы мира;

  • современное геополитическое положение стран и регионов;

  • положение России в современном мире;

  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

  • тенденции и пути развития современного мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел1.Общая характеристика мира (35 ч)

Введение (1ч)

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география как одна из «стволовых ветвей» географии. методы географических исследований. подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно- географический, статистический) и новые (математический, математико - географического моделирования, дистанционно- аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально- экономической географии. Источники географической информации. Переход от бумажной информации к машинной. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 ч)

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. переход «холодной войны» (1946- 1989 гг.). Разрядка международной напряженности. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно- территориального устройства: унитарная и федеральная.

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Практические работы

1. Описание политико-географического положения страны.

Тема 2.География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы (5 ч)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свой­ства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. За­кон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масшта­бов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практические работы

2. Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира.

3. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в географической и картографической форме.

Тема 3. География населения мира (7 ч)

Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распрост­ранение по территории мира.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы

4. Характеристика населения одной из стран мира по плану.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 ч)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природ­но-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хо­зяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйст­ва, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 ч)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности разме­щения добывающей промышленности. Обрабатывающая промыш­ленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяй­ства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспорт­ная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуника­ционная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для раз­вития национальных хозяйств

Практические работы

5. Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения.

Итоговый контроль (1ч)

3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздела

(Темы)

Количество

часов

Практические

работы

Дата

по плану

фактически


Раздел 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА


35

6




Тема1. Современная политическая карта мира (6ч)

6




1.

Введение





2

Многообразие стран современного мира





3

Влияние международных отношений на политическую карту мира





4

Государственный строй стран мира





5

Политическая география и геополитика.

П.Р. №1 «Описание политико-географического положения страны»


1




Тема 2. Природа и человек в современном мире

5




6






7

Взаимодействие общества и природы.





8

Мировые природные ресурсы. П.Р. №2

«Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира».


1



9

Мировые природные ресурсы. П.Р. №3 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её графической и картографической форме».


1



10

Загрязнение и охрана окружающей среды.





11

Географическое ресурсоведение и геоэкология.






Тема 3. География населения мира

7




12

Численность и воспроизводство населения.





13

Состав населения мира (половой, возрастной).





14

Этнический и религиозный состав населения.





15

Размещение и миграция населения





16

Городское и сельское население





17

Обобщающее повторение по теме «География населения мира». П.Р. №4 «Характеристика населения одной из стран мира по плану»


1



18

Контроль знаний по теме «География населения мира»






Тема 4. Научно- техническая революция и мировое хозяйство

7




19

Научно- техническая революция





20

Мировое хозяйство





21

Отраслевая структура мирового хозяйства





22

Территориальная структура мирового хозяйства





23

Факторы размещения производительных сил в эпоху НТР





24

Обобщающее повторение по теме «Научно- техническая революция и мировое хозяйство»





25

Контроль знаний по теме «Научно- техническая революция и мировое хозяйство»






Тема 5.География отраслей мирового хозяйства

9




26

География промышленности. Топливно- энергетическая промышленность мира





27

Горнодобывающая и металлургическая промышленность мира





28

Машиностроение мира. П.Р. №5 « Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения»


1



29

Химическая, лесная и легкая промышленность мира





30

География сельского хозяйства и рыболовства





31

География транспорта





32

П.Р. №6 «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»


1



33

Всемирные экономические отношения





34

Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства»





35

Итоговый контроль знаний за курс 10 класса






Итого

35












1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

(11 класс)

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • формирование картографической грамотности;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;

  • формирование умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в средней школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;

  • мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;

  • коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • пользоваться различными способами самоконтроля;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • пользоваться навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • представлять информацию в различных формах(письменной и устной) и видах;

  • работать с разными видами текстов(учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

  • составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

  • умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности - самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов, решение задач;

  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

информационно-технологические:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.


коммуникативные:

  • умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умение отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • умения обмениваться информацией по теме курса, фиксировать её в процессе коммуникации.


рефлексивные:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже. Предметные результаты изучения географии в 10 классе:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

оценивать:

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

  • рекреационные ресурсы мира;

  • современное геополитическое положение стран и регионов;

  • положение России в современном мире;

  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

  • тенденции и пути развития современного мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел II. Региональная характеристика мира – ( 31 ч)

Тема 6. Зарубежная Европа – ( 8 ч)

Региональная характеристика мира. Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания) и принципы их выделения. Страна. Государство.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Показатели миграционного прироста населения в Европейском регионе. Основные черты национального и религиозного состава; обост­рение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры.

Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономические связи.

Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды.

Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона.

Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории. Европейские страны «Большой семерки».

Федеративная Республика Германия - наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.

Практические работы

Пр.р.№1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран зарубежной Европы .

Тема 7. Зарубежная Азия и Австралия – (11 ч)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель.

Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия - родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания.

Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории.

Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай - самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера.

Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегалополис Токайдо. Значение Токио.

Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия - самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения: городское население и крупнейшие города; сельское население.

Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой ре­волюции».

Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Австралия и Океания. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и Океании.

Общая характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Общая характеристика Океании. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. История освоения. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Характеристика хозяйства. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практические работы

Пр.р.№2.Классификация стран зарубежной Азии

Пр.р.№3. Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной

Пр.р.№4.Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

Пр.р.№5. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза

Тема 8. Африка – ( 2ч)

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения насе­ления и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи.

Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.

Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона — Северная и Тропическая Африка: образ территории.

ЮАР - единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Практические работы

Пр.р.№ 6.Составление прогноза экономического развития стран Африки

Тема 9. Северная Америка – (5 ч)

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышлен­ности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США - «мастерская нации». Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США - регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США - регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад - самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Практические работы

Пр.р.№7.Сравнение двух макрорегионов США

Пр.р.№8. Составление программы освоения территории Канады

Тема 5. Латинская Америка –( 2 ч)

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации - Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.

Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы.

Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.

Бразилия - тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.

Практические работы

Пр.р.№ 9. Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки

Тема 11. Россия в современном мире – (3 ч)

Место России в мировой политике и международных отношениях. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Место России в населении мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Важнейшие сферы геополитических интересов России.

Экономика России на мировом фоне. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Лоббирование национальных интересов. Экономические приоритеты в мировой политике. Место России в отдельных отраслях мирового хозяйства. Место России в мире по качеству жизни. Перспективы развития России до 2020 года.

Практические работы

Пр.р.№10. Анализ современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Пр.р.№11. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции.

Раздел III. Глобальные проблемы человечества – (3 ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные проекты; их географические аспекты. Понятие об устойчивом развитии. Устойчивое развитие: три главных компонента. Устойчивое развитие и география.

Итоговый контроль(1ч)

3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздела

(Темы)

Количество

часов

Практические

работы

Дата

по плану

фактически


Раздел 2.

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

35

11




Тема 6. Зарубежная Европа – 8 ч


8




1.

Общая характеристика зарубежной Европы





2

Население стран зарубежной Европы





3

Хозяйство стран зарубежной Европы





4

Непроизводственная сфера стран зарубежной Европы





5

Географический рисунок расселения и хозяйства. регионы зарубежной Европы.





6

Федеративная Республика Германии





7

Сравнение двух стран зарубежной Европы.

Пр.р №1 «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»





8

Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Европа»






Тема 7. Зарубежная Азия и Австралия

11 ч





9

Общая характеристика

Зарубежной Азии.

Пр.р.№2 «Классификация стран зарубежной Азии»


1



10

Население стран зарубежной Азии





11

Хозяйство стран зарубежной Азии: пять центров экономической мощи





12

Китай





13

Хозяйство Китая.

Пр.р №3 «Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной»





14

Япония





15

Хозяйство Японии.

Пр.р.№ 4. «Составление картосхемы международных экономических связей Японии»





16

Индия





17

Обобщающее повторение по теме

«Китай, Индия, Япония»





18

Австралия.

Пр.р. №5 «Составление картосхемы международных экономических связей

Австралии»





19

Контроль знаний по теме «Зарубежная Азия. Австралия»


1




Тема 8. Африка




20

Общая характеристика Африки.

Пр.р. № 6 «составление прогноза экономического развития стран Африки»


1



21

Регионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.






Тема 9. Северная Америка

5 ч




22

Северная Америка. США. Общая характеристика: ЭГП и население США





23

Природные ресурсы и хозяйство США





24

Макрорегионы США.

Пр.р. № 7 «Сравнение двух макрорегионов США»


1



25

Канада. Пр.р. №8 «Составление программы освоения территории Канады»


1



26

Обобщающее повторение по теме «Северная Америка»






Тема 5. Латинская Америка

2 ч




27

Общая характеристика

Латинской Америки





28

Страны Латинской Америки. Бразилия.

Пр.р. №9 «Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки»






Тема11. Россия в современном мире

3 ч




29

Место России в мировой политике, в природно-ресурсном и людском потенциале.

Пр.р. №10 «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития»


1



30

Место России в мировом хозяйстве.

Пр.р. №11 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции»





31

Место России в мире по качеству жизни. Стратегия развития России до 2020 г.






Раздел 3.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

3





Тема12. Глобальные проблемы человечества

3




32-33

Глобальные проблемы человечества





34

Стратегия устойчивого развития





35

Итоговый контроль знаний за курс 11 классов






Итого

35