Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Геометрия» в 9 классе МАОУ «СОШ №1» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1) Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, от 18 мая 2015 года, от 31 декабря 2015 года); основной образовательной программы МАОУ «СОШ №1».
3)Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы:
учеб. Пособие для общеобразовательных организаций В.Ф. Бутузов.-5-е изд.-
М.:Просвещение, 2017.
4) Учебник для общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9
классы/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев. М. «Просвещение» 2017
5)Учебный план МАОУ "СОШ №1 на 2020-2021 учебный год"
6)Календарный учебный график МАОУ «СОШ №1» на 2020 – 2021 учебный год.
Программа по геометрии в 9 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю). Согласно календарному учебному графику на 2020 – 2021 учебный год, она будет реализована в объеме 68 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета 7-9 класса
Наглядная геометрия.
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
Распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
•вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
Оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин.
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
•вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длину дуги окружности, формулы площадей фигур;
•вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
•вычислять длину окружности, дину дуги окружности;
•решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
•решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Выпускник получит возможность:
•вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, треугольников, круга и сектора;
•вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
•приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников
Координаты
Выпускник научится:
•вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
•использовать координатный метод при изучении свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
•овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
•приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
•приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
Векторы
Выпускник научится:
•оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
•находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный , переместительный и распределительный законы;
•вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
•овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
•приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Геометрия» в 9 классе
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися 9 класса рабочей программы по геометрии будут достигнуты следующие личностные результаты:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметными результатами освоения учащимися 9 класса рабочей программы по геометрии являются:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами освоения учащимися 9 класса рабочей программы по геометрии являются:
1. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2. Умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3. Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4. Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5. Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6. Умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров;
7. Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы
1.Векторы(8ч). Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
2. Метод координат(10ч). Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
3.Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведения векторов(11ч). Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
4.Длина окружности и площадь круга (12ч). Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
5.Движения(8ч). Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
6. Начальные сведения из стереометрии (8ч). Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
7.Об аксиомах планиметрии(2ч)
8.Повторение. Решение задач (9ч).
Основное содержание программы
№ п\п | Разделы программы | Количество часов | Количество к\р |
1 | Векторы | 8 | 1вх/к р |
2 | Метод координат | 10 | 1 |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведения векторов | 11 | 1 |
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
5 | Движения | 8 | 1 |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 8 | |
7 | Об аксиомах планиметрии | 2 | |
8 | Повторение | 9 | 1 ит кр |
| Итого | 68 | 6 |
Тематическое планирование 9 класс (68 часов)
в 2019-2020 учебном году
№ п/п урока | Название раздела, главы Темы уроков | Количество часов |
1 | Понятие вектора | 1 |
2 | Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | 1 |
3 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов | 1 |
4-5 | Вычитание векторов | 2 |
6 | Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 1 |
7-8 | Средняя линия трапеции | 2 |
| Глава Х.Метод координат(10ч) | |
| §1.Координаты вектора(2ч) | |
9 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 |
10 | Координаты вектора | 1 |
| §2.Простейшие задачи в координатах(2ч) | |
11 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 |
12 | Простейшие задачи в координатах | 1 |
| §3.Уравнение окружности и прямой(3ч) | |
13 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | 1 |
14 | Уравнение прямой | 1 |
15 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 |
16-17 | Решение задач | 2 |
18 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат» | 1 |
| Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(11ч) | |
| §1.Синус, косинус и тангенс угла(3ч) | |
19 | Синус, косинус и тангенс | 1 |
20 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 |
21 | Формулы для вычисления координат точки | 1 |
| §2.Соотношения между сторонами и углами треугольника(4ч) | |
22 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов | 1 |
23 | Теорема косинусов | 1 |
24-25 | Решение треугольников. Измерительные работы | 2 |
| §3.Скалярное произведение векторов(2ч) | |
26 | Угол между векторами Скалярное произведение векторов. | 1 |
27 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | 1 |
28 | Решение задач | 1 |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 |
| Глава ХII. Длина окружности и площадь круга(12ч) | |
| §1.Правильные многоугольники(4ч) | |
30 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 |
31 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 |
32 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 |
33 | Построение правильных многоугольников | 1 |
| §2.Длина окружности и площадь круга(7ч) | |
34 | Длина окружности | 1 |
35 | Площадь круга | 1 |
36-37 | Площадь кругового сектора | 2 |
38-40 | Решение задач | 3 |
41 | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 |
| Глава ХIII.Движения(8ч) | |
| §1Понятие движения(3ч) | |
42 | Отображение плоскости на себя | 1 |
43-44 | Понятие движения | 2 |
| §2.Параллельный перенос и поворот(3ч) | |
45 | Параллельный перенос | 1 |
46-47 | Поворот | 2 |
48 | Решение задач | 1 |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Движения» | 1 |
| Глава ХIV.Начальные сведения из стереометрии(8ч) | |
| §1Многогранники(4ч) | |
50 | Предмет стереоетрии. Многогранник. Призма. | 1 |
51 | Параллелепипед. | 1 |
52 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
53 | Пирамида. | 1 |
| §2 Тела и поверхности вращения(4ч) | |
54 | Цилиндр | 1 |
55 | Конус. | 1 |
56 | Сфера и шар. | 1 |
57 | Сфера и шар. | 1 |
58-59 | Об аксиомах планиметрии(2ч) | 2 |
60-67 | Повторение. Решение задач.(8ч) | 8 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |