Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 42 имени Б.Г. Шуклина» города Курска
Рабочая программа
по предмету
«Информатика»
на 2024-2025 учебный год
8 а класс
Общее количество часов: 68 часов
Основания для разработки программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и авторская программа по информатике для 8 класса общеобразовательных учреждений (автор И.Г. Семакин).
Программа составлена учителем информатики и ИКТ
Орловой Марией Николаевной
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
за 8 класс
Личностные результаты:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, программа, модель – и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает 5 разделов. Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.
-
Передача информации в компьютерных сетях – 7 ч
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web – страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
-
осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера;
-
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
Информационное моделирование – 8 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
Хранение и обработка информации в базах данных – 11 ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных, СУБД, информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
Алгоритмы и программирование - 21 ч.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Анализ алгоритмов для исполнителей. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Использование циклов для решения задач.
Практика на компьютере: установка программы, ввод/вывод данных на Python, изменение программы, создание программы на языке Python для решения различных задач.
Учащиеся должны знать / понимать:
-
понятие алгоритм, виды алгоритмов, способы записи алгоритмов;
-
понятие программы, структура программы на Python;
-
типы данных, циклы
Учащиеся должны уметь:
-
выполнить установку программы;
-
выполнить простейшую программу в интерактивной среде;
-
написать комментарии в программе.
-
Табличные вычисления на компьютере – 17 ч.
Двоичная система счисления. Представление числа в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций, обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Информатика» в 8-х классах
на 2024-2025 учебный год
Учебник И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова «Информатика» 8 класс
Всего 68 часа (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата изучения |
8 «Б» |
По плану | По факту |
Передача информации в компьютерных сетях (7 ч) |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Как устроена компьютерная сеть | 1 | § 1, доклады | | |
2 | Аппаратное и программное обеспечение глобальных сетей. | 1 | §1, № 5, доклады | | |
3-4 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. | 2 | § 2, практическая работа, доклады | | |
| |
5-6 | Интернет. Служба WorldWideWeb. Способы поиска в Интернете | 2 | § 3, 4, № 9 | | |
| |
7 | Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). | 1 | § 4 | | |
Информационное моделирование (8 ч) |
8 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. | 1 | § 6, №6,7 | | |
9 | Графические информационные модели. Табличные модели. | 1 | § 7 | | |
10 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | §8 | | |
11 | Графы | 1 | §8, №4,5,6 | | |
12-13 | Решение задач с использованием графов | 2 | Решение задач | | |
| |
14 | Информационное моделирование на ПК. | 1 | § 9, № 4, система основных понятий | | |
15 | Контрольная работа «Компьютерные сети и информационное моделирование» | 1 | Повторение | | |
Хранение и обработка информации в базах данных (11 ч) |
16 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные БД | 1 | § 10, №9 | | |
17 | Назначение СУБД. Работа с готовой БД | 1 | § 11 | | |
18 | Проектирование однотабличной базы, создание простой БД | 1 | § 12, практическая работа | | |
19 | Логические высказывания. Логические операции «и», «или», «не» | 1 | § 13 | | |
20-21 | Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. | 2 | § 13 | | |
| |
22 | Сложные условия. Определение истинности составного высказывания | 1 | § 14 | | |
23 | Построение таблиц истинности логических выражений | 1 | | | |
24-25 | Решение задач на условия поиска в БД | 2 | Решение задач | | |
| |
26 | Контрольная работа «Хранение о обработка информации в БД» | 1 | Повторение | | |
Алгоритмы и программирование (21 ч) |
27 | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов | 1 | Учить записи | | |
28 | Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма | 1 | №2,3 | | |
29 | Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический | 1 | Учить записи | | |
30 | Язык программирования. Система программирования | 1 | | | |
31 | Оператор присваивания. Типы данных int, float, str. Строковый тип данных | 1 | | | |
32 | Числовые типы данных. Встроенные функции min(), max(), abs(). | 1 | | | |
33 | Арифметические выражения. Операции с целыми числами. | 1 | | | |
34-35 | Задачи на элементарные действия с числами. Проверка делимости одного целого числа на другое | 2 | Решение задач | | |
| |
36-37 | Условный оператор. Логические операции and, or, not | 2 | | | |
| |
38 | Множественное ветвление | 1 | | | |
39 | Вложенный и каскадный условный оператор | 1 | | | |
40-41 | Циклы со счётчиком | 2 | | | |
| |
42-43 | Циклы с предусловием | 2 | | | |
| |
44 | Решение задач с помощью циклов | 1 | Решение задач | | |
45 | Вложенные циклы | 1 | Практическая работа | | |
46 | Обобщение темы «Алгоритмы и программирование» | 1 | Повторение | | |
47 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы и программирование» | 1 | Не задано | | |
Табличные вычисления на компьютере (17 ч) |
48 | Системы счисления. Позиционные и непозиционные СС | 1 | § 17 | | |
49 | Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления | 1 | § 17 | | |
50 | Двоичная и восьмеричная системы счисления | 1 | § 18 | | |
51 | Шестнадцатеричная система счисления | 1 | § 18 | | |
52 | Перевод чисел в различных системах счислений | 1 | § 18 | | |
53 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | § 19 | | |
54 | Электронные таблицы. Структура ЭТ. Типы данных в ячейках электронной таблицы | 1 | § 20, №2, 3, 4(1-4) | | |
55-56 | Редактирование и форматирование таблиц | 2 | § 20 | | |
| |
57 | Встроенные функции для поиска максимума, минимума | 1 | § 21 | | |
58 | Встроенные функции для поиска суммы и среднего арифметического | 1 | § 21 | | |
59 | Сортировка данных в выделенном диапазоне | 1 | § 21, №4 | | |
60 | Фильтрация данных в выделенном диапазоне | 1 | § 21Б №5,6 | | |
61 | Относительная, абсолютная и смешанная адресация | 1 | § 22 | | |
62 | Преобразование формул при копировании | 1 | § 22, №2 | | |
63 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах | 1 | § 23, практическая работа | | |
64 | Обобщение раздела «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | Повторение | | |
Повторение (4 ч) |
65 | Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса | 1 | Повторение | | |
66-67 | Обобщенное повторение пройденного | 2 | Повторение | | |
| |
| Интерактивная игра «Информационный калейдоскоп» | 1 | Повторение | | |