СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс.2024-2025 гг. Технологический класс (2ч. в неделю)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс.2024-2025 гг. Технологический класс (2ч. в неделю)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 42 имени Б.Г. Шуклина» города Курска



Рабочая программа

по предмету

«Информатика»

на 2024-2025 учебный год



8 а класс



Общее количество часов: 68 часов


Основания для разработки программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и авторская программа по информатике для 8 класса общеобразовательных учреждений (автор И.Г. Семакин).



Программа составлена учителем информатики и ИКТ

Орловой Марией Николаевной

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»

за 8 класс

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, программа, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета

Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает 5 разделов. Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 7 ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web – страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;

  • осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера;

  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование – 8 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Алгоритмы и программирование - 21 ч.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).

Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.

Анализ алгоритмов для исполнителей. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Использование циклов для решения задач.

Практика на компьютере: установка программы, ввод/вывод данных на Python, изменение программы, создание программы на языке Python для решения различных задач.

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие алгоритм, виды алгоритмов, способы записи алгоритмов;

  • понятие программы, структура программы на Python;

  • типы данных, циклы

Учащиеся должны уметь:

  • выполнить установку программы;

  • выполнить простейшую программу в интерактивной среде;

  • написать комментарии в программе.

  1. Табличные вычисления на компьютере – 17 ч.

Двоичная система счисления. Представление числа в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций, обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.

Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Информатика» в 8-х классах

на 2024-2025 учебный год


Учебник И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова «Информатика» 8 класс

Всего 68 часа (2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата изучения

8 «Б»

По плану

По факту

Передача информации в компьютерных сетях (7 ч)

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Как устроена компьютерная сеть

1

§ 1, доклады



2

Аппаратное и программное обеспечение глобальных сетей.

1

§1, № 5, доклады



3-4

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

2

§ 2, практическая работа, доклады





5-6

Интернет. Служба WorldWideWeb. Способы поиска в Интернете

2

§ 3, 4, № 9





7

Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

1

§ 4



Информационное моделирование (8 ч)

8

Понятие модели. Назначение и свойства моделей.

1

§ 6, №6,7



9

Графические информационные модели. Табличные модели.

1

§ 7



10

Решение логических задач с помощью таблиц

1

§8



11

Графы

1

§8, №4,5,6



12-13

Решение задач с использованием графов

2

Решение задач





14

Информационное моделирование на ПК.

1

§ 9, № 4, система основных понятий



15

Контрольная работа «Компьютерные сети и информационное моделирование»

1

Повторение



Хранение и обработка информации в базах данных (11 ч)

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные БД

1

§ 10, №9



17

Назначение СУБД. Работа с готовой БД

1

§ 11



18

Проектирование однотабличной базы, создание простой БД

1

§ 12, практическая работа



19

Логические высказывания. Логические операции «и», «или», «не»

1

§ 13



20-21

Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции.

2

§ 13





22

Сложные условия. Определение истинности составного высказывания

1

§ 14



23

Построение таблиц истинности логических выражений

1




24-25

Решение задач на условия поиска в БД

2

Решение задач





26

Контрольная работа «Хранение о обработка информации в БД»

1

Повторение



Алгоритмы и программирование (21 ч)

27

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов

1

Учить записи



28

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма

1

№2,3



29

Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический

1

Учить записи



30

Язык программирования. Система программирования

1




31

Оператор присваивания. Типы данных int, float, str. Строковый тип данных

1




32

Числовые типы данных. Встроенные функции min(), max(), abs().

1




33

Арифметические выражения. Операции с целыми числами.

1




34-35

Задачи на элементарные действия с числами. Проверка делимости одного целого числа на другое

2

Решение задач





36-37

Условный оператор. Логические операции and, or, not

2






38

Множественное ветвление

1




39

Вложенный и каскадный условный оператор

1




40-41

Циклы со счётчиком

2






42-43

Циклы с предусловием

2






44

Решение задач с помощью циклов

1

Решение задач



45

Вложенные циклы

1

Практическая работа



46

Обобщение темы «Алгоритмы и программирование»

1

Повторение



47

Контрольная работа по теме «Алгоритмы и программирование»

1

Не задано



Табличные вычисления на компьютере (17 ч)

48

Системы счисления. Позиционные и непозиционные СС

1

§ 17



49

Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления

1

§ 17



50

Двоичная и восьмеричная системы счисления

1

§ 18



51

Шестнадцатеричная система счисления

1

§ 18



52

Перевод чисел в различных системах счислений

1

§ 18



53

Представление чисел в памяти компьютера

1

§ 19



54

Электронные таблицы. Структура ЭТ. Типы данных в ячейках электронной таблицы

1

§ 20, №2, 3, 4(1-4)



55-56

Редактирование и форматирование таблиц

2

§ 20





57

Встроенные функции для поиска максимума, минимума

1

§ 21



58

Встроенные функции для поиска суммы и среднего арифметического

1

§ 21



59

Сортировка данных в выделенном диапазоне

1

§ 21, №4



60

Фильтрация данных в выделенном диапазоне

1

§ 21Б №5,6



61

Относительная, абсолютная и смешанная адресация

1

§ 22



62

Преобразование формул при копировании

1

§ 22, №2



63

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

1

§ 23, практическая работа



64

Обобщение раздела «Табличные вычисления на компьютере»

1

Повторение



Повторение (4 ч)

65

Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса

1

Повторение



66-67

Обобщенное повторение пройденного

2

Повторение






Интерактивная игра «Информационный калейдоскоп»

1

Повторение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!