ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15), адаптированная образовательная программа основного общего образования.
Также имеется возможность реализации рабочей программы по природоведению с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (образовательных платформ МЭШ, РЭШ, Яндекс. Учебник, Учи.ру, ЯКласс, электронных форм учебников, ЭУП, интерактивных приложений, онлайн-тестов, презентаций, платформ Skype, Zoom, Discord, WhatsApp, Viber).
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»)1.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике для основной школы авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова «Программа для основной школы 7-9 классы». Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников Информатика 7 класс Л. Л. Босова А. Ю. Босова. М. БИНОМ. Лаборатория знаний.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.3.4.1.3 | Л. Л. Босова А. Ю. Босова. | Информатика | 7 | М. БИНОМ. Лаборатория знаний. |
Цели:
быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;
конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
№ | Тема раздела и уроков | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | | |
Тема Информация и информационные процессы |
2 | Информация и её свойства | 1 | | | |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | | | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | | | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | 1 | | | |
6 | Представление информации | 1 | | | |
7 | Дискретная форма представления информации | 1 | | | |
8 | Единицы измерения информации | 1 | | | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | 1 | | | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | | | |
11 | Персональный компьютер. | 1 | | | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | | | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | | | | |
14 | Файлы и файловые структуры | 1 | | | |
15 | Пользовательский интерфейс | 1 | | | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | | | |
Тема Обработка графической информации |
17. | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | | | |
18. | Компьютерная графика | 1 | | | |
19. | Создание графических изображений | 1 | | | |
20. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | | | |
Тема Обработка текстовой информации |
21. | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | | | |
22. | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | | | |
23. | Прямое форматирование | 1 | | | |
24 | Стилевое форматирование | 1 | | | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | | | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | | | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | | | |
28 | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 | | | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | | | |
Тема Мультимедиа |
30 | Технология мультимедиа. | 1 | | | |
31 | Компьютерные презентации | 1 | | | |
32 | Создание мультимедийной презентации | 1 | | | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 | | | |
Итоговое повторение (2 ч) |
34 | Основные понятия курса. | 1 | | | |
35 | Итоговое тестирование. | 1 | | | |
Для себя заполнять журнал
№ п/п | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение. |
Тема Информация и информационные процессы |
2. | Информация и её свойства | §1.1. |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2. |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2. |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3. |
6. | Представление информации | §1.4 |
7. | Дискретная форма представления информации | §1.5. |
8. | Единицы измерения информации | §1.6. |
9. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией |
10. | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1 |
11. | Персональный компьютер. | §2.2 |
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3. |
13. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 |
14. | Файлы и файловые структуры | §2.4. |
15. | Пользовательский интерфейс | §2.5 |
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | |
Тема Обработка графической информации |
17. | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 |
18. | Компьютерная графика | §3.2 |
19. | Создание графических изображений | §3.3 |
20. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | |
Тема Обработка текстовой информации |
21. | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 |
22. | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 |
23. | Прямое форматирование | §4.3 |
24. | Стилевое форматирование | §4.3 |
25. | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 |
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 |
27. | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 |
28. | Оформление реферата История вычислительной техники | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | |
Тема Мультимедиа |
30. | Технология мультимедиа. | §5.1 |
31. | Компьютерные презентации | §5.2 |
32. | Создание мультимедийной презентации | §5.2 |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | |
Итоговое повторение |
34. | Основные понятия курса. | |
35. | Итоговое тестирование. | |
1 Полное описание УМК представлено в разделе программы «Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».