СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана в соотвествии с требования ФГОС. Рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Рассмотрено Руководитель МО _________/ Р.Ф.Салимшина/ Протокол № 1 от «24» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _________/ Р.М.Тазова/ от «31» августа 2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _______________/З.С. Гилязова / Приказ № 1 от «01» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района
Фазлыевой Гузель Талгатовны
«Принято»
На засединии педагогического совета
Протокол №2
От «29» августа 2018г.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по информатике для 7 класса составлена на основе:
Учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ;
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ - компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Семакина И. Г. состоящего из:
1. Учебник «Информатика» для 7 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012
3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики: формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами обучающихся являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
Предметными результатами обучающихся являются: умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит»,«байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; восприятие компьютера как универсального устройства обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 7, 8, 9 классах.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю/35 учебных недель). Поскольку курс информатики для 7 класса основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики 7 класса включает в себя следующие содержательные линии:
- Информация и информационные процессы;
- Представление информации;
- Компьютер: устройство и ПО.
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ - компетентности учащихся. Авторы сохранили в содержании учебников принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно - познавательную деятельность обучающихся.Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся. Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно- коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности). Многие составляющие ИКТ - компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Предполагаемые предметные результаты изучения курса «Информатика»
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных; включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст
на диске, загружать его с диска, выводить на печать; строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить связь между информацией и знаниями человека;
отличать информационные процессы;
различать естественные и формальные языки;
определять единицу измерения информации – бит (алфавитный подход);
правилам техники безопасности при работе на компьютере;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие, основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации), структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти, принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура, назначение программного обеспечения и его состав;
представлять символьную информацию в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера;
понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.; определять что такое мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера, основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 90% и более отлично 75-89%% хорошо 50-74%% удовлетворительно менее 50% неудовлетворительно.
При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет– неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности– неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; - отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание рабочей программы предмета «Информатика»
7 класс
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Человек и информация – 5 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение– 7 ч.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 9 ч.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 6 ч.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедиа и компьютерные презентации – 8 ч.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Тематическое планирование курса ИНФОРМАТИКА для 7 класса
Кол-во часов |
Тема урока |
«Человек и информация» (5 часов) | |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. |
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. |
3 | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. |
4 | Работа с клавиатурным тренажером. |
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. |
«Компьютер: устройство и программное обеспечение» (7 часов) | |
1 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. |
2 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. |
3 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. |
4 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. |
5 | Файлы и файловые структуры. |
6 | Работа с файловой структурой операционной системы. |
7 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» |
«Текстовая информация и компьютер» (9 часов) | |
1 | Тексты в компьютерной памяти. |
2 | Административная контрольная работа за I полугодие. |
3 | Работа над ошибками.Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы |
4 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. |
5 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. |
6 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. |
7 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. |
8 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. |
9 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». |
«Графическая информация и компьютер» (6 часов) | |
1 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики |
2 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. |
3 | Принципы кодирования изображения |
4 | Работа с векторным графическим редактором. |
5 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики |
6 | Форматы графических файлов |
«Мультимедиа и компьютерные презентации» (8 часов) | |
1 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. |
2 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. |
3 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа |
4 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. |
5 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука |
6 | Итоговая контрольная работа |
7 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов |
8 | Защита проектов |
ВСЕГО: 35 часов |
Содержание рабочей программы предмета «Информатика и ИКТ»
8 класс сделать на 70 часов
Человек и информация – 5 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер – 9 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер – 14 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Источники информации и средства обучения
I. Учебно-методический комплект
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 7-8 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 7-8 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows 7.
Антивирусная программа Dr. Web
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Stamina.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007 - 2010.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
7 класс
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учебно-тематическое планирование
по информатике в 7 классе
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Фазлыева Г.Т.
Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час
Контрольных работ: 4, в том числе административных контрольных работ: 2
Планирование составлено на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2018-2019 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике;
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Учебники:
1) Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-6-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2002г. № 1067, № 969
Дополнительная литература:
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/
www.klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ
www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
http://www.on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel
http HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf":// HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf"www HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf". HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf"problems HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf". HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf"ru HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf"/ HYPERLINK "http://www.problems.ru/inf"inf /задачи по информатике
http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера
Учебно-тематическое планирование
по информатике ИКТ в 8 классе
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Фазлыева Г.Т.
Количество часов: всего 70 часов, в неделю 2 часа
Контрольных работ: 4, в том числе административных контрольных работ: 2
Планирование составлено на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2018-2019 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике;
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
программы основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Учебники:
1) Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 969
Дополнительная литература:
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.
Календарно - тематическое планирование предмета Информатика (7 класс) вариант 1
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения занятия | ||||
По плану | По факту | |||||
7 а | 7б
| 7 а | 7б
| |||
| Человек и информация | |||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. | 04.09.18 | 04.09.18 |
|
| |
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 11.09.18 | 11.09.18 |
|
| |
3 | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. | 18.09.18 | 18.09.18 |
|
| |
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | 25.09.18 | 25.09.18 |
|
| |
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 02.10.18 | 02.10.18 |
|
| |
| Компьютер: устройство и программное обеспечение |
|
|
|
| |
6 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. | 09.10.18 | 09.10.18 |
|
| |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 16.10.18 | 16.10.18 |
|
| |
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. | 23.10.18 | 23.10.18 |
|
| |
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 30.10.18 | 30.10.18 |
|
| |
10 | Файлы и файловые структуры. | 13.11.18 | 13.11.18 |
|
| |
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 20.11.18 | 20.11.18 |
|
| |
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 27.11.18 | 27.11.18 |
|
| |
| Текстовая информация и компьютер |
|
|
|
| |
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 04.12.18 | 04.12.18 |
|
| |
14 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 11.12.18 | 11.12.18 |
|
| |
15 | Работа над ошибками.Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 18.12.18 | 18.12.18 |
|
| |
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 25.12.18 | 25.12.18 |
|
| |
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 15.01.19 | 15.01.19 |
|
| |
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 22.01.19 | 22.01.19 |
|
| |
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 29.01.19 | 29.01.19 |
|
| |
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 05.02.19 | 05.02.19 |
|
| |
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 12.02.19 | 12.02.19 |
|
| |
| Графическая информация и компьютер |
|
|
|
| |
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 19.02.19 | 19.02.19 |
|
| |
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 26.02.19 | 26.02.19 |
|
| |
24 | Принципы кодирования изображения | 05.03.19 | 05.03.19 |
|
| |
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 12.03.19 | 12.03.19 |
|
| |
26 | Технические средства компьютерной графики | 19.03.19 | 19.03.19 |
|
| |
27 | Форматы графических файлов | 02.04.19 | 02.04.19 |
|
| |
| Мультимедиа и компьютерные презентации |
|
|
|
| |
28 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 09.04.19 | 09.04.19 |
|
| |
29 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 16.04.19 | 16.04.19 |
|
| |
30 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 23.04.19 | 23.04.19 |
| | |
31 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 30.04.19 | 30.04.19 |
|
| |
32 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 07.05.19 | 07.05.19 |
|
| |
33 | Итоговая контрольная работа | 14.05.19 | 14.05.19 |
|
| |
34 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов | 21.05.19 | 21.05.19 |
| | |
35 | Защита проектов | 28.05.19 | 28.05.19 |
|
|
Календарно - тематическое планирование предмета Информатика (7 класс) вариант 2
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения занятия | |||||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||
7 а | 7б (1 подг-па) | 7б (2 подг-па) | 7в (1 подг-па) | 7в (2 подг-па) | 7 а | 7б (1 подг-па) | 7б (2 подг-па) | 7в (1 подг-па) | 7в (2 подг-па) | ||||
| Человек и информация | ||||||||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. | 07.09.17 | 05.09.17 | 08.09.17 | 06.09.17 | 06.09.17 |
|
|
|
|
| ||
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 14.09.17 | 12.09.17 | 15.09.17 | 13.09.17 | 13.09.17 |
|
|
|
|
| ||
3 | Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. | 21.09.17 | 19.09.17 | 22.09.17 | 20.09.17 | 20.09.17 |
|
|
|
|
| ||
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | 28.09.17 | 26.09.17 | 29.09.17 | 27.09.17 | 27.09.17 |
|
|
|
|
| ||
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 05.10.17 | 03.10.17 | 06.10.17 | 04.10.17 | 04.10.17 |
|
|
|
|
| ||
| Первое знакомство с компьютером |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. | 19.10.17 | 17.10.17 | 13.10.17 | 18.10.17 | 18.10.17 |
|
|
|
|
| ||
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 26.10.17 | 24.10.17 | 20.10.17 | 25.10.17 | 25.10.17 |
|
|
|
|
| ||
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. | 10.11.17 | 07.11.17 | 27.10.17 | 08.11.17 | 08.11.17 |
|
|
|
|
| ||
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 17.11.17 | 14.11.17 | 10.11.17 | 15.11.17 | 15.11.17 |
|
|
|
|
| ||
10 | Файлы и файловые структуры. | 24.11.17 | 21.11.17 | 17.11.17 | 22.11.17 | 22.11.17 |
|
|
|
|
| ||
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 07.12.17 | 28.11.17 | 24.11.17 | 29.11.17 | 29.11.17 |
|
|
|
|
| ||
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 14.12.17 | 05.12.17 | 01.12.17 | 06.12.17 | 06.12.17 |
|
|
|
|
| ||
| Текстовая информация и компьютер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 21.12.17 | 12.12.17 | 08.12.17 | 13.12.17 | 13.12.17 |
|
|
|
|
| ||
14 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 28.12.17 | 19.12.17 | 15.12.17 | 20.12.17 | 20.12.17 |
|
|
|
|
| ||
15 | Работа над ошибками.Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 28.12.17 | 26.12.17 | 22.12.17 | 27.12.17 | 27.12.17 |
|
|
|
|
| ||
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 11.01.18 | 09.01.18 | 12.01.18 | 10.01.18 | 10.01.18 |
|
|
|
|
| ||
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 18.01.18 | 16.01.18 | 19.01.18 | 17.01.18 | 17.01.18 |
|
|
|
|
| ||
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 25.01.18 | 23.01.18 | 26.01.18 | 24.01.18 | 24.01.18 |
|
|
|
|
| ||
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 01.02.18 | 30.01.18 | 02.02.18 | 31.01.18 | 31.01.18 |
|
|
|
|
| ||
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 08.02.18 | 06.02.18 | 09.02.18 | 07.02.18 | 07.02.18 |
|
|
|
|
| ||
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 18.02.18 | 13.02.18 | 16.02.18 | 14.02.18 | 14.02.18 |
|
|
|
|
| ||
| Графическая информация и компьютер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 18.02.18 | 20.02.18 | 23.02.18 | 21.02.18 | 21.02.18 |
|
|
|
|
| ||
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 22.02.18 | 27.02.18 | 02.03.18 | 28.02.18 | 28.02.18 |
|
|
|
|
| ||
24 | Принципы кодирования изображения | 01.03.18 | 06.03.18 | 09.03.18 | 07.03.18 | 07.03.18 |
|
|
|
|
| ||
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 08.03.18 | 13.03.18 | 16.03.18 | 14.03.18 | 14.03.18 |
|
|
|
|
| ||
26 | Технические средства компьютерной графики | 15.03.18 | 20.03.18 | 23.03.18 | 21.03.18 | 21.03.18 |
|
|
|
|
| ||
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 22.03.18 | 10.04.18 | 06.04.18 | 04.04.18 | 04.04.18 |
|
|
|
|
| ||
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 05.04.18 | 17.04.18 | 13.04.18 | 11.04.18 | 11.04.18 |
|
|
|
|
| ||
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 12.04.18 | 24.04.18 | 20.04.18 | 18.04.18 | 18.04.18 |
|
|
|
|
| ||
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 19.04.18 | 01.05.18 | 27.05.18 | 25.04.18 | 25.04.18 |
|
|
|
|
| ||
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 26.04.18 | 08.05.18 | 04.05.18 | 02.05.18 | 02.05.18 |
|
|
|
|
| ||
32 | Административная контрольная работа по итогам полугодия | 03.05.18 | 15.05.18 | 11.05.18 | 09.05.18 | 09.05.18 |
|
|
|
|
| ||
33 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов | 10.05.18 | 17.05.18 | 18.05.18 | 16.05.18 | 16.05.18 |
|
|
|
|
| ||
34 | Форматы графических файлов | 17.05.18 | 22.05.18 | 25.05.18 | 23.05.18 | 23.05.18 |
|
|
|
|
| ||
35 | Неопределенность знаний и количества информации | 24.05.18 | 29.05.18 | 27.05.18 | 30.05.18 | 30.05.18 |
|
|
|
|
|
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование предмета «Информатика и ИКТ» (8 класс) на 70 часов
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения занятий | |||||||
По плану | По факту | ||||||||
8 а | 8 б (1-я подг-па) | 8 б (2-я подг-па) | 8 в | 8 а | 8 б (1-я подг-па) | 8 б (2 подг-па) | 8 в | ||
| Человек и информация | ||||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. | 05.09.17 | 04.09.17 | 06.09.17 | 04.09.17 |
|
|
|
|
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 12.09.17 | 11.09.17 | 13.09.17 | 11.09.17 |
|
|
|
|
3 | Входная контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Работа над ошибками. Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. | 19.09.17 | 18.09.17 | 20.09.17 | 18.09.17 |
|
|
|
|
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | 26.09.17 | 25.09.17 | 27.09.17 | 25.09.17 |
|
|
|
|
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 03.10.17 | 02.10.17 | 04.10.17 | 02.10.17 |
|
|
|
|
| «Первое знакомство с компьютером» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. | 17.10.17 | 09.10.17 | 11.10.17 | 09.10.17 |
|
|
|
|
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 24.10.17 | 16.10.17 | 18.10.17 | 16.10.17 |
|
|
|
|
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. | 07.11.17 | 06.11.17 | 25.10.17 | 06.11.17 |
|
|
|
|
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 14.11.17 | 13.11.17 | 08.11.17 | 13.11.17 |
|
|
|
|
10 | Файлы и файловые структуры. | 21.11.17 | 20.11.17 | 15.11.17 | 20.11.17 |
|
|
|
|
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 28.11.17 | 27.11.17 | 22.11.17 | 27.11.17 |
|
|
|
|
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 05.12.17 | 04.12.17 | 29.11.17 | 04.12.17 |
|
|
|
|
| «Текстовая информация и компьютер » |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 12.12.17 | 11.12.17 | 06.12.17 | 11.12.17 |
|
|
|
|
14 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 19.12.17 | 18.12.17 | 13.12.17 | 18.12.17 |
|
|
|
|
15 | Работа над ошибками. Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 26.12.17 | 25.12.17 | 20.12.17 | 25.12.17 |
|
|
|
|
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 09.01.18 | 08.01.18 | 27.12.17 | 08.01.18 |
|
|
|
|
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 16.01.18 | 15.01.18 | 10.01.18 | 15.01.18 |
|
|
|
|
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 23.01.18 | 22.01.18 | 17.01.18 | 22.01.18 |
|
|
|
|
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 30.01.18 | 29.01.18 | 24.01.18 | 29.01.18 |
|
|
|
|
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 06.02.18 | 05.02.18 | 31.01.18 | 05.02.18 |
|
|
|
|
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 13.02.18 | 12.02.18 | 07.02.18 | 12.02.18 |
|
|
|
|
| «Графическая информация и компьютер» |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 20.02.18 | 19.02.18 | 14.02.18 | 19.02.18 |
|
|
|
|
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 27.02.18 | 26.02.18 | 21.02.18 | 26.02.18 |
|
|
|
|
24 | Принципы кодирования изображения | 06.03.18 | 05.03.18 | 28.02.18 | 05.03.18 |
|
|
|
|
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 13.03.18 | 12.03.18 | 07.03.18 | 12.03.18 |
|
|
|
|
26 | Технические средства компьютерной графики | 20.03.18 | 19.03.18 | 21.03.18 | 19.03.18 |
|
|
|
|
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 10.04.18 | 09.04.18 | 04.04.18 | 09.04.18 |
|
|
|
|
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 17.04.18 | 16.04.18 | 11.04.18 | 16.04.18 |
|
|
|
|
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 24.04.18 | 23.04.18 | 18.04.18 | 23.04.18 |
|
|
|
|
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 01.05.18 | 30.04.18 | 25.04.18 | 30.04.18 |
|
|
|
|
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 08.05.18 | 07.05.18 | 02.05.18 | 07.05.18 |
|
|
|
|
32 | Административная контрольная работа по итогам полугодия | 15.05.18 | 14.05.18 | 09.05.18 | 14.05.18 |
|
|
|
|
33 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов | 17.05.18 | 21.05.18 | 16.05.18 | 21.05.18 |
|
|
|
|
34 | Форматы графических файлов | 22.05.18 | 25.05.18 | 23.05.18 | 25.05.18 |
|
|
|
|
35 | Неопределенность знаний и количества информации | 29.05.18 | 28.05.18 | 30.05.18 | 28.05.18 |
|
|
|
|
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование предмета «Информатика и ИКТ» (8 класс) на 35 часов
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения занятий | |||||||
По плану | По факту | ||||||||
8 а | 8 б (1-я подг-па) | 8 б (2-я подг-па) | 8 в | 8 а | 8 б (1-я подг-па) | 8 б (2 подг-па) | 8 в | ||
| Человек и информация | ||||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по ТБ. | 05.09.17 | 04.09.17 | 06.09.17 | 04.09.17 |
|
|
|
|
2 | Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. | 12.09.17 | 11.09.17 | 13.09.17 | 11.09.17 |
|
|
|
|
3 | Входная контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Работа над ошибками. Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. | 19.09.17 | 18.09.17 | 20.09.17 | 18.09.17 |
|
|
|
|
4 | Работа с клавиатурным тренажером. | 26.09.17 | 25.09.17 | 27.09.17 | 25.09.17 |
|
|
|
|
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 03.10.17 | 02.10.17 | 04.10.17 | 02.10.17 |
|
|
|
|
| «Первое знакомство с компьютером» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Назначение и устройства компьютера. Принципы организации внешней и внутренней памяти. | 17.10.17 | 09.10.17 | 11.10.17 | 09.10.17 |
|
|
|
|
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 24.10.17 | 16.10.17 | 18.10.17 | 16.10.17 |
|
|
|
|
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с ОС: работа с окнами, запуск, программ, использование встроенной справочной системы. | 07.11.17 | 06.11.17 | 25.10.17 | 06.11.17 |
|
|
|
|
9 | Состав и назначение основных устройств персонального компьютера. | 14.11.17 | 13.11.17 | 08.11.17 | 13.11.17 |
|
|
|
|
10 | Файлы и файловые структуры. | 21.11.17 | 20.11.17 | 15.11.17 | 20.11.17 |
|
|
|
|
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | 28.11.17 | 27.11.17 | 22.11.17 | 27.11.17 |
|
|
|
|
12 | Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер» | 05.12.17 | 04.12.17 | 29.11.17 | 04.12.17 |
|
|
|
|
| «Текстовая информация и компьютер » |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | Тексты в компьютерной памяти. | 12.12.17 | 11.12.17 | 06.12.17 | 11.12.17 |
|
|
|
|
14 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 19.12.17 | 18.12.17 | 13.12.17 | 18.12.17 |
|
|
|
|
15 | Работа над ошибками. Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 26.12.17 | 25.12.17 | 20.12.17 | 25.12.17 |
|
|
|
|
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа. | 09.01.18 | 08.01.18 | 27.12.17 | 08.01.18 |
|
|
|
|
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена. | 16.01.18 | 15.01.18 | 10.01.18 | 15.01.18 |
|
|
|
|
18 | Использование таблиц. Вставка графического изображения. | 23.01.18 | 22.01.18 | 17.01.18 | 22.01.18 |
|
|
|
|
19 | Использование списков. Понятие шаблонов и стилей. | 30.01.18 | 29.01.18 | 24.01.18 | 29.01.18 |
|
|
|
|
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 06.02.18 | 05.02.18 | 31.01.18 | 05.02.18 |
|
|
|
|
21 | Тест №2 «Текстовая информация и компьютер». | 13.02.18 | 12.02.18 | 07.02.18 | 12.02.18 |
|
|
|
|
| «Графическая информация и компьютер» |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики | 20.02.18 | 19.02.18 | 14.02.18 | 19.02.18 |
|
|
|
|
23 | Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения. | 27.02.18 | 26.02.18 | 21.02.18 | 26.02.18 |
|
|
|
|
24 | Принципы кодирования изображения | 06.03.18 | 05.03.18 | 28.02.18 | 05.03.18 |
|
|
|
|
25 | Работа с векторным графическим редактором. | 13.03.18 | 12.03.18 | 07.03.18 | 12.03.18 |
|
|
|
|
26 | Технические средства компьютерной графики | 20.03.18 | 19.03.18 | 21.03.18 | 19.03.18 |
|
|
|
|
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации. | 10.04.18 | 09.04.18 | 04.04.18 | 09.04.18 |
|
|
|
|
28 | Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука. | 17.04.18 | 16.04.18 | 11.04.18 | 16.04.18 |
|
|
|
|
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 24.04.18 | 23.04.18 | 18.04.18 | 23.04.18 |
|
|
|
|
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок. | 01.05.18 | 30.04.18 | 25.04.18 | 30.04.18 |
|
|
|
|
31 | Создание презентации с применением записанного изображения и звука | 08.05.18 | 07.05.18 | 02.05.18 | 07.05.18 |
|
|
|
|
32 | Административная контрольная работа по итогам полугодия | 15.05.18 | 14.05.18 | 09.05.18 | 14.05.18 |
|
|
|
|
33 | Работа над ошибками. Дискретизация аналогово сигнала. Форматы графических файлов | 17.05.18 | 21.05.18 | 16.05.18 | 21.05.18 |
|
|
|
|
34 | Форматы графических файлов | 22.05.18 | 25.05.18 | 23.05.18 | 25.05.18 |
|
|
|
|
35 | Неопределенность знаний и количества информации | 29.05.18 | 28.05.18 | 30.05.18 | 28.05.18 |
|
|
|
|
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
Звуковой редактор.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.