Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от ___28.08.2023г.____№_77___
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
2023-2024 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 34ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Босовой Л.Л. // Сборник программ по информатике ФГОС
«Информатика. Программа для основной школы. 7-9 классы.» Л.Л. Босова. А.Ю.Босова. Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2020.// ФГОС
Учебник для 8 класса: Информатика/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова-4-е изд., - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021г. ФГОС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 8 КЛАСС
Ученик научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Ученик сможет научиться:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
• знать и определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
• как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
• уметь решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
• решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
• термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
• записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
• линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
• алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• уметь разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
• оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема 3. Начала программирования (11 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• строить таблицы истинности для логических выражений;
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
• составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
• составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
• составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
• строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
Повторение – 2ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
план | факт |
Тема 1. Математические основы информатики (12 часов) |
1. | ТБ. Общие сведения о системах счисления | 1 | 07.09 | |
2. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 14.09 | |
3. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 | 21.09 | |
4. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | 28.09 | |
5. | Представление целых чисел | 1 | 05.10 | |
6. | Представление вещественных чисел | 1 | 12.10 | |
7. | Высказывание. Логические операции. | 1. | 19.10 | |
8. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | 26.10 | |
9. | Свойства логических операций. | 1 | 09.11 | |
II четверть |
10. | Решение логических задач | 1 | 16.11 | |
11. | Логические элементы | 1 | 23.11 | |
12. | Контрольная работа по теме «Математические основы информатики». | 1 | 30.11 | |
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) |
13. | Алгоритмы и исполнители (НРЭО) | 1 | 07.12 | |
14. | Способы записи алгоритмов | 1 | 14.12 | |
15. | Объекты алгоритмов | 1 | 21.12 | |
16. | Алгоритмическая конструкция следование | 1 | 28.12 | |
III четверть |
17. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 1 | 11.01 | |
18. | Неполная форма ветвления | 1 | 18.01 | |
19. | Алгоритмическая конструкция. Повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | 25.01 | |
20. | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | 01.02 | |
21. | Цикл с заданным числом повторений | 1 | 08.02 | |
22. | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | 15.02 | |
Тема 3. Начала программирования (11 часов) |
23. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | 22.02 | |
24. | Организация ввода и вывода данных | 1 | 29.02 | |
25. | Программирование линейных алгоритмов | 1 | 07.03 | |
26. | Условный оператор. | 1 | 14.03 | |
IV четверть |
27. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | 21.03 | |
28. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. | 1 | 04.04 | |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | 11.04 | |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | 18.04 | |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | 25.04 | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | 02.05 | |
33. | Контрольная работа по теме «Начала программирования». | 1 | 16.05 | |
34 | Итоговое повторение . | 1 | 23.05 | |
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на изучение в 8 классе выделен 1ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями «О переносе выходных дней в 2024году» произошло уплотнение учебного материала до 34 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Никонова Н.Р./
от_28.08.2023г №_1 подпись
________________________ _28 августа 2023г
подпись руководителя МС дата