Раздел 1. Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8 класса составлена на основании:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп.9,10)
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577
Годовой календарный график работы МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого в 8 классах устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
Учебный план МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.
Положение о рабочей программе МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала.
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ № 5 г.п. Нарткала на 2019 – 2020 учебный год.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Авторская программа «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы» Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2019-2020 учебный год.
Учебно-методический комплект
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 8 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;
Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 3,
Самостоятельная работа — 3
Теоретический диктант - 1
Интерактивный тест - 3.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Математические основы информатики – 13 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Основы алгоритмизации -12 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Начала программирования – 11 часов
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Раздел 4. Тематическое планирование учебного предмета, курса
№ | Название раздела | Количество часов |
| Глава 1. «Математические основы информатики» | 13 |
| Глава 2. «Основы алгоритмизации» | 10 |
| Глава 3. «Начала программирования» | 11 |
| Итого | 35 |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 А классе |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1. «Математические основы информатики» |
| Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | 03.09 | |
| Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | 10.09 | |
| Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления. | 1 | | 17.09 | |
| Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления | 1 | | 24.09 | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика | 1 | | 01.10 | |
| Решение задач по теме «Системы счисления». | 1 | | 08.10 | |
| Представление целых и вещественных чисел в компьютере | 1 | | 15.10 | |
| Представление текстов и графических изображений в компьютере | 1 | | 22.10 | |
| Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. | 1 | | 05.11 | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций. | 1 | | 12.11 | |
| Решение логических задач Логические элементы | 1 | | 19.11 | |
| Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики» | 1 | | 26.11 | |
| Контрольная работа по теме «Математические основы информатики» | 1 | | 03.12 | |
Глава 2. «Основы алгоритмизации» |
| Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир | 1 | | 10.12 | |
| Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. | 1 | | 17.12 | |
| Способы записи алгоритмов | 1 | | 24.12 | |
| Объекты алгоритмов. | 1 | | 14.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот Составление линейных алгоритмов | 1 | | 21.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов. | 1 | | 28.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | 04.02 | |
| Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | 11.02 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | 1 | | 18.02 | |
| Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | | 25.02 | |
Глава 3. «Начала программирования» |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | 03.03 | |
| Организация ввода и вывода данных. Первая программа | 1 | | 10.03 | |
| Программирование линейных алгоритмов | 1 | | 17.03 | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | 31.03 | |
| Программирование циклов. | 1 | | 07.04 | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | 14.04 | |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | 21.04 | |
| Решение задач. | 1 | | 28.04 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | | 05.05 | |
| Контрольная работа по теме «Начала программирования» | 1 | | 12.05 | |
| Итоговое повторение. | 1 | | 19.05 | |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 Б классе |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1. «Математические основы информатики» |
| Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | 04.09 | |
| Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | 11.09 | |
| Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления. | 1 | | 18.09 | |
| Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления | 1 | | 25.09 | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика | 1 | | 02.10 | |
| Решение задач по теме «Системы счисления». | 1 | | 09.10 | |
| Представление целых и вещественных чисел в компьютере | 1 | | 16.10 | |
| Представление текстов и графических изображений в компьютере | 1 | | 23.10 | |
| Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. | 1 | | 06.11 | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций. | 1 | | 13.11 | |
| Решение логических задач Логические элементы | 1 | | 20.11 | |
| Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики» | 1 | | 27.11 | |
| Контрольная работа по теме «Математические основы информатики» | 1 | | 04.12 | |
Глава 2. «Основы алгоритмизации» |
| Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир | 1 | | 11.12 | |
| Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. | 1 | | 18.12 | |
| Способы записи алгоритмов | 1 | | 25.12 | |
| Объекты алгоритмов. | 1 | | 15.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот Составление линейных алгоритмов | 1 | | 22.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов. | 1 | | 29.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | 05.02 | |
| Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | 12.02 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | 1 | | 19.02 | |
| Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | | 26.02 | |
Глава 3. «Начала программирования» |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | 04.03 | |
| Организация ввода и вывода данных. Первая программа | 1 | | 11.03 | |
| Программирование линейных алгоритмов | 1 | | 18.03 | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | 01.04 | |
| Программирование циклов. | 1 | | 08.04 | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | 15.04 | |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | 22.04 | |
| Решение задач. | 1 | | 29.04 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | | 06.05 | |
| Контрольная работа по теме «Начала программирования» | 1 | | 13.05 | |
| Итоговое повторение. | 1 | | 20.05 | |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование по информатике в 8 В классе |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту | по плану | по факту |
Глава 1. «Математические основы информатики» |
| Непозиционные системы счисления. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | 05.09 | |
| Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | 12.09 | |
| Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричные системы счисления. | 1 | | 19.09 | |
| Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления | 1 | | 26.09 | |
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Двоичная арифметика | 1 | | 03.10 | |
| Решение задач по теме «Системы счисления». | 1 | | 10.10 | |
| Представление целых и вещественных чисел в компьютере | 1 | | 17.10 | |
| Представление текстов и графических изображений в компьютере | 1 | | 24.10 | |
| Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. | 1 | | 07.11 | |
| Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций. | 1 | | 14.11 | |
| Решение логических задач Логические элементы | 1 | | 21.11 | |
| Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики» | 1 | | 28.11 | |
| Контрольная работа по теме «Математические основы информатики» | 1 | | 05.12 | |
Глава 2. «Основы алгоритмизации» |
| Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир | 1 | | 12.12 | |
| Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. | 1 | | 19.12 | |
| Способы записи алгоритмов | 1 | | 26.12 | |
| Объекты алгоритмов. | 1 | | 16.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот Составление линейных алгоритмов | 1 | | 23.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов. | 1 | | 30.01 | |
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | 06.02 | |
| Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | 13.02 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | 1 | | 20.02 | |
| Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | | 27.02 | |
Глава 3. «Начала программирования» |
| Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | 05.03 | |
| Организация ввода и вывода данных. Первая программа | 1 | | 12.03 | |
| Программирование линейных алгоритмов | 1 | | 19.03 | |
| Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | 02.04 | |
| Программирование циклов. | 1 | | 09.04 | |
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | 16.04 | |
| Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | 23.04 | |
| Решение задач. | 1 | | 30.04 | |
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | | 07.05 | |
| Контрольная работа по теме «Начала программирования» | 1 | | 14.05 | |
| Итоговое повторение. | 1 | | 21.05 | |