СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) 7-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей с ограниченными возможносстями по истории Отечества. В программу включено календарно-тематическое планирование на 7 и 8 класс. Используется УМК  издательства ВЛАДОС ( Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М.Редькина)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) 7-9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол заседания №

Руководитель МО

______________________

Сташевская А.А.

«____» _____ 2017г.

«Утверждаю»

Директор

________________

Гасай С.В.

Приказ № __

от «___» ____ 2017г.









Рабочая программа учебного предмета

«История Отечества»

(основное общее образование)

7-9 классы (8 вид)

на 2017-2018 учебный год













Составитель:

Стукалова Людмила Павловна

Учитель истории и обществознания

I категория










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

-годового календарно учебного плана;

-учебный план;

-адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость лёгкой степени) 5-9 класс

--Положение о рабочей программе для детей с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости), обучающихся по программам 8 вида МКОУ «Поломошенская СОШ»;

-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011

Срок реализации 2017-2018 у/г. Программа реализуется без изменений


Учебно-методический комплект:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011

- Учебник История России 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, М. Гуманит. изд. центр Владос, 2012

Учебно-методическое пособие: Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, Уроки истории в 7 классе специальной (коррек­ционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб-методическое пособие для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 216 с.

Общая характеристика изучаемого предмета.


История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исто­рического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.


Основные содержательные линии:


Курс «Истории Отечества» сосредотачивается на круп­ных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дает отчетливый образ наиболее яркого собы­тия и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии: «История нашей страны древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель», «Единая Россия (конец XV века —XVII век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История нашей страны в XІX веке», «Россия в начале XX века», «Россия в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991 годах», «Новая Россия в 1991-2003 годах».

Весь исторический материал представлен отечественной исто­рией, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени.



Цели:

- усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России;

- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;

- развитие познавательных интересов;

- фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.


Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа

Технологии обучения: индивидуальное обучение

Средства обучения: учебник, ноутбук, мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Режим занятий: 5 –дневная неделя, продолжительность урока 40 минут


Место предмета в учебном плане.

В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 7, 8, 9 классе предусмотрено по 2 часа в неделю и составляет 204 часа, в том числе - на реализацию национально-регионального компонента.

.

Класс

количество часов в год

количество часов

в неделю

Итого общее количество часов

7 класс

70 — 35 недель

2

70 — 35 недель

8 класс

70— 35 недель

2

70 — 35 недель

9 класс

68-34 недели

2

68-34 недели




208



По авторской программе -2 часа в неделю, по учебно-методическому пособию( Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, Уроки истории в 7 классе специальной (коррек­ционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб-методическое пособие для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 216 с.) -68 часов в год, (уроки в 7 классе рассчитаны на 68 часов, из них 55 по фактическому материалу, 6-повторительно-обобщающие, 7-изучение краеведческого материала) , по рабочей программе-70 часов.













Содержание программы «История Отечества» 7-9 класс


7 КЛАСС (2 часа в неделю)


Введение

Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаём о жизни людей в прошлом. Наша Родина-Россия. Кто живёт рядом вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Россия - наша Родина. Как изучается родословная людей. Счёт лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки-восточные славяне в далёком прошлом. Славянская семья и славянский посёлок.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники).

Соседи восточных славян, тор­говые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Образование государства восточных славян- Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти кня­зя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при князе Владимире и воеводе Добрыне.

Образование русской церкви под управлением Патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Былины-источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри- спасители земли русской. Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность, летопись и летописцы. «Повесть временных лет».


Жизнь и быт Древней Руси: кня­жеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей-холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства.Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов. «Русская Правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.


Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха- первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучение Владимира Мономаха»-советы детям о доброте и любви. Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.


Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 круп­ных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»

Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздаль­ского княжества при князе Всеволоде.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новго­рода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.


Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская бо­ярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руко­водитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.


Борьба Руси с иноземными завоевателями

Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его воору­жение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом велико­го князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.


Начало объединения русских земель

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение рус­ского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Проти­востояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского про­тив хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Зна­чение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.

Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.


Повторение за год.


8 КЛАСС (2 часа в неделю)


Повторение

Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управ­ление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.

Расширение государства Российского при Василии III. Присо­единение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.

Русская православная церковь в Российском государстве. Цер­ковная система управления. Православное духовенство.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.

Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, сис­тема управления. Строительство сибирских городов.

Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, тради­ции, уклад жизни.

Москва — столица Российского государства.

Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее затем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.

Начало правления новой царской династии Романовых. Пер­вый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.

Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.

Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.


Великие преобразования России в XVIII в.

Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.

Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Со­здание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигацких», артиллерийских и инженерных школ.

Петр I — первый российский император. Личность Петра I Ве­ликого. Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о госу­дарственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.

Преобразования Петра I. Реформы государственного и терри­ториального управления.


Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра И, Анна Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Пет­ра III. Императорский двор.

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносо­ва. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине И. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — при­вилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.

Семилетняя война.

Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знамени­тый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.

Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памят­ники культуры XVIII в. в родном городе, крае.


История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к влас­ти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы го­сударственного управления.

Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главно­командующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о геро­ях Отечественной войны 1812 года.

Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Леген­да о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены де­кабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отде­ления Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.

«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX ве­ка. Живопись, архитектура, литература. Великий русский ком­позитор — М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин. М.Ю. Лер­монтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие на­уки и географические открытия в первой половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.

Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адми­ралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.

Правление Александра II. Отмена крепостного права. Крестьян­ские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяж­ных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.

Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной бур­жуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление


революционных кружков в России. Революционеры.

Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Созда­ние первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Со­ловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий рус­ский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Прже­вальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.

Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне

Краеведческая работа

Повторение за год.










9 КЛАСС(2 часа в неделю)

Повторение

Россия в начале XX века

Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крей­сера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.

Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 явнваря 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).

Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российс­кой империи.

Созыв Государственной Думы. Формирование различных поли­тических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в.

А.М. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдаю­щийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица

А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кино­фильмов в России.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоот­верженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала

А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое поло­жение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.


Россия в 1917-1920 годах

Февральская революция и отречение царя от престола. Времен­ное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроград­ского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета На­родных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового го­сударства - Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.

Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало Гражданской войны и иностранной военной интервен­ции. Борьба между «красными» и «белыми».

«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданс­кой войны: «военный коммунизм».

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха.


Ликвидация неграмотности. Отно­шение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.


Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономи­ческая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предпри­ятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. На­сильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советских писатель М.А. Шолохов.

Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.


СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов.

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреп­лению обороноспособности страны. Развитие военной промышлен­ности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-фин­ляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г. К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборо­нительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Ста­линградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шу­милов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.


Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы — 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй ми­ровой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.


Советский Союз в 1945-1991 годах.

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Об­раз жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Но­вая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуж­дение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и по­лет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт

В.В. Терешкова.

Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Меж­дународный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя поли­тика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интелли­генция.

Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец

В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей совет­ской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тар­ковский и др.

Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Пе­рестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обос­трение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.

Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцын. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.

Новая Россия в 1991-2003 годах

Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государствен­ного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного уп­равления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России —В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной кос­мической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и ис­кусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал.

Повторение за год.















Требования к уровню подготовки учащихся


класс

Обучающиеся должны знать:


Обучающиеся должны уметь:


7 класс

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

- когда произошли события;

- кто руководил основными сражениями;


- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- пользоваться лентой времени, соотносить год с веком;

-устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту


8 класс

- когда началось и закончилось событие;

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, учёных;


- пользоваться лентой времени;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических

событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой


9 класс.

-основные события отечественной истории, их даты;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев, их главные свершения

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
-
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
-
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи.
















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Оценка «5»













ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание

всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых

понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения,

самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. 3. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

Оценка «4»









ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного

материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает

незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала,

определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. 3. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 4. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3»

ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2»

ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Учебники

Программа

Методическое мособие

История

7 класс



Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 7 класс СКОУ VIIIвида – М.: Владос, 2012

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 2011

Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, Уроки истории в 7 классе специальной (коррек­ционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб-методическое пособие для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 216 с.

История

8 класс

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 8 класс СКОУ VIIIвида – М.: Владос, 2012

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 2011

Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, Уроки истории в 8 классе специальной (коррек­ционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб-методическое пособие для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004


История

9 класс

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 9 класс СКОУ VIIIвида – М.: Владос, 2012


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 20011

Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина, Уроки истории в 9 классе специальной (коррек­ционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб-методическое пособие для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004


Печатные пособия

1 Настенные исторические карты по истории России

Технические средства обучения, включая ИКТ

1 Мультимедиапроектор, АРМ

2 Принтер

1 CD Программно-методический комплекс История России 9-19 вв.

2 Иллюстрации по темам




Календарно – тематическое планирование по истории 7 класс 70 часов (2 часа в неделю)

№ ур.

Тема, раздел

Виды деятельности обучающихся


Планируемые результаты освоения материала

Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО

Дата



План.

Факт.


Раздел 1 Введение в историю


1

История - наука о прошлом.

Работа с картиной

История-рассказ о прошедшем. С.М. Соловьёв-известный русский историк. Термины: история, историки, предки, Родина, Отечество

Портрет С.М. Соловьёва

4.09



2

Исторические памятники.


Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные понятия: археологи, музей, предания, легенды, былины, гусли, берестяные грамоты, чернила.


8.09



3-4

Наша Родина – Россия. Моя родословная.

Работа с картой

Россия-страна, где мы живём. Москва-столица. Генеалогия-родословная. Термины: Россия, россияне, граница, столица, президент, флаг, герб, гимн, род, родословная-генеалогия.

Герф, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы РФ» презентация

11.09

15.09



5

Счёт лет в истории.


Дата, обозначение числа, месяца, года. Век-сто лет, лента времени. Термины: календарь, дата, век, тысячилетие.


18.09





6

Историческая карта.

Работа с картой

Историческая карта-графическое изображение государства в разные исторические периоды.

Карта в учебнике «Русь в XI-XIII веках»

22.09




7

Повторительно-обобщающий урок по разделу 1


Обобщение и закрепление пройденного материала по разделу 1.

Лента времени, карта

25.09

.


Раздел 2 История нашей страны древнейшего периода



29.09


8

Восточные славяне-предки русских, украинцев и белорусов.


Восточные славяне предки русских, украинцев и белорусов.

Термины: восточные славяне, племя, братские народы.


29.09



9

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Работа с картой

Роды и племена восточных славян и их старейшины. Термины: семья, община, старейшина, вече, князь, дружина, соплеменник, знатные люди, большак, кокошник.

Карта в учебнике «Расселение древних славян»

2.10



10

Славянский посёлок


Поселение-место, где селились славяне; жилища славян: мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки:амбар, хлев.

Термины: поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, лохань, изба, амбар, хлев, полати, кочерга, кадка, ухват, лук, стрелы, купец.

Карта «Киевская Русь»

6.10



11-12

Основные занятия восточных славян. Ремесла восточных славян


Земледелие-основное занятие восточных славян.

Термины: земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота, лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток, цеп, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.

Предметы старины(из музея) презентация

9.10

13.10



13

Обычаи восточных славян.



Обычаи и традиции. Термины: хоровод, плач, тризна, жернова, каравай, оберег.

Кроссворд «Обычай»

16.10



14

Верования восточных славян.



Язычество-вера во многих богов.

Термины: духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесники, обряд, знахарь.

Кроссворд «Верования»

20.10



15

Соседи восточных славян.

Работа с картой

Соседние племена-финны, половцы, литовцы, болгары.

Термины:кочевники, юрта, дань, варяги, гость, базар.

Карты в учебнике «Восточные славяне и их соседи» «Путь из варяг в греки»

23.10



16

Славянские воины и богатыри

Работа с картиной

Вооружение славян, военное искусство.

Термины: колчан, секира, палица, ратник, засека, дозорный, булава, кольчуга, шлем.

Репродукция Васнецова «Три богатыря», кроссворд «Вооружение славянского воина»

27.10



17

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Работа с картой

IX век-объединение восточных славян, Рюрик-первый русский князь. Термины:послы, пленники, княжество.

Иллюстрации по теме, карта «Древнерусское государство» презентация

10.11





18

Повторительно-обобщающий урок по разделу 2

Работа с картой

Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны

карта «Древнерусское государство», задания на карточках.

13.11



Раздел 3 Киевская Русь





19

Образование государства восточных славян- Киевской Руси.

Работа с картой

IX век-образование Древнерусского государства; полюдье-дань с людей

Термины:полюдье, император

Картина «Полюдье» К.В. Лебедева, карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX-XII вв»

17.11


20

Русские князья: Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.


Первые русские князья, династия Рюриковичей.

Термины: мирный договор, доспехи

Задания на карточках

20.11



21

Укрепление власти кня­зя.


Укрепление единой верховной власти при князе Владимире, княжеская дружина.

Термины: бояре, ополчение, раб, оборона, пир, братина.

Карточки с заданиями, карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX-XII вв»

24.11



22

Оборона Руси от врагов.

Работа с картой

Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения-крепости, дозорная служба для охраны границ.

Термины: дозорная служба, каган

Картина Васнецова «Три богатыря»

27.11



23

Крещение Руси при князе Владимире.

Работа с картиной

988-крещение Руси, христианство-вера в Бога Иисуса Христа, заповеди Христа.

Термины: религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники, монастырь, монах, благотворительность.

Картина К. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени.

презентация

1.12



24

Былины-источник знаний о Киевской Руси.

Работа с текстом.

Былины-источник знаний о Киевской Руси. Побратимы

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинович»

4.12



25

Культура и искусство Киевской Руси.

Работа с иллюстрациями

Храм-центр культуры Киевской Руси.

Термины: алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь, кириллица.

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

8.12



26

Кня­жеское и боярское подворье.


Князь-верховный правитель страны.

Термины: хоромы, палаты, горница, терем, челядь, воевода, сокольники.

презентация

11.12



27

Жизнь и быт лю­дей в Киевской Руси.

Словарная работа

Натуральное хозяйство-это хозяйство, в котором производится всё необходимое для жизни. Термины: вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, смерды, холоп, закупы, понева, венец, ожерелье.

Презентация «русский костюм»

15.12



28

Правление Ярослава Мудрого.

Работа с текстом, картинами.

Князь Ярослав Мудрый, «Русская Правда»-первый русский сборник законов.

Термины: междоусобица, закон, вира, удел, «Русская Правда»

Картина Билибина «Суд во времена «Русской Правды», иллюстрация «Софийский Собор»

18.12



29

Образование и грамотность на Руси.


Кирилл и Мефодий-создатели славянской письменности; славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.

Термины: переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамент.

презентация

22.12



30

Летописи и летописцы


Летопись-описание событий из года в год. Нестор-первый летописец.

Иллюстрация «Памятник монаху-летописцу»

25.12



31

Киевский князь Владимир Мономах


Владимир Мономах-внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства власти на Руси.

Понятия: удельный князь, бармы, царский венец.

Карточки с заданиями.

12.01



32

Рост и укрепление древнерусских городов.

Работа с картой

Древнерусский город-крепость, центр культуры, ремесла и торговли.

Понятия: тысяча, тысяцкий, кремль, торг, посад, корчма, куны.

Изображение древнего города.

15.01





33

Повторительно-обобщающий урок по разделу 3


Обобщить и систематизировать знания о Киевской Руси.

Карточки с заданиями.

19.01

.








Раздел IV РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ


34

Причины распада Киевской Руси

Работа с картой

Причины распада Киевской Руси: раздробленность русских земель, усобица между князьями за киевский престол. Основные термины и понятия

Раздробленность, вотчинник.


Карты «Древнерусское государство Киевская Русь в IX— начале XII в.».


22.01


35

Образование самостоятельных княжеств


Работа с картой

В XII век — образование самостоятельных княжеств Основные термины и понятия Период раздробленности

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX — начале XII в.», настольная карта «Борьбанародов нашей стра­ны против иноземных захватчиков в XIII в.», «Карта раздроб­ленности Руси» в учебнике.


26.01



36

Киевское княжество в XII веке

Работа с картой

Ослабление власти киевского князя понятия

Титул.


Карточки с заданиями, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX — начале XII в.».

29.01



37

Владимиро-Суздальское княжество

Работа с картой

1147 год — первые сведения о Москве; Юрий Долгору­кий — основатель Москвы термины и понятия

Торжок, хан.


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX — начале XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII—XIX вв.»


2.02



38-39

Господин Великий Новгород.

Торговля и ремесла Новгородской земли


Работа с картиной

Новгород — важнейший торговый путь; 859 год — первое упоминание о Новгороде. Основные термины и понятия Архиепископ, пошлина, пристань, гусляр


Лента времени, картина А. Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко».

5.02



9.02

40

Новгородское вече

Работа с картиной

Основные знания

Новгородское вече — народное собрание Новгорода; пра­вители Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. Основные термины и понятия

Новгородское вече, гонец, ахиепископ, республика, помост.

Картина А. Васнецова «Новгородское вече», схема управ­ления Новгородской республикой, карточки с заданиями.

12.02



41

Русская культура в XII—XIII веках


Основные знания

Культура — достижение деятельности людей; художествен­ные ремесла; прикладное искусство, архитектурные памят­ники.

Основные термины и понятия

Культура.


Грамзапись «Старина», иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире; предметы художественного ремесла; видеофильм «Искусство Древней: Руси».


16.02


42

Повторительно-обобщающий урок по разделу 4


вспомнить причины распада Киевской Руси, отличительные черты развития и управления крупных княжеств


Лента времени, карта «Древнерусское государство Киев­ская Русь в IX—начале XII в.», плакат-кроссворд

19.02




Раздел V БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ



43

Монголо-татары

Работа с картой

Основные знания

Монголо-татары — кочевой народ. Основные термины и понятия Пастбища, орды, караул, кумыс

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», изображения оружия (щит, меч, колчан, лук и стре­лы), таблица «Монголо-татары и русские». презентация


26.02


44

Нашествие монголо-татар на Русь

Работа с картой

Основные знания

1223 год — первая встреча русских с монголо-татарами, 1237 год — нашествие на Русь. Основные термины и понятия Тараны.


Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», видеофильм «История государства Рос­сийского. Нашествие», лента времени, карточки с опорными словами.

2.03

45

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

Работа с картой

Основные знания

Героическое сопротивление русских людей остановило мон­голо-татар от нашествия на Европу.

Лента времени, карта «Борьба народов нашей страны про­тив иноземных захватчиков в XIII в.», «Карта захвата монго­ло-татарами русских городов» в учебнике.

5.03



46

Русь под монголо-татарским игом

Работа с картиной

Основные знания

Установление господства монголо-татар на Руси. Основные термины и понятия Иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер.

Картина С. Иванова «Баскаки», карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных за­хватчиков в XIII в.». презентация


9.03



47

Рыцари-крестоносцы

Работа с картой

Основные знания

Рыцари-крестоносцы, цели рыцарей-крестоносцев. Основные термины и понятия

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр, латы.


Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей-крестоносцев».


12.03



48

Александр Невский и новгородская дружина

Работа с картиной

Основные знания

Князь Александр Ярославич — новгородский князь

Портрет Александра Невского (художник П.Д. Корин) презентация

16.03



49

Невская битва


Основные знания

1240 год — битва на р. Неве. Биргер — основатель Сток­гольма; русский полководец Александр Невский. Основные термины и понятия Герцог.


Схема Невской битвы в учебнике, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», адап­тированные фрагменты из книги В. Муравьева «Битва на Неве». презентация


19.03



50

Ледовое побоище

Работа с картой

Основные знания

1242 год — Ледовое побоище.

Основные термины и понятия

Фланг.


Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», «Схема сражения на Чудском озере» в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К. Горбунова, стихотворение К. Симонова«Ледовое побоище», лента вре­мени.

23.03



51

Повторительно-обобщающий урок по 5 разделу


Закрепить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII в

Лента времени, задания на карточках, карта «Борьба на­родов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.».

2.04




Раздел VI НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ





52

Возвышение Москвы

Работа с картой

Основные знания

Даниил Александрович — первый московский князь; при­чины возвышения Москвы; географическое расположение Москвы.

Основные термины и понятия

Династия.


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и начале XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII XIX вв.», карточки с заданиями, «Карта Москвы» в учебнике.

6.04



53

Московский князь Иван Калита, его успехи

Работа с картиной

Основные знания

Иван Калита — первый московский князь, «собиратель русской земли».

Основные термины и понятия

Свита.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите», гра­фические рисунки, изображающие людей того времени

9.04


54

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси

Работа с картой

Основные знания

Возрождение и развитие хозяйства — условие для объеди­нения страны.

Основные термины и понятия Десятина, оброк, дворяне, погреб. Оборудование и материалы


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI — начале XII в.», таблица-план, рисунки учащихся по теме «Жизнь простых людей».


13.04


55

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

Работа с картиной

Основные знания

Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды.

Картина A.M. Васнецова «Московский кремль при Дмит­рии Ивановиче», лента времени.


16.04


56

Сергий Радонежский


Основные знания

Святой Сергий Радонежский — основатель Троице-Серги-ева монастыря.

Основные термины и понятия

Отшельники, пустынь, игумен, послушник, жертвовать

Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация «Сергий Радонежский встречает Дмитрия Ивановича презентация

20.04


57

Битва на Куликовом поле

Работа с картой

Основные знания

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва, Мамаево побои­ще.

Основные термины и понятия

Полк, пехота. Оборудование и материалы


Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX — начале XII в.»; схема Куликовской битвы; картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М.Авилова «Поеди­нок Пересвета с Челубеем», Лента времени.


23.04




58

Значение Куликовской битвы для русского народа

Работа с картиной

Основные знания Значение Куликовской битвы. Основные термины и понятия Памятник

Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле».


27.04



59

Иван III. Освобождение от иноземного ига


Основные знания

1480 год — свержение монголо-татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие. Основные термины и понятия: Пищаль, тюфяк

Лента времени, карточки с опорными словами, гравюра Иван III, стихотворение Н. Кончаловской.


4.05



60

Укрепление Московского государства

Работа с картиной

Основные знания

Русь — Российское государство, символы государственной власти — скипетр, держава; держава — новая форма правле­ния на Руси.

Основные термины и понятия

Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.


Картина Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», кар­тина А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III».


7.05




61

Повторительно-обобщающий урок по разделу 6

Работа с картой

Закрепить и обобщить знания учащихся о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения рус­ских земель вокруг Московского княжества.


Картины А. Васнецова « Московский Кремль при Иване Ка­лите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; схема Куликовской битвы, карта «Древнерусское государство Ки­евская Русь в IX — начале XII в.».

11.05



История родного края

62-68

История родного края с древнейшего периода до конца XV века

Работа с картой

Работа с иллюстрациями

Закрепить и обобщить знания учащихся по истории родного края с древности до конца 15 века. Особенностях развития исторического прошлого региона.

Карта «Древний Алтай» презентации по периодам.

14.05



18.05



21.05



25.05



28.05



29.05




30.05


69-70

Резервные уроки







Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера скорректированных

уроков

Содержание

темы

Основание