СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по истории составлена на основе:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
Примерной программы по учебным предметам – истории для 5-9 классов (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Федерального базисного учебного плана от 9 марта 2004 года №1312 (с изменениями);
БУП Ставропольского края;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах. Утвержденного приказом от 31.03.2014г № 253 (619 1.2.2.2.1.1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира 5. Издательство «Просвещение»).
Рабочая программа написана на основании образовательной программы МКОУ СОШ №2 c. Большая Джалга Ипатовского района, Ставропольского края;
В основу РП положена авторская программа (Всеобщие истории. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сорока-Цюпы 5-9 классы. М.: Просвещение 2014)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира 5.М.: Просвещение 2014.
Цели обучения.
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Задачи обучения.
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной
самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2. Общая характеристика предмета:
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классе реализуются в рамках курса « Всемирной истории».
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов..т.д.
4.Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщения к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и регулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно;
- составлять план решения проблемы;
- работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учится критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочности своего мнения корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
- формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями и личностями, явлениями;
- формировать представления о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире;
- датировать события и процессы истории Древнего мира, определять последовательность, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира;
- характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций;
- различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
- применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми.
К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
- Л.Л. Кочергина «История Древнего мира» поурочные планы 5 класс. – Волгоград.: Учитель, 2007
- Г.И. Годер преподавание истории в 5 классе пособие для учителя. – М.: Просвещение , 2007;
- О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2007;
- сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа 2008.
- использование информационно-компьютерной поддержки (58 презентации к урокам).
- Ю.И. Максимов Тесты по истории Древнего мира к учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер История Древнего мира. М.: Экзамен.
- Дидактический материал. История Древнего мира. 5 кл. – Саратов: Лицей
- История Древнего мира. Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер История Древнего мира, автор-составитель Л.Л. Кочергина. Волгоград. Учитель.
для учащихся:
- учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2009;
- Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2-х частях/ Г.И. Годер.- М.: Просвещение.
- атлас «История Древнего мира».- М.: Дрофа, 2008;
- контурные карты «История Древнего мира». – М.: Дрофа, 2008;
- Электронный учебник «Всеобщая история 5 класс»
- Комплект карт по истории Древнего мира. Стандартные (не полный), на дисковом носителе;
- Альбом с наглядными пособиями «История Древнего мира»
Учебно-методическое оборудование.
Компьютер;
Проектор + экран;
Учебные диски по данному материалу;
Комплект исторических карт по данному периоду;
Комплект презентаций к урокам по данному материалу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн- тесты)
Формы и средства контроля.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование в рамках урока, терминологические диктанты, работа с карточками.
Промежуточный контроль знаний - проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Контрольные работы («Введение в историю», «Первобытность», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим», «Наследие Древнего мира»).
Содержание программы учебного предмета.
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецыучёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция
Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных пред- ставлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в VB. ДО Н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди.
Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между хол-j мами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле.
Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
В рабочую программу внесены изменения: уменьшено и увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица дана ниже. Система учебных занятий в сравнении
Раздел и тема уроков | По программе федерального компонента примерные программы | Рабочая программа |
Раздел I. Что изучает история? | 2 | 4 |
Контрольная работа | - | 1 |
Раздел II. Жизнь первобытных людей Тема1. Первобытные собиратели и охотники. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 5 | 5 |
Контрольная работа | 1 | 1 |
Раздел III. Древний Восток | 18 | 19 |
Тема 1. Древний Египет | 7 | 6 |
Повторение | 1 | 1 |
Тема 2. Западная Азия в древности | 7 | 6 |
Повторение | - | 1 |
Тема 3. Индия и Китай в древности | 4 | 4 |
Контрольная работа | 1 | 1 |
Раздел IV. Древняя Греция | 20 | 20 |
Тема 1. Древнейшая Греция | 5 | 4 |
Тема 2.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | 7 |
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии | 5 | 5 |
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | 3 |
Контрольная работа | 1 | 1 |
Раздел V. Древний Рим | 17 | 18 |
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | 4 |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | 2 |
Тема 3. Гражданские войны в Риме | 4 | 4 |
Тема 4. Римская империя впервые века нашей эры | 5 | 6 |
Тема 5. Падение Западной Римской империи | 2 | 1 |
Контрольная работа | - | 1 |
Итоговая контрольная работа | 2 | 1 |
Всего часов: | 68 | 70 |
Внесение данных изменений позволяют охватить изучаемый материал по программе, повысить уровень обучаемости по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению. Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени. Количество часов по рабочей программе:
в год: 70часов
в неделю: 2
в т.ч. контроль знаний и умений учащихся:
I – к/р - часа
II – ПОУ – часа, к/р - часа
III – к/р - час
IV - к/р - 2часа
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности (действий) |
Введение .Увлекательный мир истории |
|
Понятия письменные источники, вещественные источники, археологи | - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию |
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ |
|
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытн | - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать .современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; - активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. |
Древний Восток |
|
1)Древний Египет |
|
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы ипирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. | понимать цель и смысл выполняемых заданий; - осуществлять первоначальный контроль своих действий. |
2)Западная Азия в древности |
|
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ. Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи. Уметь читать историческую карту; анализировать исторический источник. Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий. |
3)Индия и Китай в древности |
|
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды исказания.БуддаДревний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. | Давать самостоятельную оценку явлениям. |
Древняя Греция |
|
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. | - проявлять интерес к общению и групповой работе; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; -Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. -Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы. -Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. -Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования египтян и греков. -Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. -Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы. |
Древний Рим |
|
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. | Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника. Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. |
Семь чудес света | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; |
Итоговое повторение курса - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; | способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
Резервный урок |
|
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Д/задание |
|
|
|
|
| ||||||||||||
План. | Факт. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
Что изучает история (4 часов) | | | | | | ||||||||||||||||
1 |
|
| Что изучает история? | Вводная лекция с элементами беседы. | Выучить запись в тетради |
|
|
|
|
| |||||||||||
2 |
|
| Периодизация мировой истории. | Урок-беседа | Выучить запись в тетради, стр. 29-32. |
|
|
|
|
| |||||||||||
3 |
|
| История на карте. Географические названия – свидетели прошлого. | Открытия нового знания | Выучить запись в тетради |
|
|
|
|
| |||||||||||
4 |
|
| Контрольная работа «Введение в историю» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить пройденный материал |
|
|
|
|
| |||||||||||
Жизнь первобытных людей (6 часов). |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
5 |
|
| Предки человека. Расселение древнейшего человека. Занятия, орудия труда. | Усвоение навыков и умений | § 1, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
6 |
|
| Первобытные охотники и собиратели. | Усвоение навыков и умений | § 2, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
7 |
|
| Первобытные верования. Зарождение искусства. | Усвоение навыков и умений | § 3, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
8 |
|
| Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. | Открытия нового знания | § 4, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
9 |
|
| Родоплеменные отношения. Появление неравенства и знати | Учебный практикум | §5, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
10 |
|
| Контрольное тестирование «Первобытность» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить |
|
|
|
|
| |||||||||||
Древний Восток (19 часов). |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
11 |
|
| Местоположение и природные условия Древнего Египта. | Открытия нового знания | § 6, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
12 |
|
| Земледельцы, ремесленники, их труд, жилище, быт. Фараон, жрицы, чиновники. | Усвоение навыков и умений | § 7-8, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
13 |
|
| Военные походы фараонов | Усвоение навыков и умений | § 9, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
14 |
|
| Религия древних египтян. | Урок-путешествие | §10, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
15 |
|
| Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. | Урок-экскурсия | § 11, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
16 |
|
| Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте | Урок-исследование | §12, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
17 |
|
| ПОУ «Древний Египет» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить пройденный материал |
|
|
|
|
| |||||||||||
18 |
|
| Древнее Двуречье. Шумер и Аккад природные условия населения. | Открытия нового знания | §13, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
19 |
|
| Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. | Урок-исследование | § 14, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
20 |
|
| Финикия. Финикийские мореплаватели | Учебный практикум | § 15, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
21 |
|
| Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. | Исследовательская лабораторная работа | § 16-17, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
22 |
|
| Ассирия – военная держава. | Урок-путешествие | § 18, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
23 |
|
| Образование Персидской державы. | Урок-путешествие | § 19, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
24 |
|
| ПОУ «Древнее Двуречье» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить пройденный материал |
|
|
|
|
| |||||||||||
25 |
|
| Местоположение и природа Древней Индии. | Открытия нового знания | § 20, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
26 |
|
| Варны. Касты. Религиозные верования. Будда. | Урок-экскурсия | § 21, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
27 |
|
| Местоположения и природа Древнего Китая. Научные знания и изобретения. | Урок-исследование | § 22, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
28 |
|
| Империя Цинь. Император и его подданные. Конфуций. | Урок-исследование | § 23, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
29 |
|
| Контрольное тестирование «Древний Восток» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить |
|
|
|
|
| |||||||||||
Древняя Греция (20 часов) |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
30 |
|
| Природа и население Древней Греции. Эллины. | Открытия нового знания | § 24, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
31 |
|
| Древнейшие государства Микены и Крит | Урок - деловая игра | § 25, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
32 |
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков. | Урок-практикум | §26-27-28, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
33 |
|
| Религия древних греков. | Урок-конференция | §26-27-28, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
34 |
|
| Полис – город государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. | Открытия нового знания | §29, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
35 |
|
| Афинская демократия. Демос и знать. | Урок-исследование | § 30, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
36 |
|
| Древняя Спарта | Урок путешествие | § 31, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
37 |
|
| Основание греческих колоний | Исследовательская лабораторная работа | §32, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
38 |
|
| Олимпийские игры | Урок путешествие | § 33, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
39-40 |
|
| Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. | Урок путешествие | §34-35, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
41 |
|
| Возвышение Афин в V веке до н.э. | Урок путешествие | § 36, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
42 |
|
| Культурное наследие Древней Греции. | Экскурсия | § 37, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
43 |
|
| В афинских школах и гимназиях | Урок-исследование | § 38, прочитать. |
|
|
|
|
| |||||||||||
44 |
|
| Литература и театральное искусство. | Урок путешествие | § 39, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
45 |
|
| Афинская демократия при Перикле | Открытия нового знания | § 40, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
46-47-48 |
|
| Македонские завоевания в IV веке до н.э. Александр Македонский. | Урок-исследование | §41-42-43, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
49 |
|
| Контрольное тестирование «Древняя Греция» | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить |
|
|
|
|
| |||||||||||
Древний Рим (18 часов). |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
50 |
|
| Географические и природные условия Древней Италии. Этруски. | Открытия нового знания | § 44, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
51 |
|
| Завоевание Римом Италии | Урок-беседа | § 45, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
52 |
|
| Возникновение Римской республики. | Урок-исследование | § 46, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
53 |
|
| Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном | Урок - экспедиция | § 47, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
54 |
|
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э. | Урок-исследование | § 48, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
55 |
|
| Рабство в Риме | Урок-экскурсия | § 49, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
56 |
|
| Земельные реформы братьев Гракхов | Исследовательская лабораторная работа | § 50, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
57 |
|
| Восстание Спартака | Урок путешествие | § 51, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
58 |
|
| Диктатура Цезаря | Урок-беседа | § 52, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
59 |
|
| Гибель республики и создание империи | Урок-исследование | § 53, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
60 |
|
| Императорский Рим. Соседи Римской империи в первые века до н.э. | Лабораторный урок | § 54, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
61 |
|
| В Риме при императоре Нейроне | Урок-исследование | § 55, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
62 |
|
| Возникновение и распространение христианства. Гонения на христиан. | Урок-исследование | § 56, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
63-64 |
|
| Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. | Урок-экскурсия | §57-58, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
65 |
|
| Римская империя при Константине | Урок-проблема | § 59, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
66 |
|
| Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. | Урок-исследование | § 60, прочитать |
|
|
|
|
| |||||||||||
67 |
|
| Контрольное тестирование «Древний Рим». | Контроль, коррекция и оценка знаний | Повторить пройденный материал |
|
|
|
|
| |||||||||||
68 |
|
| Итоговая контрольная работа «Наследие Древнего мира». | Контроль, коррекция и оценка знаний. | Подготовить дополнительный материал по истории Древнего мира |
|
|
|
|
| |||||||||||
69-70 |
|
| «Семь чудес света». Историческое наследие Древнего мира | Защита проектов, деловая игра |
|
|
|
|
|
|