СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории Отечества(базовый уровень)для учащихся 6-9 классов.
Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад
№ 31»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
___________/Осипенко Е. М./
«31» августа 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Отечества
(базовый уровень)
6 - 9 классы
Составитель рабочей программы:
Щербакова Инна Олеговна
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 6-9 классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».
Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».
Закон от 29.04.2016 г. № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».
Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 г. № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 г. № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, организациях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 349 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15 июня 2017 г. №77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 № 481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 542 от 11.08.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) ЛНР для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2017-2018 учебном году».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.07.2017 № 501 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования».
ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».
Устав Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Учебный план Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад № 31».
Рабочая программа предмета «история Отечества» разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2015.
Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2016.
Рабочая программа ориентирована на учебники: История Луганского края:Учебное пособие/Ефременков А.С.,Курило В.С.,Бровченко И.Ю.,Климов А.А.,Красильников К.И.,Семистяга В.Ф.,Подов В.И. - Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с., 16 цв. ил.
Место предмета в базисном учебном плане школы:
Базисный учебный план ООО для образовательных учреждений ЛНР отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «история Отечества» на этапе основного общего образования, в том числе: VI, VII, VIII, IX - классах по 34 часа в неделю.
Учебный предмет | Количество часов в неделю (в год) | ||||
VI | VII | VIII | IX | Всего | |
История Отечества | 1(34) | 1(34) | 1(34) | 1(34) | 4(136) |
Общая характеристика учебного предмета:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
изучения курса «История Отечества» является
формирование развитой личности, способной к самоидентификации, определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта «малой родины», своей страны и человечества в целом, осознающей себя субъектом исторического развития, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять исторические знания в учебной и практической деятельности.
Приоритетная функция курса «Истории Отечества» состоит в создании
оптимальных психолого-педагогических условий для формирования ключевой и предметной компетентностей учащихся, их социализации.
Обозначенные цели изучения курса в основной школе обуславливают постановку следующих задач:
воспитание гражданственности, этнорегиональной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися базовыми знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, прогнозировать возможные последствия исторических событий и явлений;
развитие умений и навыков анализа различных источников информации, систематизации и классификации основных исторических понятий, выявления причинно-следственных связей.
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся целостной картины истории Отечества и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли Родного края и России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества.
Задачи изучения истории :
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли Родного края и России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение следующих целей: изучения истории Отечества в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории :
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и ролиРодного края и России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Изучение истории в 8 классе направлено на достижение следующих целей: формирование целостного представления об историческом развитии Родного края и России и мира;содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории :
- Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину;
- формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
- нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;
- Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей: изучения данного курса состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути Луганщины и России в XX веке, ее социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Задачи изучения истории :
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории Родного края и России в XX веке;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.
Общая характеристика учебного предмета «История», курс «История Отечества»
Содержание курса построено на основе синтеза историко-культурологического, цивилизационного, социоантропологического и многофакторного подходов. Учебный исторический материал подается в контексте всеобщей и европейской истории как их неотъемлемая часть, что определяет тесную взаимосвязь курса «Истории Отечества» и курса всеобщей истории, а также обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о ходе исторических событий. Содержание курса демонстрирует тесную взаимосвязь всех сфер общественной жизни; интегрирует политическую, экономическую, социальную, духовную составляющие истории. Особый акцент делается на изучение истории «малой родины» – Луганщины. При планировании учебного процесса учитель самостоятельно определяет последовательность подачи регионального и локального компонентов, руководствуясь исторической целесообразностью и логикой изложения.
Методология отбора содержательного компонента курса основывается на базовых общечеловеческих ценностях и ценностях отечественного общества – гуманизме, государственности, гражданственности, уважении к своему Отечеству, патриотизме, соблюдении прав и свобод человека, законности, духовности, самоопределении личности.
С психолого-дидактических позиций программа создана на основе объединения принципов личностно ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного обучения.
Личностно ориентированный подход к обучению призван гуманизировать учебно воспитательный процесс, сориентировать его на интересы, потребности и возможности ребенка; наполнить содержание исторического образования морально-духовными смыслами; сформировать у учащихся принципы справедливости, уважения и толерантности; содействовать самореализации школьника, превращению его в зрелую личность. Использование данного подхода на уроках истории Отечества позволит стимулировать самопознание ученика, развитие его индивидуальности.
Сущностью системно-деятельностного подхода является включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их подготовка к деятельности, профессиональному будущему. Применение деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной деятельности, что позволяет проводить изучение исторического материала последовательно, всесторонне, системно. Учитель должен не просто освещать отдельные исторические сюжеты, а ставить перед учащимися конкретные задачи по изучению исторической событийности, ее интерпретаций и оценок, формированию и развитию учебных умений и навыков.
Применение компетентностного подхода нацелено на формирование у учащихся практикоориентированной способности действовать в различных ситуациях, самостоятельно разрешать проблемы во всех сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является личностный, что представляется возможным при условии развития у учащихся ключевой и предметной компетентностей. Изучение исторического материала в контексте компетентностного подхода способствует ускорению интериоризации опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Процесс изучения программного материала предусматривает соблюдение таких принципов организации учебного процесса как: гуманизация, доминирование диалогического взаимодействия между учителем и учениками, стимуляция активности и саморегуляции учеников, научность учебной информации, соблюдение принципов историзма, культуросоответствия, выработка у учащихся сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям.
Требования к результатам освоения образовательной программы по истории Отечества
Личностные результаты:
− идентификация каждым из учащихся себя как личности, члена семьи, гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
− постижение гуманистических норм, демократических ценностей современного общества, признание прав и свобод личности и человека как общественной ценности;
− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе;
− сформированность политкорректности, этнической и религиозной толерантности, общего понимания культурного многообразия мира и уважения к культурам мира.
Метапредметные результаты:
− умение организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность;
− умение получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т. д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
− сформированная способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);
− готовность быть представителем команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
− овладение знаниями об исторической судьбе отдельных личностей, этносов и этнических групп, проживавших и проживающих ныне на территории Отечества как необходимой основы для миропонимания и познания специфики существования современного общества;
− сформированная способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для выявления сущности и значения событий, явлений прошлого и современности;
− развитое умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.);
− расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и исторической деятельности личностей и народов в истории своего Отечества и человечества в целом;
− готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников «малой родины», своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса «История Отечества» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Учащиеся в результате изучения курса «История Отечества» должны овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками:
− соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);
− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
− устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории;
− выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории;
− соотносить события отечественной и всемирной истории;
− использовать периодизацию как способ познания исторического процесса;
− пользоваться линией времени;
− составлять хронологические таблицы;
− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
− группировать и классифицировать факты по различным признакам;
− строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей;
− читать историческую карту с опорой на легенду;
− выполнять задания на контурной карте;
− проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия;
− самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников;
− критически анализировать и оценивать исторические источники;
− строить рассказ (устный или письменный) об исторических событиях и их участниках;
− характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические периоды;
− на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
− соотносить единичные исторические факты и общие явления;
− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов;
− раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
− анализировать, синтезировать усвоенную информацию;
− давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов;
− излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
− оценивать исторические события, делать критические выводы;
− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе;
− определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей;
− определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности
исторических личностей ;
− применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
− использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;
− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.
В результате изучения истории Отечества в 6 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времён до конца XV в.; I
- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений.; | Ш
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам .;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории до конца XV в.;
В результате изучения истории Отечества в 7 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVI—XVII вв.;
- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений.;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам .;
- получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических деятелей отечественной истории XVI—-XVII вв.;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории XVI-XVII вв.;
В результате изучения истории Отечества в 8 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII – первой половине XVIII века.;
- научиться применять понятийный аппарат иЁприёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений.;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.; щ Щ
- приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических деятелей отечественной истории XVII – первой половине XVIII века.;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории XVII – первой половине XVIII века.;
В результате изучения истории Отечества в 9 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в конце ХIХ — начале ХХ вв.; I j. | |;;
- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений.;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.;
- приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических деятелей отечественной истории в конце ХIХ — начале ХХ вв.;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории отечества в конце ХIХ — начале ХХ вв.;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 ч)
№ | Содердание программного материала | Количество часов отведённых на изучение разделов темы | ||||
всего | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Древние народы и государства в истории Отечества | 6 | 6 |
|
|
|
2 | Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет | 8 | 8 |
|
|
|
3 | Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая раздробленность и удельные княжества | 5 | 5 |
|
|
|
4 | Борьба Руси против внешней агрессии | 6 | 6 |
|
|
|
5 | Усиление Москвы и формирование единого | 9 | 9 |
|
|
|
6 | История Отечества в XVI – первой половине XVII века | 16 |
| 16 |
|
|
7 | История Отечества во второй половине XVII века | 18 |
| 18 |
|
|
8 | История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века | 15 |
|
| 15 |
|
9 | Российская империя во второй половине XVIII века | 19 |
|
| 19 |
|
10 | Российская империя в конце ХIХ — начале ХХ вв. | 8 |
|
|
| 8 |
11 | Первая мировая война 1910-1918 годов. Революция 1917 года в Российской империи.Гражданская война. | 10 |
|
|
| 10 |
12 | УССР в 1920 годы | 6 |
|
|
| 6 |
13 | УССР в 1920 годы. Советская модернизация | 10 |
|
|
| 10 |
| Всего | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
6 класс
История Отечества с древнейших времен до конца XV века (до 1505 г.) (34часа)
Введение
«История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди
других школьных предметов. История Отечества – часть всемирной истории. Хронологические рамки курса. Исторические источники.
Древние народы и государства в истории Отечества
Наш край в древности. Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории Луганского края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век. Городагосударства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Великое переселение народов.
Славяне, их происхождение и разделение на три ветви – восточных, западных и
южных. Активное расселение славян в V–VII вв. Антский племенной союз. Быт,
культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы
восточнославянских племен.
Соседи славян. Балты и финно-угры. Хазарский каганат. Тюркский каганат.
Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет
государства восточных славян
Образование Древнерусского государства. Предпосылки создания государства. «Повесть временных лет» – основной источник изучения истории Руси. Происхождение названия «Русь». Основание Киева. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Норманнская и антинорманская теории происхождения государства у восточных славян.
Политика первых князей. Походы против Византии. Княжение Аскольда и Дира в Киеве. Первые князья династии Рюриковичей. Деятельность князя Олега. Правление Игоря.
Княжение Ольги и Святослава. Княгиня Ольга и ее реформы. Русь и Византия. Внешняя политика Святослава. Балканские войны.
Князь Владимир Святославович и крещение Руси. Начало правления князя Владимира. Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича. Владимир Великий и принятие христианства на Руси. Значение введения христианства для развития культуры Руси.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Владимировича. «Русская Правда». Борьба с кочевниками.
Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. Органы политической власти. Социальная структура общества. Древнерусский город. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли.
Русь во времена правления Ярославичей. Княжеские усобицы. Борьба с половцами. Правда Ярославичей. Любечский съезд князей 1097 г.
Русь во время правления Владимира Мономаха. Усиление великокняжеской власти. «Устав Владимира Всеволодовича». Правление Мстислава Владимировича. Международные связи Древней Руси.
Кочевые племена на территории Луганского края. Печенеги, торки, половцы. Тюркское камнерезное искусство.
Духовная жизнь Древней Руси. Особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Мифологические представления славянского населения Руси. Пантеон языческих богов. Религиозное влияние Византии. Церковная организация. Церковная и городская архитектура. Проблема создания письменности. Развитие литературы. Летописание. Образование. Изобразительное искусство. Музыка.
Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая
раздробленность и удельные княжества
Удельные княжества в XII–XIII веках. Экономические и политические причины раздробленности древнерусского государства. Государственное управление в период раздробленности. Главные политические центры Руси. Крупнейшие земли и княжества. Эволюция общественного строя и права.
Княжества Северо-Восточной Руси. Политическое и социальноэкономическое развитие Владимиро-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская республика.
Княжества Юго-Западной Руси. Политическое и социально-экономическое развитие Киевского, Черниговского, Переяславского, Галицкого, Волынского княжеств. Образование Галицко-Волынского государства. Внутренняя и внешняя политика Даниила Галицкого.
Культурное развитие Древней Руси XII–XIII веков. Особенности развития культуры XII–XIII вв. Развитие литературы и летописания. «Слово о полку Игореве» – исторический источник и литературный памятник древней Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Зодчество. Изобразительное искусство. Последствия раздробленности Руси.
Борьба Руси против внешней агрессии
в начале XIII – конце XIV веков
Монгольские нашествия на Русь. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Битва на Калке 1223 г. Причины поражения русских дружин и половцев.
Русь под властью Золотой Орды. Походы Батыя. Борьба народов Руси с завоевателями. Образование монгольского государства. Золотая Орда и Русь. Ордынское владычество на Руси. Последствия монгольского нашествия.
Население Луганского края в период Золотой Орды. Монгольское вторжение на территорию края и включение половецких степей в состав Золотой Орды. Золотоордынцы в луганских степях. «Бродники». Русские поселки в Золотой Орде. Междоусобные войны в степи.
Борьба Руси с западными завоевателями. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Ливонский орден. Тевтонский орден. Князь Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище 1242 г.
Экспансия в древнерусские земли Польского и Венгерского королевств, Великого княжества Литовского. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Общественно-политическое устройство. Литовские князья. Кревская уния 1385 г. Борьба Польского и Венгерского королевств за русские земли.
Усиление Москвы и формирование единого
Русского государства в XV веке
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Начало объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение на русских землях ведущей роли Москвы.
Укрепление Московского княжества. Куликовская битва. Дмитрий Донской и его политика по сплочению княжеств вокруг Москвы. Борьба Дмитрия с Золотой Ордой. Куликовская битва 1380 г. и ее последствия.
Московское княжество и его соседи в конце XIV–XV веков. Политика преемников Дмитрия Донского. Василий I. Междоусобные войны наследников Дмитрия Донского. Отношения между Московским и Литовским княжеством.
Распад Золотой Орды и Дикое поле. Образование Крымского ханства. Вхождение причерноморских, приазовских степей и Крыма в его состав. Переход Крымских ханов в вассальную зависимость от Османской империи. Начало татарских походов на украинские земли. «Дикое поле»: географическое положение и природно-климатические условия.
Завершение образования Русского о государства в конце XV века. Иван III. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Свержение ордынского ига. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество.
Русская культура и православная церковь второй половины XIII–XV веков. Устное народное творчество. Литература и летописание. Изобразительное искусство. Архитектура. Падение Константинополя и независимость Русской православной церкви.
Повторительно-обобщающие уроки
Итоговое обобщение
7 класс
История Отечества в XVI–XVII веках (1505-1689 гг.) (34 часа)
Введение
Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях. Период Новой истории: хронологические рамки и характерные черты. Украинские земли в составе других государств.
История Отечества в XVI – первой половине XVII века
Российское государство в XVI веке. Предпосылки централизации власти и дальнейшее объединение древнерусских земель. Иван IV Грозный. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Опричнина. Внешняя политика. 14
Люблинская уния 1569 года и ее последствия. Создание Речи Посполитой. Общественно-политические и экономические изменения на территории украинских и белорусских земель после Люблинской унии. Формирование сословной системы организации общества. Распространение фольваркового землевладения.
Запорожская Сечь. Создание первой Сечи Д. И. Байдой-Вишневецким на о. Малая Хортица. Казачество: жизнь и быт, военное искусство казаков. Образование реестрового казачества. Народные восстания 1591–1596 гг.
Европейское религиозное движение и православные братства. Реформация. Контрреформация. Православные братства. Развитие полемической литературы. Брестский церковный собор 1596 г. и его влияние на церковную жизнь в украинских и белорусских землях.
Казачество в первой половине XVII века. Морские походы казаков. Участие казаков в Хотинской войне. Народные восстания 1620–1630-х гг.
Московское царство в первой половине XVII века. Прекращение династии Рюриковичей. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смутное время, причины Смуты. Восстание И. Болотникова. Борьба против экспансии Речи Посполитой и Швеции. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.
Политический курс царя Михаила Федоровича. Смоленская война 1632–1634 гг.: причины и итоги.
Социальная структура общества и экономическая жизнь в XVI – первой половине XVII века. Основные сословия общества. Окончательное оформление крепостного права. Новые явления в экономике в первой половине XVII века. Ярмарки. Мануфактуры.
Особенности развития культуры в XVI – первой половине XVII века. Образование. Развитие литературы. Книжная миниатюра. Начало книгопечатания. И. Федоров. Изобразительное искусство. Музыка. Новые тенденции в развитии архитектуры.
Луганщина в XVI – первой половине XVII века. Татарские набеги в Дикое поле. Луганский край в оборонной системе южных границ Российского государства. Колонизация Дикого поля. Первые слободские поселения. Жизнь и быт слобожан.
Поселения казаков на территории Луганского края. Поселения донских казаков на территории края. Жизнь и быт донских казаков. Запорожцы на землях Луганщины. Совместные военные походы запорожских и донских казаков в XVII в.
Освободительная война под руководством Б. Хмельницкого. Причины, движущие силы, основные этапы освободительной войны. Битвы под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами.
Военно-политические события 1649–1653 годов. Збаражско-Зборовская кампания. Зборовский договор 1649 г.
История Отечества во второй половине XVII века
Создание Гетманского государства. Белоцерковский мирный договор 1651 г. Внешняя политика Гетманщины.
Переяславская рада 1654 года. Вхождение Войска Запорожского в состав России. Украино-московский договор 1654 г. Русско-польская война 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие 1667 г.
События 1660-1680-х годов в Гетманщине. Причины и сущность периода «руины». Гетманы Правобережной и Левобережной Украины: И. Выговский, Ю. Хмельницкий, П. Тетеря, И. Брюховецкий, П. Дорошенко, Д. Многогрешный, 15 И. Самойлович. Чигиринские походы 1674–1678 гг. Вхождение Правобережной Украины в состав Речи Посполитой.
Русско-турецкие и русско-польские отношения во второй половине XVII века. Русско-турецкая война 1676–1681 гг. Бахчисарайский мирный договор 1681 г. Создание «Священной Лиги». Заключение «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой. Крымские походы, и их последствия.
Развитие культуры во второй половине XVII века. Культурные традиции Запорожской Сечи. Религиозные верования казаков. Кобзарство.
Образование. Славяно-греко-латинская академия. Светская литература. Научные знания. Русские первопроходцы. Живопись. Казацкое барокко в архитектуре. Церковная жизнь.
Повторительно-обобщающие урок
Итоговое обобщение
8 класс
История Отечества в конце XVII – XVIII веках (1689-1801 гг.) (34 часа)
Введение
Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными
пособиями, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной
деятельности на занятиях.
Период Новой истории: хронологические рамки и характерные черты.
Украинские земли в составе Российской империи. Россия конца XVII – XVIII веке:
от царства к империи.
История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века
Россия на рубеже веков. Начало царствования Петра I. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Азовские походы. Великое посольство. Преобразования Петра I. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур. Великое посольство. Табель о рангах 1722 г. Подчинение церкви государству.
Внешняя политика Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг., их итоги. Северная война 1700–1721 гг.: причины, этапы, последствия. Образование Российской империи.
Политическое и экономическое положение Гетманщины в конце XVII – первой половине XVIII века. Участие гетмана И. Мазепы в Северной войне и украинско-шведский союз. Полтавская битва. Положение в Гетманщине после Полтавской битвы. Гетманство И. Скоропадского Наступление царизма на казачество. Создание Малороссийской коллегии. Гетманство П. Полуботка. Реформы гетмана Д. Апостола. «Правление гетманского правительства».
Административно-территориальное устройство Левобережной Гетманщины и Слободской Украины в конце XVII – первой половине XVIII века. Органы политической власти. Полково-сотенное устройство. Социальноэкономическое развитие. Запорожская Сечь в составе Гетманщины. Войско Донское – военно-административная единица Азовской губернии.
Восстание под руководством Кондратия Булавина на Луганщине. Казацкие бунты. Причины и основные этапы восстания К. Булавина. Причины поражения и значение выступления казаков Дона.
Поселение сербов на территории края. Славяносербия. Сербская колонизация Луганская края. И. Шевич. Р. Прерадович. Административнотерриториальное деление колонизированных земель Образ жизни и хозяйственная деятельность поселенцев. Значение заселения территории Луганщины для развития Российской империи.
Развитие культуры в конце XVII – первой половине XVIII века. Исторические предпосылки развития культуры в конце XVII – первой половине XVIII века. Развитие образования и научных знаний. Киево-Могилянская академия, ее общеславянское значение. Феофан Прокопович. Е. Славинецкий.
Образование в Гетманщине и Слобожанщине. Развитие книгопечатания. Выдающиеся ученые и деятели Киево-Могилянской академии. Григорий Сковорода и его философское учение. Развитие устного народного творчества. Думы.
Казацкие летописи как исторический источник. Казацкие летописцы Самойло Величко, Григорий Грабянка, Самовидец.
Музыкальная культура и театральное искусство. Стихотворная сатира, историческая драма, интермедия, вертепная драма. Особенности развития архитектуры и изобразительного искусства. Развитие казацкого барокко.
Церковное развитие. Митрополит Дмитрий Туптало.
Российская империя во второй половине XVIII века
Просвещенный абсолютизм в Российской империи. Внутренняя политика Екатерины ІІ. Жалованная грамота дворянству. «Золотой век» русского дворянства. Расцвет крепостничества. Социальные движения и восстание Е. Пугачева.
Ликвидация Гетманщины. К. Разумовский. Ликвидация полково-сотенного устройства в Левобережной Украине и Слобожанщине. Ликвидация Запорожской Сечи.
Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века. Причины русскотурецких войн. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. и Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. и Ясский мирный договор 1791 г. Присоединение Крымского ханства, Приазовья, Причерноморья к России. Экономическое освоение южных земель Российской империи.
Политика Павла I. Внутренняя политика и ограничение дворянских привилегий. Внешнеполитическая деятельность.
Разделы Речи Посполитой и вхождение Правобережной Украины в состав Российской империи. Включение украинских земель в состав Российской империи. Административно-территориальное деление. Создание наместничеств и губерний. Политика российского царизма на украинских землях.
Административно-территориальное устройство нашего края в XVIII веке. Ликвидация Славяносербии и создание Слободско-Украинской губернии. Изменения административного устройства края в 1775–1800 гг. Ликвидация автономии слободских полков и включение их в состав Азовской губернии. Судьба Кальмиусской паланки Новой Сечи.
Основание Луганска. Предпосылки образования города над Луганью. Строительство Луганского литейного завода и возникновение города вокруг него. К. Гаскойн – основатель литейного завода. Внешний облик Луганска. Уклад жизни горожан.
Развитие культуры во второй половине XVIII века. Деятельность российской Академии наук. И.И. Шувалов. М.В. Ломоносов. Развитие естественных наук в 17 украинских землях. Первая медицинская школа в Елизаветграде. Развитие медицины и борьба с эпидемиями. Е. Мухин и Д. Самойлович.
Развитие гуманитарных наук и литературы. Иван Котляревский и его произведения. Устное народное творчество: песни, думы, легенды.
Развитие живописи. Г. Левицкий, Л. Тарасович, В. Боровиковский.
Театральное и музыкальное искусство. Романсы. Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель. Церковная музыка.
Архитектура. Степан Ковнир. Иван Григорович-Барский.
Повторительно-обобщающие уроки
Итоговое обобщение
9 классИстория Отечества История Отечества в XX веке
(1900-1939 гг.) (34часа)
Введение
Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, дополнительными источниками информации, Интернетресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях. Принципы и критерии оценивания учебных достижений учащихся.
История Огечества в период Новейшей истории. Завершение перехода к индустриальному обществу
Российская империя в конце ХIХ — начале ХХ вв.
Общественно-политическое развитие Российской империи в конце XIX— начале ХХ века. Территория и административное устройство. Формирование общероссийских и украинских партий.
Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIX начале ХХ века. Политика модернизации' «сверху». Концентрация производства. Монополизация. Влияние мирового экономического кризиса 1900—1903 гг. на экономику Российской империи. Трудовая миграция. Изменения в социальной сфере.
Развитие Луганского края в конце ХIX— начале ХХ века. Промышленный бум конца XIX — начала ХХ вв. в регионе. Развитие угольной промышленности. Развитие черной металлургии. Луганщина — центр развития машиностроения. Химическая промышленность. Развитие акционерных обществ. Участие жителей края в представительских организациях и союзах. Кредитные организации. Создание кооперативов.
Революция 1905—1907 годов в Российской империи. Причины, движущие силы революции. Русско-японская война 1904—1905 гг., ее влияние на общество. Массовые выступления рабочих. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Возникновение Советов рабочих депутатов. Восстание матросов на броненосце «Потемкин», восстание моряков в Севастополе под руководством П. Шмидта. Восстание в Киеве под руководством Б. Жадановского. «Манифест 17 октября 1905 г.». Оформление либеральных ПаРТИЙ. Монархическое и черносотенное движение. и П Государственная дума. Избирательный закон 1907 г.
Луганщина в годы российской революции 1905—1907 годов. Луганский комитет РСДРП в годы - революции. Забастовки рабочих. Крестьянские выступления. А.Пархоменко. Формирование Советов народных депутатов (Н. Волошин, К. Ворошилов, Д. Паранич).
Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906—1907 годов.
Политический курс П. Столыпина. III и lV Государственная Дума. Цель, содержание, результаты аграрной реформы. Ликвидация общины. Развитие кооперации. Переселенческая политика.Особённости проведения реформы на украинских землях;
Первая мировая война 1914—1918 гг. Революция 1917 г. в
Российской империи. Гражданская война
Первая мировая война 1914-1918 годов. Геополитические планы Антанты и Тройственного союза. Предпосылки Первой мировой войны. Военные кампании 1914—1916 гг. Отношение политических партий и организаций к войне. Итоги военных действий на Восточном фронте.
Луганщина в годы Первой мировой войны. Милитаризация экономики на территории края. Деятельность патронного и паровозостроительного заводов Луганска. Появление новых районов угледобычи. Подвиги земляков на фронтах войны. Выступление рабочих Луганщины против царизма.
Российская революция 1917 года. Назревание революционной ситуации. Падение монархии. Создание Временного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Создание Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов.
Национальные Движения в Российской империи. Влияние революции 1917 г. в России на политическую ситуацию в украинских землях. Образование Центральной Рады в Киеве. М. Грушевский. Всеукраинский национальный конгресс. I и II Универсалы Центральной Рады. Июльский политический кризис в России. Обострение конфликта между Временным правительством и Центральной Радой. Корниловский мятеж.
Установление большевистской власти 8 октябре 1917 года. Большевистский переворот в Петрограде. II съезд Советов. Первые декреты советской власти. Попытка установить власть большевиков в Киеве. III Универсал Центральной Рады. Война Советской России с УНР. Провозглашение советской власти в Харькове.
Луганский край в годы революционных событий. События февральской революции в крае. Создание общественного комитета Временного правительства в Луганске. Губернские и уездные комиссары. Советы рабочих депутатов на Луганщине. К. Ворошилов. А. Пархоменко.
Донецко-Криворожская советская республика. Противостояние Советов рабочих депутатов и Центральной Рады на Донбассе. Установление советской власти в Донбассе в декабре 1917 г. Создание Донецко-Криворожской республики, ее политика.
Гражданская война и военная интервенция. Причины и основные этапы войны. Формирование белого движения. Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Брестский мирный договор 1918 г. Политика украинских национальных правительств в 1918—1919 гг.: УНР. Гетманат. Директория УНР. ЗУНР. Повстанческое движение. Н. Махно. «Белый» и «красный» террор. Высадка войск Антанты на юге украинских земель.
Луганский край в годы гражданской войны. Героическая оборона Луганщины во время иностранной интервенции. Борьба с австро-германскими войсками за Донбасс. Антигетманские восстания на Луганщине. Создание Донецкой губернии в феврале 1919 г. Борьба с Добровольческой армией генерала А. Деникина. Военные действия в районе Острой Могилы. Махновское движение на территории края.
Политика советского правительства в 1919 году. Провозглашение УССР. Конституция УССР 1919 г. Политика «военного коммунизма».Большевистский режим. Национализация предприятий. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Комитеты деревенской бедноты. Продразверстка. Ликвидация товарно-денежных отношений.
УССР в 1920-е годы
Образование СССР и вхождение в него советских социалистически республик. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Предпосылки объединения социалистических республик. Этапы создания союзного государства. Декларация об образовании СССР 30 декабря 1922 г. Первая Конституция СССР. Конституция УССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения.
Социально-экономическое развитие УССР в период новой экономической политики. Причины перехода к новой экономической политике. Основные направления и сущность нэпа. План ГОЭРЛО. Голод 1921—1923 гг. Хлебозаготовительный кризис 1927 г. Причины свертывания и результаты нэпа.
Политическое развитие УССР в 1920-е годы. Политика коренизации. Формирование партийно-государственной власти. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссия о путях построения социализма. Утверждение однопартийной политической системы.
Международное положение и внешняя политика УССР 8 1920-е годы. Преодоление дипломатической изоляции. Международное положение УССР в 1921-1922 гг. Советско-польская война и судьба западноукраинских земель.
Культурная и религиозная жизнь советского общества в 1920-е годы. Культурная революция. Реформа образования. Ликвидация неграмотности. Создание пролетарской интеллигенции. Влияние политики украинизации на развитие культуры. Религиозная политика советской власти. Утверждение социалистического реализма в искусстве. Формирование нового уклада повседневной жизни.
УССР в 1930-е годы. Советская модернизация
Социалистическая инДустриализачия. Причины, источники, этапы индустриализации. Переход к форсированной индустриализации. Социальные проблемы общества. Уровень жизни рабочих. Итоги первого и второго пятилетнего планов. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Особенности индустриализации в УССР.
Коллективизация сельского хозяйства в УССР. Причины и задачи коллективизации. Хлебозаготовительные кризисы 1927—1929 гг. Переход к сплошной коллективизации. Раскулачивание. Колхозное крестьянство. Последствия политики коллективизации. Голод 1932—1933 гг.
Луганщина в годы советской модернизации. Административно-территориальные изменения 1920—1930-х гг. Индустриализация на территории края. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. Образование Луганской области. Сложности социалистического строительства.
Луганщина — родина стахановского Движения. Рекорд на шахте «Центральная-Ирмино». А. Стаханов и новая технология добычи угля.Расширение стахановского движения, его значение для промышленного развития. Последователи А.Стаханова.
Политическое развитие УССР з 1930-е годы. Формирование тоталитарного режима. Идеологизация общественной жизни. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. Конституция УССР 1937 г. Формирование партийно-бюрократической номенклатуры.
Советская культура в 1930-е годы. Развитие образования. Ликвидация безграмотности. Достижения науки. Музыкальное и изобразительное искусство. Литературный процесс. Развитие театрального и киноискусства. «Расстрелянное возрождение». Антирелигиозная кампания советской власти. Формирование атеистического мировоззрения.
Культурное развитие Луганщины первой половины ХX века. Исторические предпосылки культурного развития Луганщины 1920-х гг. Развитие образования и науки в регионе. Донецкий институт народного образования (ДИНО). Научное общество на Донеччине. Литература и искусство. Творческое объединение «Забой». И. Баглюк. В. Гайворонский. П. Безпощадний. Б. Горбатов. П. Байдебура. М. Матусовский выдающийся поэт, уроженец Луганщины. Местные периодические издания. «Луганская правда». Театральная жизнь Луганщины. М. Кушлин. И. Паторжинский. Ворошиловградский областной русский драматический театр. Памятники архитектуры на территории края.
Внешняя политика СССР в 1930-е годы и украинские земли. Изменение внешнеполитического курса СССР. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Мюнхенский договор и позиция СССР.
Повторительно-обобщающие уроки
Итоговое обобщение
Планируемые результаты обучения учащихся
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История»
Знание хронологии; работа с хронологией
Сформированность умений и навыков:
− соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);
− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
− устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории;
− выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории;
− соотносить события отечественной и всемирной истории;
− использовать периодизацию как способ познания исторического процесса;
− пользоваться линией времени;
− составлять хронологические таблицы.
Знание исторических фактов; работа с фактами
Сформированность умений и навыков:
− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
− группировать и классифицировать факты по различным признакам;
− строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей
Работа с историческими источниками
Сформированность умений и навыков:
− читать историческую карту с опорой на легенду;
− выполнять задания на контурной карте;
− проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия;
− самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников;
− критически анализировать и оценивать исторические источники.
Описание (реконструкция)
Сформированность умений и навыков:
− строить рассказ (устный или письменный)
Анализ, объяснение
Сформированность умений и навыков:
− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
− соотносить единичные исторические факты и общие явления;
− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов;
− раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
− анализировать, синтезировать усвоенную информацию;
− давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов;
− излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
− оценивать исторические события, делать критические выводы.
Работа с версиями, оценками
Сформированность умений и навыков:
− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе;
− определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей;
− выявлять тенденциозную информацию и объяснять ее необъективность;
− определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности исторических личностей
Применение знаний и умений в общении и социальной среде
Сформированность умений и навыков:
− применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
− использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 6 класс
№ п\п | № урока в теме | Раздел/Тема урока | Дата проведения |
| ||
по плану | по факту | Примечание | ||||
1 | 1 | Введение. «История Отечества» – новый учебный курс. |
|
|
| |
Тема 1. Древние народы и государства в истории Отечества | ||||||
2 | 1 | Наш край в древности. |
|
|
| |
3 | 2 | Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые племена. |
|
|
| |
4 | 3 | Восточная Европа в середине Iтыс. н.э. |
|
|
| |
5 | 4 | Соседи славян. |
|
|
| |
6 | 5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древние народы и государства в истории Отечества». |
|
|
| |
Тема 2. Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян | ||||||
7 | 1 | Образование Древнерусского государства. Политика первых князей. |
|
|
| |
8 | 2 | Княжение Ольги и Святослава. |
|
|
| |
9 | 3 | Князь Владимир Святославович и крещение Руси. |
|
|
| |
10 | 4 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. |
|
|
| |
11 | 5 | Русь во времена правления Ярославичей. |
|
|
| |
12 | 6 | Русь во время правления Владимира Мономаха. Кочевые племена на территории Луганского края. |
|
|
| |
13 | 7 | Духовная жизнь в Древней Руси |
|
|
| |
14 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян». |
|
|
| |
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая раздробленность и удельные княжества | ||||||
15 | 1 | Удельные княжества в XII-XIII веках. |
|
|
| |
16 | 2 | Княжества Северо-Восточной Руси. |
|
|
| |
17 | 3 | Княжества Юго-Западной Руси. |
|
|
| |
18 | 4 | Культурное развитие Руси в XII-XIII вв. |
|
|
| |
19 | 5 | Развитие литературы и летописания. «Слово о полку Игореве» – истории-ческий источник и литературный памятник древней Руси. |
|
|
| |
Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии в начале XIII – конце XIV веков | ||||||
20 | 1 | Монгольские нашествия на Русь. |
|
|
| |
21 | 2 | Русь под властью Золотой Орды. |
|
|
| |
22 | 3 | Население Луганского края в период Золотой Орды. |
|
|
| |
23 | 4 | Борьба Руси с западными завоевателями. |
|
|
| |
24 | 5 | Экспансия в древнерусские земли Польского и Венгерского королевств, Великого княжества Литовского. |
|
|
| |
25 | 6 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Русь в середине XII – начале XIII вв.» и «Борьба Руси против внешней агрессии». |
|
|
| |
Тема 5. Усиление Москвы и формирование единого Русского государства в XV веке | ||||||
26 | 1 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. |
|
|
| |
27 | 2 | Укрепление Московского княжества. Куликовская битва. |
|
|
| |
28 | 3 | Московское княжество и его соседи в конце XIV–XV веков. |
|
|
| |
29 | 4 | Распад Золотой Орды и Дикое поле. |
|
|
| |
30 | 5 | Завершение образования Русского государства в конце XV в. |
|
|
| |
31 | 6 | Русская культура и православная церковь второй половины XIII–XV веков. |
|
|
| |
32 | 7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Усиление Москвы и формиро-вание единого Русского государства в XV веке». |
|
|
| |
33 | 1 | Итоговое обобщение. |
|
|
| |
34 | 2 | Резервный урок. |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 7 класс
№ п\п | № урока в теме | Раздел/Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | по факту | |||||
1 | 1 | Введение. |
|
|
| |
Раздел II. История Отечества в XVI-XVII веках (1505 – 1689 гг.) | ||||||
Тема 1. История Отечества в XVI-XVII веках | ||||||
2 | 1 | Российское государство в XVI веке. |
|
|
| |
3 | 2 | Люблинская уния 1569 г. и ее последствия. |
|
|
| |
4 | 3 | Запорожская Сечь. |
|
|
| |
5 | 4 | Европейское религиозное движение и православные братства. |
|
|
| |
6 | 5 | Брестский церковный собор 1596 г. |
|
|
| |
7 | 6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Отечество в XVI веке». |
|
|
| |
8 | 7 | Казачество в первой половине XVII века. |
|
|
| |
9 | 8 | Московское царство в первой половине XVII века. |
|
|
| |
10 | 9 | Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. |
|
|
| |
11 | 10 | Социальная структура общества и экономическая жизнь в XVI- первой половине XVII века. |
|
|
| |
12 | 11 | Особенности развития культуры в XVI- первой половине XVII века. |
|
|
| |
13 | 12 | Луганщина в XVI – первой половине XVII века. |
|
|
| |
14 | 13 | Поселения казаков на территории Луганского края. |
|
|
| |
15 | 14 | Запорожцы на землях Луганщины. Совместные военные походы запо-рожских и донских казаков в XVII в. |
|
|
| |
16 | 15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Отечество в XVII в». |
|
|
| |
Тема 2. История Отечества во второй половине XVII века | ||||||
17 | 1 | Начало Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого. |
|
|
| |
18 | 2 | Битвы 1648-1649 гг. |
|
|
| |
19 | 3 | Збаражско-Зборовская кампания. |
|
|
| |
20 | 4 | Создание Гетманского государства. Внешняя политика Гетманщины. |
|
|
| |
21 | 5 | Военно-политические события 1650-1653 гг. |
|
|
| |
22 | 6 | Переяславская рада 1654 года. Вхождение Войска Запорожского в состав России. |
|
|
| |
23 | 7 | Военно-политические события 1654-1657 гг. |
|
|
| |
24 | 8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Освободительная война под руководством Б.Хмельницкого» |
|
|
| |
25 | 9 | Гетманство И. Выговского. Раскол Гетманщины. |
|
|
| |
26 | 10 | Правобережная и Левобережная Гетманщины. |
|
|
| |
27 | 11 | Запорожская Сечь. |
|
|
| |
28 | 12 | Русско-турецкая война 1676–1681 гг. Бахчисарайский мирный договор 1681 г. |
|
|
| |
29 | 13 | Русско-польские отношения во второй половине XVII века. |
|
|
| |
30 | 14 | Крымские походы, и их последствия. |
|
|
| |
31 | 15 | Развитие культуры во второй половине XVII века. Культурные традиции Запорожской Сечи. |
|
|
| |
32 | 16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «События 1660-1680-х годов в Гетманщине». |
|
|
| |
33 | 1 | Итоговое обобщение. |
|
|
| |
34 | 2 | Резервный урок. |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 8 класс
№ п\п | № урока в теме | Раздел/Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | по факту | |||||
1 | 1 | Введение. |
|
|
| |
Раздел III. История Отечества в конце XVII – XVIII веках (1689-1801 гг.) | ||||||
Тема 1. История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века | ||||||
2 | 1 | Россия на рубеже веков. |
|
|
| |
3 | 2 | Правление царевны Софьи. |
|
|
| |
4 | 3 | Преобразования Петра I. |
|
|
| |
5 | 4 | Внешняя политика Петра I. |
|
|
| |
6 | 5 | Политическое и экономическое положение Гетманщины в конце XVII – первой половине XVIII века. |
|
|
| |
7 | 6 | Реформы гетмана Д. Апостола. «Правление гетманского правительства». |
|
|
| |
8 | 7 | Административно-территориальное устройство Левобережной Гетманщины и Слободской Украины в конце XVII – первой половине XVIII века. |
|
|
| |
9 | 8 | Восстание под руководством Кондратия Булавина на Луганщине. |
|
|
| |
10 | 9 | Поселение сербов на территории края. |
|
|
| |
11 | 10 | Славяносербия. |
|
|
| |
12 | 11 | Развитие культуры в конце XVII – первой половине XVIII века. |
|
|
| |
13 | 12 | Музыкальная культура и театральное искусство. |
|
|
| |
14 | 13 | Церковное развитие. Митрополит Дмитрий Туптало. |
|
|
| |
15 | 14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века». |
|
|
| |
Тема 2. Российская империя во второй половине XVIII века | ||||||
16 | 1 | Просвещенный абсолютизм в Российской империи. |
|
|
| |
17 | 2 | Социальные движения и восстание Е. Пугачева. |
|
|
| |
18 | 3 | Ликвидация Гетманщины. Ликвидация Запорожской Сечи. |
|
|
| |
19 | 4 | Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века. |
|
|
| |
20 | 5 | Экономическое освоение южных земель Российской империи. |
|
|
| |
21 | 6 | Политика Павла I. |
|
|
| |
22 | 7 | Разделы Речи Посполитой и вхождение Правобережной Украины в состав Российской империи. |
|
|
| |
23 | 8 | Политика российского царизма на украинских землях.
|
|
|
| |
24 | 9 | Административно-территориальное устройство нашего края в XVIII веке. |
|
|
| |
25 | 10 | Ликвидация автономии слободских полков и включение их в состав Азовской губернии. Судьба Кальмиусской паланки Новой Сечи. |
|
|
| |
26 | 11 | Основание Луганска. |
|
|
| |
27 | 12 | Развитие культуры во второй половине XVIII века. |
|
|
| |
28 | 13 | Развитие медицины и борьба с эпидемиями. Е. Мухин и Д. Самойлович. |
|
|
| |
29 | 14 | Развитие гуманитарных наук и литературы. |
|
|
| |
30 | 15 | Развитие живописи. |
|
|
| |
31 | 16 | Театральное и музыкальное искусство. |
|
|
| |
32 | 17 | Архитектра. Степан Ковнир. Иван Григорович-Барский. |
|
|
| |
33 | 18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя во второй половине XVIII века». |
|
|
| |
34 | 19 | Итоговое обобщение. |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 9 класс
№ п\п | № урока в теме | Раздел/Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | по факту |
| ||||
1 | 1 | Введение. |
|
|
| |
Раздел IV. История Отечества в XX веке (1900-1939 гг.) | ||||||
Тема 1. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв. | ||||||
2 | 1 | Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ веков. |
|
|
| |
3 | 2 | Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ веков. |
|
|
| |
4 | 3 | Развитие Луганского края в конце ХIХ – начале ХХ веков. |
|
|
| |
5 | 4 | Революция 1905–1907 гг. в Российской империи. |
|
|
| |
6 | 5 | Луганщина в годы российской революции 1905–1907 гг. |
|
|
| |
7 | 6 | Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906–1911 гг. |
|
|
| |
8 | 7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв». |
|
|
| |
Тема 2. Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция 1917 г. в Российской империи. Гражданская война | ||||||
9 | 1 | Первая мировая война 1914–1918 гг. |
|
|
| |
10 | 2 | Луганщина в годы Первой мировой войны. |
|
|
| |
11 | 3 | Российская революция 1917 г. |
|
|
| |
12 | 4 | Национальные движения в Российской империи. |
|
|
| |
13 | 5 | Установление большевистской власти в октябре 1917 года. |
|
|
| |
14 | 6 | Луганский край в годы революционных событий. Донецко-Криворожская советская республика. |
|
|
| |
15 | 7 | Гражданская война и военная интервенция. |
|
|
| |
16 | 8 | Луганский край в годы гражданской войны. |
|
|
| |
17 | 9 | Политика советского правительства в 1919 году. |
|
|
| |
18 | 10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция 1917 г. в Российской империи. Гражданская война». |
|
|
| |
Тема 3. УССР в 1920-е годы | ||||||
19 | 1 | Образование СССР и вхождение в него советских социалистических республик. |
|
|
| |
20 | 2 | Социально-экономическое и политическое развитие УССР в период новой экономической политики. |
|
|
| |
21 | 3 | Политическое развитие УССР в 1920-е годы. |
|
|
| |
22 | 4 | Международное положение и внешняя политика УССР в 1920-е гг. |
|
|
| |
23 | 5 | Культурная и религиозная жизнь советского общества в 1920-е годы. |
|
|
| |
24 | 6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «УССР в 1920-е годы». |
|
|
| |
Тема 4. УССР в 1930-е годы. Советская модернизация | ||||||
25 | 1 | Социалистическая индустриализация |
|
|
| |
26 | 2 | Коллективизация сельского хозяйства в УССР. |
|
|
| |
27 | 3 | Луганщина в годы советской модернизации. |
|
|
| |
28 | 4 | Луганщина – родина стахановского движения. |
|
|
| |
29 | 5 | Политическое развитие УССР в 1930-е годы. |
|
|
| |
30 | 6 | Советская культура в 1930-е годы. |
|
|
| |
31 | 7 | Культурное развитие Луганщины первой половины XX в. |
|
|
| |
32 | 8 | Внешняя политика СССР в 1930-е годы и украинские земли. |
|
|
| |
33 | 9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «УССР в 1930-е годы. Советская модернизация». |
|
|
| |
34 | 1 | Итоговое обобщение. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебно – методическое обеспечение |
|
Программы | Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2015. Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2016. |
Учебная литература | История Луганского края:Учебное пособие/Ефременков А.С.,Курило В.С.,Бровченко И.Ю.,Климов А.А.,Красильников К.И.,Семистяга В.Ф.,Подов В.И. - Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с., 16 цв. ил.
|
Дополнительная литература | История России. 6 класс.Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях./ Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов,П.С. Стефанович и др.; под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2016. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов,А.А. Левандовский и др.; под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. |
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания № 1 31. 08. 2017 г.
МО учителей гуманитарного цикла
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР 31.08. 2017 г.
_________ / Я. В. Огиенко/