Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригородная средняя школа»
Принято решением МО учителей | СОГЛАСОВАНО | |
эстетического цикла | Заместитель директора по УВР | |
протокол от «____» августа 2022 г., № 1 | _____________ /Ярцев М.П./ | |
Руководитель МО: _____________/ Файзуллина Г.Н./ | «____» августа 2022 г. | |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
Класс 3
Уровень общего образования начальное общее образование
Учитель Рахимова О.В.
Срок реализации программы: 2022 -2023 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе: «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы» - Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О.А. Коблова, Т.А. Мухина,— М.: «Просвещение» 2020.
Учебник: Изобразительное искусство 3 класс. Б.М.Неменский. М.: «Просвещение» 2021г.
Рабочую программу составила_____________________ /Рахимова О.В./
подпись расшифровка подписи
г.Ульяновск-2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 3
2.Содержание учебного предмета 8
3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 9
Приложение. Формы учёта рабочей программы воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много конфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3.Духовно-нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. -признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
4. Приобщения детей к культурному наследию предполагает:
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные УУД:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формировать умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик научатся:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные музеи России и мира;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-уважать культуру искусства других народов нашей страны и мира в целом;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
Ученик получит возможность научиться:
-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
К концу изучения курса «Изобразительное искусство» (3 класс)
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Выпускник получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искусство в твоем доме (8ч)
Твои игрушки (создание формы, роспись).
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы у тебя дома
Твои книжки.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Труд художника для твоего дома.
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище (11ч)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Образ театрального героя.
Театральные маски.
Театр кукол.
Театральный занавес.
Афиша и плакат.
Художник в цирке.
Театральная программа
Праздник в городе.
Школьный карнавал.
Художник и музей (8ч)
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые.
Скульптуры в музее и на улице.
Каждый человек – художник
Художественная выставка (обобщение темы)
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела | Наименование темы | Количество часов, отведенных на освоение темы | Основные направления воспитательной деятельности |
Искусство вокруг нас | 34 | |
Искусство в твоем доме (8ч) | Твои игрушки (создание формы, роспись). | 1 | Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (3) Трудового воспитания и профессионального самоопределения (7) Приобщение детей к культурному наследию (4) |
Посуда у тебя дома. | 1 |
Мамин платок. | 1 |
Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
Твои книжки. | 1 |
Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 |
Труд художника для твоего дома. | 1 |
Труд художника для твоего дома. | 1 |
Искусство на улицах твоего города (7ч) | Памятники архитектуры. | 1 | Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (3) Трудового воспитания и профессионального самоопределения (7) Экологическое воспитание (4) Приобщение детей к культурному наследию (4) |
Парки, скверы, бульвары. | 1 |
Ажурные ограды. | 1 |
Волшебные фонари. | 1 |
Витрины | 1 |
Удивительный транспорт. | 1 |
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 |
Художник и зрелище (11ч) | Художник в цирке. | 1 | Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (3) Приобщение детей к культурному наследию (4) |
Художник в театре. | 1 |
Образ театрального героя. | 1 |
Театральные маски. | 1 |
Театр кукол. | 1 |
Театральный занавес. | 1 |
Афиша и плакат. | 1 |
Художник в цирке. | 1 |
Театральная программа | 1 |
Праздник в городе. | 1 |
Школьный карнавал. | 1 |
Художник и музей (8ч) | Музеи в жизни города. | 1 | Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (3) |
Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 |
Картина-портрет. | 1 |
Картина-натюрморт | 1 |
Картины исторические и бытовые. | 1 |
Скульптуры в музее и на улице. | 1 |
Каждый человек - художник | 1 |
Художественная выставка (обобщение темы) | 1 |
| ИТОГО | 34 | |
Приложение к рабочей программе учебного предмета
«Изобразительное искусство», 3 класс.
Формы учета рабочей программы воспитания.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» сформирована с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «Пригородная СШ» на 2021-2026 годы», утвержденной приказом от 17.06.2021 г., № 432.
Практическая реализация воспитательного потенциала урока определена в рамках модуля "Школьный урок" (п.3.2, раздел 3 рабочей программы воспитания).
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Воспитывает на уроке не только содержание учебного материала, но и организация урока, характер деятельности школьника, методы и приёмы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт, те отношения, которые складываются между учителем и учащимися.
Воспитывающее содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный предмет "Изобразительное искусство" объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности и способствует освоению разных видов визуально-пространственных искусств. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Основная цель школьного предмета "Изобразительное искусство" - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
"Изобразительное искусство" как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии. Важнейшими задачами предмета "Изобразительное искусство" являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества. Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Содержание учебного предмета предусматривает воспитание:
• эстетических чувств;
• художественного вкуса;
• уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей;
• понимания содержания традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве;
• чувство сопричастности и гордости за свою Родину
и др.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения.
Содержание работы по реализации воспитательного потенциала учебного предмета
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета | - демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -единый тематический урок; виртуальные экскурсии – ознакомление с социально-значимыми, культурными объектами с использованием современных коммуникационных технологий; |
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися | дидактические игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся; дидактический театр, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися |
Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь по установлению доброжелательной атмосферы во время урока; | Игровые процедуры (моменты, ситуации, сюжетно– ролевые игры) Беседа этическая – обращённое к воспитанникам развёрнутое личное высказывание педагога, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями с целью получения обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). |
Формирование социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи; | Шефство мотивированных и эрудированных Обучающихся над одноклассниками, имеющими учебные затруднения. |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся для приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим и детям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения | -Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; -Научно–исследовательская конференция для школьников |
15