СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Поурочное - тематическое планирование по Изобразительному искусству 6 класс, дополнение к рабочей программе.
6 класс (35 ч)
№ урока, тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика |
ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ — ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ (6 ч) | ||
Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве (6 ч) | ||
1/1. Осенний букет в натюрморте живописцев (стр. 4)
| Восприятие живописных натюрмортов с цветами западноевропейских (Я. Д. де Хем, Я. ван Хейсум, Б. ван дер Аст, Брейгель Старший (Брейгель Бархатный), Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог) и отечественных (И. Е. Хруцкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. Н. Сапунов, П. П. Кончаловский, Н. С. Гончарова и др.) художников ХVII — начала ХХ в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природе. Специфика художественного изображения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Натюрморт. Диалог об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв. Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера
Подведение итогов
Страница для любознательных. Изображение цветов в живописи художественной фотографии. Задания поискового и творческого характера | Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художественный образ. Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета). Анализировать изображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять творческое задание, согласно с условиями. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности. Выполнять по сбору и поиску информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet, располагать их в порядке времени исполнения, готовить презентацию и сообщение на тему: «Общее сходство и различие в изображении цветов в живописи и художественные фотографии» |
2/2. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила (стр. 17)
3/3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила (стр. 17)
| Восприятие произведений народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Композиция. Цвет. Объём и форма. Ритм.
Диалог об искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова. Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы послойного письма. Жостово».
Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова. Находить общее и различия. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их. Участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роль в жизни человека, произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий), художественных особенностей изображения цветов родной природы в росписи подносов, различий приёмов в изображении цветочных композиций.
Работать по художественно-народным дидакти-ческой таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять творческую работу — цветочные мотивы приёмами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и фотографии цветов, продемонстрированных на презентации, и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
4/4. Осенние цветы в росписи твоего подноса (стр. 23 )
| Восприятие произведений народных мастеров из Жостова. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно. Ритм. Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок». Творческое задание с использованием приёмов послойного письма. Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанной по форме подноса. Советы мастера. Подведение итогов | Характеризовать художественные изделия — лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть её элементы. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия росписи подносов из Жостова, творчества народных мастеров, в котором продолжается творческая разработка традиций старинного русского промысла. Решать, какой из композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой твоего подноса. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи, и выражать в творческой работе своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма. Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
5/5. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока (стр. 25)
6/6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока (стр. 25)
| Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западно-европейских (А. Матисс) художников начала XX в. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры и освоении мира. Народное традиционное искусство. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Изображение предметного мира.
Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).
Работа по художественно-дидактическим таблицам «М. П. Верней. Проект: прямоугольный вариант, бордюр, декоративное блюдо»
Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, живописно-декоративные натюрморты французского художника А. Матисса и живописный натюрморт отечественного художника Н. Н. Сапунова, находить общее и различия в изображении цветов. Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве. Объяснять значение понятия декоративность и трансформация. Сравнивать произведения разных мастеров в искусстве народов России, стран Запада и Востока, находить сходство и различия в изображении цветочных мотивов. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.
Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом объёма формы и фактуры в живописном и живописно-декоративном натюрморте, приёмов трансформации природных форм в декоративные в изделиях декоративно-прикладного искусства народных мастеров России, Франции, Индокитая, Китая, Турции. Работать по художественно-дидактическим таблицам, прослеживать связь декора с формой расписываемого предмета, композиционное разнообразие цветочных мотивов в изделиях из разных материалов и в росписи декоративных тарелок. Определять приёмы декоративного мотива в проекте М. П. Вернейя (ритм и расположение цветов, из которых составлен декор) и объяснять их связь с формой и назначением. Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Исполнять творческое задание, согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов трансформации природных форм в декоративный мотив. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы. |
ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (10 ч) | ||
Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч) | ||
1/7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта (стр. 34)
| Восприятие памятников архитектуры и изделий декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношения формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение. Диалог об искусстве. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Варианты композиционных схем растительного орнамента», «Последовательность исполнения растительных мотивов». Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага. Подведение итогов | Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства. Рассказать о роли искусства в Древнем Египте и обожествлении природных мотивов в нём. Объяснять смысл понятий канон, символ. Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением. Анализировать приёмы трансформирования формы, цвета, объёма природных растений в декоративные. Участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, какова последовательность составления древнеегипетского «растительного» орнамента. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять цветные зарисовки — повтор мотивов знакового — символического языка древнеегипетского орнамента (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу-символу, учитывать колорит древнеегипетского искусства (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый цвета). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. |
2/8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта (стр. 41)
| Восприятие фантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме. Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Орнамент и его происхождение. Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта. Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Подведение итогов | Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.). Объяснять смысл понятий аллегория, символ. Участвовать в обсуждении образов в искусстве Древнего Египта, которые создавались средствами художественной выразительности канона и иносказания и наделялись египтянами поэтическим чувством и мыслями, очеловечивая природу. Работать по художественно-дидактической таблице. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнеегипетском орнаменте. Выполнять зарисовки — повтор отдельных зооморфных мотивов (жука-скарабея, сокола, шакала) для композиции — вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента. Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента при компоновке композиции — вариации ленточного древнеегипетского орнамента. Подбирать колорит характерный для искусства Древнего Египта. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
3/9. Изысканный декор сосудов Древней Греции (стр.46)
| Восприятие греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры. Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Художественные материалы и художественные техники. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Истоки декоративно-прикладного искусства. Диалог об искусстве. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах».
Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопедию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.). Высказывать суждение о значении греческой вазописи в мировой художественной культуре, о том, какие сюжеты росписи особенно понравились. Сопоставлять декор чернофигурных и красно-фигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать, какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находить их. Участвовать в обсуждении разнообразия вазовых рисунков (охота и битвы, танцы, герои мифов, их подвиги и чудесные приключения), орнаментальных мотивов в декоре ваз, своеобразия сюжетно - изобразительной росписи чёрнофигурных и краснофигурных сосудов, о взаимоотношениях характера росписи с формой сосудов. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Выяснять и приводить примеры отдельных видов древнегреческих сосудов, их практического назначения. Рассматривать расположение орнаментальных фризов из пальметт и меандра на сосудах. Выполнять зарисовки — повтор мотивов древне - греческого расположения орнамента. Располагать орнаментальные полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приёмы (выделять главный мотив, фризовость), планировать местоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
4/10. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени (стр. 54)
5/11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени (стр. 54)
| Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург, чернолощёная керамика). Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды орнамента. Материалы декоративно-прикладного искусства.
Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастерства. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Типы русской гончарной утвари XVIII—XX вв.», «Схема росписи ваз по мотивам древнегреческого орнамента и современного декора». Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Рассказывать, в каких музеях и на каких выставках наблюдал керамику XVIII—XX вв., какие произведения понравились. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различия в их пластике и росписи в независимости от поставленных задач в разные эпохи народными мастерами.
Приводить примеры трансформации декоративных композиций, в которых отражены образы-символы. Участвовать в обсуждении декоративных образов в произведениях разных видов керамики и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы в XVIII—XX вв. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать разнообразие форм керамической посуды и особенности согласования элементов декора с конструкцией различных сосудов. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз-проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки-повторы орнаментальных мотивов. Согласовать и использовать элементы декора с конструкцией различных ваз. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
6/12. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка (стр. 58)
7/13. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка(стр. 58)
| Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношения формы и характера. Роль ритма в построении композиции в живописи, рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»). Работа по художественно-дидактическим таблицам «Орнаментальный мотив «индийская пальметта» («восточный огурец»), «Фрагмент композиции коврика-покрывала для слона».
Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Индии в печатных и тканых рисунках. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнаментальных мотивов на индийских тканях и русской набойки. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России.
Участвовать в обсуждении богатства и разнообразия традиционной художественной культуры (на примере орнамента в текстиле Индии и русской набойки), особенностей декоративной композиции, и цветового решения коврика-покрывала для слона. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать форму, мотивы, используемые при заполнении внутренней плоскости, цветовое решение орнаментального элемента «индийская пальметта» («восточный огурец»). Прослеживать состав композиции (орнаментальная кайма, розетка в центре прямоугольника с ковровым узором) орнамента коврика-покрывала для слона. Выполнять творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм в декоративные. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Учитывать традиционные композиционные схемы коврика-покрывала. Избегать пестроты цвета при исполнении индийского орнамента. Употреблять не более 3—4 красок и соблюдать цветовой ритм. Наносить роспись лёгкими, сочными, живыми линиями и мазками. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч) | ||
1/14. Традиции встречи Нового года в современной культуре (стр. 69)
2/15. Традиции встречи Нового года в современной культуре (стр. 69)
| Восприятие произведений народных мастеров на тему святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в организации предметно - пространственной среды жизни человека. Проектирование пространственной и предметной сферы.
Диалог об искусстве. Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Модули человеческих фигур», «Карнавальный костюм Хозяйки медной горы (схема изготовления)», «Карнавальный костюм русского богатыря (схема изготовления)», «Карнавальный костюм мушкетёра (схема изготовления)». Творческое задание по подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров». Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др. Советы мастера.
Подведение итогов.
| Рассматривать произведения разных видов искусства, посвящённые традициям встречи Нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, С. Ю. Судейкиным и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России. Участвовать в обсуждении традиций встречи Нового года в Шотландии, Англии, Италии, Германии, России, Китае, традициях празднования Нового года и Рождества в семье и в школе. Работать по художественно-дидактическим таблицам, создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображать фигуру человека в нём.
Принимать участие в коллективной работе по группам в «артели весёлых мастеров». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами в создании украшений для ёлки, новогоднего стола, карнавального костюма, сувениров. Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточные и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе. Конструировать новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для ёлки и новогоднего стола, карнавальные костюмы). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Собирать и осуществлять поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию |
3/16. «Новый год шагает по планете…»
| Восприятие произведений отечественных живописцев (М. И. Скотти, А. Мясоедов, В. И. Суриков, К. О. Сомов, С. Ю. Судейкин, А. В. Шевченко, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пикассо, П. Сезан) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира. Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные мелки и др. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости «на миру», праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала. Наблюдать праздничные ситуации, различать их характер и эмоциональные состояния. Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся произведении и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности композиции, колорита, сцен праздничного карнавала в произведениях выдающихся художников разных стран мира. Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к решению творческой задачи. Создавать коллективную декоративно-живописную композицию на тему украшения школьного интерьера к празднику. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оценивать общий результат коллективной работы
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (10 ч) | ||
Тема 4. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в жизни и искусстве (4 ч) | ||
1/17. Каменные стражи России (XII—XVII вв.) (стр. 86)
| Восприятие древнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору). Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать крепостные сооружения древне - русских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом регио-нальных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам. |
2/18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стиль в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств (стр. 97)
| Восприятие оборонительных сооружений Западной Европы времён Cредневековья (замки Англии, Франции, Нормандии, Испании); соборы романского и готического стилей (в Париже, Шартре, Праге, Вормсе, Пизе). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стиля в Западной Европе. Синтез искусств. Творческое задание с использованием графических и декоративных средств (в том числе и в технике аппликации при создании сооружения крепостного типа или собора. Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная. Подведение итогов | Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать своё отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений. Объяснять смысл понятий романский и готический стиль. Участвовать в обсуждении сооружений крепостного романского или готического стиля, особенностей архитектурных форм, применяемых в строительстве замков, и принципов их возведения. Сравнивать стилевые особенности замков или культовых сооружений романского или готического стиля Западной Европы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать для зарисовки элементы романского или готического стиля. Выполнять зарисовки по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стиля. Отражать стилевые особенности архитектуры графическими материалами или силуэтно — приёмом аппликации. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
3/19. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве (стр. 106)
| Восприятие образа воина Древней Руси в русском искусстве XII—XX вв. (мозаичные и иконописные изображения, произведения В. А. Фаворского, Ю. П. Кугача, П. Д. Корина и др., в декоративно-прикладном искусстве) и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. (рельефы и статуи, произведения живописцев Джорджоне, В. Карраччо, Тинторетто, Тициана и др.). Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись. Художественный диалог культур. Великие мастера русского и европейского искусства. Образ воина, защиты Отечества в жизни и искусстве. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Специфика художественного изображения и художественные техники. Диалог об искусстве. Образ защитника Отечества. Особенности военного облачения русского воина и западноевропейского рыцаря. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских воинов, их доброты и красоты. Разнообразие художественных средств выразительности в изображении образа рыцаря в боевом снаряжении в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина XI—XIV вв.» и «Доспехи рыцаря Западной Европы». Творческое задание с использованием живописных и декоративных средств при создании образа русского воина или рыцаря. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага. Подведение итогов | Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвящённые теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства России XII—XX вв. и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Особенности изображения воина в религиозном и светском искусстве. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, применять его элементы при изображении русского воина или рыцаря. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
4/20. Батальная композиция. У истоков исторического жанра (стр. 117)
| Восприятие батальных композиций в разных видах искусства Западной Европы XII—XVII вв. и России XV—XX вв. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Специфика художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Исторический жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Диалог об искусстве. Батальный жанр в искусстве России и Западной Европы. Изображение художественными средствами наиболее ответственных моментов битвы, передача исторической достоверности эпохи. Творческое задание с использованием известных приёмов работы в разной технике (графической, живописной). Материалы: кисть, гуашь, мелки, бумага, фломастеры, тушь (на выбор). | Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изображения боевых сцен разных народов Древнего мира на основе изучения истории Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, медальерное искусство, шпалера, лаковая миниатюра (Палех, Мстёра)). Объяснять, что означает понятие батальный жанр. Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства батального жанра, созданных в Западной Европе и России, художественных выразительных средств создания образа битвы мастерами разных эпох. Рисовать батальную композицию. Выбирать сюжет боевых действий эпохи Средневековья. Выбирать согласно замыслу художественные выразительные средства и материалы. Выражать в творческой работе своё отношение к непоколебимой стойкости русских воинов. Работать в любой технике: графической, живописной или смешанной, с применением аппликации. Выделять композиционный центр и придавать уравновешенность композиции. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 5. Образ женщины в искусстве разных эпох (2 ч) | ||
1/21. Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве (стр. 130)
| Восприятие произведений иконописи разных эпох (искусство Византии, Древней Руси) и образа женщины в светском искусстве Западной Европы и России. Основные содержательные линии. Искусство и мировоззрение. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Целостность визуального образа культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Композиция. Пропорции. Цвет. Портрет. Диалог об искусстве. Искусство Византии и Древней Руси, воплощавшее духовные истины христианства. Новая трактовка образа женщины в эпоху Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы женщин в портретном искусстве Западной Европы XVI—XVIII вв. и в русском искусстве XVIII в. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Пропорции лица человека», «Различное эмоциональное выражение лица человека».
Творческое задание. Материалы: простой карандаш, бумага, цветные мелки, бумага тонированная. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассказывать о своих впечатлениях от произведений византийской и древнерусской иконописи. Высказывать суждения о произведениях Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения, в которых изображение богинь и мадонн претерпевают изменения. Сопоставлять образ женщины в портретах разных эпох и высказывать своё суждение о том, что тема женственности и материнства — вечная тема искусства. Участвовать в обсуждении своеобразия иконописного образа женщины, его канона, о разработке женской темы в искусстве эпохи Возрождения и последующих веков и характерных его признаках для каждого этапа развития искусства. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать пропорции лица и изменения в расположении губ, бровей, век, вызванные различными эмоциональными состояниями человека. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению женского лица. Передавать характерные возрастные особенности (юность, молодость, старость). Намечать лёгкими линиями овал головы и профильную (среднюю) линию, проходящую через середину лба, переносицы и подборка. Рисовать линию глаз, надбровных дуг, основание носа и уха. Применять парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы и наносить их с учётом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Завершить прорисовку карандашом общей формы и деталей головы. Прорабатывать светотени. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
2/22. Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX — начала XX в. (стр. 130)
| Восприятие женских портретов художников XIX — начала XX в. (отечественных — О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, К. С. Петрова-Водкина и западноевропейских — Ж. О. Д. Энгра, Ф. Гойи, О. Ренуара). Основные содержательные линии. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Раскрытие в композиции сущности произведения. Контраст в композиции. Колорит картины. Портрет. Диалог об искусстве. Искусство портрета России и Западной Европы XIX—XX вв. Изменение характера трактовки женского образа. Роль интерьера и костюма в портрете. Раскрытие творческого и героического начала в человеке. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образа портретируемого, пробуждающая лучшие человеческие чувства. Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи. Материалы: гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага. Подведение итогов | Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художниками. Рассказывать, какие портреты и каких художников тебе понравились и почему. Определять особенности в передаче образа героини и её костюма в портретах разных времён. Участвовать в обсуждении художественных особенностей мастеров России и Западной Европы, значение костюма в портретно-исторической композиции женской фигуры. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать портретно-историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини. Намечать лёгкими линиями силуэт женской фигуры (парадный портрет во весь рост, поясной портрет и др.), учитывать выбранный формат листа. Выбирать соответствующий исторический костюм, учитывая при этом изменения его силуэта, аксессуаров в светских костюмах на протяжении XVIII—XIX вв. При выборе исторического костюма использовать репродукции в альбомах по искусству, а также поисковые системы Internet. Принимать участие в выставке рисунков в классе и защищать свою портретную композицию и выбор исторического костюма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 6. Народный костюм в зеркале истории (2 ч) | ||
1/23. Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества (стр. 152)
2/24. Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества (стр. 152)
| Восприятие праздничного женского и мужского наряда конца XIX в. из разных местностей России. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды в жизни человека. Семантика образа в народном искусстве. Материалы декоративно-прикладного искусства.
Диалог об искусстве. Народный традиционный костюм в русской культуре и искусстве. Знаки-символы в орнаменте русского традиционного костюма, отражающие представление русского человека о Вселенной, конструктивные особенности женского традиционного костюма и их сходство с конструкцией крестьянской избы. Эстетическая и функциональная ценность русского народного костюма как культурного достояния. Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи. Материалы: простой карандаш, белая или тонированная бумага. Советы мастера.
Подведение итогов.
| Рассматривать образцы традиционного русского женского и мужского костюма конца XIX в. Рассказать, из каких элементов состоит северорусский и южнорусский комплекс традиционной женской одежды, выявлять разнообразие кроя и вышивки в северо-русском и южнорусском комплексах традиционной одежды. Назвать музеи, в фондах которых хранятся традиционные русские народные костюмы. Участвовать в обсуждении отличительных черт русского народного костюма (плавность форм, живописный характер тканей и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы, которые включались в орнамент русского традиционного костюма. Разъяснять береговую функцию орнамента на рубахе. Высказывать своё суждение, почему национальная одежда русского народа входит в портретное искусство и историческую живопись.
Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовку женской фигуры в народном костюме с учётом региональных особенностей (разнообразие северо - русского, южнорусского костюма или костюма народов России). Намечать лёгкими линиями обобщённый силуэт фигуры, передавая особую стать женской фигуры с помощью изображения конусообразной линии, ограничивающей сарафан. Намечать рукава рубахи, абрис головного убора. Прорисовывать декоративные мотивы. Завершить композицию женской фигуры в народном костюме в цвете, используя доминирующие цвета (красный, синий, золотистый) и нанося их на главные части одежды. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Осуществлять сбор и поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию. Составлять описание традиционных костюмов народов России |
Тема 7. Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств (2 ч) | ||
1/25. «Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов (стр. 152)
2/26. «Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов (стр. 152)
| Восприятие традиционного костюма народов России на основе образцов одежды из музейных коллекций или используемых участниками фольклорных фестивалей, а также фотоизображений праздничных костюмов Архангельской, Новосибирской, Омской областей, Чувашии, Башкорстана, Калмыкии, Коми, Тувы и т. д., представленных в учебнике. Основные содержательные линии. Декоративно-прикладные виды искусства. Художественный диалог культур. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Диалог об искусстве. Характерные особенности народного традиционного костюма из разных регионов России. Бережное отношение художников к передаче этнографических признаков одежды народов из разных регионов России. Фольклорный фестиваль как обмен опытом по сохранению народных традиций и форм фольклора и популяризация традиционных народных форм досуга. Особенности художественного образа-красоты и разнообразие народного праздничного костюма в произведениях разного вида искусства и в жизни. Работа по художественно-дидактической таблице «Традиционный костюм народов России» Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного праздничного костюма с использованием известных приёмов и техник. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор). Подведение итогов | Рассматривать традиционные костюмы народов России. Рассказать об общем и различном в народных костюмах представителей разных народов России. Высказать свои суждения о том, с какой целью проводятся фольклорные фестивали и почему традиционная народная одежда является их отличительным признаком. Участвовать в обсуждении характерных особенностей национального костюма из разных регионов России. Сравнивать изображения народного костюма в произведениях разных видов искусства: живопись, фигуры из большой серии «Народы России» (Императорский фарфоровый завод), тряпичные куклы, в одежде которых переданы этнографические признаки одежды народов из разных регионов России. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, каковы особенности объёмно - пластической формы, реализованные в крое, каков состав элементов костюма, особенности их декорирования. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему наряд участников фестиваля. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму. Намечать лёгкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах России в композиции. Выделять цветом силуэты фигур людей на фоне окружающей среды. Завершать композицию разработкой декоративных элементов праздничной одежды. Составлять фризовую ком-позицию для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы |
ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ИСКУССТВЕ. ВЕСНА – УТРО ГОДА (8 ч) | ||
Тема 8. Первые приметы пробуждение природы и их образы в искусстве (4 ч) | ||
1/27. Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве (стр. 182)
2/28. Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве (стр. 182) | Восприятие произведений живописцев (отечественных: А.И. Кувин, Н.И. Барченков, С. И. Блонская); абашевской глиняной, богородской резной игрушек; архангельской щепной птицы, русских орнаментов для вышивки, хохломской росписи по дереву, сосуды из Спонина, воплощающих образы птиц и пробуждения весенней природы. Основные содержательные линии. Изобразительные виды искусства. Особенности художественного образа различных видах искусства. Пейзаж анималистический жанр. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры и по представлению. Декоративно – прикладные виды искусства. Семантика образов в народном искусстве. Выражение в произведениях искусства представление о мире, жизни и приходе Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности. Художественные материалы и техники.,
Диалог об искусстве. Приметы весны, характерные особенности весенних птиц в произведениях разных жанрах и видов искусств. Среда художественной выразительности в создании образов весны, птиц в разнообразных видах искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство). Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень) и разнообразных графических материалов реалистической или условно - декоративной технике. Материалы: простой или цветные карандаши, глина , пластилин одноцветный или цветной, краски для росписи, штампы. Подведение итогов. | Рассмотреть произведения пейзажного искусства т анималистического жанра отечественных и зарубежных художников, воссоздавшие живописные образы весны и птиц. Находить в них признаки реальной природы. Высказать свои впечатления от увиденного. Рассмотреть произведение народного искусства. Рассказать об уникальности образов птиц, созданные народными мастерами из разных художественных центров России. Различать произведение по технике исполнения, по художественным приёмам росписи. Высказать собственное суждение о произведениях.
Участвовать в осуждение приметы весны, отраженных в произведении живописи, в устном народном творчестве, народном декоративном прикладном искусстве, а также образвы птиц в верованиях и мифологии древних славян, в резной, расписной, глиняной игрушке. Сопоставить средства художественной выразительности разных видов искусств. Выявить живописные и декоративные приемы передачи особенностей мифологических и реальных птиц. Выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовки птиц. Применять графические приемы в создании выразительного изображения птиц. Выполнять по эскизу скульптурный этюд птицы-образа. Участвовать в подведении итогов творческой работы и давать оценку. |
3/29. «Живая зыбь» (стр. 190)
3/29. «Живая зыбь» (стр. 190) | Восприятие произведений пейзажистов(западноевропейских: Я. Проселлиса, Я. Ванн Гойена, У. Тёрнера, Я. Ванн Рёйсдала, Г. Курбе, К. Моне, П. Гогена, М. Вламина – и отечественных – И. К. Айвазовского, Н. О. Дубовского, Г. Ф. Багаевского, Е. Е. Лансере, И. И, Левитана, В. Д. Поленова), создавших не повторные марины и образы озёрных и речных просторов разных уголков нашей планеты и России. Основное содержание линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явление жизни и природы. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Напряженность и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке.
Диалог об искусстве. Жанр марины. Творчество И. К. Айвозовского. Средства художественного образного языка в отображении пейзажа – марины в творчестве выдыхающихся художников мирового искусства. Разнообразие приемов и средств художественной выразительности, которыми пользуются живописцы в создании водных пейзажей в разное время дня и года. Творческое задание с использованием графических средств выразительности и разнообразных художественных материалов. Материалы: простой карандаш, бумага белая или тонированная, акварель, гуашь, цветные мелки (пастель). Подведение итогов. | Рассматривать пейзажи отечественных и зарубежных мастеров, воссоздавшие образы водной стихии. Сопоставить их с реальными природными явлениями. Находить сходства живописных образов с действительностью. Выявлять приёмы достоверной, убедительной и волнующей зрителя передачи образов водного пространства и композиционные, эмоциональные особенности. Выявлять среди пейзажных произведений сходства и различия в композиционных решениях, манере исполнения, эмоциональном настрои. Объяснить, в чём состоит правильность того или иного художника. Наблюдать за изменениями природы в родных местах, замечать красоту водоёмов в период весеннего пробуждения.
Участвовать в обсуждении манеры письма разных художников – маринистов, особенности сюжетов, мотивов, композиции, колорита. Высказывать суждения и давать эмоциональную оценку их творчества. Выполнять эскизы композиции по памяти или представлению пейзажа с водным пространством (озеро, река, морские и т. д.) и завершать композицию в цвете. Выполнить творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Участвовать в подведении итогов творческой работы и давать оценку. |
Тема 9. Светлое христово воскресение, Пасха (2 ч) | ||
1/31. «Как мир хорош в своей красе нежданной…» (стр. 201)
2/32. «Как мир хорош в своей красе нежданной…» (стр. 201) | Восприятие произведений отечественных мастеров живописи – А.В. Лентулова, Н.К. Рериха, С. Ю. Жуковского, Л. Большаковой, воссоздавших настроения пасхального, весеннего праздника, произведений народно – декоративного и прикладного творчества (пасхальные яйца К. Фаберже, пасхальные яйца (скань), украинские писанки). Основное содержание линии. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Духовно - нравственные проблемы жизни и искусства. Народные праздники и обряды в искусстве.
Диалоги об искусстве. Обряды, действия, символика праздника Пасхи. Передача светлого образа пасхального дня в произведениях искусства. Пасхальные сувениры (яйца крашеные, из золота, хрусталя, фарфора, драгоценных камней и т.д.). Работа по художественно –дидактической таблице «Варианты композиционных пасхального натюрморта». Творческое задание с использованием живописных и декоративных средств выразительности. Материалы (по выбору): простой карандаш, гуашь, акварель, цветные мелки, белая или тонированная бумага. Советы мастера. Подведение итогов. | Рассмотреть произведение отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи – праздника Христова Воскресения, весны, плодоносных сил природы. Рассказывать почему художники обращаются в своих произведениях к этой теме. Высказать своё суждение и отношение к Пасхальному празднику, к произведениям иконописи и светской живописи, воплотившие его образное решение. Сопоставить натюрморты художников с праздничной пасхальной атрибутикой. Рассказать о традиции празднования пасхи в своей семье.
Участвовать в обсуждении традиционных орнаментальной и сюжетной росписи яиц, атрибутов Пасхального праздника, особенностей манеры, средств художественной выразительности пасхальных натюрмортов, своеобразия композиции (набор предметов, колорит, общее эмоциональное настроение). Выявить различные средства художественного – образного языка разных художников для творческого воплощения образа светлого христианского праздника. Высказать своё впечатление о пасхальных натюрмортах. Работа по художественно –дидактической таблице. Осмыслить композиционное построение пасхального натюрморта и учитывать в работе свойства цвета в передаче праздничного настроения. Выполнять эскизы композиции натюрморта и завершать композицию натюрморта в цвете. Выражать своё отношение к празднику, к предметному миру, соответствующему праздничной ситуации. Участвовать в подведении итогов творческой работы и давать оценку. |
Тема 10. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве (2 ч) | ||
1/33. Земля пробуждается. (стр. 212)
2/34. Земля пробуждается. (стр. 212) | Восприятие произведений мастеров живописи XVI-XX вв. (отечественных: Ф.Я. Гововина, Ф.П. Толстого, Ю. Арсенюка – и западноевропейских – Леонардо да Винчи, А. Дюререа, К. Моне, А. Масона, А. Руссо), произведений народного и декоративно – прикладного искусства. Основное содержание линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлений жизни и природы. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды и жанры пластических искусств. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм.
Диалог об искусстве. Декоративность форм весенней природы (растении, птиц, насекомых, животных) и её отражение в произведениях различных видов искусств. Приёмы (раздельный мазок, заливка фона цветом «по - сырому», отпечаток с природной формы по мокрой бумаге и др.) и средства художественной выразительности (композиция, колорит, ритм, пятно), которыми пользуется художники для передачи образа весенней природы. Работа по художественно –дидактической таблице «Варианты декоративных решений насекомых». Творческое задание с использованием графических средств выразительности и разнообразных художественных материалов. Материалы: простой карандаш, бумага белая или тонированная, акварель, гуашь, цветные мелки (пастель). Советы мастера. Подведение итогов. | Рассмотреть произведение отечественных и западноевропейских живописцев, воссоздавших образы пробуждающейся природы (растений, птиц, насекомых). Рассказывать, почему художники обращаются в своих произведения к этой теме. Рассматривать произведения декоративно - прикладного искусства, в декоре которых присутствует разнообразие природных мотивов. Сопоставить эти мотивы с реальными природными объектами. Находить в них сходство и различие. Высказывать своё отношение к произведениям, воплотившим образное решение мира весенней природы. Рассказывать о местных особенностях растительного мира, птиц, насекомых.
Участвовать в обсуждении особенностей манеры того или иного художника, средств художественной выразительности и своеобразия композиции при создании произведений разных видов искусства на тему пробуждение весенней природы. Высказывать своё отношение к образному строю этих произведений. Работа по художественно –дидактической таблице. Прослеживать приемы декоративной трансформации природных форм и учитывать в работе графические и живописные средства решения декоративного образа. Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых, эскизы к коллективной композиции. Принимать участие в коллективной работе по созданию декоративно – живописной композиции в материале согласно теме и условиям творческого задания. Выражать эмоционально - эстетическое отношение к родной природе, к создаваемым образам. Участвовать в подведении итогов творческой работы и давать оценку. |
3/35. Итоговая защита проекта. | Подведение итогов пройденному курсу. |
|