СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Поурочное - тематическое планирование по Изобразительному искусству 7 класс, дополнение к рабочей программе.
7 класс (35 ч)
ЧЕЛОВЕК И СРЕДА В ЖИЗНИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч) | |||
Тема 1. Объекты архитектуры в пейзаже (2 ч) | |||
1/1. Природа мест, где я живу (стр. 4) | Восприятие городских и сельских пейзажей художников XV – XX вв. (зарубежных: П.Делла Франчески, Рафаеля, Я Вермера Делфтского, Ф. Гравди – и отечественных А.В. Куприна, А. Ф. Алексеева, Г. Ф. Барановского, К. Ф. Юона, А. И. Куинджи, В.Д. Поленова, А. К. Беггрова, Е. Е. Лансере). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль визуально – пространственных искусств формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Язык пластических искусств и художественных образов. Композиция. Пропорция. Цвет. Линии, штрих, пятно и художественный образ. Живопись, графика, пейзаж. Рисунок с натуры и по представлению. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать живописные и графические пейзажи объектами архитектуры отечественных и зарубежных художников XV – XX вв. Объяснить, почему в центре внимания пейзажистов часто оказывается руины архитектурных памятников далекого прошлого или высокохудожественные сооружения современных архитекторов. Различать рисунки, имеющие вспомогательную функцию и являются законченными самостоятельными графическими произведениями. Сопоставить размерность застройки городского пространства с ритмом жизни человека. Находить узнаваемые памятники архитектуры в пейзаже. Объяснить смысл понятия ведута. Участвовать в обсуждении произведений пейзажной живописи зарубежных и отечественных художников, особенности жанра пейзажа на разных этапах его становлении, художественных выразительных средст создания архитектурного пейзажа. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. | |
2/2. Красота городского и сельского пейзажа. (стр. 15) | Восприятия графических и живописных пейзажей художников XX в. (зарубежных: К.Моне, А. Дерена, А. Марке, Б. Бюффе – и отечественных – К. Н. Бритова, К. А. Коровина, А. М. Васнецова, А. В. Лентулова, М. В. Добужинского, Д. Л. Ушина, Г. Ф Захарова и др.) создавших неповторимы образы уголков Западной Европы и России. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Пропорция. Цвет. Линии, штрих, пятно и художественный образ. Ритм. Пейзаж. Архитектурный образ. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведение отечественных и зарубежных художников XX в. Сравнивать их с работами предшественников. Выявлять в них композиционные, колористические, эмоциональные особенности передачи архитектурной среды и её гармонии с природой. Сравнить пейзажи и выявить сходство и различия в композиционном построении, манере исполнения, передаче эмоционального настроения. Объяснить в чем состоит привлекательность произведения этого или иного художника. Наблюдать примечательные места родного города (села, деревни), выявить их красоту и значимость. Объяснить смысл понятия кубизм. Выполнить композицию городского или сельского пейзажа. Выполнить творческое задание согласно условию. Выражать в творческой работе свое отношение к природе. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. | |
Тема 2. Предметная среда человека в натюрморте (3 ч) | |||
1/3. О чём поведал натюрморт (стр. 27) | Восприятие произведений западноевропейских (Ж.-Б. Шардена, В. К. Хеды, П. Класа, П. Сезанна, Ф. Сурбарина, П. Пикассо) и отечественных (Г. Н. Теплова, П. А. Федотова, К. А. Корвина, К. Е. Макаровского, В.Д, Поленова, М.А. Врубеля и др.) мастеров натюрморта XVII – XX вв., отразившим в своем творчестве многообразный предметный мир человека. Основное содержание линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлений жизни и природы. Роль искусства в организации предметно - пространственной среды жизни человека. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Цветовое отношение. Колорит картины. Свет и цвет. Объем и форма. Ритм. Натюрморт. Выполнять наброски и зарисовки предметов, которые войдут в композицию натюрморта согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в набросках свое отношение к предметному миру.
Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников XVII - XX вв. Рассказывать, почему художники обращаются в своих произведениях к созданию композиций из окружающих предметов. Объяснять, почему натюрморт используется художниками для экспериментаторства. Высказывать свое мнение о натюрморте как о произведении, в котором художник стремится отразить время, в котором он живет, свое настроение и видение окружающего мира. Участвовать в обсуждении вклада западноевропейских и отечественных художников в развитие жанра натюрморта, своеобразия искусства натюрморта на разных этапах его развития, особенностей манеры, стиля того или иного художника, средств художественной выразительности в натюрмортах, своеобразия композиции. Объяснять, как влияет культурно-историческая ситуация в стране на формирование стиля художника. Выявлять разнообразие средств художественно-образного языка, который разными художниками используется для творческого воплощения образа предметного мира. Высказывать свое впечатление от восприятия произведений. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | |
2/4. Атрибуты искусства в твоем натюрморте (стр. 38)
3/5. Атрибуты искусства в твоем натюрморте (стр. 38) | Восприятие натюрмортов на тему «Атрибуты искусства» отечественных художников XX в. (З.С.Серебряковой, В.В.Лебедева, А.В.Пантелеева, Н.Н.Смирнова, П.П.Кончаловского, К.С.Петрова-Водкина) в сопоставлении с западноевропейскими натюрмортами XVII в. (Б.Беттера) и XX в. (П.Пикассо). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Художественный образ - основа и цель любого искусства. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Объем и форма. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке. Натюрморт. Рисунок с натуры и по представлению.
Диалог об искусстве. Отражение в натюрморте мира увлечений человека. Натюрморт как способ философского осмысления современности, как средство выражения собственного отношения художника к происходящему в стране. Общее и различное в выявлении и образов предметного мира в творчестве разных художников. Разнообразие способов передачи свето-воздушной среды, колористического решения в общей эмоционально-творческой атмосфере в творчестве мастеров натюрморта. Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности с передачей в натюрморте эмоционального состояния. Материалы: бумага или картон, акварель, гуашь, цветные мелки, пастель (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов. | Рассматривать произведения мастеров натюрморта XVII и XX вв. Сопоставлять натюрморты разных художников. Выявлять произведения, отличающиеся большей декоративностью, нестандартностью композиции и необычностью манеры исполнения. Высказывать свои суждения и свое отношение к ним. Соотносить композиционные построения в натюрмортах художников, находить соответствия в передаче предметной среды.
Участвовать в обсуждении своеобразия искусства натюрморта в разные периоды его развития (XVII и XX вв.), художественно-выразительных средств создания образа предметного мира человека искусства, мира его увлечений в классическом натюрморте и натюрморте, выполненном представителями авангардных течений в искусстве. Выполнять композицию натюрморта согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в работе свое отношение к предметному миру. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | |
Тема 3. Интерьер как отражение предметно-пространственной среды человека (3 ч) | |||
1/6. Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве (стр. 51)
2/7. Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве (стр. 51) | Восприятие фотоизображений интерьеров культовой и гражданской архитектуры; произведений художников XVII – XX вв. (западноевропейских: Леонардо да Винчи, Джотто, Рафаэля, Э. де Витте, П.де Хоха – и отечественных – А.Рублева, Е.Ф.Крендовского, К.А.Зеленцова, И.Е.Старова, И.А.Иванова и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Роль искусства в организации предметно-пространственной и предметной среды. Виды и жанры пластических искусств. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Рождение интерьерного жанра в отечественной живописи и графике.
Диалог об искусстве. Неотделимость интерьера от архитектурного сооружения. Функциональное и стилевое разнообразие интерьера. Связь интерьера с архитектурными особенностями здания. Интерьер как портрет среды определенной эпохи, как отражение бытующего в культуре стиля, вкусов. Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы фронтальной и угловой перспективы». Творческое задание с учетом линейной (фронтальной и угловой) перспективы. Материалы: бумага, графические материалы. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать интерьеры ХIV-XIX вв., изображенных на фотографиях и в живописных и графических произведениях интерьерного жанра. Сопоставлять разновидности интерьера: дворцовый, дворянский, усадебный, интерьер культовых сооружений, общественных зданий, купеческий, крестьянский и др. Рассказывать о своеобразии интерьера, его декора в зависимости от стиля архитектуры, от бытовавших вкусов и культурных идеалов эпохи. Приводить примеры. Высказывать суждение об устройстве интерьера разных эпох, о произведениях живописи и графики в жанре интерьера. Участвовать в обсуждении зависимости убранства интерьера в зависимости от стиля архитектуры (высота и облегченность интерьера готического стиля; бесконечность пространства, пышность и монументальность интерьера в стиле барокко; уравновешенность, симметрия, четкость вертикалей и горизонталей – характерная черта интерьера классицизма), живописных и графических интерьеров разных эпох, творчества авторов декоративно-художественного убранства, приемов построения живописного или графического интерьера.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать приемы изображения интерьера во фронтальной и угловой перспективе. Учитывать в рисунке интерьера схемы фронтальной и угловой перспективы. Выполнять зарисовки и рисунок композиции интерьера своего дома с фронтальной или угловой точек зрения согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в творческой работе свое отношение к искусству в жанре интерьера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| |
3/8. Интерьер твоего дома (стр. 72) | Восприятие произведений художников XIX-XX вв. (западноевропейских: Ж.Ф.Базиля, В.Ван Гога – и отечественных - Л.А.Бруни,К.Н.Истомина,Ю.М.Кугача,Ю.Н.Панцырева, С.Ю.Жуковского и др.), изображающих разнообразные жилые помещения. Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изображение предметного мира. Виды и жанры пластических искусств. Рисунок с натуры, по представлению. Диалог об искусстве. Зонирование жилого интерьера, освещение и цветовое решение - условие удобства и комфортности для жизни человека. Зависимость цветового оформления интерьера от его назначения и функций. Цветовая гамма, предметы мебели в оформлении интерьера как средство придания комнате, квартире, дому самобытности и неповторимости. Творческое задание с учетом психологического воздействия цветового окружения на состояние человека. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать интерьеры отечественных и западноевропейских живописцев и графиков. Выявлять функциональное значение интерьеров. Сопоставлять изображения интерьеров в работах разных художников. Находить общее и различное. Рассказывать о передаче художниками освещенности и цветового решения жилых комнат. Давать характеристику особенностям декора своей комнаты, своего дома. Участвовать в обсуждении разнообразия бытовых зон в жилом помещении, декоративно-художественного убранства интерьера жилых помещений, специфики влияния цветового решения интерьера на настроение и эмоциональное состояние человека. Выполнять цветовое решение композиции интерьера своего дома. Выполнять творческое задание согласно теме и условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к произведениям искусства в жанре интерьера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| |
МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ (8 ч) | |||
Тема 4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (2 ч) | |||
1/9. Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII — второй половины XVIII в. Особенности паркостроения. (стр. 84)
| Восприятие фотоизображений и живописных Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство. Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, определяющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.
Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изображения дворцов и парков, усадебных комплексов (и их интерьеров) и садово-парковой архитектуры в окрестностях Санкт-Петербурга, в произведениях художников и на фотографиях. Рассказывать об особенностях внешнего вида дворянских усадеб, близлежащих окрестностей и парков. Высказывать свои суждения о красоте и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров. Участвовать в обсуждении своеобразия царских и дворянских усадеб, своеобразия стиля классицизма в архитектуре дворянских усадеб, восприятия национальных традиций усадебного строительства зарубежных архитекторов и их содружество с отечественными зодчими, скульпторами, художниками, значения архитектурных ордеров в формировании целостного облика ансамбля усадьбы, различий в сущности регулярных и пейзажных парков, прилегающих к усадьбам. Сравнивать их изображения и находить своеобразие во внешнем облике разных усадебных комплексов. Сравнивать художест-венные подходы к декору, мебели, колористическому оформлению интерьеров с разным функциональным назначением. Соотносить графические изображения элементов усадебных построек и садово-парковой архитектуры с их изображениями в художественных произведениях, находить соответствия в передаче конструкции, стиля, природной среды. Выполнять зарисовки архитектурных элементов фасада дворца или сооружения садово-парковой архитектуры в усадьбах XVII—XIX вв. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
2/10. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно пространственной среды человека и его духовной жизни (стр. 96)
3/11. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно пространственной среды человека и его духовной жизни (стр. 96)
| Восприятие изображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архитектурные особенности в построении главного здания — особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).
Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи. Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать изображения парковых построек, архитектурного облика и интерьеров дворцов и особняков дворянских усадеб Подмосковья на фотографиях и в живописных произведениях художников. Высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать архитектурные постройки в разных усадьбах России. Находить общее и различия. Выявлять использованные фотографами и художниками приёмы передачи перспективы комнат, мебели. Исследовать возможности искусственного и естественного освещения в создании образа интерьера.
Участвовать в обсуждении внешнего облика и внутреннего устройства интерьера дворянской усадьбы, художественного мира усадьбы, состава интерьерной среды, быта и духовно-культурной атмосферы, интерьера жилых помещений усадьбы как отражения интересов его хозяев.
Выполнять по памяти или по представлению композицию интерьера дворянского особняка в карандаше и в цвете (композиция, фронтальная или угловая точка зрения, светоцветовая среда). Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
Тема 5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (5 ч) | |||
1/12. Светский костюм русского дворянства XVIII—XIX столетий (стр. 112)
| Восприятие произведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левиц-кого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Каме-женкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни. Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров — источник распространения моды. Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды». Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики. Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных мастеров портретной живописи. XVIII—XIX вв. Рассказывать об образах людей, запечатлённых на полотнах. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие создавать выразительные портреты государственных и частных лиц. Участвовать в обсуждении своеобразия парадных и интимных портретов, художественных средств в передаче чувств, характеров, занятий и увлечений людей. Выявлять особенности мужской и женской дворянской одежды, называть разнообразные аксессуары дворянского костюма. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать особенности кроя женского платья, разнообразие дамских причёсок. Выполнять наброски по представлению или описанию элементов дворянского костюма. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к моде, вкусам людей XVIII—XIX вв. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
2/13. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка (стр. 125)
3/14. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка (стр. 125)
| Восприятие произведений отечественных скульпторов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Теребенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона) Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура.
Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого. Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги». Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции. Материалы (по выбору): простой карандаш, фломастер. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских скульпторов. Сопоставлять скульптуры разных эпох и выявлять особенности передачи фигуры и лица человека, его костюма и динамики. Называть пластические приёмы и средства, которые используют скульпторы для передачи духа эпохи, черт индивидуальности человека, для создания аллегорических образов. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности скульптурного портрета и алле-горических фигур в архитектурно-художественных ансамблях.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность работы по лепке из мятой бумаги. Исследовать пластические возможности мятой бумаги в создании скульптурного образа человека в костюме XVIII — начала XIX в. Использовать пластические свойства мятой бумаги в лепке фигур людей. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к культурным традициям, моде, вкусам людей, к праздникам и увеселениям в дворянской среде. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
4/15. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. в жизни и искусстве (стр. 135)
5/16. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. в жизни и искусстве (стр. 135)
| Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв, Джотто, С. Ботичелли). Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения.
Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника. Работа по художественно-дидактической таблице «Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа». Творческое задание с учётом художественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра. Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать живописные произведения, отражающие атмосферу веселья, светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшую в дворянской среде. Высказывать своё мнение о традициях проведения празднеств, торжеств, отдыха о произведениях искусства, запечатлевших эти моменты. Рассказывать о традициях празднования семейных праздников, Рождества.
Участвовать в обсуждении разнообразия типов увеселительных затей (комнатные игры, игры на воздухе и праздники, организованные по специальной программе; сезонные праздники и увеселенья, торжественные приёмы, публичные гуляния, балы), традиций празднования Рождества в России, вертепного домашнего театра и его основных персонажей. Высказывать своё мнение о рождественских обычаях. Сопоставлять старинные обычаи с современными традициями проведения рождественских праздников в наши дни. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать способы изготовления персонажей вертепа. Выполнять эскизы и изготовлять на их основе кукол для вертепного театра. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к рождественскому празднику, к обычаям его проведения, к атрибутике праздника. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформлять выставку и приглашать на неё гостей
| |
НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (10 ч) | |||
Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Традиции и современность (8 ч) | |||
1/17. «Без вышивки в доме не обойтись…» (стр. 146)
2/18. «Без вышивки в доме не обойтись…» (стр. 146)
| Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце — оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепим»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля лакомника». Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров. Материалы: простой карандаш, бумага. Подведение итогов | Рассматривать изделия, украшенные традиционной вышивкой, и традиционные текстильные игрушки. Высказывать свои впечатления об искусстве мастериц-рукодельниц. Сопоставлять достоинства традиционной и современной куклы. Объяснять символику вышитых мотивов и цветовой гаммы вышивки. Участвовать в обсуждении особенностей искусства вышивки в разных центрах народного мастерства России. Сопоставлять узоры, вышитые мастерицами разных регионов России, находить в них общее и различия.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Продолжать знакомиться с изделиями традиционных текстильных ремёсел. Прослеживать приёмы выполнения разных видов тамбурной вышивки, последовательность изготовления текстильных сувениров. Выполнять поисковые эскизы для вышивки салфетки. Изготовлять текстильные сувениры-изделия. Выражать в творческой работе своё отношение к творчеству мастериц-рукодельниц. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
3/19. «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» (стр. 155)
4/20. «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» (стр. 155)
| Восприятие расписных прялок Русского Севера, украшенных шенкурской, мезенской, борецкой, пучужской росписями, деревянных изделий с хохломской, полхов майданской росписью. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических видах росписи по дереву. Творческое задание с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева. Материалы: гуашь (чёрного и красного цвета), деревянные заготовки, материалы для грунтовки, лак. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изделия из дерева, выполненных народными мастерами из Вологодской, Архангельской, Нижегородской областей. Вспомнить знакомые виды росписи. Называть основные мотивы, значение образов-символов, цветовую гамму росписи. Объяснять фризовое и многоярусное расположение росписи на поверхности прялки. Сопоставлять прялки, выполненные в разных центрах народного мастерства. Выявлять в них сходство и различия.
Участвовать в обсуждении прялочного искусства; отражения в нём мира самобытной русской культуры, мира красоты и фантазии, средств художественной выразительности росписи по дереву, бытующих в разных центрах народного мастерства Русского Севера. Выполнять проект сувенира-изделия, конструи-ровать его из дерева и украшать росписью. Выражать в творческой работе своё отношение к расписному узорочью. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
5/21. «Каков мастер, такова и работа» (стр. 163)
6/22. «Каков мастер, такова и работа» (стр. 163)
| Восприятие традиционных игрушек из глины, выполненных мастерами А. Силкиной, В. Маркиным, У. И. Бабкиной, А. Г. Карповой, Т. Н. Зоткиным, П. А. Ивановым, В. В. Ковкиным. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Школы народного мастерства лепки глиняной игрушки разных регионов России. Устойчивость образов и тем в народной игрушке, связь её с другими видами народного искусства. Своеобразие пластического, колористического, орнаментального решения глиняных игрушек из разных школ народного мастерства. Связь между материалом, техникой исполнения и художественной формой глиняной игрушки. Известные мастера-игрушечники. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Последовательность лепки свистульки», «Принципы звуко извлечения из глиняных игрушек-свистулек», «Последовательность лепки вазы из пласта глины». Творческое задание с учётом традиционных приёмов лепки и росписи, средств художественной выразительности. Материалы: глина, стеки, тычок, колки, баночка с водой. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения народных мастеров-игрушечников из Рязанской, Липецкой, Архангельской, Тульской, Пензенской, Костромской, Нижегородской, Курской областей. Называть средства и художественными приёмы, характерные для игрушек из разных мест бытования. Высказывать своё отношение к традиционной народной игрушке из глины.
Участвовать в обсуждении игрушки как одной из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства, отражения в игрушке народной эстетики, гармоничного соединения традиции с элементами современной культуры, образов глиняных игрушек разных регионов России. Выявлять их сходство и различия в конструкции, в характере очертаний, особенностей росписи. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать приёмы лепки, декора изделий из глины. Вспомнить художественные приёмы лепки и росписи, с которыми знакомились в предыдущих классах. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к народной лепной игрушке, к традиционным керамическим изделиям, выполненным из пласта глины. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| |
7/23. Русские ювелирные украшения России XVII—XX вв. Традиции и современность (стр. 169)
8/24. Русские ювелирные украшения России XVII—XX вв. Традиции и современность (стр. 169)
| Восприятие фотоизображений ювелирных изделий, выполненных в разных техниках (серебро, позолота, чернь (Великий Устюг), живопись на эмали (Ростовская финифть), серебро, (Москва), а также произведений русских портретистов (А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Я. Стрешнева и др.), запечатлевших своих героинь (светских дам и крестьянок XVII — начала XX в.) в праздничной одежде. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Диалог об искусстве. Ювелирное искусство как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Национальный характер украшений Древней Руси. Виды ювелирных украшений в женском праздничном костюме. Материалы для ювелирных украшений и средства художественной выразительности в создании декоративного образа. Особенности орнаментики, характер мотивов, колористического решения ювелирных изделий, выполненных в разных техниках. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Украшения-сувениры на школьную ярмарку», «Схема конструирования кулона-оберега — «колотка». Творческое задание с учётом традиционных техноло-гических приёмов; связи формы с её практическим назначением; связи декора с формой украшения; с учётом текстуры и фактуры материала. Материалы (по выбору): простой карандаш, ли-нейка, ножницы, бумага, полоски бересты (или плотной бумаги — имитация бересты), разноцветные лоскутки и полоски ткани, картон, нитки толстые, шерстяные или синтетические, иголка, спица (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов
| Рассматривать ювелирные украшения разных регионов России в фотоизображениях; в праздничной одежде светских дам и крестьянок на портретах, созданных художниками. Называть элементы костюма, декорированные ювелирными украшениями, объяснять их значение. Приводить примеры современных ювелирных украшений. Объяснять связь украшений со стилем эпохи, с особенностями одежды. Участвовать в обсуждении старинных и современных ювелирных изделий, функций ювелирного искусства (магической, обережной, декоративной, социальной), связь ювелирных украшений в светском костюме со стилем эпохи, с условиями быта, с кроем одежды, назначением, с социальным положением хозяина, национальной специфики ювелирных украшений в народном костюме.
Выявлять средства придания изысканности узоров в разных ювелирных техниках. Сопоставлять традиционные и современные изделия мастеров-ювелиров. Находить общее и различия. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать конструкции традиционных и современных украшений и приёмы их выполнения. Разрабатывать проект и изготовлять украшения для современного молодёжного костюма. Выражать в творческой работе своё отношение к процессу разработки красивой и полезной вещи. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и творческо-художественной работе одноклассников. | |
Тема 7. Весенняя ярмарка – праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России. | |||
1/25. Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России (стр. 178)
2/26. Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России (стр. 178)
| Восприятие произведений палехского мастера Н. И. Бабурина, художника К. Ф. Юона, изобразивших в своих работах ярмарочный торг. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека и общества. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между праздниками, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Атрибуты, увеселения и развлечения ярмарок. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников. Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в оформлении школьной ярмарочной площадки. Материалы (по выбору): фломастеры, кисти, гуашь, акварель, бумага альбомная (для эскизов) и ватман. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, в которых созданы образы народных ярмарок. Рассказывать о том, как проводятся ярмарки в настоящее время в родных местах. Сопоставлять традиционные ярмарочные события с современными. Находить между ними сходство и различия.
Участвовать в обсуждении своеобразия проведения современной ярмарки, праздничных атрибутов, оформления киосков, торговых рядов, средств художественной выразительности, которыми художники передают праздничное настроение ярмарочного торга. Называть их. Описывать свои впечатления и использовать их в зарисовках в творческой работе. Разработать проект и выполнить элементы оформления школьной ярмарочной площадки. Выражать в творческой работе своё отношение к ярмарочному событию. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| |
ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО (4 ч) | |||
Тема 8. Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство (4 ч) | |||
1/27. Галактическая птица (стр. 185)
2/28. Галактическая птица (стр. 185)
| Восприятие произведений живописи А. Соколова, А. Леонова, В. М. Васнецова, посвящённых полёту человека. Основные содержательные линии. Роль искусства в художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Космическая тема в искусстве. Красота и целесообразность — один из ведущих принципов художественного конструирования космических кораблей. Отражение в произведениях реальных и вымышленных сюжетов. Своеобразие живописной техники, связанной с темой космоса. Творческое задание с использованием выразительных средств графики. Материалы (по выбору): карандаш, тушь, перо, фломастеры, уголь, сангина, цветные мелки, тонированная или белая бумага, картон. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения современных художников на темы космических путешествий. Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия. Сопоставлять живописные картины со своими представлениями о летательных аппаратах, о космосе. Называть композиционные, колористические приёмы, которыми пользуются художники.
Участвовать в обсуждении содружества художника и космонавта в создании достоверного образа межконтинентальной аппаратуры, композиции картин, обосновывать выбор художниками композиционного центра, уровня горизонта, точки зрения, колористического решения. Выполнять наброски и зарисовки летательных аппаратов по памяти или представлению. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению космической техники. Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для вернисажа
| |
3/29. В «конструкторском бюро» новых космических кораблей (стр. 194)
4/28. В «конструкторском бюро» новых космических кораблей (стр. 194)
| Восприятие произведений «космической живописи» А. Соколова, А. Леонова, отразивших в своём творчестве, многообразие форм космических аппаратов. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Выражение в искусстве представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в создании материальной среды человека. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной сферы. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Разнообразие и красота форм летательных аппаратов. Живая природа как источник конструкторских идей в космостроении. Работа по художественно-дидактической таблице «Строение крыльев птиц и схемы летательных аппаратов». Творческое задание с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы космической техники. Материалы (по выбору): упаковочные материалы, полиэтиленовые флаконы, бутылки, фольга, проволока, плотная бумага, картон, клей ПВА, скотч, ножницы и др. Советы мастера.
Подведение итогов | Рассматривать произведения современных художников на темы космических путешествий. Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия. Сопоставлять конструкцию разных летательных аппаратов. Называть элементы конструкции корпуса, деталей. Рассказывать о форме и назначении космических аппаратов. Давать им характеристику. Обосновывать соотношение формы и назначения элементов конструкции. Участвовать в обсуждении разнообразия космических летательных аппаратов, пилотируемой и беспилотной космической техники, природных форм пернатых, их биологических особенностей, повлиявших на разработку космической техники, выразительных средств создания художественного образа сложной космической техники.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Соотносить строение природных форм с формой космической техники. Конструировать макет космического летательного аппарата. Планировать работу. Выполнять технический рисунок, подбирать необходимый материал для основных частей конструкции, для деталей, продумывать крепёж, эстетическое оформление макета. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманной конструкции. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| |
Тема 9.Военная героика и искусство (2 ч) | |||
1/30. Образ защитника отечества в портретной живописи XVIII—XIX вв. и XX в. (стр. 198)
2/31. Образ защитника отечества в портретной живописи XVIII—XIX вв. и XX в. (стр. 198)
| Восприятие живописных и графических произведений отечественных (П. Д. Корина, П. П. Кончаловского,И. Н. Никитина,О. А. Кипренского, В. Л. Боровиков-ского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. С. Богородского, Г. М. Коржева, И. А. Серебряного,В. С. Климашина,Ф. П. Решетникова,К. И. Финогенова,П. А. Кривоногова, И. И. Интезарова, В. Чеканюка, И. Былинского) и зарубежных живописцев (Ф. Хальса, А. Ж. Гро, Х. ван Р. Рембрандта, Т. Жерико), отразивших в своих произведениях образ военного человека. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Живопись, графика, скульптура. Портрет.
Диалог об искусстве. Тема защиты Отечества в изобразительном искусстве. Художественные приёмы передачи героического облика воина. Композиционные, графические и живописные приёмы отражения в портрете мужественности, храбрости и других героических черт.
Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности по представлению. Материалы: простой карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведений известных отечественных и зарубежных художников XVIII—XIX вв., в которых созданы образы славных героев, защитников своей страны. Сопоставлять приёмы создания портретных образов, художниками разных времён. Называть известных героев различных военных событий. Называть качества современного человека, отражённые в образах солдат и офицеров Российской армии.
Участвовать в обсуждении отражения в произведениях живописного и графического искусства на разных исторических этапах образов героических защитников Отечества, средств художественной выразительности, которые используют художники в достижении выразительности портрета конкретного человека. Выполнять рисунок портрета героя войны. Выражать в творческой работе своё отношение к теме защиты Отечества. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
Тема 10. Спорт и искусство (3 ч) | |||
1/32. Образ спортсмена в изобразительном искусстве (212)
| Восприятие произведений отечественных художников (М. Г. Манизера, А. А. Дейнеки, С. Лучишкина, И. М. Чайкова, Б. Окорокова) и зарубежных (Мирона, Рафаэля, Т. Жерико) художников разных эпох, создававших в своём творчестве образ человека-спортсмена. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Диалог об искусстве. Прославление спортсменов в разнообразных видах искусства. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи силы, мужества, стойкости выносливости спортсменов, их желания достичь наивысших результатов. Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры человека в движении». Творческое задание с использованием художественных приёмов и средств выразительности графики и приёмов схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера движения спортсмена. Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель, шариковая ручка. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения живописи, скульптуры, графики XVI—XX вв., создавших образы сильных и мужественных людей в спорте. Рассказывать об известных спортсменах, принесших славу России. Высказывать своё мнение о самоотверженности спортсменов. Сравнивать современные образы спортсменов с античными героями спортивных состязаний. Находить общее и различия в трактовке образов. Участвовать в обсуждении отражения в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике, о здоровье и красоте, представлений народа о красоте человека (внешней и духовной) в момент состязаний, отражённых в искусстве, выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи моментов наивысшего напряжения сил, красоты телосложения спортсменов. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры спортсменов в движении. Выполнять по представлению зарисовки спортсменов в разных видах спорта (на выбор). Выражать в творческой работе своё отношение к спортивным занятиям, к героям спорта. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | |
2/33. «Спорт, спорт, спорт» (стр. 218)
3/34. «Спорт, спорт, спорт» (стр. 218)
35. Защита итогового проекта. | Восприятие произведений отечественных художников XX в. (И. А. Городецкой, Д. Д. Жилинского, С. М. Намитоковой - Мапафовой, Т. Б. Оболенской, Б. А. Тальберга, О. П. Рапай-Маркиша, Б. А. Савостюка, А. Н. Са-мохвалова), создавших замечательные образы людей спорта. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Диалог об искусстве. Тема спорта в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя художественных произведений атмосфере состязаний, накалу спортивных страстей и эмоций. Средства художественной выразительности в передаче напряженности момента состязаний или отдыха после победы, или ожидания выступлений. Творческое задание с применением известных средств художественной выразительности и использованием графических или живописных материалов. Материалы (по выбору): карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, монотипия, бумага. Советы мастера. Подведение итогов
| Рассматривать произведения художников ХХ в., в которых мастерски отражены спортивное мужество и стремление к победе начинающих и опытных спортсменов. Рассказывать, какие спортивные события значимы для страны, какие виды спорта являются распространёнными в родном городе. Называть выдающихся спортсменов в разных видах спорта. Высказывать своё мнение о занятиях спортом. Сравнивать образы представителей разных видов спорта. Находить разницу в их спортивном снаряжении, атрибутах, характерных для конкретного вида спорта движениях.
Участвовать в обсуждении образа спортсмена в искусстве, эмоциональной и художественной выразительности образов героев спорта, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества (гордость, восхищение, желание последовать примеру выдающихся спортсменов и т. п.), средств художественной выразительности в представленных произведениях, отображающих спортивные моменты и события. Выполнять тематическую композицию. Выражать в творческой работе своё отношение к силе, мужеству и спортивному героизму спортсменов известными художественными приёмами и средствами. Выполнять творческую работу согласно условиям.
|