СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 5 класс 2017-2018 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 5 класс»




  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по изобразительному искусству

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


  1. Основное содержание учебного предмета технология по направлению изобразительное искусство

основного общего образования


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».


Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.


Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).


Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.


Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.


Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.


Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).


Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.


Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.


Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов в 5-8 классах:

п/п

Раздел темы

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

26

-



2

Виды

изобразительного искусства и основы образного языка

-

24

6


3

Понимание смысла деятельности художника

-

10

4


4

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

-

-

4


5

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн


8

-


10

6

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

-

-

10


7

Искусство полиграфии

-

-

5

4

8

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

-

-


10

9

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

-

-

5


10

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

-



10

Итого

34

34

34

34








Поурочное планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока


Кол-во часов


Основное содержание (решаемые проблемы)

Вид контроля



Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (26ч)

1


Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве.


1

Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры

Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных промыслах. Образно-символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.


Изобретение способов изображения первоэлементов древней славянской мифологии – воды и огня, импровизация на тему древних образов в орнаменте.

2-3

Русская изба: единство конструкции и декора.

2


Убранство русской избы.

Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства


Работа в паре над украшениями эле­ментов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая
доска) солярными знаками, растительными и зооморф­ными мотивами, геометрическими  элементами, выстра­ивание их в орнаментальную композицию.

4 -5


Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

2

Внутренний мир русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище; отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда

и включение их в пространство дома; единство пользы и красоты в народном жилище. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д.).

Работа над рисунком по теме «В русской избе»: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); выбор композиции, ак­варельный подмалевок

5


Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.



Выполнение эскиза декора­тивного убранства предметов крестьян­ского быта (ковш, прялка, валек и т. д.); украшение орнаментом предметов труда (прялок).

6


Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вы­шивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

7-8


Праздничный народный костюм – целостный художественный образ

2

Народная праздничная одежда (костюм). Эскиз русского народного костюма.

Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных областях и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Создание эскиза народного праздничного костюма разных регионов России с использованием различ­ных техник и материалов.

9-10


Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

2

Праздничные народные гулянья. (Народные праздничные обряды)

Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается презентацией.

Импровизация на тему народных праздничных гуляний; раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).

11- 12


Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка)

2

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

Создание  своего образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в тради­ции одного из промыслов (Дымково, Филимоново,).

13-14


Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели.

2

Искусство Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Изображение выразитель­ной посудной формы с характерны­ми деталями (носик, ручка, крышеч­ка) на листе бумаги украшенной нарядной гжельской росписью.

15-16


Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Хохлома.


2

Хохлома

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

Изображение формы пред­мета и украшение его травным орна­ментом в последовательности, опреде­ленной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма пред­мета предварительно тонируется жел­то-охристым цветом. Гуашь.

17-18


Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Городецкая роспись

2

Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы, предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейно рисунка, основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробоч­ка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами городецкой росписи.

19-20


Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.

Жостово. Роспись по металлу.


2

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов, построение цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создания в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замолёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включа­ющего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

21


Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.

Щепа, роспись по лубу и дереву, теснение и резьба по бересте.

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни; характерные особенности народных промыслов; несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов –Майдан и др.)

Выставка-ярмарка детских  творческих работ «По мотивам народных промыслов», обобщение знаний  о народных промыслах России.

22-23

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

2

Орнамент – уникальное художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Особенности русского орнамента. Составление декоративной композиции в орнаментах других народов России. Выбор цветовой гаммы.

Древняя символика в русском орнаменте (крест, круг, квадрат),и в орнаментах других народов России

Рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме.


24-26


Связь времён в народном

искусстве.

3

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Новое понимание красоты современными материалами декоративно-прикладного искусства, пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием

выражения «про­изведение говорит языком материала».

Раздел. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (8ч)

27-34


Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

8

Организация предметно – пространственной среды. Интерьер. Декор. Сохранение традиционных художественных промыслов в современных условиях. Понятие вираж, способ изготовления витража; сфера применения витража; современные особенности витражной техники. Художественная керамика. Понятия композиция, ансамбль, фактура, декоративная пластика. Художественное стекло. Декоративные изделия из стекла. Художественная ковка. Кованные декоративные изделия. Гобелен. Ткацкие материалы. Батик. Виды батика. Используемые материалы.

Выставочная деятельность.

Творческий проект

«Ты сам мастер».

Практическая индивидуальная, групповая, парная работа. Примерные работы: витраж в технике аппликации; панно в лоскутной технике; украшения из солёного теста; декоративная ваза; игрушка из мочала; декоративная кукла и т.д.

Всего

34













Поурочное планирование 6 класс


№№ п/п п/п



Тема урока


Кол-во часов




Основное содержание (решаемые проблемы)


Виды контроля

Раздел. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (23 ч.)

1

Пространственные искусства. Художественные материалы.

1

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств

Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве.

2

Рисунок - основа изобразительного творчества



1

Виды графики, графиче­ские художественные мате­риалы и их значение в созда­нии художественного образа, вырази­тельные возможности графи­ческих материалов при работе с натуры (карандаш, флома­стер).

Использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры.

3

Линия, пятно. Ритм.

1

Линия и ее выразительные возможности.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и об­разность линейного изо­бражения,

ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа.


Использовать линию в собственной творческой работе.





4




Линия, пятно. Ритм.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Основы языка изобрази­тельного искусства: тон, вы­разительные возможности то­на и ритма в изобразительном искусстве, роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности.

Использо­вать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художе­ственно-творческой деятель­ности.

5-

6

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет. Основы цветоведения.

2

Основные характеристики и свойства цвета. Тон и тональные отношения.

Цвет – главное изобразительное и выразительное средство в живописи. Передача цвета, объёма, пространственных отношений фактуры и материальность предметов в живописи. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета.

Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветных пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.

Овладеть навыками механиче­ского смешения цветов; пере­давать эмоциональное состоя­ние средствами живописи; ак­тивно воспринимать произве­дения станковой живописи.

7

Понятие формы

1

Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства

Определять понятие «анималистический жанр». Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

8-9

Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.


2

Основы языка изображения.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма).

10

Композиция

1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.

Применять правила композиции на плоскости.

11

Натюрморт.





1



Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведе­ниях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран­даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).

12

Многообразие форм окружающего мира.




1




Понятие формы.

Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма).

13

Изображение объема на плоскости.



1


Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости.

Применять правила: 1)объемного изо­бражения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Приме­нять полученные знания в практической работе с натуры.


14

Освещение. Свет и тень.



1



Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине.

Применять основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры.

15

Натюрморт в графике.




1


Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт ка выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского.

Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдаю­щихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные средства графики; работать в технике печатной графики.

16

Цвет в натюрморте.




1


Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И. Машков «Синие сливы», А. Матисс «Красные рыбки», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Определять выразительные возмож­ности цвета. Передавать с помо­щью цвета на­строение в натюрморте; рабо­тать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра.


17

Выразительные возможности изобразительного искусства







1

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе.

Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.

18

Жанры в изобразительном искусстве.



1

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Различать жанры изобразительно­го искусства. Иметь представ­ление об историческом харак­тере художественного процес­са; ориентироваться в основ­ных явлениях русского и ми­рового искусства. Ак­тивно воспринимать произве­дения изобразительного ис­кусства.

19

Пейзаж.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Брейгель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан « Над вечным покоем».

Применять основы изобразитель­ной грамоты в изображении большого природного пространства, передавать в пейзаже личностное восприятие. Осваивать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.

20

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.




1




Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день».

Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, све­тотень, перспектива в работах художников.

Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое «точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.

21

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

1

Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже – настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря.

Анализировать роль колорита в пейзаже – настроении. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению.

22

Пейзаж в живописи художников –импрессионистов (К. Моне, А. Сислей)

1

Художники-импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э. Мане.





Анализировать особенности понимания красоты природы в творчестве художников –импрессионистов (К. Моне, А. Сислей)

23

Пейзаж в графике. Работа на пленере.

1

Вид пейзажной графики – зарисовки, наброски. Развитие графики. Гравюра. Граттаж. Монотипия

Работа над графической композицией «Мой город»

Раздел. Понимание смысла деятельности художника (10ч.)

24

Портрет



1

Портрет как образ определенного реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрандт, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин.

Распознавать жанры изобразительно­го искусства, портреты, выполненные выдаю­щимися художниками-портре­тистами русского и мирового искусства (Рембрандт, И. Ре­пин). Активно воспри­нимать произведения порт­ретного жанра.

25

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта.

Определять пропорции в изображении головы, лица че­ловека. Применять полученные знания в практической работе.


26

Изображение головы человека в пространстве.


1

Повторение закономерностей в конструкции головы человека.

Выполнить элементы

в конструкции головы

с учетом пропорций (глаза, рот, нос, уши).

27

Изображение головы человека в пространстве (продолжение работы).

1

Повторение закономерностей в конструкции головы человека.

Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека.

28

Портрет в скульптуре



1


Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и

С. Т. Котенкова.


Определять материалы и вырази­тельные возможности скульп­туры. Передать харак­тер героя в скульптурном портрете, используя вырази­тельные возможности скульп­туры; владеть знаниями про­порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.

29

Графический портретный рисунок.









1








Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова.

Определять пропорции головы и лица человека. Называть выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю­рер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про­изведения портретного жанра. Использовать вырази­тельность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

( набросок друга или одноклассника).

30

Образные возможности освещения в портрете.




1


Роль освещения в произведениях портретного жанра. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразитель­ной грамоты (светотень); по­нимать роль освещения в произведениях портретного жанра.

31

Роль цвета в портрете.





1





Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.

Анализировать выразительные воз­можности цвета, освещения в произведениях портретного жанра, цветовой строй произведения живописи. Овладевать опытом создания портрета в цвете различными материалами.

32

Великие портретисты прошлого. (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).


1

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать художников-портрети­стов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт). Уметь активно воспринимать и анализиро­вать произведения портретно­го жанра

33

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (К.С. Петров – Водкин, П.Д. Корин).



1

Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения».

Закрепить особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, имена выдающихся художни­ков-портретистов, представи­телей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин­чи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Активно воспри­нимать и анализировать портретный жанр.

Раздел. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (1ч)

34

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.




1

Обобщение материала учебного года.


Определять основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.

Анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.