СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по художественно- эстетическому направлению "Фантазия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по художественно- эстетическому направлению "Фантазия"»

Рабочая программа по направлению

« Художественно-эстетическая творческая деятельность»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности театральной студии « Фантазия» разработана для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности для общеобразовательных школ, в соответствии с федеральными требованиями по внедрению ФГОС НОО.

начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа учеников с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.

В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер К. С. Станиславский.

Действительно, мы – учителя, на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством.

Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если

речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир





персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки.

Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по выражению великого русского критика В.Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия…» Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет педагогам, в частности, использовать синтезное воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Необходимо остановиться еще на одном важнейшем аспекте психологических особенностей младшего школьного возраста. Основным видом развивающей деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ребенок живет в мире ролевых игр. Это состояние не перестает существовать и в школьный период. Задача школы как раз и состоит в создании богатой и разнообразной среды, способствующей познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению. В начальной школе необходима активная модель организации жизнедеятельности ребенка. Дети должны получить разнообразную реализацию и поддержку. Классная комната – это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и … театр. Именно классный театр формирует базовые жизненные компетенции – сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность…

Театр мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни – подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.

Главной характеристикой этого возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, ибо это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей надо направлять на добрые дела – сострадание, терпение, сопереживание…

Социализация в самом общем ее определении— это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.

Программа ЮНЕСКО «Концепция образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе развития общества называет именно формирование социальных компетентностей. Таким образом, социализация – это практическое приобщение ко всем





основным сферам жизни и деятельности в обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  • научаться чувствовать и понимать других людей;

  • приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Практическая деятельность учителя начальной школы и в учебной, и во внеурочной деятельности базируется на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному, что позволяет создать каждому ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органичном соединении и в процессе изучения каждой темы в предметной области, и в сценической практике двух различных методик – логической и ассоциативно-образной. В результате такого соединения возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально включаться в учебный процесс во всех его проявлениях. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга ребенка на ранних этапах обучения и на этой основе – повышение эффективности процесса обучения в целом.

Программа театральной студии «Фантазия» исходит из вышеизложенных концептуальных положений. Она рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Цель программы – создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи программы:

  • развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;

  • формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

  • развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность;

Основные принципы и подходы:

  • концентрический принцип;

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип гуманитаризации образования;

  • коммуникативно-деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.


Формы организации

Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми

младшего школьного возраста.

1. Оптимальное количество учащихся на занятиях не более 15 человек, что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая

- специальные коррекционные и развивающие занятия.

Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.

Формы занятий

  1. Практические занятия.

  2. Проведение экскурсий в кукольный, драматический театр, ТЮЗ, театр оперы и балета (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).

  3. Открытый урок для родителей.

Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций.

  1. Премьеры спектаклей на школьных мероприятиях.

  2. Социальный проект «Юный артист» - показы спектаклей в детских учреждениях.

  3. Выставки работ учащихся.

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.

Планируемые результаты:

  • повышение уровня общей культуры;

  • приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенности эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

Формы подведения итогов реализации программы

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство. Также проводится тестирование: мониторинг в течение 4 лет.

Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.

Методы контроля:

    • анкетирование;

    • мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;

    • сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

- анализ социальной активности учащихся.

Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса

В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит мониторинг психологического развития участников студии:

  • исследование уровня тревожности учащихся;

  • исследование школьной мотивации;

  • исследование уровня развития образной креативности;

  • исследование коммуникативных способностей;

  • диагностика личностного роста учащихся;

  • исследование социальной и творческой активности учащихся;

  • изучение социализированности учащихся.

Внеклассная деятельность

Выступления воспитанников студии на школьных мероприятиях, показы спектаклей в детских учреждениях, театральные капустники, социальные проекты.

Родители детей являются активными участниками творческого процесса театральной студии. Взаимодействие с родителями осуществляется через:

  • индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций);

  • повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)

  • мастер-класс для родителей;

  • День Открытых дверей для родителей;

  • выступление детей перед родителями на родительских собраниях;

  • приглашение родителей на премьеры спектаклей;

  • подготовка и распространение афиш и рекламных буклетов спектаклей.










Знания, умения и навыки учащихся по программе

Основы театральной культуры


-Знать театры своего города, области

-Знать устройство зрительного зала, сцены, кулис.

-Знать виды театров: драматический театр.

-Знать и применять в речи театральные термины: театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, опера, балет, оперетта, драма, хореограф, осветитель.

Культура и техника речи


-Владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики.

-Уметь пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

-Знать наизусть 15-20 стихотворений русских и зарубежных авторов.

-Уметь выразительно прочитать наизусть прозаический текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Театральная игра


-Уметь произносить стихотворный текст в движении и разных позах.

-Находить оправдание заданной позе.

Ритмопластика

-Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мыц до полной релаксации.

Работа над спектаклем

- Уметь находить художественное решение спектакля: определять костюмы, атрибуты, декорации.


Планируемые результаты:

  • повышение уровня общей культуры;

  • приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

Формы подведения итогов реализации программы

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство. Также проводится тестирование: мониторинг в течение 4 лет.

Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), премьерных показов спектаклей, тестирования учащихс