ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011)
Программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» относится к обязательным индивидуальным и групповым занятиям. Занятия проводятся с учащимися 8 «б» класса, 1 раз в неделю по 40 минут. Срок реализации программы – 1 год.
формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
развитие ручной и мелкой моторики,
формирование элементарных графо моторных умений
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
После комплексной углубленной диагностики было выявлено: практически у всех учащихся недоразвитие речи тяжёлой степени, обусловленное тотальным недоразвитием ВПФ, сочетающимся с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. Речь у детей – отсутствует, в лучшем случае представлена отдельными словами.
№ п/п | Содержательная линия | Возможные примерные результаты по предмету | Модели инструментария для оценки планируемых результатов |
I. | Диагностический этап | | |
II. | Коррекционный этап | | |
1. | Коммуникация | Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. | Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно»; «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной); «выполняет действие по образцу» (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания); «выполняет действие с частичной физической помощью» (взрослый физически помогает ребенку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно); «выполняет действие со значительной физической помощью»; «выполняет после физической подсказки» (взрослый помогает ребенку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его); |
2. | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения житейских задач. |
3. | Письмо и чтение | Графические действия: обводка, штриховка. Глобальное чтение: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. |
III | Диагностика по итогам коррекционных занятий | | |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I. | Диагностическое обследование | 3 | |
II. | Коррекционный этап | | |
А) | Коммуникация с использованием вербальных/ невербальных средств | | |
1. | Слово и жест как средство коммуникации | 2 | |
2. | Звучащий предмет как средство коммуникации | 2 | |
3. | Неречевой и речевой звук | 2 | |
4. | Предметный символ как средство коммуникации | 2 | |
5. | Графический символ как средство коммуникации | 2 | |
| | | |
Б) | Письмо и чтение | | |
1. | Начальные навыки чтения и письма | | |
2. | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | |
3. | Звонкие и глухие звуки и буквы | 1 | |
4. | Обозначение мягкости согласного звука: ь | 1 | |
5. | Выделение шипящих звуков в слоге, слове | 1 | |
6. | Выделение свистящих звуков в слоге, слове | 1 | |
7. | Выделение сонорных звуков в слоге, слове | 1 | |
8. | Соотнесение звука с буквой | 1 | |
9. | «Письмо» по трафаретам изученных букв | 1 | |
10. | «Письмо» по точкам изученных букв | 1 | |
В) | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | | |
| Импрессивная/экспрессивная речь | | |
1. | Лексическая тема «Фрукты». Работа с трафаретом «Фрукты» | 2 | |
2. | Лексическая тема «Овощи». Работа с трафаретом «Овощи» | 2 | |
3. | Лексическая тема «Животные». Работа с трафаретом «Животные» | 2 | |
4. | Лексическая тема «Посуда». Работа с трафаретом «Посуда» | 2 | |
5. | Лексическая тема «Мебель». Работа с трафаретом «Мебель» | 2 | |
6. | Лексическая тема «Одежда». Работа с трафаретом «Одежда» | 2 | |
7. | Лексическая тема «Обувь». Работа с трафаретом «Обувь» | 2 | |
8. | Лексическая тема «Цветы». Работа с трафаретом «Цветы» | 2 | |
9. | Лексическая тема «Насекомые». Работа с трафаретом «Насекомые» | 2 | |
10. | Составление простых предложений с использованием графических изображений | 1 | |
11. | Составление предложений по предметной картинке | 1 | |
12. | Составление предложений по сюжетной картинке | 1 | |
Б) | Письмо и чтение | | |
| Начальные навыки чтения и письма | | |
1. | Линии и штриховки | 2 | |
2. | «Письмо» по трафарету ранее изученных букв | 2 | |
3. | Глобальное чтение | | |
4. | Слова – карточки по теме «Фрукты» | 1 | |
5. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
6. | Слова – карточки по теме «Овощи» | 1 | |
7. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
8. | Слова – карточки по теме «Животные» | 1 | |
9. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
10. | Слова – карточки по теме «Посуда» | 1 | |
11. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
12. | Слова – карточки по теме «Мебель» | 1 | |
13. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
14. | Слова – карточки по теме «Одежда» | 1 | |
15. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
16. | Слова – карточки по теме «Обувь» | 1 | |
17. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
18. | Слова – карточки по теме «Цветы» | 1 | |
19. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
20. | Слова – карточки по теме «Насекомые» | 1 | |
21. | Соотнесение слов с изображением предмета | 1 | |
III | Диагностика по итогам коррекционных занятий | 2 | |