Ростовская область Кашарский район с.Сариновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сариновская основная общеобразовательная школа
| | Утверждаю Директор МБОУ Сариновской ООШ _______ /Е.Н. Подгорнова/ Приказ от 31.08.2020 № 41 |
Рабочая программа
по курсу
«Основы православной культуры»
Уровень образования: основное общее, 5,6 классы
Количество часов: 5 класс 1 час в неделю, всего 35 часов
6 класс 1час в неделю, всего 35 часов
Учитель: Петренко Наталья Сергеевна
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по по курсу «Основы православной культуры»
для 5, 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1810 от 17 декабря 2010г.
Программа разработана на основе авторской программы В.Дорофеева и О.Л. Янушкявичене «Основы православной культуры» для 5-9 классов.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, – это проблема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса ОПК в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросла потребность в духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.
Сегодня становится слишком явным несоответствие задач, поставленных в законе об образовании (обеспечение интеграции обучающего в национальную и мировую культуру), и отсутствие в содержании образования современных общеобразовательных учебных заведений элементарных сведений о том, что легло в основание нашей национальной культуры – Православии. Но и эти причины, очевидно, не являются самыми главными.
Размах разного рода негативных явлений (тяжкие пороки, преступность, фактическое разрушение института семьи и др.) таков, что если не предпринять кардинальных мер, в будущем нас ждет печальная участь. Есть в этом отношении и оптимистические прогнозы, но суть их одна – население России сокращается, и может прийти такое время, когда страна уже не сможет продолжать свое развитие и окажется неспособной защитить свои исторические, государственные территории. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений в другом.
Все более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все другие негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его базовых основ: мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Это представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Следствием этого является болезненное состояние души человека, при котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.
Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.
Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».
За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.
В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она – открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.
Насколько в настоящее время будет принята населением система духовно-нравственного воспитания на основе Православия?
В регионах, где курс основ православной культуры (ОПК) преподается в школах в течение ряда лет, подавляющее большинство взрослого населения высказывается за продолжение преподавания этого курса (в Курской области – 93%, в Богородском (Ногинском) районе Московской области – 77,3% из 15850 опрошенных). В большинстве своем и учащиеся, которым преподается этот курс, высказывают пожелание дальнейшего его изучения и проявляют к нему большой интерес.
Опросы показывают, что у школьников, изучающих курс ОПК, в положительную сторону изменяются ценностные ориентации, поведение, улучшается успеваемость.
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить введение курса в учебных заведениях.
Цель и задачи курса
Цель курса. Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи. Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Атеистическая политика советского государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть духовные глубины нашего народа, истоки нравственных устоев.
Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Курс ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных норм Православия. Это вторая задача курса.
Служителями Православной Церкви и представителями правоохранительных органов к настоящему времени накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь не идет речь о свободе религиозного выбора человека, здесь – сознательное воздействие на людей для использования их в своих целях. Задача курса в отношении таких организаций и отдельных личностей – давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других традиционных вероисповеданий, то курс ОПК с право-славных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность выбора того или иного вероисповедания. Это третья задача курса.
Реализация этих трех задач позволит более эффективно решать и другие задачи:
вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
раскрыть духовные и физические дарования детей;
сформировать гражданское самосознание;
взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Нормативно-правовой и документальной базой данной программы являются:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021 учебный год;
Календарный график МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021 учебный год.
Особенности программы
Область применения. Программа разработана для 5,6 классов основной общеобразовательной школы. Она может быть использована также для работы в молодежных и детских центрах, колледжах, творческих училищах, кадетских корпусах, студиях, кружках по интересам, в церковных воскресных школах, в программах летнего отдыха, для занятий в детских и юношеских библиотеках.
Программу можно положить в основание курса повышения квалификации преподавателей курса ОПК. Отдельные части программы можно использовать для младших курсов вузов.
Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.
Христоцентричность. Православие, его учение и культурное наследие является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.
Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев, прежде всего критерия сотериологического.
Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и по возможности сопровождаться нравственными приложениями.
Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
1. Уровень принятия морали авторитета:
а) принятие морали родителей;
б) принятие морали учителя.
2. Уровень принятия морали социума:
а) принятие морали сверстников;
б) принятие морали общества.
3. Уровень автономной совести:
а) сомнение в существующих нравственных
ценностях;
б) собственный выбор системы ценностной
иерархии.
Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.
Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное Писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.
В школе подросток нуждается в движении, в жизни «сообща». Поэтому необыкновенно возрастает необходимость внеклассной работы, желательны краеведение, исторический материал, героические примеры. Также, в силу эгоцентричности подросткового возраста, желателен курс по христианской этике, обращенный на подростка.
В старшем школьном возрасте – возрасте выбора, личность педагога должна отойти в сторону, на первое место выдвигается вопрос, формулируемый на занятии. Соответственно меняется стиль преподавания: он должен стать не историческим (повествовательным), а литературно-философским.
Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.
Современные школьники, как правило, мыслят в чисто земных категориях и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. Поэтому в курсе ОПК необходимо предложить по возможности всесторонний обзор современных жизненных проблем с их духовно-нравственной оценкой.
Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
Учет интересов современного школьника. Как показывает практика преподавания курса ОПК в общеобразовательных школах, дети всех возрастных групп с интересом изучают курс. Однако для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях. Уклонение курса в углубленно-богословскую, культурологическую либо другую сторону может привести к потере актуальности и интереса к этим темам и, следовательно, к снижению эффективности курса. Таким образом, курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся, помимо прочего, на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы.
Особенности применения программы. Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и CD-носителях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни. Высокую эффективность имеют экскурсионно-паломнические поездки в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей нашего Отечества.
Описание места программы в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год. На освоение данной программы отводится 1 час в неделю: 5 класс - 35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.
В соответствии с календарным графиком МБОУ Сариновской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год на освоение данной программы отводится 1 час в неделю: 5 класс - 35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
- использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
6 класс
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание курса
5 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
| 1.Кто ты, человек? | 10 |
1. | Как произошёл наш мир. | 1 |
2. | Сотворение человека. | 1 |
3. | Бессмертная душа. | 1 |
4. | Свобода воли. Добро и зло. | 1 |
5. | Творчество бога и человека. | 1 |
6. | Обязанности человека по отношению к миру. | 1 |
7. | Труд. | 1 |
8. | Вред для души. Совесть. | 1 |
9. | Спасение. | 1 |
10. | Цель христианской жизни. | 1 |
| 2.Духовный мир. | 2 |
11. | Небесные силы. | 1 |
12. | Кто сильнее? Ангел-хранитель. | 1 |
| 3.Дорога в небо | 5 |
13. | Основы православной веры. | 1 |
14. | Как найти «дорогу в небо» ? | 1 |
15. | Молитва. Невидимая борьба. | 1 |
16. | Монашество. Монастыри. | 1 |
17. | На высотах духа. | 1 |
| 4.Путь от рождения до вечности. | 3 |
18. | Начало. Мои наставники. | 1 |
19. | Середина пути. Устроение жизни христианина. | 1 |
20. | На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти. | 1 |
| 5.Не от мира сего. | 11 |
21. | Чем отличаются христиане от других людей? | 1 |
22. | В деньгах ли счастье? | 1 |
23. | Гордость житейская. | 1 |
24. | Отношение к испытаниям и страданиям. Защита отечества. | 1 |
25. | Спасение от одиночества. | 1 |
26. | Любовь настоящая и выдуманная. | 1 |
27. | Братья и сёстры. | 1 |
28. | Столп и утверждение истины. | 1 |
29-30 | Жизнь в Церкви. | 2 |
31. | О будущих судьбах мира. | 1 |
| 6.Повторение программного материала | 4 |
32-35 | Повторение программного материала. | 4 |
| Всего: | 35 |
Календарно - тематическое планирование
курса «Основы православной культуры»
5 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведение |
по плану | фактически |
| 1.Кто ты, человек? | 10 | | |
1. | Как произошёл наш мир. | 1 | 04.09.2020 | |
2. | Сотворение человека. | 1 | 11.09.2020 | |
3. | Бессмертная душа. | 1 | 18.09.2020 | |
4. | Свобода воли. Добро и зло. | 1 | 25.09.2020 | |
5. | Творчество бога и человека. | 1 | 02.10.2020 | |
6. | Обязанности человека по отношению к миру. | 1 | 09.10.2020 | |
7. | Труд. | 1 | 16.10.2020 | |
8. | Вред для души. Совесть. | 1 | 23.10.2020 | |
9. | Спасение. | 1 | 06.11.2020 | |
10. | Цель христианской жизни. | 1 | 13.11.2020 | |
| 2.Духовный мир. | 2 | | |
11. | Небесные силы. | 1 | 20.11.2020 | |
12. | Кто сильнее? Ангел-хранитель. | 1 | 27.11.2020 | |
| 3.Дорога в небо, | 5 | | |
13. | Основы православной веры. | 1 | 04.12.2020 | |
14. | Как найти «дорогу в небо» ? | 1 | 11.12.2020 | |
15. | Молитва. Невидимая борьба. | 1 | 18.12.2020 | |
16. | Монашество. Монастыри. | 1 | 25.12.2019 | |
17. | На высотах духа. | 1 | 15.01.2021 | |
| 4.Путь от рождения до вечности. | 3 | | |
18. | Начало. Мои наставники. | 1 | 22.01.2021 | |
19. | Середина пути. Устроение жизни христианина. | 1 | 29.01.2021 | |
20. | На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти. | 1 | 05.02.2021 | |
| 5.Не от мира сего. | 11 | | |
21. | Чем отличаются христиане от других людей? | 1 | 12.02.2021 | |
22. | В деньгах ли счастье? | 1 | 19.02.2021 | |
23. | Гордость житейская. | 1 | 26.02.2021 | |
24. | Отношение к испытаниям и страданиям. Защита отечества. | 1 | 05.03.2021 | |
25. | Спасение от одиночества. | 1 | 12.03.2021 | |
26. | Любовь настоящая и выдуманная. | 1 | 19.03.2021 | |
27. | Братья и сёстры. | 1 | 02.04.2021 | |
28. | Столп и утверждение истины. | 1 | 09.04.2021 | |
29. 30. | Жизнь в Церкви. | 2 | 16.04.2021 23.04.2021 | |
31. | О будущих судьбах мира. | 1 | 30.04.2021 | |
| 6.Повторение программного материала | 2 | | |
32.33. 34. 35. | Повторение программного материала. | 4 | 07.05.2021 14.05.2021 21.05.2021 28.05.2021 | |
| Всего: | 35 | | |
Содержание курса
6 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Путь жизни. | 1 |
2. | От Адама до Авраама: вера и доверие. | 1 |
3. | Пророк Моисей: урок смирения. | 1 |
4. | Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается. | 1 |
5. | Спаситель: ранами Его мы исцелились. | 1 |
6. | Заповеди блаженства: грех и покаяние. | 1 |
7. | Заповеди блаженства: жажда правды. | 1 |
8. | Заповеди блаженства: земля кротких. | 1 |
9. | Свидетели Благой вести: апостолы Пётр и Иоанн. | 1 |
10. | Гонитель ставший апостолом: апостол Павел. | 1 |
11. | Готово сердце моё, Боже. | 1 |
12. | Воины Царя Небесного. | 1 |
13. | Выбор императора: святой Константин Великий. | 1 |
14. | Светильники Церкви Христовой. | 1 |
15. | Сокрытие в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник. | 1 |
16. | Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. | 1 |
17. | Рука дающего не оскудеет. | 1 |
18. | Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. | 1 |
19. | Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья. | 1 |
20. | За други своя. | 1 |
21. | Богатыри духа. | 1 |
22. | Игумен земли Русской. | 1 |
23. | Лучезарная Оптина. | 1 |
24. | Пред ними склонялись сильные мира сего. | 1 |
25. | Христианин в неволе. | 1 |
26. | Свет Христов просвещает всех. | 1 |
27. | Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский. | 1 |
28. | Род праведных благословится. | 1 |
29. | В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века. | 1 |
30. | Главное в жизни – делать добро. | 1 |
31. | История одной любви. | 1 |
32. | Герои нашего времени. | 1 |
33. | Впереди у нас – вечность. | 1 |
34-35 | Повторение программного материала. | 2 |
| Всего: | 35 |
| |
Календарно - тематическое планирование
курса «Основы православной культуры»
6 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведение |
по плану | фактически |
1. | Путь жизни. | 1 | 04.09.2020 | |
2. | От Адама до Авраама: вера и доверие. | 1 | 11.09.2020 | |
3. | Пророк Моисей: урок смирения. | 1 | 18.09.2020 | |
4. | Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается. | 1 | 25.09.2020 | |
5. | Спаситель: ранами Его мы исцелились. | 1 | 02.10.2020 | |
6. | Заповеди блаженства: грех и покаяние. | 1 | 09.10.2020 | |
7. | Заповеди блаженства: жажда правды. | 1 | 16.10.2020 | |
8. | Заповеди блаженства: земля кротких. | 1 | 23.10.2020 | |
9. | Свидетели Благой вести: апостолы Пётр и Иоанн. | 1 | 06.11.2020 | |
10. | Гонитель ставший апостолом: апостол Павел. | 1 | 13.11.2020 | |
11. | Готово сердце моё, Боже. | 1 | 20.11.2020 | |
12. | Воины Царя Небесного. | 1 | 27.11.2020 | |
13. | Выбор императора: святой Константин Великий. | 1 | 04.12.2020 | |
14. | Светильники Церкви Христовой. | 1 | 11.12.2020 | |
15. | Сокрытие в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник. | 1 | 18.12.2020 | |
16. | Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. | 1 | 25.12.2020 | |
17. | Рука дающего не оскуднеет. | 1 | 15.01.2021 | |
18. | Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. | 1 | 22.01.2021 | |
19. | Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья. | 1 | 29.01.2021 | |
20. | За други своя. | 1 | 05.02.2021 | |
21. | Богатыри духа. | 1 | 12.02.2021 | |
22. | Игумен земли Русской. | 1 | 19.02.2021 | |
23. | Лучезарная Оптина. | 1 | 26.02.2021 | |
24. | Пред ними склонялись сильные мира сего. | 1 | 05.03.2021 | |
25. | Христианин в неволе. | 1 | 12.03.2021 | |
26. | Свет Христов просвещает всех. | 1 | 19.03.2021 | |
27. | Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский. | 1 | 02.04.2021 | |
28. | Род праведных благословится. | 1 | 09.04.2021 | |
29. | В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века. | 1 | 16.04.2021 | |
30. | Главное в жизни – делать добро. | 1 | 23.04.2021 | |
31. | История одной любви. | 1 | 30.04.2021 | |
32. | Герои нашего времени. | 1 | 07.05.2021 | |
33. | Впереди у нас – вечность. | 1 | 14.05.2021 | |
34-35 | Повторение программного материала. | 2 | 21.05.2021 28.05.2021 | |
| Всего: | 35 | | |
Согласовано Согласовано Протокол № заседания МС школы Заместитель директора по УВР от «31» августа 2020 г. ____________ А.В. Ерунова Руководитель МС Сариновской ООШ «31» августа 2020 г. __________ М.Н. Алексеева |
|