СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 5, 6 классы

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы В.Дорофеева и О.Л.Янушкявичене "Основы православной культуры" для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 5, 6 классы»



Ростовская область Кашарский район с.Сариновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сариновская основная общеобразовательная школа







Утверждаю

Директор МБОУ Сариновской ООШ

_______ /Е.Н. Подгорнова/

Приказ от 31.08.202041












Рабочая программа

по курсу

«Основы православной культуры»






Уровень образования: основное общее, 5,6 классы

Количество часов: 5 класс 1 час в неделю, всего 35 часов

6 класс 1час в неделю, всего 35 часов

Учитель: Петренко Наталья Сергеевна









2020 г

Пояснительная записка


Рабочая программа по по курсу «Основы православной культуры»

для 5, 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1810 от 17 декабря 2010г.

Программа разработана на основе авторской программы В.Дорофеева и О.Л. Янушкявичене «Основы православной культуры» для 5-9 классов.

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, – это проблема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса ОПК в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросла потребность в духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.

Сегодня становится слишком явным несоответствие задач, поставленных в законе об образовании (обеспечение интеграции обучающего в национальную и мировую культуру), и отсутствие в содержании образования современных общеобразовательных учебных заведений элементарных сведений о том, что легло в основание нашей национальной культуры – Православии. Но и эти причины, очевидно, не являются самыми главными.

Размах разного рода негативных явлений (тяжкие пороки, преступность, фактическое разрушение института семьи и др.) таков, что если не предпринять кардинальных мер, в будущем нас ждет печальная участь. Есть в этом отношении и оптимистические прогнозы, но суть их одна – население России сокращается, и может прийти такое время, когда страна уже не сможет продолжать свое развитие и окажется неспособной защитить свои исторические, государственные территории. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений в другом.

Все более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все другие негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его базовых основ: мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Это представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Следствием этого является болезненное состояние души человека, при котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.

В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».

За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.

В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она – открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.

Насколько в настоящее время будет принята населением система духовно-нравственного воспитания на основе Православия?

В регионах, где курс основ православной культуры (ОПК) преподается в школах в течение ряда лет, подавляющее большинство взрослого населения высказывается за продолжение преподавания этого курса (в Курской области – 93%, в Богородском (Ногинском) районе Московской области – 77,3% из 15850 опрошенных). В большинстве своем и учащиеся, которым преподается этот курс, высказывают пожелание дальнейшего его изучения и проявляют к нему большой интерес.

Опросы показывают, что у школьников, изучающих курс ОПК, в положительную сторону изменяются ценностные ориентации, поведение, улучшается успеваемость.

Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить введение курса в учебных заведениях.


Цель и задачи курса


Цель курса. Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи. Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Атеистическая политика советского государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть духовные глубины нашего народа, истоки нравственных устоев.

Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.

В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Курс ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных норм Православия. Это вторая задача курса.

Служителями Православной Церкви и представителями правоохранительных органов к настоящему времени накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь не идет речь о свободе религиозного выбора человека, здесь – сознательное воздействие на людей для использования их в своих целях. Задача курса в отношении таких организаций и отдельных личностей – давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других традиционных вероисповеданий, то курс ОПК с право-славных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность выбора того или иного вероисповедания. Это третья задача курса.

Реализация этих трех задач позволит более эффективно решать и другие задачи:

  • вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;

  • раскрыть духовные и физические дарования детей;

  • сформировать гражданское самосознание;

  • взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.

Нормативно-правовой и документальной базой данной программы являются:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

  • Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021 учебный год;

  • Календарный график МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021 учебный год.

Особенности программы

Область применения. Программа разработана для 5,6 классов основной общеобразовательной школы. Она может быть использована также для работы в молодежных и детских центрах, колледжах, творческих училищах, кадетских корпусах, студиях, кружках по интересам, в церковных воскресных школах, в программах летнего отдыха, для занятий в детских и юношеских библиотеках.

Программу можно положить в основание курса повышения квалификации преподавателей курса ОПК. Отдельные части программы можно использовать для младших курсов вузов.

Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.

Христоцентричность. Православие, его учение и культурное наследие является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.

Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.

Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев, прежде всего критерия сотериологического.

Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и по возможности сопровождаться нравственными приложениями.

Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

1. Уровень принятия морали авторитета:

а) принятие морали родителей;

б) принятие морали учителя.

2. Уровень принятия морали социума:

а) принятие морали сверстников;

б) принятие морали общества.

3. Уровень автономной совести:

а) сомнение в существующих нравственных

ценностях;

б) собственный выбор системы ценностной

иерархии.

Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.

Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное Писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.

В школе подросток нуждается в движении, в жизни «сообща». Поэтому необыкновенно возрастает необходимость внеклассной работы, желательны краеведение, исторический материал, героические примеры. Также, в силу эгоцентричности подросткового возраста, желателен курс по христианской этике, обращенный на подростка.

В старшем школьном возрасте – возрасте выбора, личность педагога должна отойти в сторону, на первое место выдвигается вопрос, формулируемый на занятии. Соответственно меняется стиль преподавания: он должен стать не историческим (повествовательным), а литературно-философским.

Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников  верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.

Современные школьники, как правило, мыслят в чисто земных категориях и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. Поэтому в курсе ОПК необходимо предложить по возможности всесторонний обзор современных жизненных проблем с их духовно-нравственной оценкой.

Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.

Учет интересов современного школьника. Как показывает практика преподавания курса ОПК в общеобразовательных школах, дети всех возрастных групп с интересом изучают курс. Однако для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях. Уклонение курса в углубленно-богословскую, культурологическую либо другую сторону может привести к потере актуальности и интереса к этим темам и, следовательно, к снижению эффективности курса. Таким образом, курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся, помимо прочего, на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы.

Особенности применения программы. Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и CD-носителях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни. Высокую эффективность имеют экскурсионно-паломнические поездки в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей нашего Отечества.


Описание места программы в учебном плане


Данная программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год. На освоение данной программы отводится 1 час в неделю: 5 класс - 35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.

В соответствии с календарным графиком МБОУ Сариновской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год на освоение данной программы отводится 1 час в неделю: 5 класс - 35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.




Планируемые  результаты  освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

-  контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

-  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся  научатся:

- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

-  осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-  аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

-  сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

-  правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; 

- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения  коллективной (групповой) работы;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

-  готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

-  оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

- использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

-  приводить примеры беззаветного служения Родине – России. 

   





Обучающиеся получат возможность научиться:

-  использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

- находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

-  использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.          

6 класс

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;





12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.


Содержание курса


5 класс


Тема занятия

Количество часов


1.Кто ты, человек?


10

1.

Как произошёл наш мир.

1


2.

Сотворение человека.

1


3.

Бессмертная душа.

1

4.

Свобода воли. Добро и зло.

1

5.

Творчество бога и человека.

1

6.

Обязанности человека по отношению к миру.

1

7.

Труд.

1

8.

Вред для души. Совесть.

1


9.

Спасение.


1

10.

Цель христианской жизни.


1


2.Духовный мир.


2

11.

Небесные силы.


1

12.

Кто сильнее? Ангел-хранитель.


1


3.Дорога в небо


5

13.

Основы православной веры.



1

14.

Как найти «дорогу в небо» ?


1

15.

Молитва. Невидимая борьба.


1

16.

Монашество. Монастыри.


1

17.

На высотах духа.

1



4.Путь от рождения до вечности.


3

18.

Начало. Мои наставники.


1

19.


Середина пути. Устроение жизни христианина.

1

20.

На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти.

1


5.Не от мира сего.


11

21.

Чем отличаются христиане от других людей?


1

22.

В деньгах ли счастье?


1

23.

Гордость житейская.


1

24.

Отношение к испытаниям и страданиям. Защита отечества.


1

25.

Спасение от одиночества.


1

26.

Любовь настоящая и выдуманная.


1

27.

Братья и сёстры.


1

28.

Столп и утверждение истины.


1

29-30

Жизнь в Церкви.


2

31.

О будущих судьбах мира.


1


6.Повторение программного материала


4

32-35

Повторение программного материала.

4



Всего:


35


Календарно - тематическое планирование

курса «Основы православной культуры»

5 класс


Тема занятия

Количество часов

Дата проведение

по плану

фактически


1.Кто ты, человек?


10



1.

Как произошёл наш мир.

1


04.09.2020


2.

Сотворение человека.

1


11.09.2020


3.

Бессмертная душа.

1

18.09.2020


4.

Свобода воли. Добро и зло.

1

25.09.2020


5.

Творчество бога и человека.

1

02.10.2020


6.

Обязанности человека по отношению к миру.

1

09.10.2020


7.

Труд.

1

16.10.2020


8.

Вред для души. Совесть.

1


23.10.2020


9.

Спасение.

1

06.11.2020



10.

Цель христианской жизни.


1

13.11.2020



2.Духовный мир.


2



11.

Небесные силы.


1

20.11.2020


12.

Кто сильнее? Ангел-хранитель.

1

27.11.2020




3.Дорога в небо,


5



13.

Основы православной веры.

1

04.12.2020



14.

Как найти «дорогу в небо» ?

1

11.12.2020



15.

Молитва. Невидимая борьба.

1

18.12.2020



16.

Монашество. Монастыри.


1

25.12.2019



17.

На высотах духа.

1


15.01.2021




4.Путь от рождения до вечности.

3



18.

Начало. Мои наставники.


1

22.01.2021


19.


Середина пути. Устроение жизни христианина.

1

29.01.2021


20.

На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти.

1

05.02.2021



5.Не от мира сего.


11



21.

Чем отличаются христиане от других людей?

1

12.02.2021


22.

В деньгах ли счастье?


1

19.02.2021


23.

Гордость житейская.


1

26.02.2021


24.

Отношение к испытаниям и страданиям. Защита отечества.


1

05.03.2021


25.

Спасение от одиночества.


1

12.03.2021


26.

Любовь настоящая и выдуманная.

1

19.03.2021


27.

Братья и сёстры.


1

02.04.2021


28.

Столп и утверждение истины.


1

09.04.2021


29.

30.

Жизнь в Церкви.


2

16.04.2021

23.04.2021



31.

О будущих судьбах мира.


1

30.04.2021




6.Повторение программного материала

2



32.33.

34.

35.

Повторение программного материала.

4

07.05.2021

14.05.2021

21.05.2021

28.05.2021




Всего:


35








Содержание курса

6 класс


Тема занятия

Количество часов

1.

Путь жизни.

1


2.

От Адама до Авраама: вера и доверие.

1


3.

Пророк Моисей: урок смирения.


1

4.

Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается.

1

5.

Спаситель: ранами Его мы исцелились.

1

6.

Заповеди блаженства: грех и покаяние.

1

7.

Заповеди блаженства: жажда правды.

1

8.

Заповеди блаженства: земля кротких.

1


9.

Свидетели Благой вести: апостолы Пётр и Иоанн.

1

10.

Гонитель ставший апостолом: апостол Павел.

1


11.

Готово сердце моё, Боже.


1

12.

Воины Царя Небесного.

1

13.

Выбор императора: святой Константин Великий.

1

14.

Светильники Церкви Христовой.


1

15.

Сокрытие в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник.

1

16.

Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника.

1

17.

Рука дающего не оскудеет.

1

18.

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян.

1

19.


Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья.

1

20.

За други своя.

1

21.

Богатыри духа.


1

22.

Игумен земли Русской.

1

23.

Лучезарная Оптина.


1

24.

Пред ними склонялись сильные мира сего.


1

25.

Христианин в неволе.


1

26.

Свет Христов просвещает всех.


1

27.

Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский.

1

28.

Род праведных благословится.


1

29.

В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века.

1

30.

Главное в жизни – делать добро.

1

31.

История одной любви.


1

32.

Герои нашего времени.

1

33.

Впереди у нас – вечность.


1

34-35

Повторение программного материала.

2


Всего:

35





Календарно - тематическое планирование

курса «Основы православной культуры»

6 класс


Тема занятия

Количество часов

Дата проведение

по плану

фактически

1.

Путь жизни.

1


04.09.2020


2.

От Адама до Авраама: вера и доверие.

1


11.09.2020


3.

Пророк Моисей: урок смирения.

1

18.09.2020


4.

Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается.

1

25.09.2020


5.

Спаситель: ранами Его мы исцелились.

1

02.10.2020


6.

Заповеди блаженства: грех и покаяние.

1

09.10.2020


7.

Заповеди блаженства: жажда правды.

1

16.10.2020


8.

Заповеди блаженства: земля кротких.

1


23.10.2020


9.

Свидетели Благой вести: апостолы Пётр и Иоанн.

1

06.11.2020



10.

Гонитель ставший апостолом: апостол Павел.

1


13.11.2020


11.

Готово сердце моё, Боже.


1

20.11.2020


12.

Воины Царя Небесного.

1

27.11.2020



13.

Выбор императора: святой Константин Великий.

1

04.12.2020



14.

Светильники Церкви Христовой.

1

11.12.2020



15.

Сокрытие в пустыне: преподобные Антоний Великий и Симеон Столпник.

1

18.12.2020



16.

Духовная мудрость преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника.

1

25.12.2020



17.

Рука дающего не оскуднеет.

1


15.01.2021



18.

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян.

1

22.01.2021


19.


Вот я и дети, которых дал мне Бог: русские святые князья.


1

29.01.2021


20.

За други своя.

1

05.02.2021


21.

Богатыри духа.


1

12.02.2021


22.

Игумен земли Русской.

1

19.02.2021


23.

Лучезарная Оптина.


1

26.02.2021


24.

Пред ними склонялись сильные мира сего.


1

05.03.2021


25.

Христианин в неволе.


1

12.03.2021


26.

Свет Христов просвещает всех.


1

19.03.2021


27.

Всероссийский батюшка: святой Иоанн Кронштадтский.

1

02.04.2021


28.

Род праведных благословится.


1

09.04.2021


29.

В конце всех победителей победит Христос: новомученики ХХ века.

1

16.04.2021


30.

Главное в жизни – делать добро.

1

23.04.2021



31.

История одной любви.


1

30.04.2021



32.

Герои нашего времени.

1

07.05.2021



33.

Впереди у нас – вечность.

1

14.05.2021



34-35


Повторение программного материала.

2

21.05.2021

28.05.2021




Всего:

35





























Согласовано Согласовано

Протокол № заседания МС школы Заместитель директора по УВР

от «31» августа 2020 г. ____________ А.В. Ерунова

Руководитель МС Сариновской ООШ «31» августа 2020 г.

__________ М.Н. Алексеева