СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 6 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 6 кл

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Родной (русский) язык" 6 кл.»


Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Личностные результаты.

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • определять идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Содержание учебного предмета, курса


Язык и культура (6 ч.)

История русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектов в произведениях художественной литературы. Исконные и заимствованные слова в русском языке. Особенности освоения (адаптации) иноязычной лексики. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Появление новых слов в русском языке.

Культура речи (4 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной

игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 3. Речевая деятельность. Текст.(8 ч.)

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом. Текст. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина. Научно-учебный подстиль. Научное сообщение (устный ответ). Словарная статья. Компьютерная презентация. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Примечание

1

16.01

История русского литературного языка.

1

Учиться работать с толковым словарем, с таблицей. Сравнение текстов разных стилей. Работа с репродукцией картины художника Г.И. Угрюмова «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря».

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста


2

23.01

Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектов в произведениях художественной литературы.

1

Знать терминологию, уметь образовывать от нейтральных слов лексические единицы с помощью суффиксов оценки. Работа с синонимами, имеющими стилистическую и эмоциональную окраску.

(стихотворение Н. Наджми «Аленушка»). Обогащать словарный запас: работа со словарями. Различие слов по стилистической окраске.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста


3

30.01

Исконные и заимствованные слова русского языка.

1

Знать имена собственные, уметь определять роль имен существительных в тексте. Работа по книге З. Биишевой «На берегах большого Ика».

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р проектировать маршрут преодоления трудностей через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста


4

6.02

Особенности освоения (адаптации) иноязычной лексики.

1

Знать полные и краткие прилагательные, стилистическую и эмоциональную окраска прилагательных.

Уметь определять роль прилагательных в художественных текстах.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта

П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова


5

13.02

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

Знать грамматические формы глаголов, стилистическую и эмоциональную окраску. Употреблять глаголы в переносном смысле. Работа с отрывком из повести А. Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?»

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме

Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта

П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.


6

20.02

Появление новых слов в русском языке.


Научиться анализировать тексты и производить самопроверку по алгоритму.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и форм сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста


7

27.02

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Знать о средствах художественной изобразительности.

Сравнение. Два способа выражения сравнения. Анализ

стихотворения М. Карима «На берегу осенней Дёмы». Роль сравнений в стихотворном тексте.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


8

5.03

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Знать о средствах художественной изобразительности.

Аллегория – иносказательное выражение. Работа с пословицами. Аллегорический смысл пословиц. Аллегории в баснях.

К: формировать навык работы в группе( включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Р: применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью комп технологий

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста


9

12.03

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Знать о средствах художественной изобразительности. Эпитет. Работа с текстом. Роль эпитетов в отрывке из книги И.С. Соколова-Микитова «Русский лес» и книги Г. Рамазанова «Многоцветье».

Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

К. : представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.


10

19.03

Речевой этикет.

1

Знать о средствах художественной изобразительности. Метафора. Метафора в загадках. Роль метафоры в отрывке из повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка».


К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


11

9.04

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом.

1

Знать о средствах художественной изобразительности. Олицетворение как вид метафоры. Работа со стихотворением М. Карима «Птиц выпускаю». Роль олицетворений в тексте. Составление устного высказывания.


К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста.


12

16.04

Текст. Тематическое единство текста.

1

Знать о средствах художественной изобразительности. Синекдоха. Наблюдение над материалом для исследования. Пословицы и крылатые слова, основанные на синекдохе. Составление таблицы.


К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


13

23.04

Тексты описательного типа.

1

Знать о средствах художественной изобразительности. Метонимия. Расширения понятия «тропы». Составление предложений с

выразительными средствами языка. Работа по картине А. Лентулова «Овощи».

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме

Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта

П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста


14

30.04

Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина.


1

Знать о средствах художественной изобразительности. Гиперболические образы в литературе. Роль гиперболы и литоты в русском эпосе. Использование гиперболы в былинах. Гипербола, литота в живописи.


К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


15

7.05

Научно-учебный подстиль. Научное сообщение (устный ответ).

1

Знать о средствах художественной изобразительности. О правилах построения предложений в тексте. Понятие инверсии. Свободный порядок слов в русском языке. Роль инверсии в тексте. Работа со стихотворением Мустая Карима «Подарки». Выписать примеры инверсии в тексте. Творческая работа.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


16

14.05

Словарная статья. Компьютерная презентация.


1

Знать о средствах художественной изобразительности. Виды повторов в тексте. Синтаксические и лексические

повторы. Повтор в архитектуре. Сопоставление понятий. Работа с текстом.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста


17

21.05

Публицистический стиль. Устное выступление.


1

Знать о средствах художественной изобразительности. Антитеза как изобразительное средство языка.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами


18

28.05

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

1

Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи.

К: формировать навык самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Р: применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью комп технологий

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий.




Приложение № 1.


КИМы (контрольно-измерительные материалы) к тематическим контрольным работам по родному языку.

Контрольная работа по родному русскому языку

6 класс

Вопрос № 1

Слова русского языка, известные всему народу, называются

  1. общеупотребительными

  2. профессиональными

  3. диалектными

Вопрос № 2

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:

  1. общеупотребительные

  2. диалектные

  3. профессиональные

Вопрос № 3

Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии:

  1. общеупотребительные

  2. профессиональные

  3. диалектные

Вопрос № 4

Какое из перечисленных слов является профессионализмом?

  1. люлька

  2. литера

  3. заяц

  4. сиверко

Вопрос № 5

Какое из перечисленных слов является диалектизмом?

  1. сиверко

  2. литера

  3. заяц

  4. матрица

Вопрос № 6

Какое из перечисленных слов является общеупотребительным?


  1. сиверко

  2. литера

  3. заяц

  4. матрица

Вопрос № 7

Найдите лишнее слово:

  1. бурак

  2. глубник

  3. обедник

  4. пунсон

Вопрос № 8

Укажите автора "Толкового словаря живого великорусского языка":

  1. А. С. Пушкин

  2. В. И. Даль

  3. И. С. Тургенев

  4. М. Ю. Лермонтов

Вопрос № 9

Для чего используются диалектные слова в литературных произведениях?

  1. для передачи смысла произведения

  2. для передачи особенностей речи жителей определённой местности

  3. для простоты изложения художественного произведения

  4. для придачи выразительности художественному произведению

Вопрос № 10

Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении диалектизмов?

  1. спец.

  2. техн.

  3. обл.

  4. муз.

*Вопрос №11

Напишите 5 фразеологизмов и их значение

Ключи

№ вопроса

№ ответа

1

1

2

2

3

2

4

2

5

1

6

3

7

4

8

2

9

2

10

3

11


Инструкция к контрольной работе

Контрольная работа состоит из 11 заданий и проводится в тестовой форме

За каждый правильный ответ на вопросы 1-10 учащийся получает 1 балл, за 11 задание от 0-5 баллов (за каждый правильный пример)

Критерии оценивания

Оценка

5

4

3

2

Баллы

15-14

13-11

10-7

6-0

Контрольная работа по родному языку. 6 кл

Задание № 1: Назовите лингвистическим термином слова:

1.  Храбрый, отважный, смелый, мужественный.

2.  Чёрный – белый.

3.  Ключ от двери, ключ с прозрачной водой.

Задание № 2: Определи значение слов в словосочетаниях (прямое или переносное):

1.  Золотое кольцо, золотая голова.

2.  Железный характер, железный гвоздь.

3.  Зажечь идеей, зажечь спичку.

Задание № 3: Замени фразеологизмы одним словом:

1.  Ни свет ни заря.

2.  Сматывать удочки.

3.  Совать палки в колёса.

4.  Куры не клюют.

5.  Капля в море.

6.  Повесить голову.

Задание № 4: Определи, какие из данных слов являются заимствованными:

Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж, интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай, мама.

Задание № 5: Замени устаревшие слова современными:

Перст, очи, чело, уста, глаголить, брег, ланиты, ендова.

Задание № 6: Распредели данные слова на две группы – диалектные и общеупотребительные слова (по столбикам):

Сохатый, свёкла, пуня, дом, бурак, лось, изба, сеновал.

Задание № 7: Запишите пять профессионализмов любой одной профессии.

Задание № 8: Запишите пять любых неологизмов.

Задание № 9: Запишите пять жаргонизмов, которые употребляют твои одноклассники.

Задание № 10: Составьте небольшой связный текст (5-6 предложений) на тему – «Мой дом» или на тему «Моя школа».

1.Лексикология-  это _____________________________________________________.

2.Слова, имеющие одно лексическое значение называются

а) многозначными

б) двузначными

в) однозначными.

3. Омонимы-это

а) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи;

б) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;

в) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

4. Найдите устаревшее слово

а)  кеды                     в) ботфорты

б) туфли                    г) сапоги.

5. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности называются

а) диалектизмы                   в) жаргонизмы

б) профессионализмы        г) эмоционально-окрашенные слова.

6. Какой пометой обозначаются фразеологизмы в толковых словарях

а) овал                               в) треугольник

б) ромб                              г) квадрат.

7.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени                                                       а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь             в. лиловый

4. очень большой                                                                   г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности       д. громадный

6. знаки для обозначения звуков                                          е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

8. Укажите необщеупотребительные слова

а) говорить                             в) яруга

б) земля                                   г) птицы.

9.Диалектизмы-это____________________________________________________ 

10.Найдите неологизм

а) интернат                              в) техника

б) космонавт                            г)Интернет.

11.Жаргонизмы-это________________________________________________________ 

12.Установите соответствие:

1.оттянуться                                       а. водитель

2. штука                                              б. удовольствие

3 .кайф                                                в .надоел

4.заколебал                                         г. отдыхать, развлекаться

5.водила                                              д. тысяча рублей

Ответ: 1___2___3___4___5___.

13.Сравните выделенные слова и определите, чем они являются

Противотанковая мина -насмешливая мина

1.Многозначные слова

2.Омонимы.

14.Укажите заимствованное слово

а) аршин                         в) журавль

б) башмак                       г) колча.

15.Историзмы–это ______________________________________________________.

16.Архаизмы - это__________________________________________________________

17. Установите соответствие:

1.горячий кофе                             а.  переносное

2.горячий характер                       б.  прямое

3.сладкое яблоко

4.сладкая мечта

5.свежий хлеб

6.свежий воротничок

 

Ответ:1___2___3___4___5___6___.