МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232 г.о. Серебряные Пруды 8 - 496 – 67 – 36 – 166 с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания школьного методического объединения № 1 от 30.08.2020 г. | СОГЛАСОВАНО. ЗД по УВР Г.К. Лихачева ______________ | УТВЕРЖДЕНО. Директор ____________Н.С. Иванова Приказ № 217 в 31.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
________«Земля – наш дом»_______
НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
______Внеурочная деятельность____
_____Социальное направление_____
______________3 б______________
КЛАСС, ПАРАЛЛЕЛИ
Учитель:
Щетинникова Маргарита Сергеевна
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО
2020 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля - наш дом» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1-4), ООП НОО МОУ «Узуновская СОШ», на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы Е.В. Саплиной,
В.И. Сивоглазовой «Окружающий мир» и УМК «Ритм», с использованием учебников и учебных пособий:
1. Окружающий мир. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник / Е.В. Саплина, В.И. Сивоглазова, А.И. Саплин – М.: Дрофа, 2017.
2. Окружающий мир. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: рабочая тетрадь / Е.В. Саплина,
В.И. Сивоглазова, А.И. Саплин – М.: Дрофа, 2019.
Количество рабочих недель – 34
Количество часов в неделю – 1
Всего часов - 34
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способности к моральной децентрации.
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкой мотивационной основе учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтролю результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развития этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установки на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
- начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умению учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты;
- пониманию необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитию личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации;
- наблюдать, делать выводы;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
Предметные результаты:
В результате изучения курса у обучающегося будет сформирована:
- более глубокое понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания;
- особенностей взаимодействия человека и природы;
- ответственное отношение к изучению данного предмета;
- способность оценивать свои достижения в освоении содержания курса.
Обучающийся научится:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника;
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при выполнении заданий;
- выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
- работать в группе, участвовать в диалоге при обсуждении и выполнении разнообразных заданий;
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов;
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- характеризовать части растений и их значение;
- характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности;
- характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
- различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые;
- различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
- приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы;
- рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях;
- рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать на карте природные зоны России;
- приводить примеры многообразия растительного и животного мира;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- пользоваться различными справочными изданиями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Живые соседи человека. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Образование органических веществ на свету в зелёных листьях. Основные признаки жизнедеятельности растения, роль органов растения в процессе жизнедеятельности, значение хлорофилла в жизни растения. Виды цветковых растений, признаки цветковых растений: цветок и плод. Выявление сходства и различий между ними. Ознакомление со средой обитания, факторами среды. Ознакомление с природным сообществом: лес, луг, водоем, обитателями леса. Взаимоотношения обитателей леса. Роль растений и животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды растений, животных, Красная книга. Наблюдение за растениями и животными луга, особенностями их обитания.
Природные зоны России. Природные зоны России. Климат, растительный и животный мир природных зон и их расположение на территории России.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры, нестандартные текстовые задания, загадки, кроссворды.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий-
лекций, практических занятий, семинаров, экскурсий, конференций, диспутов, занятий - путешествий, занятий - игр, занятий - КВНов, занятий-экскурсий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Живые соседи человека | 25 |
2 | Природные зоны России | 9 |
Всего: | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятий | Корректировка |
По плану 3Б | Фактически 3Б |
Живые соседи человека (25 ч) |
1-2 | 1-2 р.н. | | 2 | Мир живых организмов. | |
3-4 | 3-4 р.н. | | 2 | Царства живой природы. | |
5 | 5 р.н. | | 1 | Строение растений. | |
6 | 6 р.н. | | 1 | Жизнь растений. | |
7 | 7 р.н. | | 1 | Цветковые растения. | |
8 | 8 р.н. | | 1 | Голосемянные растения. | |
9 | 9 р.н. | | 1 | Споровые растения. Мхи и папоротники. | |
10 | 10 р.н. | | 1 | Водоросли. | |
11 | 11 р.н. | | 1 | Мир грибов. | |
12 | 12 р.н. | | 1 | Мир животных. | |
13 | 13 р.н. | | 1 | Насекомые. | |
14 | 14 р.н. | | 1 | Рыбы. | |
15 | 15 р.н. | | 1 | Земноводные. | |
16 | 16 р.н. | | 1 | Пресмыкающиеся. | |
17 | 17 р.н. | | 1 | Птицы. | |
18 | 18 р.н. | | 1 | Млекопитающие. | |
19-20 | 19-20 р.н. | | 1 | Среда обитания живых организмов. | |
21-22 | 21-22 р.н. | | 1 | Сообщества живых организмов. | |
23-24 | 23-24 р.н. | | 1 | Человек и живые организмы. | |
25 | 25 р.н. | | 1 | Они не должны исчезнуть. | |
Природные зоны России (9 ч) |
26 | 26 р.н. | | 1 | Арктические пустыни. | |
27-28 | 27-28 р.н. | | 1 | Тундра. | |
29-30 | 29-30 р.н. | | 1 | Леса. | |
31 | 31 р.н. | | 1 | Степи. | |
32-33 | 32-33 р.н. | | 1 | Пустыни. | |
34 | 34 р.н. | | 1 | Проект «Земля – наш дом!» | |
Всего: | 34 | | |