Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
городского округа Серебряные Пруды
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Дмитриевская ООШ»
___________ /Л.П. Гаврина/
Приказ _______ от _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
1,2 КЛАСС
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель Лучкина Г.А.
2020 г.
1. Планируемые результаты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Дмитриевская ООШ», авторской программы
по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Рабочая программа по ориентирована на обучающихся 1,2 класса (возраст 6 – 9 лет).
В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 1,2 классе в 2020-2021 учебном году реализуется в объеме 1 часа в неделю, 34 учебные недели, общее количество часов в учебном году - 34 . Данный курс внеурочной деятельности реализует обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности школы на ступени начального общего образования.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
2. Содержание учебного предмета
(Первый год обучения)
1. Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для чего нужна экономика;
2. Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Тема 5. Товары и услуги (4 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (3 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | - | 4 |
5 | Товары и услуги | 4 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 3 | - | 2 |
| Итого: | 33 | 10 | 24 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Деятельность учащихся | Формы организации деятельности | Дата проведения |
| |
1 | 1 | Введение. Что изучает наука «экономика» | Познакомятся с понятием «экономика» | Беседа | 04.09 | |
Потребности ( 2ч) |
2 | 1. | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность» | Познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам «материальные» и «духовные», «товары». Учить различать товары и услуги, моделировать экономические понятия. Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей. Формировать разумные потребности. | Урок-игра | 11.09 | |
3 | 2. | Какие бывают потребности? | Познавательная , игровая Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей. Формировать разумные потребности | Практическая работа | 18.09 | |
Источники удовлетворения потребностей (7 ч) |
4 | 1. | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | сравнивать предметы, находить общее и различие, группировать предметы на основе существенных признаков, через рассуждения, доказательства решать проблемы поискового характера) | Практическая работа | 25.09 | |
5 | 2 | Материальные, социальные, духовные потребности | Учить различать товары и услуги, моделировать экономические понятия. Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей. Формировать разумные потребности. | Викторина | 02.10 | |
6 | 3 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны | - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей; - освоение простейших приёмов выбора; | Урок-игра | 09.10 | |
7-8 | 4-5 | Источники удовлетворения потребностей | - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей; - освоение простейших приёмов выбора; | Урок-игра | 16.10 23.10 | |
9-10 | 6-7 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; рационально использовать различные ресурсы; бережно относится к личному, школьному, семейному и другому имуществу. | Урок-игра | 06.11 | |
Домашнее хозяйство ( 4ч) |
11 12 | 1 2. | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи | Формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет; Добиваться понимания воспитанниками сущности экономики семьи. | Практическая работа | 13.11-20.11 | |
13 14 | 3 4 | Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей | Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, создавать основу для формирования умения сосчитать расходы и доходы семьи. | Практическая работа | 27.11 04.12 | |
15 | 5 | Как товар попадает в магазин? | Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, способствовать воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы. | Игра | 11.12 | |
Товары и услуги (4ч) |
15 | 1 | Где можно приобрести товары? | Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов, создавать основу для формирования умения сосчитать расходы и доходы семьи. | Беседа, игра | 18.12 | |
16 | 2 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка | воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; рационально использовать различные ресурсы; бережно относится к личному, школьному, семейному и другому имуществу. | Практическая работа | 25.12 | |
17-18 | 3-4 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли» | - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей; - освоение простейших приёмов выбора; | Практическая работа | 15.01 22.01 | |
Деньги (8ч) |
19-20 | 1-2 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; рационально использовать различные ресурсы; бережно относится к личному, школьному, семейному и другому имуществу. | Беседа, игра | 29.01 05.02 | |
21 | 3 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны | - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей; - освоение простейших приёмов выбора; | Беседа, игра | 12.02 | |
22 | 4 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; рационально использовать различные ресурсы; бережно относится к личному, школьному, семейному и другому имуществу. | Проектная работа | 26.02 | |
23 | 5 | Деньги и товары | - формирование у учащихся представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей; - освоение простейших приёмов выбора; | Игра | 04.03 | |
24-25 | 6-7 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». | Беседа, игра | 11.03 18.03 | |
26 | 8 | Роль денег в жизни человека | сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». | Урок-игра | 01.04 | |
Маркетинг (4 ч) |
27 | 1. | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок») | учащиеся знакомятся с элементарными сведениями по экономике, происходит объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических связей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье. | Беседа, игра | 08.04 | |
28-29 | 2-3 | Рынок. Обмен. Торговля | учащиеся знакомятся с элементарными сведениями по экономике, происходит объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических связей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье. | Беседа, игра | 15.04 22.04 | |
30 | 4 | Продавец и покупатель | сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». | Беседа, игра | 29.04 | |
Задачи от Гнома – Эконома (3ч) |
31 | 1 | Конкуренция | учащиеся знакомятся с элементарными сведениями по экономике, происходит объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических связей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье. | Викторина | 06.05 | |
32-33 | 2-3 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес» | сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый». | Игра | 13.05 20.05 | |
|
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического совета
От 27. 08. 2020 № _________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ____________/Л.М. Ершова/
Дата согласования:28.08.2020
22