Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературное краеведение» Для 8 класса основной школы составлена в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Шалкинской средней школы.
В основу рабочей программы положены следующие документы:
Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», УИПК ПРО, авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск, УИПК и ПРО, 2008 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897, «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 № 1644).
Приказ МОиН РФ №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Шалкинской средней школы.
Программа рекомендована МО и НРФ
Согласно учебному (общеобразовательному) плану МКОУ Шалкинской средней школы на изучение внеурочной деятельности «Литературное краеведение» в 8 классе отводится 35 часов, по 1 часу в неделю, 35 учебных недель.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Литературное краеведение»
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- научатся ориентироваться в фольклорных произведениях своего родного края;
- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
- приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о её тружениках;
- приобретут понимание роли книги в жизни человека;
- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
- приобретут знание особенностей фольклора своего края;
- усвоят географию родного края;
- приобретут основы литературной речи;
- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- научатся различать особые виды фольклора Ульяновкой области;
- приобретут начальные сведения по истории православия на территории Ульяновкой области;
- разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
- умение различать жанры художественной литературы;
- приобщатся к чтению книг как источнику познания;
- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
- приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
Предметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
- приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
- приобретут чувство гордости за родную землю;
- приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;
- научатся строить монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- научатся называть имена известных писателей Ульяновкой области и их произведения;
- научатся различать малые формы фольклора народностей округа;
- приобретут умение высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.
Содержание курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение»
Введение. Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков).
Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.
2. История города Симбирска и края в очерковой литературе. Древний облик края в историческом очерке М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое». Значение данного произведения.
Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке
Д.П. Ознобишина «Поливна». Личность автора (поэт, писатель, переводчик, историк, путешественник, просветитель).
Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке.
В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).
Реалистические картины жизни Симбирского края 1-ой половины XIX века в очерке В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».
Симбирск и симбиряне в очерке И.А. Гончарова «На родине». Приёмы беллетризации в очерке.
Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Объективное и субъективное в произведении.
Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.
Образ города Симбирска и края в лирике.
Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).
«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К.И. Коренева «Воспоминание».
Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении.
П.А. Александрова «Симбирск».
«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца.
«Волжские легенды».
«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».
Теория литературы: поэтика стиха.
Сатирический облик края.
М.Ю Лермонтов и наш край.
Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок). Лаконичность и меткость характеристик, воздушная лёгкость стиха, разговорность, естественность живого языка.
Д.Д. Минаев и Симбирск.
«Губернская фотография» – острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города. Галерея портретов крепостников. Художественные особенности авторской манеры повествования: простота, выразительность и резкость языка; язвительная насмешка, соединённая с презрением и негодованием.
Теория литературы: юмор, ирония, сатира.
5. Лицо времени в произведениях эпического жанра.
Приёмы воссоздания реалистического. Художественные особенности манеры повествования авторов.
Симбирский период жизни Н.М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала XIX века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Незаконченность романа как художественный приём.
В.А. Соллогуб и Симбирский край.
Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».
Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка». Анекдотичность сюжета и мастерское решение идеи произведения: «Зло таится не в одном человеке, а в порядках, на которых основано государство».
Д.В. Григорович и наш край.
Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот «бесправной женской доли». Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.
Симбирские впечатления Л.Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон». Отражение в нём авторской философии «непротивления злу насилием». Противопоставление нарастающему злу «деятельного христианства», поглощающего зло. Нравоучительный характер рассказа.
А.Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого. Наш край и его обитатели в произведениях писателя. Высоконравственный идеал автора – прочность и незыблемость существования человека на «родимой» земле, всякое нарушение которого грозит миру и человеку невосполнимой потерей нравственного достоинства. Утверждение силы подлинных человеческих чувств, возрождающих и очищающих человека. Особенности творческой манеры Толстого (лёгкая ироничность, добродушно насмешливый авторский голос, внутреннее совершенство произведений).
Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»). Жанровое своеобразие произведения, мемуарность и историчность.
А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.
Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое». Автобиографическая основа произведения. Авторские средства воссоздания реалистической картины времени.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. | 1 |
2 | История города Симбирска и края в очерковой литературе | 1 |
3 | Очерки М.Ф. Суперанского | 1 |
4 | Очерки Д. П. Ознобишина | 1 |
5 | Очерк В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское» | 1 |
6 | Очерк В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское» | 1 |
7 | Очерк И.А. Гончарова «На родине» | 1 |
8 | Очерк И.А. Гончарова «На родине» | 1 |
9 | Очерк как жанр публицистики | 1 |
10 | Образ города Симбирска и края в лирике. | 1 |
11 | Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева. | 1 |
12 | Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева. | 1 |
13 | Поэтическая летопись Симбирска а стихотворениях П.А. Александрова , С.Г. Скитальца, Н. Благова и др. | 1 |
14 | Поэтическая летопись Симбирска а стихотворениях П.А. Александрова , С.Г. Скитальца, Н. Благова и др. | 1 |
15 | Сатирический облик края. | 1 |
16 | М.Ю. Лермонтов и наш край. | 1 |
17 | М.Ю. Лермонтов и наш край. | 1 |
18 | Д.Д. Минаев и Симбирск. | 1 |
19 | Лицо времени в эпических произведениях. | 1 |
20 | Лицо времени в эпических произведениях. | 1 |
21 | В.А. Соллогуб и Симбирский край. | 1 |
22 | В.А. Соллогуб и Симбирский край. | 1 |
23 | Д.В. Григорович и наш край. | 1 |
24 | Л.Н. Толстой и его симбирские впечатления в рассказе «Фальшивый купон» | 1 |
25 | А.Н. Толстой. Симбирские корни А.Толстого. | 1 |
26 | А.Н. Толстой. Симбирские корни А.Толстого. | 1 |
27 | Симбирск глазами Максима Горького. | 1 |
28 | А.С. Неверов – наш земляк. | 1 |
29 | Ф. Панфёров. «Недавнее прошлое» | 1 |
30 | Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области. | 1 |
31 | Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области. | 1 |
32 | Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области. | 1 |
33 | Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале). | 1 |
34 | Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале). | 1 |
35 | Резерв. | 1 |