СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературное краеведение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Литературное краеведение " для 8 класса 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературное краеведение»»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературное краеведение» Для 8 класса основной школы составлена в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Шалкинской средней школы.

В основу рабочей программы положены следующие документы:

  1. Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», УИПК ПРО, авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск, УИПК и ПРО, 2008 год.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897, «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 № 1644).

  3. Приказ МОиН РФ №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Шалкинской средней школы.

Программа рекомендована МО и НРФ

Согласно учебному (общеобразовательному) плану МКОУ Шалкинской средней школы на изучение внеурочной деятельности «Литературное краеведение» в 8 классе отводится 35 часов, по 1 часу в неделю, 35 учебных недель.





















Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Литературное краеведение»

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- научатся ориентироваться в фольклорных произведениях своего родного края;

- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;

- приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;

- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о её тружениках;

- приобретут понимание роли книги в жизни человека;

- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;

- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;

- приобретут знание особенностей фольклора своего края;

- усвоят географию родного края;

- приобретут основы литературной речи;

- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;





Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- научатся различать особые виды фольклора Ульяновкой области;

- приобретут начальные сведения по истории православия на территории Ульяновкой области;

- разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;

- умение различать жанры художественной литературы;

- приобщатся к чтению книг как источнику познания;

- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;

- приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.

Предметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;

- приобретут чувство гордости за родную землю;

- приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;

- научатся строить монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

- научатся называть имена известных писателей Ульяновкой области и их произведения;

- научатся различать малые формы фольклора народностей округа;



- приобретут умение высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении; пересказывать произведения любимых авторов.







Содержание курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение»

  1. Введение. Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков).

Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.

2. История города Симбирска и края в очерковой литературе. Древний облик края в историческом очерке М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое». Значение данного произведения.

Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке

Д.П. Ознобишина «Поливна». Личность автора (поэт, писатель, переводчик, историк, путешественник, просветитель).

Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке.

В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).

Реалистические картины жизни Симбирского края 1-ой половины XIX века в очерке В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».

Симбирск и симбиряне в очерке И.А. Гончарова «На родине». Приёмы беллетризации в очерке.

Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Объективное и субъективное в произведении.

Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.

  1. Образ города Симбирска и края в лирике.

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).

«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К.И. Коренева «Воспоминание».

Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении.

П.А. Александрова «Симбирск».

«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца.

«Волжские легенды».

«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».

Теория литературы: поэтика стиха.

  1. Сатирический облик края.

М.Ю Лермонтов и наш край.

Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок). Лаконичность и меткость характеристик, воздушная лёгкость стиха, разговорность, естественность живого языка.

Д.Д. Минаев и Симбирск.

«Губернская фотография» – острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города. Галерея портретов крепостников. Художественные особенности авторской манеры повествования: простота, выразительность и резкость языка; язвительная насмешка, соединённая с презрением и негодованием.

Теория литературы: юмор, ирония, сатира.

5. Лицо времени в произведениях эпического жанра.

Приёмы воссоздания реалистического. Художественные особенности манеры повествования авторов.

Симбирский период жизни Н.М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала XIX века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Незаконченность романа как художественный приём.

В.А. Соллогуб и Симбирский край.

Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».

Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка». Анекдотичность сюжета и мастерское решение идеи произведения: «Зло таится не в одном человеке, а в порядках, на которых основано государство».

Д.В. Григорович и наш край.

Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот «бесправной женской доли». Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.

Симбирские впечатления Л.Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон». Отражение в нём авторской философии «непротивления злу насилием». Противопоставление нарастающему злу «деятельного христианства», поглощающего зло. Нравоучительный характер рассказа.

А.Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого. Наш край и его обитатели в произведениях писателя. Высоконравственный идеал автора – прочность и незыблемость существования человека на «родимой» земле, всякое нарушение которого грозит миру и человеку невосполнимой потерей нравственного достоинства. Утверждение силы подлинных человеческих чувств, возрождающих и очищающих человека. Особенности творческой манеры Толстого (лёгкая ироничность, добродушно насмешливый авторский голос, внутреннее совершенство произведений).

Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»). Жанровое своеобразие произведения, мемуарность и историчность.

А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.

Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое». Автобиографическая основа произведения. Авторские средства воссоздания реалистической картины времени.





Тематическое планирование

№ урока

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение. Отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе.


1

2

История города Симбирска и края в очерковой литературе

1

3

Очерки М.Ф. Суперанского

1

4

Очерки Д. П. Ознобишина

1

5

Очерк В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское»

1

6

Очерк В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское»

1

7

Очерк И.А. Гончарова «На родине»

1

8

Очерк И.А. Гончарова «На родине»

1

9

Очерк как жанр публицистики

1

10

Образ города Симбирска и края в лирике.

1

11

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева.

1

12

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева.

1

13

Поэтическая летопись Симбирска а стихотворениях П.А. Александрова , С.Г. Скитальца, Н. Благова и др.

1

14

Поэтическая летопись Симбирска а стихотворениях П.А. Александрова , С.Г. Скитальца, Н. Благова и др.

1

15

Сатирический облик края.

1

16

М.Ю. Лермонтов и наш край.

1

17

М.Ю. Лермонтов и наш край.

1

18

Д.Д. Минаев и Симбирск.

1

19

Лицо времени в эпических произведениях.

1

20

Лицо времени в эпических произведениях.

1

21

В.А. Соллогуб и Симбирский край.

1

22

В.А. Соллогуб и Симбирский край.

1

23

Д.В. Григорович и наш край.

1

24

Л.Н. Толстой и его симбирские впечатления в рассказе «Фальшивый купон»


1

25

А.Н. Толстой. Симбирские корни А.Толстого.

1

26

А.Н. Толстой. Симбирские корни А.Толстого.

1

27

Симбирск глазами Максима Горького.


1

28

А.С. Неверов – наш земляк.

1

29

Ф. Панфёров. «Недавнее прошлое»

1

30

Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

1

31

Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

1

32

Обобщающие занятия.Онлайн-экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

1

33

Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале).

1

34

Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале).

1

35

Резерв.

1