МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Управление образования администрации города Ессентуки
МБОУ СОШ №7
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ________________________ Васильева Людмила Анатольевна ___________ от «___» ________ 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Горепекина Екатерина Васильевна ___________ от «___» ________ 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Тевонян Наталья Сергеевна Приказ №______ от «___» _______ 2024 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературное краеведение»
для обучающихся 1 - 4 классов
Разработала:
Педагог – библиотекарь
Жаркова Л.С.
город курорт Ессентуки 2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочного курса «Литературное краеведение» составлена с ориентиром на произведения поэта – земляка Сергея Николаевича Рыбалко, в которых он пишет об истории города Ессентуки, Кавказа, о культуре и обычаях в регионе.
Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.
Цель курса рассчитана на учащихся начальной школы и направлена на знакомство с историей города и региона через литературные произведения, с использованием документальных исторических фотографий, для знакомства с прошлым и проведения сравнения и анализа с настоящим.
Продолжительность курса один учебный год, один раз в неделю. Всего 34 часа.
Цели обучения:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Кавказа и города Ессентуки.
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества;
– выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов - земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.
Задачи обучения:
Данный курс призван решить важные задачи:
- развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
- обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края;
- способствовать воспитанию любви к малой родине .
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать информационную культуру; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
- формировать навыки исследовательской и аналитической деятельности; через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;
- воспитать культуру личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика учебного процесса
Интерактивные технологии.
Проведение дискуссий.
Литературные гостиные.
Формы и методы обучения
Тематическое знакомства с произведениями Сергея Николаевича Рыбалко.
Анализ и сравнение народных легенд со стихотворным изложением.
Видео экскурсии.
Логические связи предмета краеведения с остальными предметами учебного плана.
Краеведение как учебный предмет связан с русским языком и литературой, взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках краеведения формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей краеведение обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует заинтересованность историей, обогащает культурно-историческую память учащихся, способствует освоению знаний по гуманитарным предметам.
Поурочное планировани внеурочного курса "Литературное краеведение" |
№ | Тема урока |
1 | Немного истории. Царский указ. |
2 | Первооткрыватели ессентукских источников. |
3 | Легенды и предания о Ессентуках. Лошадиный источник. |
4 | Легенды и предания о ессентуках.Целебный ключ. |
5 | Легенды и предания о Ессентуках. Девять знамён. |
6 | Легенды и предания о Ессентуках. Орёл терзающий змею. |
7 | Станица Ессентукская. |
8 | Предгорье. |
9 | Кавказская осень. Подкумок. |
10 | Курортный парк, его аллеи… |
11 | Разговор трёх каменных орлов на вилле "Орлиное гнездо" |
12 | Грязелечебница Семашко. |
13 | Верхние минеральные ванны. |
14 | Беседка "Ореанда". |
15 | У "плачущего грота." |
16 | Воронцовский парк. |
17 | Цандеровский институт механотерапии. |
18 | Парковые скульптуры. Мужичок. |
19 | Нижние минеральные ванны. |
20 | 17 - й источник. Бювет источника 17. |
21 | Фёдор Иванович Шаляпин. |
22 | Музыкальная беседка. |
23 | Ессентукские фонтаны. |
24 | Мой город - ключ Ессентуки. |
25 | Подкумская долина. |
26 | Легенды Кавказа. Гора Кольцо. Гора змейка. |
27 | Источник молодости. Озеро слез. Провал - жилище дракона. |
28 | Семь кизиловых прутьев. Девять знамён. |
29 | Легенда о Пятигорье. |
30 | Красные Камни. |
31 | Озеро Тамбукан. |
32 | Прометей. |
33 | Подвиг горянки. |
34 | Ум и счастье. Почёт старикам. В обществе прекрасных возрастов. |
| Всего 34 часа. |