СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кшенская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области


Рассмотрена Принята Утверждена

на заседании МС на педсовете приказом № _________

протокол №____ протокол № ___ от « » _______2019 г.

от « » 2019 г. от « » 2019 г. директор школы: _______ / В. А. Болясникова





Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы проектной и исследовательской деятельности»





Направление: общеинтеллектуальное.

Класс: 6 класс.

Предмет: география.

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год.



Составитель: учитель географии

Кирсанова Татьяна Васильевна,

первая квалификационная категория.



Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (составитель Е. С. Савинов).- М.: « Просвещение», 2014 .

- Учебный план МКОУ « Кшенская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основной целью организации внеурочной деятельности по географии является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира - личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Актуальность

В контексте модернизации общеобразовательной школы, предъявляющей высокие требования к качеству образования, уровень образованности обучающихся рассматривается через способность в самостоятельном творческом решении мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера. Особенно актуальна проблема формирования исследовательских умений в переходном периоде с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, так как на этом этапе происходит интеграция образовательных областей, где требуется умение работать с большим объёмом информации в различных формах - текстовых, знаковых, графических, табличных.

Исследование является неотъемлемой частью жизни человека, и с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения. Под исследовательской деятельностью обучающихся (в широком смысле - как способ освоения нового) - понимается процесс самостоятельной работы под руководством педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Исследовательская деятельность создает оптимальные условия для реализации требований ФГОС ООО. В контексте требований ФГОС ООО при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений обучающихся, как построение гипотез, постановка целей, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений.

Программа разработана для учеников 6 класса, обучающихся в условиях введения федерального государственного стандарта основного общего образования, для реализации в рамках внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование системы начальных научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику ориентироваться в различных образовательных областях. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, исследовательских навыков обучающихся в рамках учебного предмета «География».

Задачи программы:

^ обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам разработки проекта или исследования;

^ создать условия для приобретение обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности под руководством учителей-предметников;

^ сформировать систему начальных научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит обучающемуся ориентироваться в различных образовательных областях;

^ создать условия для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации;

^ развивать умение самостоятельно и творчески мыслить;

^ способствовать социальной адаптации обучающихся.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 45 минут.

Программа внеурочной деятельности носит общеинтеллектуальную направленность. Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как сетевые сообщества, конференции, интеллектуальные марафоны, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Формы работы: коллективные, индивидуальные, парные.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

^ создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

^ организация проектной деятельности школьников и проведение мини - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные ( групповые) проекты по выбранной теме.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, макет,

модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.

Планируемые результаты:

В сфере личностных универсальных учебных действий ожидается формирование внутренней позиции обучающегося в мотивации к учебной и познавательной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию:

  • самоопределение - личностное, жизненное;

  • смыслообразование - установление обучающимся связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • нравственно-этическая ориентация - выбор на основе социальных и личностных ценностей.

В сфере метапредметных универсальных учебных действий ожидается формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание - через актуализацию проблемы выход на определение цели;

  • планирование - составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;

  • нахождения рационального способа работы;

  • умение описывать желаемый результат;

^ коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

^ оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества;

^ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • рефлексия.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия:

выбор информации из различных источников, умение осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи;

^ структурирование знаний и представление их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

  • постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

^ анализ, синтез, сравнение;

^ установка причинно-следственных связей;

  • моделирование;

^ обобщение, формулировка выводов.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Результатом является:

  • умение работать в группе;

  • умение проявлять инициативу в сотрудничестве при поиске и сборе информации;

  • культура обсуждения;

  • умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • построение диалогической речи;

  • построение монологического высказывания;

  • передача содержания в сжатом, выборочном или развернутом виде;

  • разрешение конфликтов.

Предметными результатами освоения программы являются первичное знакомство с видами подходов к проектной и исследовательской деятельности в рамках предмета географии, представление об этапах разработки проекта, методах и средствах учебно-исследовательской работы, готовность к самостоятельной разработке проектной или учебно-исследовательской работы.

Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение (1 ч)

Я - исследователь. Прогноз исследовательских возможностей обучающихся. Выявление интересов возможной тематики исследовательских проектов.

Раздел I. Значение науки в современном мире (5 ч)

Как возникают науки. Кто такие ученые? Что такое наука. Как появлялись науки. Чем они занимаются? Что значит «исследовать»? Чем исследовательская деятельность ученого похожа и отличается от исследовательской деятельности обычного человека?

Как делаются открытия. Как люди совершают научные открытия. Величайшие научные открытия мира.

Практические работы:

  1. Работа с биографическими справочниками и энциклопедиями. Поиск информации о выдающихся деятелях науки в области географии. Составление биографической справки. Подготовка сообщений.

  2. Подготовка сообщений к семинару «Чудеса современной науки и техники».

Раздел II. Исследовательская деятельности (12 ч)

Предмет исследования - проблема. Виды проблем - вечные и преходящие. Демонстрация примеров формулировки проблем Формулировка тем исследований. Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Цели и задачи. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования. Методы и средства исследования. Понятие метод. Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы. Этапы исследования.

Практические работы:

3. Выбор темы исследования (примеры, рекомендации, помощь в формулировке тем исследований).

4. Правила формулировки гипотезы исследования (задания на развитие умения вырабатывать гипотезы).

5. Правила формулировки цели и задач исследования.

6. Наблюдение, эксперимент.

7. Измерение, сравнение.

8. Анализ, синтез.

9. Классификация.

10. Моделирование.

11. Анкетирование.

12. Обучение формулировке выводов по теме исследования.

13. Этапы исследования.

Раздел III. Проектная деятельность (8 ч)

Виды проектов. Краткосрочный, долгосрочный. Монопроект и межпредметный проект. Структура проекта. Результат проекта. Формы организации проекта. Формы представления проектов. Подготовка монологического высказывания по теме проекта. Культура обсуждения, умение вести диалог, отвечать на вопросы. Оформление работы в программе Microsoft Word. Обучение оформлению и сохранению информации. Оформление исследовательского проекта в программе Power Point.

Практические работы:

14-15.Формы представления проектов.

16. Передача содержания в сжатом, выборочном или развернутом виде.

17. Оформление проекта в программе Microsoft Word.

18.Оформление исследовательского проекта в программе Power Point (правила создание презентации).

Раздел IV. Создание (индивидуального) группового проекта по географии (5 ч)

Выбор темы проекта, разработка плана, реализация и оформление проекта.

Практические работы:

19. Выбор темы проекта. 20. Разработка плана. 21-22. Реализация проекта. 23.Оформление проекта.

Раздел V. Презентация проекта(3ч)

Подготовка к защите. Выступление с результатами проектной и исследовательской деятельности. Подведение итогов.

Практическая работа 24.Подготовка к защите.

Тематический план





Раздел/ тема


Кол-во часов


Практические работы

Введение

1


Я - исследователь



Раздел I. Значение науки в современном мире

5


Как возникают науки. Как делаются открытия.

1


Величайшие научные открытия мира

1


Источники информации

1

1

Чудеса современной науки и техники

2

1

Раздел II. Исследовательская деятельность

12


Проблема - предмет исследования. Тема исследования.

1

1

Что такое гипотеза.

1

1

Определение цели и задач исследования.

1

1

Методы и средства исследования.

1


Выбор методов исследования. Наблюдение и эксперимент.

1

1

Выбор методов исследования. Измерение, сравнение.

1

1

Выбор методов исследования. Анализ и синтез.

1

1

Выбор методов исследования. Классификация

1

1

Выбор методов исследования. Моделирование

1

1

Выбор методов исследования. Анкетирование.

1

1

Обобщение и выводы.

1

1

Этапы исследования.

1

1

Раздел III. Проектная деятельность (8 ч)

8


Виды проектов

1


Структура проекта

1


Формы организации проекта

2

1

Формы представления проектов.

1

1

Оформление проектов посредством информационных ресурсов.

3

3

Раздел IV. Создание (индивидуального) группового проекта

5


Создание (индивидуального) группового проекта.

5

5

Раздел V. Презентация проектов

3


Подготовка к защите.

1

1

Презентация проектов.

1


Подведение итогов.


1



Итого:

34

24





































Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел/ тема

Дата

планир.

фактич.


Введение (1 ч)



1

Я - исследователь




Раздел I. Значение науки в современном мире (5 ч)



2

Как возникают науки. Как делаются открытия.



3

Величайшие научные открытия мира



4

Источники информации. Практическая работа 1. Работа с биографическими справочниками и энциклопедиями. Поиск информации о выдающихся деятелях науки в области географии. Составление биографической справки.



5

Чудеса современной науки и техники. Практическая работа 2. Подготовка сообщений о чудесах современной науки и техники.




6

Семинар «Чудеса современной науки и техники».




Раздел II. Исследовательская деятельность (12 ч)



7

Проблема - предмет исследования. Тема исследования. Практическая работа 3. Выбор темы исследования.



8

Что такое гипотеза. Практическая работа 4. Правила формулировки гипотезы исследования.



9

Определение цели и задач исследования. Практическая работа 5. Правила формулировки цели и задач исследования.



10

Методы и средства исследования.



11

Выбор методов исследования. Практическая работа 6. Наблюдение и эксперимент.



12

Выбор методов исследования. Практическая работа 7. Измерение, сравнение.



13

Выбор методов исследования. Практическая работа 8. Анализ и синтез.



14

Выбор методов исследования. Практическая работа 9. Классификация.



15

Выбор методов исследования. Практическая работа 10.Моделирование.



16

Выбор методов исследования. Практическая работа 11.Анкетирование.



17

Практическая работа 12.Обобщение и выводы.



18

Практическая работа 13.Этапы исследования.




Раздел III. Проектная деятельность (8 ч)



19

Виды проектов.



20

Структура проекта.



21

Формы организации проекта.



22

Практическая работа 14.Формы представления проектов.



23

Практическая работа 15. Формы представления проектов.



24

Оформление проектов посредством информационных ресурсов. Практическая работа 16. Передача содержания в сжатом, выборочном или развернутом виде.



25

Оформление проектов посредством информационных ресурсов. Практическая работа 17. Оформление исследовательского проекта в программе Microsoft Word.



26

Оформление проектов посредством информационных ресурсов. Практическая работа 18. Оформление проекта в программе Power Point.




Раздел IV. Создание (индивидуального) группового проекта по географии (5 ч)



27

Создание (индивидуального) группового проекта. Практическая работа19. Выбор темы проекта



28

Создание (индивидуального) группового проекта. Практическая работа 20. Разработка плана.



29

Создание (индивидуального) группового проекта. Практическая работа 21. Реализация проекта.



30

Создание (индивидуального) группового проекта. Практическая работа 22. Реализация проекта.



31

Создание (индивидуального) группового проекта. Практическая работа 23.Оформление проекта.




Раздел V. Презентация проектов (3 ч)



32

Практическая работа 24.Подготовка к защите.



33

Презентация проектов.



34

Подведение итогов.







Литература

  1. А.В. Леонтович, А.С. Савичев. Исследовательская и проектная деятельность школьников. М.: «ВАКО», 2014.

  2. Сост. Е. С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2014.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждении. 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. —80 с.

  4. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М. «Владос», 2000.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, принтер, сканер, проектор.