СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ЛФК

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ЛФК»



















Рабочая программа

по лечебной физической культуре































Пояснительная записка.

Данная программа по Лечебной Физической культуре разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России образования, разрабатывалась в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации ,направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей, появилась необходимость в нашей школе в занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно, при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопия. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 15 лет. В 7-15 летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенности образа жизни, нарушение возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости.

У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.



Программа направлена на достижение планируемых результатов. Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся нашей школы имеются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы, отклонения в осанке, плоскостопие.

Лечебная физическая культура (ЛФК), как вид адаптивной физической культуры, предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.

ЛФК – система средств физической культуры применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведения организма из патологического состояния, повышения его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

Цель программы.

  • Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями

  • Коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие).

  • Устранение недостатков в развитии физических качеств (силы, ловкости, координации, гибкости).

Спортивно-оздоровительная технология позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:

  • Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;

  • Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;

  • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;

  • Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;

  • Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.



Основные задачи:

Оздоровительные задачи:

    • Укрепление здоровья, гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы.

    • Выработка правильной осанки, походки.

    • Профилактика заболеваний.

    • Общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.

    • Улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

    • Улучшение психического состояния, снятия стрессов.

    • Профилактика плоскостопия.

    • Повышение умственной и физической работоспособности.

    • Тренировка функций равновесия вестибулярного аппарата и улучшения биохимических процессов в организме.

    • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани.

    • Укрепление мышц живота и спины направленные на регуляцию мышечного тонуса.

    • Улучшение работы вегетативной нервной системы.



Образовательные задачи:

    • Вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе на тренажерах.

    • Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание дисциплинированности, целеустремлённости, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств.

  • Повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.



Основные принципы

    • Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения ЛФК в течение года.

    • Обучение всех учащихся методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.

    • Использование простых и доступных технологий с максимальным охватом учащихся.

  • Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.

  • Принцип постепенности в усвоении упражнений и выполнении их



Актуальной проблемойвнастоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.



Практическая значимость программысостоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов, способствующих укреплению здоровья.

Занятия ориентированы на то, чтобы заложить у учащихся стремление к самоанализу, самооценки, самосовершенствованию.


Организационно-методические рекомендации

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения. Срок реализации программы 1 год.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, гимнастическая стенка,степ-платформа, гимнастические палки.

Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.

Учебный материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

При планировании и проведении занятий учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается  применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

 по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия. 

Данная программа для учащихся рассчитана на 34 часа 1 раз в неделю по 45 мин. с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.

В основу комплексов подобраны коррегирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.


Занятия по ЛФК проходят по основному расписанию школы


Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

1 период – вводный:

Задачи:

  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период – основной:

Задачи:

  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период – заключительный:

Задачи:

  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).

  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.



Формы контроля.


Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.

При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год.


Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)

Занимающиеся должны знать и уметь:

  • знать понятие «правильная осанка»;

  • знать название групп мышц, поддерживающих позвоночник;

  • уметь сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;

  • уметь самостоятельно выполнять корригирующие упражнения на модулях, с предметами и без предметов, на тренажерах для укрепления мышц туловища, рук и ног.

  • уметь самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленностью.

  • Знать механизм лечебного действия ЛФК

  • Уметь правильно выполнять упражнения на тренажерах

  • Знать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики

  • Уметь выполнять комплекс ОРУ с гимнастическими палками при нарушении плоскостопии и осанки

  • Уметь выполнять специальные дыхательные упражнения

  • Уметь выполнять упражнения для расслабления мышц

  • Знать упражнения и уметь выполнять упражнения на тренажерах


  • Содержание программы по ЛФК




    1. Строевые упражнения

  • Построение в шеренгу, построение в колонну. Построение в круг взявшись за руки. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!». Построение в колонну и в шеренгу по росту, по одному. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.


    1. Общеразвивающие упражнения

  • Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на  гимнастической стенке.


    1. Упражнения для профилактики плоскостопия

  • Ходьба с параллельной постановкой стоп: на носках на наружном своде стопы, по наклонной поверхности, лазание по гимнастической стенке.

  • Общеразвивающие упражнения стоя и  сидя на гимнастической скамейке, коврике: Сгибание-разгибание стоп, перекаты стопы с пятки на носок, сводить и разводить пятки носки, разнообразные движения пальцами, передвижение и скольжение стоп.

  • Упражнения с предметами: катание стопой  мяча, палки, поднимание мячей стопами, перекладывание пальцами стоп мелких предметов, ходьба по гимнастической палке елочкой, правым и левым боком мелкими шажками


    1. Упражнения для развития координации движений и функций равновесия

  • Ходьба с параллельной постановкой стоп на носках, на наружном своде стопы, по гимнастической скамейке, наклонной поверхности с различным положением рук. Лазание на гимнастической стенке. Упражнения с использованием фитнес-мяча.


    1. Упражнения на улучшения ориентации в пространстве

  • Движения рук в основных направлениях из различных исходных положений.

  • Поиск предметов (без зрительного контроля) по словесным ориентирам ( дальше, ближе. правее, левее и т.д.

  • Перемещение по звуковому сигналу и воспроизведение в ходьбе отрезков длиной 5м


    1. Упражнения для укрепления осанки

  • Упражнения стоя у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком,лопатками, плечами, пятками.Висы простые и смешанные на гимнастической стенке. Приседание на всей стопе, пятках. Общеразвивающие упражнения лежа на спине, животе с предметами и без предметов и упражнения на боку.

  • Упражнения с грузом на голове-с мешочками, упражнения с гимнастическими палками

    1. Упражнения для увеличения гибкости позвоночника, эластичности мышц и подвижности в суставах.

  • Комплексы упражнений для увеличения гибкости позвоночника

  • Наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой.

        1. Дыхательные специальные  упражнения

  • Обучение правильному ритму дыхания стоя,  сидя и лежа.

  • Обучение диафрагмальному, нижнему грудному и  смешанному дыханию.

        1. Упражнения на развитие мелкой  и крупной моторики

  • Упражнения пальчиковой гимнастики.

  • Упражнения включая работу пальцев рук  и ног с мелкими предметами.

        1. Упражнения для расслабления  мышц и укрепления нервной системы

  • Упражнения на фитнес-мяче, стрейчинга, шейпинга под музыку.

        1. Подвижные игры

  • Игры с фитнес-мячом, мячом


Распределение учебного материала по часам на учебный год

№ п\п

Содержание учебной программы

Количество часов

1.

Основы знаний и умений

В процессе занятий

2.

Упражнения для формирования, закрепления и совершенствования навыков правильной осанки


7


3.


Упражнения для коррекции и укрепления мышечного корсета:

  • укрепление мышц спины;

  • укрепление боковых мышц туловища;

  • укрепление мышц брюшного пресса;





3

2

2

4.


Упражнения для увеличения подвижности суставов


2

5.

Упражнения на развитие гибкости позвоночника


2

6.

Развитие эластичности мышц туловища


1

7.

Упражнения для развития функций равновесия и координаций движений


3

8.

Упражнения для развития ориентировки в пространстве


3

9.

Профилактика плоскостопия


5

10.

Развитие мелкой моторики


2

11.

Развитие крупной моторики


1

12.

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы


1

13.

Подвижные игры

В процессе занятий


Всего  часов за год:


34





ГКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для детей-сирот и детей

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Г.Нижний Новгород







Принято к использованию Согласовано

Протокол №1____________2017 г. Заместитель директора по УВР

Заседания МО

Председатель ________/_________ ______________М.А.Гуляйкина

















Рабочая программа

по лечебной физической культуре

(2017-2018 учебный год)









Составитель:

Учитель: Кокорина М.А.