Рабочая программа
по лечебной физической культуре
Пояснительная записка.
Данная программа по Лечебной Физической культуре разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России образования, разрабатывалась в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации ,направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей, появилась необходимость в нашей школе в занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно, при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопия. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 15 лет. В 7-15 летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенности образа жизни, нарушение возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости.
У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Программа направлена на достижение планируемых результатов. Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся нашей школы имеются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы, отклонения в осанке, плоскостопие.
Лечебная физическая культура (ЛФК), как вид адаптивной физической культуры, предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.
ЛФК – система средств физической культуры применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведения организма из патологического состояния, повышения его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Цель программы.
Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями
Коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие).
Устранение недостатков в развитии физических качеств (силы, ловкости, координации, гибкости).
Спортивно-оздоровительная технология позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:
Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.
Основные задачи:
Оздоровительные задачи:
Укрепление здоровья, гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы.
Выработка правильной осанки, походки.
Профилактика заболеваний.
Общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
Улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
Улучшение психического состояния, снятия стрессов.
Профилактика плоскостопия.
Повышение умственной и физической работоспособности.
Тренировка функций равновесия вестибулярного аппарата и улучшения биохимических процессов в организме.
Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани.
Укрепление мышц живота и спины направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Улучшение работы вегетативной нервной системы.
Образовательные задачи:
Вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе на тренажерах.
Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
Воспитательные задачи:
Воспитание дисциплинированности, целеустремлённости, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств.
Повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.
Основные принципы
Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения ЛФК в течение года.
Обучение всех учащихся методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
Использование простых и доступных технологий с максимальным охватом учащихся.
Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.
Принцип постепенности в усвоении упражнений и выполнении их
Актуальной проблемойвнастоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.
Практическая значимость программысостоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов, способствующих укреплению здоровья.
Занятия ориентированы на то, чтобы заложить у учащихся стремление к самоанализу, самооценки, самосовершенствованию.
Организационно-методические рекомендации
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения. Срок реализации программы 1 год.
Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, гимнастическая стенка,степ-платформа, гимнастические палки.
Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.
Учебный материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.
При планировании и проведении занятий учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия.
Данная программа для учащихся рассчитана на 34 часа 1 раз в неделю по 45 мин. с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.
В основу комплексов подобраны коррегирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Занятия по ЛФК проходят по основному расписанию школы
Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
1 период – вводный:
Задачи:
Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной:
Задачи:
Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный:
Задачи:
Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
Формы контроля.
Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.
При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год.
Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)
Занимающиеся должны знать и уметь:
знать понятие «правильная осанка»;
знать название групп мышц, поддерживающих позвоночник;
уметь сохранять положение «правильной осанки» в положении стоя, сидя, лежа, при ходьбе;
уметь самостоятельно выполнять корригирующие упражнения на модулях, с предметами и без предметов, на тренажерах для укрепления мышц туловища, рук и ног.
уметь самостоятельно организовать подвижные игры с профилактической направленностью.
Знать механизм лечебного действия ЛФК
Уметь правильно выполнять упражнения на тренажерах
Знать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
Уметь выполнять комплекс ОРУ с гимнастическими палками при нарушении плоскостопии и осанки
Уметь выполнять специальные дыхательные упражнения
Уметь выполнять упражнения для расслабления мышц
Знать упражнения и уметь выполнять упражнения на тренажерах
Строевые упражнения
Построение в шеренгу, построение в колонну. Построение в круг взявшись за руки. Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «Смирно!», «Вольно!». Построение в колонну и в шеренгу по росту, по одному. Размыкание в шеренге на вытянутые руки.
Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на гимнастической стенке.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Ходьба с параллельной постановкой стоп: на носках на наружном своде стопы, по наклонной поверхности, лазание по гимнастической стенке.
Общеразвивающие упражнения стоя и сидя на гимнастической скамейке, коврике: Сгибание-разгибание стоп, перекаты стопы с пятки на носок, сводить и разводить пятки носки, разнообразные движения пальцами, передвижение и скольжение стоп.
Упражнения с предметами: катание стопой мяча, палки, поднимание мячей стопами, перекладывание пальцами стоп мелких предметов, ходьба по гимнастической палке елочкой, правым и левым боком мелкими шажками
Ходьба с параллельной постановкой стоп на носках, на наружном своде стопы, по гимнастической скамейке, наклонной поверхности с различным положением рук. Лазание на гимнастической стенке. Упражнения с использованием фитнес-мяча.
Упражнения на улучшения ориентации в пространстве
Движения рук в основных направлениях из различных исходных положений.
Поиск предметов (без зрительного контроля) по словесным ориентирам ( дальше, ближе. правее, левее и т.д.
Перемещение по звуковому сигналу и воспроизведение в ходьбе отрезков длиной 5м
Упражнения стоя у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком,лопатками, плечами, пятками.Висы простые и смешанные на гимнастической стенке. Приседание на всей стопе, пятках. Общеразвивающие упражнения лежа на спине, животе с предметами и без предметов и упражнения на боку.
Упражнения с грузом на голове-с мешочками, упражнения с гимнастическими палками
Упражнения для увеличения гибкости позвоночника, эластичности мышц и подвижности в суставах.
Комплексы упражнений для увеличения гибкости позвоночника
Наклоны, махи, круговые вращения с большой амплитудой.
Обучение правильному ритму дыхания стоя, сидя и лежа.
Обучение диафрагмальному, нижнему грудному и смешанному дыханию.
Упражнения пальчиковой гимнастики.
Упражнения включая работу пальцев рук и ног с мелкими предметами.
Упражнения на фитнес-мяче, стрейчинга, шейпинга под музыку.
Игры с фитнес-мячом, мячом
Распределение учебного материала по часам на учебный год
№ п\п | Содержание учебной программы | Количество часов |
1. | Основы знаний и умений | В процессе занятий |
2. | Упражнения для формирования, закрепления и совершенствования навыков правильной осанки | 7 |
3. | Упражнения для коррекции и укрепления мышечного корсета: укрепление мышц спины; укрепление боковых мышц туловища; укрепление мышц брюшного пресса; | 3 2 2 |
4. | Упражнения для увеличения подвижности суставов | 2 |
5. | Упражнения на развитие гибкости позвоночника | 2 |
6. | Развитие эластичности мышц туловища | 1 |
7. | Упражнения для развития функций равновесия и координаций движений | 3 |
8. | Упражнения для развития ориентировки в пространстве | 3 |
9. | Профилактика плоскостопия | 5 |
10. | Развитие мелкой моторики | 2 |
11. | Развитие крупной моторики | 1 |
12. | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 1 |
13. | Подвижные игры | В процессе занятий |
| Всего часов за год: | 34 |
ГКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для детей-сирот и детей
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Г.Нижний Новгород
Принято к использованию Согласовано
Протокол №1____________2017 г. Заместитель директора по УВР
Заседания МО
Председатель ________/_________ ______________М.А.Гуляйкина
Рабочая программа
по лечебной физической культуре
(2017-2018 учебный год)
Составитель:
Учитель: Кокорина М.А.