г. Воскресенск
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе на базовом уровне 102 часа (3 часа в неделю).
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных -направлений XIX- XX века;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система -образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX и XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX- XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- создавать связный текста (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- самостоятельного знакомиться с явлениями художественной культуры и оценивать их эстетическую значимость;
- определять свой круг чтения и оценки литературных произведений.
Разделы | Знания и умения |
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. |
Поэтические предшественники А.С. Пушкина | Знать основные этапы жизни поэтов; черты романтизма как литературного направления Уметь определять особенности лирики поэтов; определять изобразительные средства языка; анализировать стихотворный текст |
А. С. Пушкин | Знать о художественных открытиях Пушкина, особенности романтической лирики Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему. |
М. Ю. Лермонтов | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. |
Н. В. Гоголь | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение |
Русская литература второй половины XIX века | Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг. Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности |
И.А. Гончаров | Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души). Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа. Уметь развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства |
А.Н. Островский | Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии, анализировать драматическое произведение |
И. С. Тургенев | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений, понятие «нигилизм». Уметь делать сообщения по теме, анализировать эпизод, составлять словесный портрет героя. |
Ф. И. Тютчев | Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изоб-выраз. средствах их произведений; о философском характере лирики поэта. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль |
А. А. Фет | Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений. Уметь анализировать стихотворения и интерпретировать стихотворения Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. |
А. К. Толстой | Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Уметь составлять комментарий, анализировать и интерпретировать стихотворения А.К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. |
Н. А. Некрасов | Знать биографию поэта, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Знать, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы |
М.Е. Салтыков-Щедрин | Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания |
Ф. М. Достоевский | Знать основные жизненные вехи писателя, обзорно творчество, историю создания романа «Преступление и наказание». Уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки. Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия |
Н.С. Лесков | Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев |
Л. Н. Толстой | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст. |
А. П. Чехов | Знать теорию драмы, содержание пьесы, систему образов. Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. |
«Вечные» вопросы в зарубежной литературе: Ги де Мопассан. «Ожерелье»; Ибсен. «Кукольный дом»; А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов. Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы. Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики. |
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века | Знать произведения программных авторов, проблематику и тематику произведений. Уметь строить монологическое высказывание по теме, вступать в диалог с одноклассниками по проблемному вопросу |
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ-016. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 03.09 – 07.09 | |
2 | 2 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | |
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (12 ч.) |
3 | 1 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. | 03.09 – 07.09 | |
4 | 2 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). | 10.09 – 14.09 | |
5 | 3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (с повторением ранее изученного). | |
6 | 4 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | |
7 | 5 | Философская лирика А.С.Пушкина | 17.09 – 21.09 | |
8 | 6 | Тема жизни и смерти. Подготовка к написанию домашнего сочинения по лирике А.С.Пушкина. | |
9 | 7 | Петербургская повесть А.С.Пушкина "Медный всадник". Человек и история в поэме. | |
10 | 8 | Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник". | 24.09 – 28.09 | |
11 | 9 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". Социально-философские проблемы поэмы. | |
12 | 10 | Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | |
13 | 11 | Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина. | 01.10 – 05.10 | |
14 | 12 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | |
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (12 ч.) |
15 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество(с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. | 01.10 – 05.10 | |
16 | 2 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова (с обобщением ранее изученного). "Молитва"("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...") | 08.10 – 10.10 | |
17 | 3 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Сон"("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Завещание". | 15.10 – 19.10 | |
18 | 4 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Сон"("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Завещание". | |
19 | 5 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова (с обобщением ранее изученного). "Как часто пестрою толпою окружен...". | |
20 | 6 | Мечта о гармоничности и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу..." | 22.10 – 26.10 | |
21 | 7 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Любовь как страсть, приносящая страдания. | |
22 | 8 | Образ Демона в творчестве поэта. «Демон», «Мой Демон» | |
23 | 9 | Образ Демона в творчестве поэта. «Демон», «Мой Демон» | 29.10 – 02.11 | |
24 | 10 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – портрет поколения | |
25 | 11 | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 29.10 – 02.11 | |
26 | 12 | Р.Р. Написание классного сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 05.11 – 09.11 | |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 ч.) |
27 | 1 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения писателя | 05.11 – 09.11 | |
28 | 2 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | |
29 | 3 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 12.11 – 16.11 | |
30 | 4 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | |
31 | 5 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | |
32 | 6 | Поэма «Мертвые души». Особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 26.11 – 30.11 | |
33 | 7 | Р.р. Анализ эпизода поэмы «Мертвые души» | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (64 ч.) |
34 | 1 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основная проблематика. | 26.11 – 30.11 | |
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (4 ч.) |
35 | 1 | И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | 03.12 – 07.12 | |
36 | 2 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. | |
37 | 3 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | |
38 | 4 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 10.12 – 14.12 | |
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (7 ч.) |
39 | 1 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. «Отец русского театра» | 10.12 – 14.12 | |
40 | 2 | Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. | |
41 | 3 | Драма «Гроза». Смысл названия. | 17.12 – 21.12 | |
42 | 4 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | |
43 | 5 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | 17.12 – 21.12 | |
44 | 6 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | 24.12 – 28.12 | |
45 | 7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. | |
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (8 ч.) |
46 | 1 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | 24.12 – 28.12 | |
47 | 2 | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 09.01 – 11.01 | |
48 | 3 | «Отцы» и «дети» в романе. | |
49 | 4 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 14.01 – 18.01 | |
50 | 5 | Трагическое одиночество Базарова. | |
51 | 6 | Любовь в романе «Отцы и дети». | 14.01 – 18.01 | |
52 | 7 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | 21.01 – 25.01 | |
53 | 8 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. | |
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3 ч.) |
54 | 1 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма.. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | 21.01 – 25.01 | |
55 | 2 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | 28.01 – 01.02 | |
56 | 3 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | |
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (2 ч.) |
57 | 1 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | 28.01 – 01.02 | |
58 | 2 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. | 04.02 – 08.02 | |
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (1 ч.) |
59 | 1 | Вн.чт. Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | 04.02 – 08.02 | |
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (8 ч.) |
60 | 1 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. | 04.02 – 08.02 | |
61 | 2 | Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | 11.02 – 15.02 | |
62 | 3 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | |
63 | 4 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | |
64 | 5 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | 18.02 – 20.02 | |
65 | 6 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | |
66 | 7 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 25.02 – 01.03 | |
67 | 8 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к домашнему сочинению. | |
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 ч.) |
68 | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок | 25.02 – 01.03 | |
69 | 2 | Вн. чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа | 04.03 – 08.03 | |
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (10 ч.) |
70 | 1 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 04.03 – 08.03 | |
71 | 2 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. | |
72 | 3 | История создания романа «Преступление и наказание». | 11.03 – 15.03 | |
73 | 4 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | |
74 | 5 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. | |
75 | 6 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 18.03 – 22.03 | |
76 | 7 | «Двойники» Раскольникова. | |
77 | 8 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» и проблема нравственного идеала романа. Роль эпилога в романе. | |
78 | 9 | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению. | 25.03 – 29.03 | |
79 | 10 | Вн.чт. Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот». Образ высокодуховного человека. | |
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (2 ч.) |
80 | 1 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | 25.03 – 29.03 | |
81 | 2 | Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | 01.04 – 05.04 | |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (13 ч.) |
82 | 1 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. | 01.04 – 05.04 | |
83 | 2 | Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | |
84 | 3 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. | 15.04 – 19.04 | |
85 | 4 | Семья Ростовых и семья Болконских. | |
86 | 5 | Духовные искания Андрея Болконского. | |
87 | 6 | Духовные искания Пьера Безухова. | 22.04 – 26.04 | |
88 | 7 | Женские образы в романе «Война и мир». | |
89 | 8 | Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. | |
90 | 9 | Тема народа в романе «Война и мир». Толстовская мысль об истории. | 29.04 – 03.05 | |
91 | 10 | Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Авторская позиция. | |
92 | 11 | Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир». | |
93 | 12 | Художественные особенности романа. | 06.05 – 10.05 | |
94 | 13 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (6 ч.) |
95 | 1 | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре». | 06.05 – 10.05 | |
96 | 2 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» (по выбору). | 13.05 – 17.05 | |
97 | 3 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | |
98 | 4 | Особенности драматургии А. П. Чехова. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. | |
99 | 5 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | 20.05 – 24.05 | |
100 | 6 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ( 1 ч.) |
101 | 1 | Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе: Ги де Мопассан. «Ожерелье»; Ибсен. «Кукольный дом»; А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | 20.05 – 24.05 | |
ИТОГОВЫЙ УРОК ( 1 ч.) |
102 | 1 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века | 27.05 | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 102 | - | | - | |
выполнено | | | | | |
Зам. директора по УВР __________/ Е.А.Еремеева /
«______» ______________ 2018 г.
протокол № ___ от «___» ________ 2018 г.