СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа. тематическое ланирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -

«Полуяновская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол от «25» августа 2016 г. №1


СОГЛАСОВАНО:

методист --------------------------Лазарева Э.А.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора школы

от «31» августа 2016 г. №171







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 8 класса

на 2016-2017 учебный год






Планирование составлено в соответствии

с государственным образовательным стандартом основного общего образования


Составитель программы учитель высшей категории

Ступакова Ирина Васильевна






д. Полуянова

2016 год


Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2010.

Предметная линия учебников В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014г.)

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Предметные результаты

В результате изучения литературы в основной школе учащиеся должны

знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальныепредставления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма;

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.




Содержание предмета «Литература»



Введение (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество (3 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы (4 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века (2 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века (33 ч)

Иван Андреевич Крылов . Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния – зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота ге­роини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из литературы XX века (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Творчество писателей ХХ века.

Иван Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом..

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Произведения о Великой Отечественной войне.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы (5 ч).

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан-Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.



Тематическое планирование предмета «Литература»


Основные разделы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Практическая часть программы

Развитие речи


Основные виды деятельности

1.

Введение

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

2.

Устное народное творчество

3

3


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

3.

Древнерусская литература

4

4

1

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

4.

Из литературы XVIII века

2

2


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

5.

Из литературы XIX века

32

32

3

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

6.

Из литературы XX века

18

18

1

Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

7.

Зарубежная литература

5

5


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа

8.

Уроки итогового контроля

1

1


Опрос учащихся, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа с текстом, самостоятельная работа








Итого

68

68

5



1 четверть






2 четверть






3 четверть






4 четверть






Итого

68

68

5




Требования к уровню подготовки


Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



КАЛЕНДАРно-тематический план


п/п

в теме

Дата

Тема

Тип урока, форма проведения

Содержание из стандарта

Результаты обучения


план

факт


Раздел 1. Введение – 1 ч



1

1



Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа


Вводный урок

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Знать: понятие «художественная литература»

понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, судьбе человечества

Раздел 2. Устное народное творчество – 3 ч

2

1



Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

Урок изучения нового материала

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...» Лирические песни как жанр народной поэзии, выражение в них «горя или радости сердца». Частушки как малый песенный жанр

Знать: виды народных песен, их тематику;

уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народных песен

3

2



Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

Урок изучения нового материала

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре

; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств

4

3



Предания как исторический жанр русской народной прозы

Урок изучения нового материала

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание как жанр фольклора (развитие представлений)

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное

Раздел 3. Из древнерусской литературы – 4 ч

5

1



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Урок изучения нового материала

История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Житие как жанр литературы (начальные представления)

Знать: определения понятий «летопись», «житие»;.

уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним

6

2



Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского

Урок изучения нового материала

Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Знать: основные черты образа Александра Невского, его подвиги и государственные дела;

уметь: определять художественные особенности воинской повести и жития, тему и авторский замысел «Жития Александра Невского».

7

3



«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Урок изучения нового материала

Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами.

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести

8

4



«Шемякин суд»: особенности поэтики бытовой сатирической повести

Урок изучения нового материала

Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление). Комическое в повести.

Знать: определение понятия «поэтика»; жанровые особенности произведения;

уметь находить приемы сатирического изображения, определять виды комического (ирония, сатира), выявлять авторскую позицию в тексте.

Раздел 4. Из литературы XVIII века – 2 ч

9

1



Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц. «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Сатирическая направленность произведения.

Знать: факты творческой биографии автора, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы; действующих лиц, сюжет комедии

; уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт.

10

2



Понятие о классицизме. Проблема воспитания истинного гражданина



Урок изучения нового материала

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Элементы классицизма в комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего

Знать определение понятия «классицизм», основные признаки классицизма;

уметь находить в пьесе черты классицизма;анализировать эпизод текста, называть персонажей, выражающих авторскую оценку; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека

Раздел 5. Из литературы XIX века – 33 ч

11

1



И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Урок изучения нового материала

Слово о баснописце. Темы басен Крылова.

Басня «Лягушки, просящие царя» как выражение сомнения в договорной теории государства. Понимание разума в басне. Аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 г. в басне «Обоз».

Знать: основные сведения о писателе, черты жанра басни, определение понятий «мораль», «аллегория»;

уметь: определять тему и идею басен, понимать иносказательный смысл басен и их мораль

12

2



К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Декабристская деятельность Рылеева. Исторические события, отраженные в думе «Смерть Ермака».

Знать основные сведения о поэте, исторические события, ставшие источником написания дум, понимать тему и идейный замысел текста,

уметь выразительно читать, комментировать и анализировать текст

13

3



А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

Знать: основные факты биографии поэта, его произведения, связанные с историей,

уметь объяснять интерес писателя к исторической теме

14

4



А. С. Пушкин. «19 октября»

Урок изучения нового материала

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»).


Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»;


уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать текст

15

5



Пейзажная и любовная лирика Пушкина

Урок изучения нового материала

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.

Любовная лирика

А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Знать: историю создания стихотворений;

уметь: объяснять скрытый символический смысл стихотворения «Туча», композицию, прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать

16

6



А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения

Урок изучения нового материала

Замысел создания романа «Капитанская дочка»

Изображение пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их прототипы

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II;

уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева»

17

7



Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.

Урок изучения нового материала

Формирование характера Петра Гринева Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Гринев и Швабрин. Путь духовного становления главного героя. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; что самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира;

уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

18

8



Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Урок изучения нового материала

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева

Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине, роль Маши в судьбе Гринева и смысл образа Маши Мироновой в поэтике романа;

уметь анализировать текст художественного произведения, объяснять смысл названия романа

19

9



Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения изученного

«Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческаяправда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора.

Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел;

понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;


уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев

20

10



Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок систематизации и обобщения знаний, развития речи

Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Гринев в жизненных испытаниях


Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать его логике при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

21

11



Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля

Ответы на тестовые вопросы и развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений А. С. Пушкина,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы

22

12



М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и история.



Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта, Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом


23

13



М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Урок изучения нового материала

История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой.

Знать историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения;

уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; уметь давать характеристику литературному герою

24

14



Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме


Урок изучения нового материала

Своеобразие сюжета и композиции

поэмы «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме


Уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства)

25

15



Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок

развития

речи


Эпизоды «Начало исповеди Мцыри», «Бой с барсом». Единство содержания и стиля, анализ изобразительно-выразительных средств.


Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

26

16



Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок систематизации и обобщения изученного, развития речи

Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов.


Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

27

17



Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя

Урок изучения нового материала

Н. В. Гоголь-писатель-сатирик. Исторические реалии в произведениях Гоголя. «Тарас Бульба» (повторение и обобщение).

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, понимать роль исторической темы в творчестве писателя


28

18



Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания.

Урок изучения нового материала

Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре. «Ревизор» в современных постановках

Знать исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии;

уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя

29

19



Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

Урок изучения нового материала

«Ревизор» как

социальная

комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Сатирическая направленность произведения

Знать: содержание комедии, понимать, ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века;

уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии

30

20



Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Урок изучения нового материала

Образ Хлестакова. Хлестаков и Осип. Хлестаков и Городничий. Хлестаков, Анна Андреевна и Марья Антоновна. Понятие о хлестаковщине.

понимать, что такое хлестаковщина

Уметь анализировать поступки, поведение, характер героя, выявлять авторскую точку зрения;

31

21



Особенности композиционной структуры комедии

Урок изучения нового материала

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Завязка, кульминация и развязка. Многозначность финала. Смысл эпиграфа.

понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города),

Уметь объяснять композицию пьесы, уметь: объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль

32

22



Подготовка к домашнему сочинению.

Урок обобщения и систематизации изученного материала, развития речи

Сочинение в жанре монолога от лица одного из героев пьесы. Разные точки зрения на одни события. Идейный замысел и его воплощение.


Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни

33

23



Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе.

Урок изучения нового материала

Гуманистический смысл повести «Шинель». Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям


Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них

34

24



Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

Урок изучения нового материала

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Петербург Гоголя

понимать основные черты гоголевского Петербурга, связь образа города с душевным состоянием и судьбой героя

Уметь оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича,

35

25



М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Урок изучения нового материала

Характер и судьба Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Коллективный портрет глуповских «людишек». Народ и власть в романе. Исторические события и реальные персонажи истории, на которых намекает Щедрин. «Историческая сатира» и «сатира на современность».

Знать основные сведения об авторе, содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина, особенности изображения народа и власти в романе «История одного города», понимать идейный замысел автора,

уметь давать характеристику литературным персонажам

36

26



Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении

Урок изучения нового материала

Образы градоначальников. Значимые имена и фамилии. Примеры гротеска в «Описи градоначальникам». Композиционное значение «Описи...».

Знать средства комического, понимать их роль в создании образов градоначальников,

уметь давать характеристику литературным персонажам

37

27



Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля

Тест по изученному материалу

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы

38

28



Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Урок изучения нового материала

Тематика произведений и герои Н. С. Лескова: странники, праведники, талантливые люди. Добро и зло в рассказе «Старый гений». Восстановление справедливости.

Знать основные сведения о писателе, содержании его произведений, понимать идейный замысел рассказа «Старый гений»,

уметь давать характеристику персонажам

39

29



Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; перекличку двух эпох, изображенных писателем: 40-е годы 19 века (время Николая I) и 900-е годы;

уметь: объяснять причину обращения писателя к давно прошедшим событиям, понимать обличительную силу рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра и милосердия

40

30



Образ рассказчика. Главные герои. Особенности композиции

Урок изучения нового материала

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа

Давать характеристику главному герою рассказа, понимать его жизненную позицию;

уметь выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича

41

31



Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.


Урок изучения нового материала

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Основные образы, мотивы, изобразительно–выразительные средства. Настроение лирического героя


Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения

42

32



А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья.

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему;

уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе

43

33



Психологизм рассказов Чехова

Урок изучения нового материала

Диалоги чеховских героев. Роль детали и жеста.

Понимать причины поведения чеховских героев, их психологию,

уметь находить в тексте аргументы для обоснования своих суждений

Раздел 6. Из литературы XX века – 18 ч


44

1



И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Урок изучения нового материала

И. А. Бунин. «Кавказ»: проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. Психологизм прозы писателя.

Знать содержание текста; понимать проблемы, поставленные автором, бунинское восприятие темы любви

уметь определять тему рассказа,

45

2



А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Образы главных героев, их взаимоотношения.

Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею;

уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора

46

3



Представления о любви и счастье в семье в рассказе А. И. Куприна

Урок изучения нового материала

Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Идея рассказа. Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле

Понимать сложность поставленных автором проблем, точку зрения героя и автора, формулировать свою точку зрения


47

4



А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

Урок изучения нового материала

Основные факты биографии и творческого пути поэта. Образ России в творчестве Блока. Анализ сти5хо4творения «Россия»

Знать основные факты жизни и творчества поэта;.

уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

48

5



С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему.


Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление)

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным

уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы

49

6



И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Уроки изучения нового материала

Личная и творческая биография писателя. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники)

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя;

уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками

50

7



Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий

Урок

внеклассного

чтения.


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении;


уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора

51

8



Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни»

Урок изучения нового материала

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Художественное своеобразие рассказов

Знать факты жизни и творческой деятельности писателей;

уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н.Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях

52

9



Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова,

И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина.

Урок контроля

Тест по изученному материалу

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина

, уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы

53

10



А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»

Урок изучения нового материала

Слово о поэте. А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы; понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти


54

11



Василий Теркин – защитник родной страны

Урок изучения нового материала

Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя

Знать содержание глав,

уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей

55

12



Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

Урок изучения нового материала

Композиция «Книги про бойца». Героика и юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского-художника в поэме

Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы;


уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав

56

13



Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин

Уроки изучения нового материала

Боевые подвиги и военные будни в творчестве

М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку;

уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

57

14



В. П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Уроки изучения нового материала


Слово о писателе. Роль бабушки в жизни героя. Образ учителя. Приметы военного времени в рассказе. Значение фотографии для героя.

понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми

Уметь определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений;

58

15

59

16



Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Урок развития речи


Отзыв о самостоятельно прочитанном произведениио Великой Отечественной войне Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому


Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, V обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторская идея в произведении

60

17

61

18



Русские поэты о родине и родной природе.

Урок изучения нового материала

Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Борис Пастернак. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэтов к Родине


Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

62

19



Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Урок изучения нового материала

Феномен русского зарубежья. Основные представители. Образ России и ностальгические настроения в стихотворениях Н. Оцупа, З. Гиппиус, И. Бунина.


Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств


Раздел 7. Уроки итогового контроля – 1 ч

63

1



Итоговая контрольная работа за курс русской литературы в 8 классе

Урок контроля

Решение тестовых заданий. Письменные ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы


Раздел 8. Зарубежная литература – 5 ч

64

1



У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви.

Урок изучения нового материала

Слово о драматурге. Тема семейной чести. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - образы-символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра

Знать факты биографии и творческой деятельности автора;

уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви

65

2



Сонеты У. Шекспира.

Урок изучения нового материала

Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии


Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих

66

3



Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа

Уроки изучения нового материала

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме.

Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга); понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств).

Понимать: способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов;

уметь определять приемы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе; объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина

67

4



Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Уроки изучения нового материала

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения;

уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей

68

5



В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман

Уроки изучения нового материала

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события

Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев;

уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии