Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной.
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Литература. 8 класс» в 2-х ч. Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2015, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Тамбовской области от 04.06.2007г. №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3.06.2008г. №164, от 31.08.2009г. №320, от 19.10.2009г. №427, от 10.11. 2011г. №2643, от 24.01.2012г. №39, от 31.01.2012г.№69, от 23.06.2015г.);
- от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);
://12083577- 0/"постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации HYPERLINK "garantf1://12083577.0/"обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего полного образования»;
- приказ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017/2018 учебный год».
Цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
Место предмета в базисном плане
На изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)
Срок реализации программы – 1 год
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество(2ч)
Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Из древнерусской литературы (2ч +1вн.чт.)
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности формы и содержания жития и воинской повести.
Житие как жанр древнерусской литературы. Вн.чт «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия. Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.
Из русской литературы ХVIII века (3+1р/р+1 вн.чт)
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии.
Проблема воспитания истинного гражданина. Тема образования в комедии «Недоросль». Анализ эпизода комедии «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Р/Р Характеристика литературного персонажа. Вн.чт Н.М. Карамзин – выдающийся деятель русского сентиментализма. Чтение и изучение исторической повести «Наталья, боярская дочь». Язык повести.
Из русской литературы XIX века ( 22ч+6р/р+4 вн.чт.)
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.
Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения. Гринёв: жизненный путь героя. Проблема чести и достоинства, нравственного выбора. Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка». Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. Вн.чт. Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»)Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)
М.Ю. Лермонтов - певец свободы. Лермонтовский Кавказ. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой.
Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».
Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.
Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии. Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия. Дары города. Анализ четвёртого действия. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета. Рр Подготовка к сочинению по комедии. Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга. Вн.чт. Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор». И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Н.Н.- главный герой повести. Образ рассказчика. Обаяние героини. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города». Вн.чт Образы градоначальников. Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».
Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Рассказ «После бала». Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.
Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». Рр Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова
А. П. Чехов. Слово о писателе. Трилогия. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Вн.чт «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.
«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии. Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова
Из литературы XX века ( 14ч+ 2ч.р/р+ 2ч вн.чт.)
И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи». Вн.чт. И.А.Бунин «Тёмные аллеи» А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Вн. чт. М.Горький. «Челкаш». Образы вора - босяка и крестьянского парня. Развитие образов Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека. А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв». И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем». М. А. Осоргин «Пенсне».
Работа с понятиями метафоры и олицетворения. Журнал «Сатирикон».
Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни». А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».
Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».
«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой? А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Основные проблемы рассказа.
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (1ч+1ч р/р)
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине, природе. Поэты русского Зарубежья о Родине.
Из зарубежной литературы ( 5ч +1ч вн.чт)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».
Уильям Шекспир Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Вн. чт. Дж. Свифт «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Л. Гулливера…». Гнев и сатира автора. Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго». «Айвенго» - роман об английском Средневековье, роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами. Итоги года. Список литературы на лето.
Резерв – 1час
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен: знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, А.А. Блока, Е.К. Маслова
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление ); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений). Уметь
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 2 |
3 | Из древнерусской литературы | 3 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 5 |
5 | Из русской литературы XIX века | 32 |
6 | Из литературы XX века | 18 |
7 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | 2 |
8 | Из зарубежной литературы | 6 |
| Резерв | 1 |
| Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1ч) |
1 | Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 1 | Вводный, фронтальный
| 2.09 | |
Устное народное творчество(2ч) |
2 | Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. | 1 | Текущий, групповой | 6.09 | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | Тематический, фронтальный | 9.09 | 13.09 |
Из древнерусской литературы (2ч +1вн.чт.) |
4 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности формы и содержания жития и воинской повести. | 1 | Текущий, индивидуальный | 13.09 | |
5 | Житие как жанр древнерусской литературы. Вн.чт «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия. | 1 | Тематический, индивидуальный | 16.09 | |
6 | Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства. | 1 | Текущий, комбинированный | 20.09 | |
Из русской литературы ХVIII века (3+1р/р+1 вн.чт) |
7 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. | 1 | Текущий, комбинированный | 23.09 | |
8 | Проблема воспитания истинного гражданина. Тема образования в комедии «Недоросль» | 1 | Текущий, комбинированный | 27.09 | |
9 | Анализ эпизода комедии «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения | 1 | Текущий, групповой | 30.09 | |
10 | Р/Р Характеристика литературного персонажа | 1 | Тематический, индивидуальный | 4.10 | |
11 | Вн.чт Н.М. Карамзин – выдающийся деятель русского сентиментализма. Чтение и изучение исторической повести «Наталья, боярская дочь». Язык повести. | 1 | Тематический, индивидуальный | 7.10 | 11.10 |
Из русской литературы XIX века ( 22ч+6р/р+4 вн.чт.) |
12 | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. | 1 | Текущий, фронтальный | 11.10 | |
13 | К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы. | 1 | Текущий, фронтальный | 14.10 | |
14 | Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения. | 1 | Текущий, комбинированный | 18.10 | |
15 | Гринёв: жизненный путь героя. Проблема чести и достоинства, нравственного выбора. | 1 | Текущий, групповой | 21.10 | |
16 | Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка». Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести. | 1 | Текущий, комбинированный | 25.10 | |
17 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | 1 | Текущий, групповой | 28.10 | |
18 | Вн.чт. Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». | 1 | Тематический, индивидуальный | 8.11 | |
19 | Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») | 1 | Текущий, индивидуальный | 11.11 | |
20 | Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») | 1 | Текущий, индивидуальный | 15.11 | |
21 | М.Ю. Лермонтов - певец свободы. Лермонтовский Кавказ. | 1 | Текущий, индивидуальный | 18.11 | |
22 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. | 1 | Текущий, комбинированный | 22.11 | |
23 | Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. | 1 | Текущий, групповой | 25.11 | 22.11 |
24 | Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри». | 1 | Текущий, индивидуальный | 29.11 | |
25 | Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников. | 1 | Текущий, групповой | 2.12 | |
26 | Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии. | 1 | Текущий, комбинированный | 6.12 | |
27 | Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия. | 1 | Текущий, групповой | 9.12 | |
28 | Дары города. Анализ четвёртого действия. | 1 | Текущий, индивидуальный | 13.12 | |
29 | Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета. Рр Подготовка к сочинению по комедии. | 1 | Тематический, индивидуальный | 16.12 | 13.12 |
30 | Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга. | 1 | Тематический, групповой | 20.12 | |
31 | Вн.чт. Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». | 1 | Тематический, групповой | 23.12 | |
32 | Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 | Тематический, тест | 27.12 | |
33 | И.С. Тургенев. Повесть «Ася». | 1 | Текущий, фронтальный | 13.01 | |
34 | Н.Н.- главный герой повести. Образ рассказчика. Обаяние героини. | 1 | Текущий, индивидуальный | 17.01 | |
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города». Вн.чт Образы градоначальников. | 1 | Тематический, групповой | 20.01 | |
36 | Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений». | 1 | Текущий, комбинированный | 24.01 | |
37 | Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». | 1 | Текущий, групповой | 27.01 | 31.01 |
38 | Рассказ «После бала». Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». | 1 | Тематический, индивидуальный | 31.01 | |
39 | Рр Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | 1 | Текущий, индивидуальный | 3.02 | |
40 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | 1 | Текущий, индивидуальный | 7.02 | |
41 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Трилогия. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. | 1 | Тематический, групповой | 10.02 | |
42 | Вн.чт «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников. | 1 | Тематический, групповой | 14.02 | |
43 | «О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии. Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова | 1 | Текущий, фронтальный | 17.02 | |
Из литературы XX века ( 14ч+ 2ч.р/р+ 2ч вн.чт.) |
44 | И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи». | 1 | Текущий, фронтальный | 21.02 | |
45 | Вн.чт. И.А.Бунин «Тёмные аллеи» | 1 | Текущий, групповой | 24.02 | 21.02 |
46 | А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. | 1 | Текущий, комбинированный | 28.02 | |
47 | Вн. чт. М.Горький. «Челкаш». Образы вора - босяка и крестьянского парня. Развитие образов Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека. | 1 | Текущий, комбинированный | 3.03 | |
48 | А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. | 1 | Текущий, комбинированный | 7.03 | |
49 | С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв». | 1 | Текущий, индивидуальный | 10.03 | 7.03 |
50 | И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем». | 1 | Текущий, комбинированный | 14.03 | |
51 | М. А. Осоргин «Пенсне». Работа с понятиями метафоры и олицетворения. | 1 | Текущий, комбинированный | 17.03 | |
52 | Журнал «Сатирикон». | 1 | Текущий, комбинированный | 21.03 | |
53 | Тэффи «Жизнь и воротник». | 1 | Текущий, комбинированный | 4.04 | |
54 | М.М. Зощенко «История болезни». | | | | |
55 | А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа». | 1 | Текущий, групповой | 7.04 | |
56 | Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин». | 1 | Текущий, индивидуальный | 11.04 | |
57 | «Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой? | 1 | Текущий, групповой | 14.04 | |
58 | А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | 1 | Текущий, групповой | 18.04 | |
59 | Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. | 1 | Текущий, фронтальный | 21.04 | |
60 | В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени. | 1 | Текущий, групповой | 25.04 | |
61 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Основные проблемы рассказа. | 1 | Текущий, групповой | 28.04 | |
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (1ч+1ч р/р) |
62 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. | 1 | Текущий, групповой | 2.05 | |
63 | Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине, природе. Поэты русского Зарубежья о Родине | 1 | Тематический, индивидуальный | 5.05 | |
Из зарубежной литературы ( 5ч +1ч вн.чт) |
64 | Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 1 | Текущий, фронтальный | 12.05 | |
65 | Уильям Шекспир Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | Текущий, групповой | 16.05 | |
66 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 1 | Текущий, групповой | 19.05 | |
67 | Вн. чт. Дж. Свифт «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Л. Гулливера…». Гнев и сатира автора. | 1 | Текущий, фронтальный | 23.05 | |
68 | Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго». | 1 | Текущий, фронтальный | 26.05 | |
69 | «Айвенго» - роман об английском Средневековье, роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами. Итоги года. Список литературы на лето. | 1 | Итоговый, индивидуальный | 30.05 | |
| Резерв 1 урок | | | | |
13