СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 9 класса. Программа интегрирована с программой к предмету "Литература Смоленщина"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_________/Грищенкова Е.Ю./

Ф.И.О.

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________/ Мужецкая Ю.А./

Ф.И.О.

01.09.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/Петров М.Н./

Ф.И.О.

Приказ № 117

от 01.09.2018 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2018\19УЧЕБНЫЙ ГОД





по дисциплине литература

для 9 класса.

учебник Литература

Учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.













Составлена в соответствии с примерной учебной программой:

название программы Литература

автор. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева

год издания 2014

издательство Москва, «Просвещение»



Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе государственного стандарта, федерального базисного учебного плана (См. Сборник нормативных документов. Литература \ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004) и программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. М.: Просвещение, 2014 год). Используется учебник – Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях \ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. М.: Просвещение, 2017. УМК В.Я. Коровиной полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования.

В основу программы заложены принципы обучения: доступности, учёта возрастных особенностей обучающихся, системности, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности между различными разделами курса и содержанием программы для начального образования.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). «Литература Смоленщины» интегрирована в курс «Литература».

Результаты освоения учебного курса

В результате освоения содержания учебного курса литературы программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.







Содержание учебного предмета

102 ч


Введение (1 ч)

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


Из древнерусской литературы (3 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

Смоляне в древнерусской литературе.


Из русской литературы XVIII века (10 + 1Р/Р)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Смоленск конца 18 века в повести Ф.Эттингера «Башня Веселуха».


Из русской литературы XIX века (57 + 2Р/Р)

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» – пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика – А. А. Григорьев; «почвенники» – Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи – значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Война 1812 года и Смоленщина.

Смоленские публицисты 19 века.

Из русской литературы XX века (21 + 1Р/Р)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.


Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

М.Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача».

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


Из русской поэзии XX века

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Смоленская поэтическая школа. Творчество поэтов-песенников М.В. Исаковского и Н.И. Рыленкова.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (обзор)

А.С. Пушкин. «Певец»; М.Ю. Лермонтов. «Отчего»; В.А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н.А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А. Баратынский. «Разуверение»; Ф.И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»); А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.


Из зарубежной литературы (4 ч)

Античная лирика

Гораций Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).


Повторение. Обобщение. Итоговый контроль (1 ч)

Календарно -тематическое планирование

на 2018- 2019 учебный год



№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата


Введение

1


1

Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры родной литературы.

1



Древнерусская литература

3


2

Древнерусская литература. Самобытность. Жанры. Летописи. Жития.

1


3

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. История рукописи. Сюжет. Герои.

1


4

Образ Игоря. Идейный замысел произведения. Художественное совершенство «Слова...» Смоляне в древнерусской литературе.

1



Литература 18 века

9 + 1 р/р


5

Русская литература 18 века как литература классицизма. Классицизм в русском искусстве.

1


6

М.В. Ломоносов. Слово о поэте, учёном, реформаторе русского языка. Теория «трёх штилей».

1


7

Прославление родины, науки, просвещения в произведениях поэта. «Ода на день восшествия...».

1


8

Г.Р. Державин. Новаторство поэта. «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1


9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1


10

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.

1


11

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1


12

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

1


13

Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения). «Осень» как произведение сентиментализма.

1


14

Р.р. Творческая работа по теме «Литература 18 века».

1



Литература 19 века

56+2р/р


15

«Золотой век» русской поэзии. Богатство содержания и формы. Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения )

1


16

В.А. Жуковский. Слово о поэте и переводчике. Романтизм. «Море», «Невыразимое». Обучение анализу стихотворения.

1


17

Баллады поэта. «Светлана». Герои и сюжет баллады. Язык баллады.

1


18

А.С. Грибоедов. Судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Драма как род литературы. Прозаическая и стихотворная речь.

1


19

«Что за комиссия такая, создатель, Быть взрослой дочери отцом!» (Дом Фамусова, 1 действие).

1


20

Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения»и «суждения» как выражение социального конфликта в комедии (опыт сравнительной характеристики персонажей, 2 действие).

1


21

Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями.

1


22

Фамусовская Москва. Сцена бала в доме Фамусова как способ создания собирательного образа московского братства. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

1


23

Женские образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1


24

Романтические и реалистические тенденции в комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (обучение конспектированию).

1


25

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума».

1


26

Смоленск конца 18 века в повести Ф. Эттингера «Башня Веселуха»

1


27

Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. Основные мотивы в лирике А.С. Пушкина. Патриотические вольнолюбивые стихи. Ода «Вольность».

1


28

«Хочу воспеть свободу миру...» (стихотворение «Деревня», «Анчар», «К Чаадаеву», «Я гимны прежние пою» (анализ стихотворения «Арион», «В Сибирь»)

1


29

Философская лирика А.С. Пушкина («Осень», «К морю», «И вновь я посетил...»).

1


30

«Печаль моя полна тобою ...».... лирика дружбы и любви.

1


31

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина («Памятник», «Пророк» и др.)

1


32

Война1812 года и Смоленск.

1


33

История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа. «Онегин, добрый мой приятель...». Образ автора и образ главного героя. «Жизнь без смысла...» (основные этапы жизни Евгения Онегина).

1


34

«Они достойны друг друга. Они оба прекрасны.» Г.А. Гуковский. (Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной).

1


35

«Я так люблю Татьяну милую мою...» (Татьяна Ларина — любимая героиня А.С. Пушкина).

1


36

Петербургское, поместное и московское дворянство в изображении А.С. Пушкина.

1


37

Р.р. Лирические отступления в романе. Изображение русской природы. Выразительное чтение отрывков, анализ содержания. Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский).

1


38

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

1


39

Смоленская публицистка 18 века.

1


40

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, юность.

1


41

«Люблю отчизну я ...» (тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова).

1


42

Мятежный дух в поэзии М.Ю. Лермонтова.

1


43

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Любовная лирика.

1


44

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтов.

1


45

Жанр и поэзия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1


46

Печорин глазами странствующего офицера и Максима Максимыча («Бэла», «Максим Максимыч»).

1


47

Дневник как средство самохарактеристики героя. Печорин и контрабандисты («Тамань») «Водяное общество» в восприятии Печорина («Княжна Мери»).

1


48

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. (сопоставительная характеристика персонажей романа).

1


49

Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист».

1


50

Психологизм как способ раскрытия внутреннего мира персонажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1


51

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в литературной критике.

1


52

Контрольная работа по роману «Герой нашего времени».

1


53

«Я почитаюсь загадкою для всех»: творческий путь Н.В. Гоголя.

1


54

К истории создания поэмы «Мёртвые души». Путешествие по России как сюжетообразующая основа произведения. Город NN и его обитатели (глава 1).

1


55

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич).

1


56

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (Плюшкин).

1


57

«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям».

1


58

Народ в изобржении Н.В. Гоголя. Чтение и анализ эпизодов. Составление плана характеристики собирательного образа народа в изображении Н.В. Гоголя.

1


59

Русь-тройка как образ - символ (лирическое и эпическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».) Образ автора.

1


60

«Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к домашнему сочинению.

1


61

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза её распада.

1


62

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии.

1


63

Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества писателя. Повесть «Белые ночи». (Комментированное чтение отрывка.)

1


64

Тип «петербургского мечтателя». Черты его внутреннего мира.

1


65

Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия повести.

1


66

Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

1


67

Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

1


68

Художественное мастерство А.П. Чехова.

1


69

«Смерть чиновника». Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

1


70

Нравственно- социальная проблематика рассказа А.П. Чехова «Тоска».

1


71

Тематика поэзии Ф.И. Тютчева.

1


72

Художественный мир А.А. Фета.

1



Литература 20 века

24+1р/р


73

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. Смоленские страницы в творчестве А. Т. Твардовского, М.В.Исаковского и Н.И..Рыленкова.



74

Судьба И.А. Бунина. Размышление над рассказом «Тёмные аллеи».

1


75

Роль пейзажа в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи».

1


76

М.А. Булгаков. Личность. Судьба. Творчество (по страницам произведения). История создания повести «Собачье сердце».

1


77

Социальная действительность и медицинский эксперимент профессора Преображенского.

1


78

Шариков и «шариковщина». Смысл названия произведения.

1


79

М. Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

1


80

М.А. Шолохов. Страницы биографии и творчества. Становление характера человека (Характеристика Андрея Соколова).

1


81

«От судьбы человека — к судьбе человечества» (образ Ванюши). Гуманистическое звучание рассказа.

1


82

А.И. Солженицын. «Не стоит земля без праведника» (анализ рассказа «Матрёнин двор»).

1


83

Образ русской женщины в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

1


84

«Серебряный век» русской поэзии. Основные мотивы лирики А. Блока.

1


85

Тема Родины в творчестве А. Блока.

1


86

Своеобразие лирики С.А. Есенина. Тема Родины в творчестве С. Есенина.

1


87

В.В. Маяковский — поэт - публицист и поэт-новатор. Сатира В. Маяковского.

1


88

Тема поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. («Моим стихам, написанным так рано...», «Идёшь, на меня похожий...»).

1


89

Любовная лирика Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной...» и другие стихи о Москве.)

1


90

Творчество А.А. Ахматовой- высший образец «женской» поэзии.

1


91

Любовная лирика А. Ахматовой.

1


92

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1


93

А.Т. Твардовский. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Проблемы и интонации стихов о воне.

1


94

Произведения А.Т. Твардовского и их значение. Современная поэзия Смоленского края.

1


95

Смоленская поэтическая школа. Творчество поэтов-песенников М.В. Исаковского и Н.И. Рыленкова.

1


96

Р.р. Классное сочинение «Русская лирика 20 века: любимые страницы».

1


97

Русская поэзия второй половины 20 века. (Б. Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Рубцов).

1



Зарубежная литература

4+1к/р


98

Античная лирика. Катулл. Гораций.

1


99

У.Шекспир. «Гамлет». Обзор с чтением отдельных сцен.

1


100

И.В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Обзор с чтением отдельных сцен.

1


101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл традиции.

1


102

Промежуточная аттестация

1





Литература


1. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях \ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. М.: Просвещение, 2017.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014 год.

3. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.

4. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я Коровиной \ Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.

5. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные викторины, ребусы. 5-11 классы \ авт.-сост. Н.Ю. Калашникова, Л.М. Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.

7. Э.И. Иванова, С.А. Николаева Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 классы.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

8. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В2 ч. Под ред. П.А. Николаева. М.: Просвещение, 1990.

9. Литературный энциклопедический словарь. Под общей ред. В.М. Крожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

10. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. Ред. –сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1985

11. .Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс». – М: Аудиошкола: Просвещение, 2016 год

12. Литература Смоленщины. Учебник для общеобразовательных школ. В 2-х частях./ Автор-составитель Г. С. Меркин.