Рабочей программы по литературе для общеобразовательных учреждений В.Я. Коровиной, Москва «Просвещение», 2011 год
основной образовательной программы основного общего образования МОУ Никулинской ОШ
Образовательная технология: технология «Письмо», проблемное обучение, ИКТ.
понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);
художественные особенности древнерусской литературы;
определять художественные особенности литературы XVIII века;
определять художественные особенности литературы XIX века;
определять художественные особенности литературы XX века;
основные черты античной лирики;
особенности эпохи Возрождения;
особенности эпохи Просвещения;
основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных произведений;
композицию сочинения;
структуру эссе;
особенности художественных текстов разных жанров;
жанры текста;
определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
определять художественные особенности древнерусской литературы;
определять художественные особенности литературы XVIII века;
определять принадлежность текста к литературному направлению;
определять принадлежность текста к тому или иному жанру;
характеризовать образы героев;
интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;
выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;
понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;
определять художественные средства в текстах;
выразительно читать;
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
сопоставлять тексты, образы героев, природы;
находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;
использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;
различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;
формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
применять полученные знания на практике.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
План | Факти чески |
1 | Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | | |
2 | Раздел 1. Из древнерусской литературы.Художественные особенности древнерусской литературы. | 1 | | |
3 | «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. | 1 | | |
4 | Центральные образы и основная идея «Слова…». | 1 | | |
5 | Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). | 1 | | |
6 | Раздел 2. Из русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | | |
7 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». | 1 | | |
8 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. | 1 | | |
9 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. | 1 | | |
10 | Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». | 1 | | |
11 | Понятие о сентиментализме. | 1 | | |
12 | Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | 1 | | |
13 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. | 1 | | |
14 | Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. | 1 | | |
15 | Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?» | 1 | | |
16 | Раздел 3. Из русской литературы XIX века. Русские поэты первой половины XIX века. | 1 | | |
17 | В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. | 1 | | |
18 | В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. | 1 | | |
19 | В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. | 1 | | |
20 | В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. | 1 | | |
21 | А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. | 1 | | |
22 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 | | |
23 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. | 1 | | |
24 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. | 1 | | |
25 | А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. | 1 | | |
26 | Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). | 1 | | |
27 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | | |
28 | А.С. Пушкин: тема свободы. | 1 | | |
29 | А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. | 1 | | |
30 | А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. | 1 | | |
31 | А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. | 1 | | |
32 | А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. | 1 | | |
33 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. | 1 | | |
34 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 1 | | |
35 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. | 1 | | |
36 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | 1 | | |
37 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. | 1 | | |
38 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | | |
39 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. | 1 | | |
40 | Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). | 1 | | |
41 | М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). | 1 | | |
42 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
43 | Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
44 | Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
45-46 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. | 2 | | |
47 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 1 | | |
48-49 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). | 2 | | |
50 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | | |
51 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. | 1 | | |
52 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. | 1 | | |
53 | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. | 1 | | |
54 | Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). | 1 | | |
55 | Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. | 1 | | |
56 | Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. | 1 | | |
57-58 | Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? | 2 | | |
59 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. | 1 | | |
60 | Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. | 1 | | |
61 | Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». | 1 | | |
62 | Ф.М. Достоевский: слово о писателе. | 1 | | |
63 | Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». | 1 | | |
64 | Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». | 1 | | |
65 | А.П. Чехов: слово о писателе. | 1 | | |
66 | А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. | 1 | | |
67 | А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека». | 1 | | |
68 | Раздел 4. Из русской литературы XX века Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. | 1 | | |
69 | Раздел 5. Из русской прозы XX века Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России. | 1 | | |
70 | И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. | 1 | | |
71 | М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. | 1 | | |
72 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. | 1 | | |
73 | М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. | 1 | | |
74 | М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. | 1 | | |
75 | Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. | 1 | | |
76 | А.И. Солженицын: слово о писателе. | 1 | | |
77 | А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини. | 1 | | |
78 | Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». | 1 | | |
79 | Раздел 6.Из русской поэзии XX века (обзор) Многообразие направлений жанров лирической поэзии. | 1 | | |
80 | А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. | 1 | | |
81 | Образ родины в поэзии А.А. Блока. | 1 | | |
82 | С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. | 1 | | |
83 | Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. | 1 | | |
84 | В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. | 1 | | |
85 | М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. | 1 | | |
86 | А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. | 1 | | |
87 | Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. | 1 | | |
88 | Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. | 1 | | |
89 | А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. | 1 | | |
90 | Эссе по теме «Поэт XX века». | 1 | | |
91 | Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор) Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор). | 1 | | |
92 | Раздел 8. Из зарубежной литературы (7 ч.) Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». | 1 | | |
93-94 | Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы. | 2 | | |
95 | У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. | 1 | | |
96-97 | У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 2 | | |
98 | Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». | 1 | | |
99 | И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. | 1 | | |
100 | И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии. | 1 | | |
101-102 | Итоги курса литературы в 9 классе | 2 | | |