Муниципальное образовательное учреждение
Павловская основная общеобразовательная школа № 2
Рассмотрено и принято СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на школьном методическом объединении Зам.директора по УВР Директор
учителей гуманитарного цикла ________ /Шабакаева Э.И./ МОУ ПООШ № 2
(протокол № ___ от _____2015г) «___» ____ 2015г. ________ /Малова О.Г./
Руководитель ШМО Приказ №
« ____» ______ 2015г.
_________ /Рябова В.И./
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Литература
Класс: 5
Учитель: Шабакаева Э.И., высшая категория
Срок реализации программы: учебный год, 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану:
Всего - 102 часа, в неделю - 3 часа
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений, Литература 5 – 9 классы, авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляев, под редакцией В.А.Коровиной, М.«Просвещение» 2011
Учебник: Литература. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под редакцией В.Я.Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2013
Рабочую программу составила ___________ /Шабакаева Э.И./
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе), Примерной программы основного общего образования по литературе и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (М.: Просвещение, 2011) Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013г., устава МОУ «Павловской основной общеобразовательной школы №2», основной образовательной программы основного общего образования
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
• ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;
• признание решающей роли содержания образования в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа;
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв.
В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее — P.P.), на уроки внеклассного чтения (далее — В.Ч.), проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Распределение учебных часов по разделам программы (учебно – тематический план)
Содержание | Всего часов | Количество тестов и контрольных работ | Развитие речи |
Введение. Книга в жизни человека | 1 | - | - |
Устное народное творчество | 10 | - | 1 |
Из древнерусской литературы | 2 | - | - |
Из русской литературы XVIII века | 2 | - | - |
Из русской литературы XIX века | 42 | 4 | 6 |
Из русской литературы XX века | 29 | 2 | 2 |
Из зарубежной литературы | 19 | 1 | 3 |
ИТОГО | 105 | 7 | 12 |
Содержание тем учебного предмета
Вступительный урок к читателям. (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги; создатели книги.
Устное народное творчество (10 ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры. Детский фольклор.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
Теория литературы. Летопись.
Из древнерусской литературы XVIII века (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из древнерусской литературы XIX века (42 ч)
Русские басни (4 ч)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен, инсценирование. Проект.
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада.
Александр Сергеевич Пушкин (7 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта.
P.P. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский(2ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)
Краткий рассказ о писателе.
Реальная основа повести «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет (1ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (3ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Урок текущего контроля (2ч)
Антон Павлович Чехов (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3 ч)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из древнерусской литературы XX века (29 ч)
Иван Алексеевич Бунин. «Косцы» (2 ч)
Владимир Галактионович Короленко (4 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин (1 ч)
Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» – поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.
Павел Петрович Бажов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка.
Константин Георгиевич Паустовский (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (4 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Урок текущего контроля(2ч)
Поэты о Великой Отечественной войне (2 ч)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (3 ч)
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...», А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.
Писатели улыбаются (2 ч)
Саша Черный. Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы (19 ч)
Роберт Льюис Стивенсон (1 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (6 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней — Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.
Марк Твен (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (2 ч)
В. Ч. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговый контроль (2ч).
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».
Тематическое планирование
по литературе для 5 класса к УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учитель: Шабакаева Э.И.
Количество часов: всего 105 часа; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе примерной Программы основного общего образования и Программы по литературе к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. (М.: Просвещение, 2013).
№ п/п | Раздел/тема урока | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Дата | Д/з |
Предметные результаты (ЗУН) | Метапредметные результаты (УУД) | План | Факт |
Вступительный урок к читателям - 1 ч |
1 | Книга в жизни человека | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека, воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | | | Подготовить пересказ статьи учебника "К читателям". |
Устное народное творчество - 10 ч |
2 | Фольклор - коллективное устное народное творчество | Научиться: - различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи; - выявлять характерные художественные сказочные приемы; - владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов; - развивать свой творческий потенциал, составлять пересказы небольшие рассказы. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | | | Прочитать былички о кладах. |
3 | Малые жанры фольклора | | | Сочинить загадку или считалку. |
4 | Русские народные сказки. "Царевна - лягушка" как волшебная сказка. | | | Дочитать сказку, пересказ эпизодов,нарисовать иллюстрацию к сказке |
5 | "Царевна лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич. | | | |
6 | "Царевна-лягушка". Поэтика волшебной сказки | | | Составить викторину по иллюстрациям к сказкам. |
7 | "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо"- волшебная богатырская сказка героического содержания | | | Подготовить пересказ на тему "Подвиги Ивана_крестьянского сына". |
8 | "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо". Система образов сказки. | | | Составить письменную характеристику Ивана-крестянского сына. |
9 | Сказки о животных. "Журавль и цапля". | | | Составить сообщение"Мои любимые сказки о животных". |
10 | Бытовые сказки. "Солдатская шинель" | | | Подготовить пересказ любимой волшебной сказки. |
11 | Итоговый урок по теме "Русские народные сказки". Урок развития речи. | | | Сочинить собственную сказку. |
Древнерусская литература - 2 ч |
12 | " Повесть временных лет" как памятник | Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи. | Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | | | Прочитать сюжет" Подвиг отрока киевлянина", краткий пересказ. |
13 | Из " Повести Временных лет" | | | Написать сочинение " Подвиг молодого киевлянина". |
Из литературы XVIII века. - 2 ч |
14 | М.В. Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин. Урок внеклассного чтения | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | | | Составить план рассказа о М. В. Ломоносове. |
15 | М. В. Ломоносов. "Случились вместе два Астронома в пиру..." | | | Выучить наизусть стихотворение. |
Из литературы XIX века - 42 ч |
16 | Жанр басни в мировой литературе. Урок внеклассного чтения. | Научиться: - понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям; - выделять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки; - правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Личностные: - формирование мотивации к обучению, навыков самоанализа и самоконтроля, творческих способностей4 - овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения басни, баллады. Познавательные: - узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; - уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. - уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: - уметь читать вслух и понимать прочитанное - использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания. - уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | | | Выучить басню по выбору. |
17 | И. А. Крылов." Ворона и лисица". "Свинья под дубом". | | | Выучить басню по выбору. |
18 | И. А. Крылов." Волк на псарне". | | | Выучить басню. Выписать крылатые выражения. |
19 | И.А. Крылов.Басни. Урок -концерт по басням. | | | Выразительно прочитать сказку "Спящая царевна". |
20 | В. А. Жуковский." Спящая царевна" | | | Выучить наизусть фрагмент сказки. |
21 | В.А. Жуковский." Кубок". | | | Выучить фрагмент баллады. Составить план характеристики пажа или царя. |
22 | А. С. Пушкин. "Няне". | Научиться: - находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта - познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» - находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение. | Личностные: формирование уважения к культурному наследию нашей Родины Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии — самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | | | Выучить наизусть " Няне". Создать иллюстрацию. |
23 | А.С.Пушкин." У лукоморья дуб зеленый" | | | Выучить наизусть пролог. Создать иллюстрацию. |
24 | А.С. Пушкин." Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". События и герои. | | | |
25 | А. С. Пушкин." Сказка о мертвой царевне..." Сравнительная характеристика героев. Урок развития речи. | | | Составить план и письменную характеристику героев. |
26 | А.С. Пушкин." Сказка о мертвой царевне и осеми богатырях ". Истоки сюжета . Поэтика сказки. | | | Прочитать статью учебника "Рифма. Способы рифмовки. Ритм". |
27 | А. С. Пушкин. " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок развития речи. | | | Письменный ответ по проблемным вопросам. В чем превосходство царевны над царицей? Что помогло Елисею в поисках невесты? |
28 | Урок текущего контроля. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | | | |
29 | Урок текущего контроля. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.1 | | | Подготовиться к защите проекта по сказкам Пушкина. |
30 | А. С. Пушкин. Сказки. Урок внеклассного чтения. | | | Прочитать сказку А. Погорельского "Черная курица". |
31 | А. Погорельский." Черная курица как литературная сказка. | Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского» | Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX в. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока | | | Выполнить задание 1,2 из раздела " Обогащаем свою речь". |
32 | А. Погорельский " Черная курица"как нравоучительное произведение. | | | Составить письменный отзыв о сказке. |
33 | М. Ю. Лермонтов." Бородино" как отклик на 25 годовщину Бородинского сражения | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста | | | Выучить наизусть " Бородино" |
34 | М. Ю. Лермонтов " Бородино". Проблематика, поэтика. | | | Прочитать сказку " Ашик-Кериб"М.Ю. Лермонтова. |
35 | М. Ю. Лермонтов " Ашик- Кериб" как литературная сказка. Урок внеклассного чтения | | | Прочитать повесть Н.В. Гоголя " Заколдованное место" |
36 | Н.В. Гоголь " Вечера на хуторе близ диканьки": Заколдованное место". | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести. | Личностные: формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | | | Пересказ быль близко к тексту, нарисовать иллюстрацию к повести. |
37 | Н .В. Гоголь " Заколдованное место". Реальность и фантастика в повести. | | | Составить презентацию по повести " Вечера на хуторе близ Диканьки". |
38 | Н. В. Гоголь " Вечера на хуторе близ Диканьки": " Ночь перед Рождеством" . Урок внеклассного чтения. | | | Ответить на проблемный вопрос " Как главные герои побеждали зло?" |
39 | Н.А. Некрасов " Есть женщины в русских селениях" | Научиться - находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, - чувствовать настроение автора через его речь, - аргументировать и объяснять поведение героев, - оценивать их поступки, находить авторские оценки | Личностные: формирование навыков анализа текста. Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. | | | Выучить наизусть отрывок из поэмы. |
40 | Н.А. Некрасов" Крестьянские Дети". Труд и забавы крестьянских детей. | | | Выучить наизусть отрывок. Создать свои иллюстрации. |
41 | Н.А. Некрасов. " Крестьянские дети."Язык стихотворения. | | | Написать сочинение по одной иллюстрации. |
42 | И. С. Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве. | Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения. | Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала | | | Подготовить выборочный пересказ на тему "История Герасима" и "История Муму" (по выбору) |
43 | И. С. Тургенев. "Муму" как протест против рабства. | | | Составить план характеристики Герасима и устный рассказ по этому плану. |
44 | И. С. Тургенев. "Муму": система образов. | | | Завершить письменные сравнительные характеристики героев. |
45 | И. С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Урок развития речи. | | | Написать сочинение, ответив на один из проблемных вопросов. |
46 | А. А. Фет. "Чудная картина...", "Весенний дождь", "Задрожали листы, облетая..." | Научиться: - выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства; - выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев. | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений | | | Выучить наизусть одно из стихотворения Фета. |
47 | Л. Т. Толстой. "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. | | | Подготовить устный рассказ о Толстом. Дочитать рассказ до конца. |
48 | Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник": Жилин и Костылин. | | | Составить письменную сравнительную характеристику Жилина и Костылина по плану. |
49 | Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Урок развития речи | | | Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. |
50 | Уроки текущего контроля. | | | |
51 | Уроки текущего контроля. | | | Прочитать рассказ Чехова "Хирургия" |
52 | А. П. Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ | Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности | Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества | | | Подготовить рассказ о Чехове, используя ресурсы интернета. |
53 | А. П. Чехов. "Хирургия". Урок развития речи. | | | Завершить работу по составлению таблицы, описав недостающие кадры киносценария. |
54 | А. П. Чехов. Рассказы. Урок внеклассного чтения. | | | Письменно ответить на вопрос: "Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова (на примере 1 -2 рассказов)?" |
55 | Ф. И. Тютчев. " Зима недаром злится...", "Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь...", "Есть в осени первоначальной...". | Научиться - выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение; - анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания | Личностные: - воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; - формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с окружающими. | | | Выучить одно из стихотворений Тютчева наизусть. |
56 | А. Н. Майков. "Ласточки"; И. С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне"(Отрывок); И. З. Суриков. "Зима" (отрывок); А. Н. Плещеев. "Весна" (отрывок) | | | Выполнить задания 2 и 3 из раздела учебника "Размышляем о прочитанном". |
57 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Урок развития речи. | | | Завершить письменный анализ стихотворений. |
Из литературы XX века - 29 ч |
58 | И. А. Бунин. "Косцы" | Научиться давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте. | Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей. Познавательные: применять методы информационного поиска. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | | | Подготовить пересказ рассказа "Косцы". |
59 | И. А. Бунин. "Подснежник". Урок внеклассного чтения. | | | Прочитать главы 1 - 3 повести В. Г. Короленко " В дурном обществе". |
60 | В. Г. Короленко. "В дурном обществе": судья и его дети | | | Прочитать главы 4-6 повести В.Г. Короленко " В дурном обществе" и подготовить их выразительное чтение и пересказ. |
61 | В.Г.Короленко. "В дурном обществе" :Семья Тыбурция" | | | Прочитать главы7-8 повести,подготовить их пересказ. |
62 | В.Г. Короленко, "В дурном обществе": "Дурные дела", "Дурное общество". | | | Ответы на проблемные вопросы по группам:"Почему Вася подружился с Валеком и Марусей", Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?" |
63 | В .Г. Короленко. В дурном обществе". Урок развития речи. | | | Прочитать рассказ А. Куприна " Чудесный доктор" |
64 | С. А. Есенин. " Я покинул родимый дом" | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности. | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | | | Выучить наизусть стихотворение о родном крае. |
65 | П. П. Бажов." Медной горы хозяйка". Образ Степана | Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности. | Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | | | Подготовить сообщение о главных героях сказа. |
66 | П.П. Бажов."Медной горы хозяйка" , сказ как жанр литературы. | | | Описать иллюстрацию к сказу. Прочитать "Теплый хлеб" |
67 | К. Г. Паустовский "теплый хлеб":Герои и поступки. | | | Заполнить таблицу "Цитатная характеристика героев сказки". |
68 | К. Г. Паустовский, "Теплый хлеб" , язык сказки. | | | Составить ответ на проблемный вопрос:Какие сбытия и герои помогли измениться фильке? |
69 | К.Г. Паустовский. "Заячьи лапы". Урок внеклассного чтения. | | | Задание 1 из раздела " Обогащаем свою речь" |
70 | С. Я Маршак. Сказки для детей. Урок внеклассного чтения. | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | | | Прочитать пьесу " Двенадцать месяцев". |
71 | С. Я. Маршак " Двенадцать месяцев" , проблема и герои. | | | Подготовить сообщение о героях. |
72 | С. Я . Маршак "Двенадцать месяцев", народная основа, | | | Ответы на вопросы 2,3, 6 из раздела "Размышляем о прочитанном". |
73 | С. Я. Маршак "" Двенадцать месяцев" .Урок развития речи. | | | Прочитать рассказ Платонова "Никита". |
74 | А. А. Платонов" Никита", человек и природа. | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решение и делать выбор. | | | Нарисовать иллюстрацию к рассказу |
75 | А. А. Платонов "Никита", быль и фантастика. | | | |
76 | В.П. Астафьев " Васюткино озеро" , юный герой в трудной ситуации. | | | Задание 2 из раздела " Проверь себя". |
77 | В. П. Астафьев. "Васюткино озеро,становление героя | | | Создать характеристику Васютки. |
78 | Урок текущего контроля | | | |
79 | Урок текущего контроля | | | Подготовить сообщение о Твардовском А.Т. |
80 | А. Т. Твардовский " Рассказ танкиста" | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи. | Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | | | Выучить наизусть стихотворение. |
81 | К. М. Симонов. " Майор привез мальчишку на лафете"... | | | Выучить наизусть |
82 | И. А.Бунин " Помню -долгий зимний вечер" | | | Выучить наизусть стихотворение |
83 | Д.Кедрин " Аленушка" А . Проковьев " Аленушка". | | | Выучить наизусть |
84 | Саша Черный " Кавказский пленник" | | | Выписать из текста эпитеты, сравнения. |
85 | Саша Черный "Игорь -робинзон." | | | Ответить на вопросы, нарисовать иллюстрацию |
86 | Ю.Ч. Ким. Песня " Рыба-кит" как юмористическое произведение | | | Нарисовать иллюстрацию к песне. |
Из зарубежной литературы - 19 ч |
87 | Стивенсон.Р. "Верескоаый мед" . верность традициям предков. | Научиться: - выразительно пересказывать текст; - характеризовать героя и его поступки; - прослеживать изменения в поведении и характере героя; - понимать значение романа в истории литературы; - систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | | | Нарисовать иллюстрацию к балладе. |
88 | Д. Дефо. " Робинзон Крузо" , Необычайные приключения героея. | | | Выборочный пересказ прочитанного, прочитать главы 11-20. |
89 | Д. Дефо. " РобинзонКрузо": характер героя. | | | Прочитать главы 21-28. |
90 | Д.Дефо. "Робинзон Крузо": произведение о силе человеческого духа | | | Прочитать сказку Андерсена "Снежная королева". |
91 | Х.-К. Андерсен. "Снежная королева": реальность и фантастика | | | Подготовить выразительное чтение и пересказ историй 5 -5 из сказки Андерсена "Снежная королева". |
92 | Х.-К. Андерсен. "Снежная королева": сказка о великой силе любви. | | | Составить письменную характеристику Герды с использованием цитирования. |
93 | Х. -К. Андерсен. "Снежная королева": "Что есть красота?" | | | Прочитать сказки Андерсена "Огниво", "Дикие лебеди", "Ель", "Штопальная игла". |
94 | Х. -К. Андерсен. Сказки. Урок внеклассного чтения | | | Прочитать сказки Андерсена "Оле Лукойе", "Дюймовочка", "Русалочка", "Соловей", "Свинья - копилка", "Гадкий утенок", "Стойкий оловянный солдатик", "Свинопас" (2 - 3 сказки по выбору). |
95 | Х. -К. Андерсен. Сказки. Урок развития речи. Урок текущего контроля. | | | Ответить на вопрос 3 из раздела учебника "Размышляем о прочитанном" (после статьи "Мастер снов и сказок"). |
96 | Х. -К. Андерсен. Сказки. Урок развития речи. Урок текущего контроля.1 | | | Прочитать роман М. Твена "Приключения Тома Сойера"(главы 1-5) |
97 | М. Твен. "Приключения Тома Сойера": неповторимый мир детства. | | | Прочитать роман М. Твена "Приключения Тома Сойера". |
98 | М. Твен. "Приключения Тома Сойера": Дружба героев. | | | Подготовить пересказ глав 32-34. |
99 | "Приключения Тома Сойера" - любимая книга многих поколений читателей. Урок развития речи. | | | Прочитать рассказ Дж. Лондона "Сказание о Кише". |
100 | Джек Лондон. "Сказание о Кише": что значит быть взрослым? | | | Прочитать самостоятельно рассказ Ю. Яковлева "Рыцарь Вася". Сравнить его героя с Кишей. |
101 | Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя. | | | Подготовиться к итоговой работе по литературе за курс 5 класса. |
102 | Уроки Итогового контроля. | | | |
103 | Уроки итогового контроля.1 | | | Выполнить задания для викторин. |
104 | Литературный праздник. Путешествие по стране литературии 5 класса. | | | |
105 | Литературный праздник. Путешествие по стране литературии 5 класса. | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны узнать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны научиться:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• различать особенности: произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
• пользоваться алфавитным каталогам библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 5 -9 классы М.: «Просвещение»,2011.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Поурочные разработки по литературе в 5 классе под ред. Н. В. Беляевой М.: «Просвещение», 2013.
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru