СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ( УМК В.Ф Чертов и др. )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 5 класс. (УМК В.Ф. Чертов и др.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ( УМК В.Ф Чертов и др. )»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по литературе и авторской программы под редакцией В.Ф. Чертова, издательство «Просвещение», 2016 г. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования второго поколения. В программе предусмотрены развития всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Цели обучения:

  • Воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважение к истории и традициям других народов;

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • Овладение всевозможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

  • Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Основные виды деятельности – работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными образами в других видах искусства и с использованием словесных образов в разных ситуациях общения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе – 105 часов (3 часа в неделю).


  1. Содержание учебного предмета.

Виды деятельности:

а) чтение

  • Чтение литературных произведений, включенных в программу.

  • Выразительное чтение, в том числе наизусть, басен, фрагментов лирических и эпических произведений.

  • Внеклассное чтение произведений на сходную тему.

б) анализ

  • Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе.

  • Выявление в тексте разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

  • Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.

  • Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.

  • Определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения.

  • Выявление признаков отдельных жанров (литературной сказки, басни, рассказа) в литературном произведении.

  • Наблюдения над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, определение двусложного (ямб, хорей) и трехсложного (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворного размера.

в) развитие устной и письменной речи

  • Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) прозаического произведения.

  • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.

  • Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.

  • Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.

  • Составление краткой аннотации к литературному произведению.

  • Рекомендация одноклассникам литературного произведения на сходную тему.

  • Составление вопросов, связанных с анализом художественного образа, и развернутые ответы на эти вопросы.

Термины:

  • Литература как искусство слова.

  • Художественный образ, его признаки.

  • Миф и сказка.

  • Фольклор и литература.

  • Сказка фольклорная и сказка литературная.

  • Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).

  • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).

  • Драматические произведения. Монолог. Диалог.

  • Тема произведения.

  • Идея произведения (мораль в басне).

  • Сюжет. Эпизоды. Пейзаж.

  • Литературный герой. Персонаж. Лирический герой.

  • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, символ, сравнение, гипербола, звукопись, аллегория).

  • Ритм, рифма. Способы рифмовки.

  • Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне).

Художественный образ в литературе.

«Литература как искусство слова» (вводный урок)

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.

Мифология

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.

Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А.С. Кайсаров «Славянская и российская мифология» (фрагменты).

Русский фольклор

Русские пословицы из собрания В.И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и концовки в народных сказках.

Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

Литературная сказка (обзор)

Х.К. Андерсен «Снежная королева», А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Ш.Перо «Золушка», В. Ф. Одоевкий «Городок в табакерке», А.М. Гаршин «Attalea Princeps», Р. Киплинг «Маугли».

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

Аннотация

Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»).

Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.

Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о летописях». Фантазия-картина «Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…» (монах-летописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».

Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В.М. Васнецов «Нестор-летописец».

Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе». «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Жанр басни в мировой литературе

Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и жук», Федр «Лисица и ворон», «Лисица и аист», Ж. де Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.

Русская литература ХIХ века.

И. А. Крылов

Слово о баснописце.

Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».

Широко распространенные и оригинальные сюжет в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.

Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И.А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).

Внеклассное чтение. И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Дуб и трость», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей».

А. С. Пушкин

Слово о поэте.

Стихотворения «Няне»,«Зимний вечер», «Зимнее утро».

Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «сказка о попе и работнике его Балде».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о медведихе».

М. Ю. Лермонтов

Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.

Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов «Поле Бородина», «Два великана».

Н. В. Гоголь

Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала».

Образ времени года в литературном произведении (обзор)

А.С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье…» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…». А.А. Фет «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…» . А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» . И.А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» (отрывок из стихотворения «Листопад»).

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени годы.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года.

И. С. Тургенев

Слово о писателе.

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев «Воробей»

Н. А. Некрасов

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ на вопрос и использованием цитаты из стихотворения.

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Л. Н. Толстой

Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.

А. П. Чехов

Слово о писателе.

Рассказ «Мальчики».

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Образ родины в русской поэзии (обзор)

И.С. Никитин «Русь».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

И. Северянин «Запевка».

Н.М. Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращенные к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.

Русская литература ХХ века

И. А. Бунин

Слово о поэте.

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Солнечные часы».

С. А. Есенин

Слово о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. С.А. Есенин «Песнь о собаке».

П. П. Бажов

Слово о писателе.

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

Образы детей в мировой литературе (обзор)

М. Твен «Приключения Тома Сойера», О. Генри «Вождь краснокожих», В. Гюго «Отверженные» (главы «Козетта», «Гаврош»), Ч. Диккенс «Оливер Твист» (фрагменты).

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный рассказ о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.

А. С. Грин

Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.

Внеклассное чтение. А. Грин «Зеленая лампа».

А. П. Платонов

Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.

Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов «Цветок на земле».

Поэзия и проза как формы художественной речи.

Ритм в художественной прозе и поэзии. Составление ритмической организации стихотворения И.А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, монорима, стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки.


С. Я. Маршак

Слово о поэте.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.

Образы детей в военной поэзии и прозе.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», В.П. Катаев «Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, участниках Великой Отечественной войны.

В. П. Астафьев

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитирования.

Образы животных в мировой литературе.

Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес», В.П. Астафьев «Жизнь Трезора», Дж.Лондон «Белый Клык».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.

Жанр рассказа в мировой литературе.

А. Конан Дойл «Камень Мазарини», М.М. Зощенко «Галоша», Чехов «Хирургия».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации рассказов для самостоятельного чтения.

Тема и идея литературного произведения.

Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения (на материале басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», повести А. Грина «Алые паруса»).












  1. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- осуществление рефлексии.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты, определять сферу своих интересов;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- адекватно самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты определённого жанра;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- осуществлять анализ;

- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять классификацию.

Предметные:

  1. Познавательная сфера:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора народов других народов, произведений древнерусской литературы, литературы ХVIII века, произведений русских писателей XIX-XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

  1. Ценостно-ориентационная сфера:

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

  1. Коммуникативная сфера:

  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

  1. Эстетическая сфера:

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.






















  1. Календарно-тематическое планирование

на 2018/2019 учебный год


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 час)

1.

Литература как искусство слова.

1



Мифология (4 часа)

2.

Мифы и мифология.

1



3.

Мифы Древней Греции: «Аполлон и музы», «Дедал и Икар».

1



4.

Мифы Древней Греции: «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

1



5.

Славянская мифология

1



Фольклор (5 часов)

6.

Фольклор. Малые жанры фольклора. Русские пословицы из собрания В.И. Даля

1



7.

Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки.

1



8.

Волшебная сказка «Царевна- Лягушка».

1



9.

Герои. Народные идеалы в русских народных сказках. Сказка «Жена-доказчица».

1



10.

Сказки о животных. «Лиса и журавль».

1



Литературные сказки (7 часов)

11.

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

1



12.

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

1



13-14.

Х.К. Андерсен «Снежная Королева». Силы добра и зла в сказке.

2



15.

Практикум. Аннотация.

1



16-17.

Сочинение по сказкам.

2



Древнерусская литература (2 часа)

18.

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».

1



19.

Сказание о белгородском киселе.

1



Жанр басни в мировой литературе (2 часа)

20.

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра.

1



21.

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.

1



Русская литература 19 века (35 часов)

22.

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

1



23.

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».

1



24.

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

1



25.

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина.

1



26.

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

1



27.

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

1



28-29.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

2



30.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1



31.

Образ исторического события в стихотворении «Бородино».

1



32.

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1



33.

Фантастические события в повести «Ночь перед рождеством».

1



34-35.

Изложение.

2



36.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

1



37.

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1



38.

Описание любимого времени года с использованием цитат.

1



39.

Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями.

1



40.

Образ Герасима.

1



41.

Образ исторического времени в повести «Муму».

1



42.

Смысл финала рассказа.

1



43.

И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Изложение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1



44.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

1



45.

Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.

1



46.

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.

1



47.

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1



48.

Образы горцев.Образы Жилина и Костылина.

1



49.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого.

1



50.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1



51.

Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».

1



52.

А. П. Чехов «Мальчики».

1



53-54.

Практикум. Отзыв о литературном произведении.

2



55.

Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...»А. К. Толстого).

1



56.

Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова).

1



Русская литература 20 века (14 часов)

57.

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

1



58.

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

1



59.

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».

1



60.

Образ родины в поэзии С. А. Есенина.

1



61-62.

Практикум. Поэзия и проза как форма художественной речи.

2



63.

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

1



64.

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Проблемы и тайны мастерства.

1



65.

А. Платонов «Неизвестный цветок».

1



66.

А. Платонов «Цветок на земле».

1



67-68.

С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

2



69-70.

Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа.

2



Образы детей в мировой литературе (15 часов)

71.

Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

1



72.

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

1



73.

Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

1



74.

Повесть А. С. Грина «Алые паруса». Описание первой встречи героев.

1



75.

Образ Ассоль и образ Грея.

1



76.

Финал повести «Алые паруса»

1



77.

«Приключения Тома Сойера» М. Твена.

1



78.

Мир детства в повести «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

1



79-80.

«Вождь краснокожих» О. Генри.

2



81.

Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

1



82.

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».

1



83.

Образ Вани Солнцева.

1



84-85.

Сочинение «Мои сверстники в литературе 19-20 веков» (на примере любимых литературных героев)

2



Образы животных в мировой литературе (10 часов)

86.

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

1



87.

Образы животных и образы людей в рассказе.

1



88.

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

1



89.

Образ Арктура в рассказе Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

1



90.

Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо».

1



91.

Главные герои повести «Белый Бим черное ухо».

1



92.

Человек и зверь.

1



93-94.

Сочинение «Образы животных в мировой литературе»

1



95.

Практикум. Тема и идея произведения.

1



Жанр рассказа в мировой литературе (5 часов)

96.

А.П. Чехов «Хирургия».

1



97.

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».

1



98.

Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».

1



99.

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день».

1



100.

Урок внеклассного чтения по рассказам.

1



101.

Итоговый урок.

1



102-105.

Резервные уроки.

4































ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки