СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературное чтение 4кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературное чтение 4кл.»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет Администрации Мамонтовского района по образованию

МКОУ "Островновская СОШ"

СОГЛАСОВАНО
педагогический совет

______________Фёдорова И.Н.

УТВЕРЖДЕНО
директор

______________Зяблицева Л.И.

Протокол №8
от "11" 05 2022 г.

Приказ №99
от "12" 05 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1818792)

учебного предмета
«Литературное чтение»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Ерофеева Ольга Александровна
учитель начальных классов

с. Суслово 2022







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также



сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества

— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.

М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).

Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.

И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.

Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —



особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.

Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).

Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки



произведений фольклора и художественной литературы;

— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного



текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.



К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;



— различать художественные произведения и познавательные тексты;

— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;



— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.1.

О Родине, героические страницы истории

12

0

1


Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами прославляй»;
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, выражающих нравственно-этические понятия: любовь к Отчизне, родной земле. Например, Н. М. Языков «Мой друг! Что может быть милей…», А. Т. Твардовский «О родине большой и малой», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…», В. М. Песков «Отечество», С. Д. Дрожжин «Родине», Р. Г.

Гамзатов «О Родине, только о Родине», «Журавли»;
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас», объяснение своей позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными произведениями;
Чтение произведений о героях России Например, С. Т. Романовский «Ледовое побоище», Н. П.

Кончаловская «Словоо побоище Ледовом», историческая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», Ф. Н. Глинка«Солдатская песня» и другие произведения;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.2.

Фольклор (устное
народное творчество)

11

1

0


Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок), определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных произведениях; Учебный диалог: осознание ценности нравственно-этических понятий для всех народов: трудолюбие, дружба, честность;
Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении, поиск устойчивых выражений;
Составление номинативного плана;
Пересказ (устно) содержания подробно;
Рассказ о собирателях фольклора (А. Н. Афанасьев,В. И. Даль, братья Гримм), знакомство с их книгами, составление высказывания о культурной значимости художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других средств выразительности;
Работа в группе (совместная деятельность): сочинение сказок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока фольклорных жанров;
Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора, представление своего
сообщения в классе;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.3.

Творчество
А.С.Пушкина

12

1

0


Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказкао мёртвой царевне и о семи богатырях», удержание в памятисобытий сказки, обсуждение сюжета;

Письменный контроль;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.4.

Творчество
И.А.Крылова

4

1

0


Дифференцированная работа:«чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о баснописцах, выполнение задания«Вспомните и назовите»; Групповая работа: проведение конкурса на инсценирование басен;
Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического аппарата книги: обложка, оглавление, предисловие, иллюстрации, составление аннотации;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm




1.5.

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

1

0


Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения, творчество М. Ю. Лермонтова;
Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные
вершины…», «Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;
Учебный диалог: обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмойи ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения и метафор, определение вида строф Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.6.

Литературная сказка

9

1

0


Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.7.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

7

1

0


Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.8.

Творчество Л. Н. Толстого

7

1

0


Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.9.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

6

0

1


Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецовстихотворений);

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.10.

Произведения о
животных и родной природе

12

0

0


Чтение вслух и про себя (молча) произведений о животных:В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Весенний остров», А. И. Куприн «Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (не менее двух произведений по выбору) Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.11.

Произведения о детях

13

1

0


Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П. Чехов«Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх авторов); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.12.

Пьеса

5

0

1


Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л.

Шварц «Красная Шапочка» (одна по выбору);
Ориентировка в понятиях: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика;
Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение проблемы: является ли автор пьесы действующим лицом, ответ навопрос «Почему в тексте приводятся авторские
замечания(ремарки), каково их назначение?»;

Практическая работа;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm




1.13.

Юмористические произведения

6

1

0


Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального состояния при восприятии юмористическогопроизведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжетрассказа? Почему?»;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М. Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух произведений по выбору);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.14.

Зарубежная литература

8

1

0


Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках; Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;

Тестирование;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

1.15.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и
справочной
литературой

7

0

1


Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений;

Письменный контроль;

https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-na-temu-
geroicheskie-stranici-istorii-nashey-rodini-3853262.htm

Резервное время

13


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

4





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды,

формы

контроля

всего

контрольные

работы

практические

работы

1.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.).

1

0


0


Устный опрос

2.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, народов России).

1

0

0


Устный опрос



3.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Знакомство с культурно­историческим наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору)

1

0

0



Устный опрос



4.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Отражение нравственной идеи: любовь к Родине.

Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы.

1

0

0


Устный опрос



5.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Осознание понятий: поступок, подвиг.

Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны

1

0

0



Устный опрос



6.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Образ героев. Исторические страницы России.

1

0

0



Устный опрос.



7.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Сравнение текстов, героев

1

0

0



Устный опрос



8.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Тема, основная мысль, заголовок

1

0

0



Устный опрос





9.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Тема, основная мысль, заголовок

1

0

0


Устный опрос



10.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Тема, основная мысль, заголовок

1

0

0



Устный опрос



11.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Тема, основная мысль, заголовок

1

0

0



Устный опрос



12.

О Родине, героические страницы истории (12 ч) Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков Структура текста.

План. Пересказ

1

0

1



Тестирование;

13.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Фольклор как народная духовная культура. Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).

1

0

0



Устный опрос





14.

Фольклор (устное народное творчество)(11 ч) Понимание культурного значения фольклора для появления художественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора.

1

0

0


Устный опрос



15.

Фольклор (устное народное творчество)(11 ч) Сказочники. Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные.

Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира.

1

0

0



Устный опрос



16.

Фольклор (устное народное творчество). Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)

1

0

0



Устный опрос



17.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) .

Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).

1

0

0



Устный опрос





18.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.

Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.

Народные былинно­сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

1

0

0


Устный опрос



19.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Фольклор как народная духовная культура. Сравнение.

Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ.Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.

Устарев- шие слова, их место в былине и представление в современной лексике.

Народные былинно­сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

1

0

0



Устный опрос



20.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

1

0

0



Устный опрос



21.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Смысл и задачи фольклорных произведений

1

0

0



Устный опрос





22.

Фольклор (устное народное творчество) (11 ч) Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий. Иллюстрирование

1

0

0


Устный опрос



23.

Фольклор (устное народное творчество)(11 ч) Классификация фольклорных жанров.

1

1

0



Контрольный



24.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина.

1

0

0



Устный опрос



25.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).

1

0

0



Устный опрос



26.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки

1

0

0



Устный опрос





27.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Выборочный пересказ

1

0

0


Устный опрос



28.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Описание героев.

Характеристика. Отношение автора к героям.

1

0

0



Устный опрос



29.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Смысл сказки.

Повторы. Метафоры, другие средства выразительности

1

0

0



Устный опрос



30.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части

1

0

0



Устный опрос



31.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части

1

0

0



Устный опрос





32.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебныепомощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части

1

0

0


Устный опрос



33.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебныепомощники, язык авторской сказки. Различные виды плана

1

0

0



Устный опрос



34.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Тема.

Идея. Заголовок

1

0

0



Устный опрос



35.

Творчество А. С. Пушкина (12 ч) Фольклорная основа авторской сказки.

Положительные и отрицательные герои, волшебныепомощники, язык авторской сказки.

Иллюстрации. Авторы иллюстраций

1

1

0



Устный опрос



36.

Творчество И. А. Крылова (4 ч) Представление о басне как лиро-эпическом жанре.

1

0

0



Устный опрос



37.

Творчество И. А. Крылова (4 ч) . Расширение круга чтения басен на примере произведений А. И.

Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев.

1

0

0



Устный опрос





38.

Творчество И. А. Крылова (4 ч) Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях

1

1

0


Контрольный



39.

Творчество И. А. Крылова (4 ч) Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка

1

0

0



Устный опрос



40.

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 ч) Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.

1

0

0



Устный опрос



41.

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 ч) Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова

1

0

0



Устный опрос



42.

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 ч) Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ лексики

1

0

0



Устный опрос



43.

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 ч) Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения

1

1

0



Контрольный



44.

Литературная сказка (9 час.) Тематика авторских стихотворных сказок

1

0

0


Устный опрос



45.

Литературная сказка (9 час.) Тематика авторских стихотворных сказок.

Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова).

1

0

0



Устный опрос



46.

Литературная сказка (9 час.) Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова,

П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова).

1

0

0



Устный опрос



47.

Литературная сказка (9 час.) Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова,

П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова).

1

0

0



Устный опрос



48.

Литературная сказка (9 час.) Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова,

П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь— особенность авторской сказки.

1

0

0



Устный опрос





49.

Литературная сказка (9 час.) Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова,

П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь— особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,

1

0

0


Устный опрос



50.

Литературная сказка (9 час.)Тематика авторских стихотворных сказок. Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь— особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,

1

0

0



Устный опрос



51.

Литературная сказка (9 час.) Тематика авторских стихотворных сказок.

Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь— особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,

1

1

0



Контрольный



52.

Литературная сказка (9 час.) Тематика авторских стихотворных сказок.

Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.

Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь— особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,

. . . fT . . .

1

0

0


Устный опрос



53.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

1

0

0



Устный опрос



54.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

1

0

0



Устный опрос



55.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Анализ текста.

Иллюстрации.

1

0

0



Устный опрос





56.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XIX века: В. А.

Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов.

1

0

0


Устный опрос



57.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.

1

0

0



Устный опрос



58.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.

1

0

0



Устный опрос



59.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века (7 ч) Представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.

Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению

1

1

0



Контрольный



60.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно­познавательный), сказки, басни, быль.

1

0

0


Устный опрос



61.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Первоначальное представление о повести как эпическом жанре.

1

0

0



Устный опрос



62.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести.

Отрывки из

автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».

1

0

0



Устный опрос



63.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Углубление представлений об особенностях художественного текста- описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого

1

0

0



Устный опрос



64.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Заголовок Содержание произведения План

1

0

0



Устный опрос



65.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Виды рассказа рассказ (художественный и научно­познавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию

1

0

0



Устный опрос



66.

Творчество Л. Н. Толстого (7 ч) Анализ героев. Читатель, автор, герой

1

1

0



Контрольный



67.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.

1

0

0


Устный опрос



68.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XX века: И. А.

Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.

1

0

0



Устный опрос



69.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XX века: И. А.

Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.

Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.

1

0

0



Устный опрос



70.

, Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения метафоры

1

0

0



Устный опрос





71.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов.

План.Пересказ

1

0

0


Устный опрос



72.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 ч) Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.

Анализ текстов. Лексики

1

0

1



Практическая работа

73.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы.

1

0

0



Устный опрос





74.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П.

Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина

1

0

0


Устный опрос



75.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П.

Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина. Составление разных видов плана

1

0

0



Устный опрос



76.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Расширение круга чтения. Любимые произведения. Аннотации. Рассказ

1

0

0



Устный опрос



77.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Иллюстрации и репродукции. Описание

1

0

0



Устный опрос



78.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Анализ и сравнение текстов (герои , сюжет) А. И.

Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М.

Пришвина

1

0

0



Устный опрос





79.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Тема, основная мысль (идея).

Заголовок. Xарактеристика героев.

1

0

0


Устный опрос



80.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Автор, герой, читатель

1

0

0



Устный опрос



81.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Разные виды пересказа, цель, структура

1

0

0



Устный опрос



82.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Литературный герой, персонаж, характер

1

0

0



Устный опрос



83.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Эпизод, смысловые части Композиция. Иллюстрации

1

0

0



Устный опрос



84.

Произведения о животных и родной природе (12 ч) Тема охраны природы в произведениях. Смысл. Нравственные ценности

1

0

0



Устный опрос



85.

Произведения о детях (13 ч). Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г.

Гарина-Михайловского и др.

1

0

0



Устный опрос



86.

Произведения о детях (13 ч). Р Словесный портрет героя как его характеристика.

Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика , сюжет

1

0

0



Устный опрос





87.

Произведения о детях (13 ч). Р Словесный портрет героя как его характеристика.

Авторский способ выражения главной мысли. Рассказ о героев.

Построение высказывания.

1

0

0


Устный опрос



88.

Произведения о детях (13 ч). Р Словесный портрет героя как его характеристика.

Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, поведение, поступки героев. Номинативный план. Вопросительный план.

1

0

0



Устный опрос



89.

Произведения о детях (13 ч). Р Словесный портрет героя как его характеристика.

Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Xарактеристика героев, описание

1

0

0



Устный опрос





90.



Произведения о детях (13 ч). Р Словесный портрет героя как его характеристика.

Авторский способ выражения главной мысли.

Прогнозирование по заголовку

1

0

0


Устный опрос











91.

Произведения о детях (13 ч). Портреты героев.

Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте.

Выборочное чтение

1

0

0


Устный опрос



92.

Произведения о детях (13 ч). Сюжет. Последовательность событий

1

0

0



Устный опрос



93.

Произведения о детях (13 ч). Эпизод, смысловые части.

Композиция

1

0

0



Устный опрос



94.

Произведения о детях (13 ч). Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению

1

0

0



Устный опрос



95.

Произведения о детях (13 ч). Словесный портрет героя как его характеристика.

Подробное и краткое описание на основе текста.

1

0

0



Устный опрос



96.

Произведения о детях (13 ч). Составление вопросов по тексту. Главная и второстепенная информация

1

0

0



Устный опрос



97.

Произведения о детях (13 ч). Произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций

1

1

0



Контрольный



98.

Пьеса (5 ч). Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой.

1

0

0



Устный опрос



99.

Пьеса (5 ч). Пьеса — произведение литературы и театрального искусства.

1

0

0



Устный опрос



100.

Пьеса (5 ч). Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой.

1

0

0



Устный опрос





101.

Пьеса (5 ч). Понятия: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика

1

0

0


Устный опрос



102.

Пьеса (5 ч). Анализ действующих лиц,

обсуждение

пробл

1

0

1



Практическая работа

103.


Юмористические

произведения

(6 ч).

Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю.

Драгунского, Н. Н. Носова,

В В Голявкина М М

1

0

0



Устный опрос



104.

Юмористические произведения (6 ч). Герои

юмористических произведений. Характеристика, описание.

1

0

0



Устный опрос



105.

Юмористические произведения (6 ч). Средства

выразительности текста юмористического содержания: гипербола.

Юмористические произведения в кино и

1

0

0



Устный опрос



106.

Юмористические произведения (6 ч). Понятие юмора. Юмор в жизни и произведениях

1

0

0



Устный опрос



107.


Юмористические

произведения

(6 ч).

Слушание и чтение

художественных

произведений.

1

0

0



Устный опрос





108.


Юмористические

произведения

(6 ч).

Прогнозирование по содержанию.

1

1

0


Контрольный

109.

Зарубежная литература (8 ч) Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К.

Андерсена, братьев Гримм.

1

0

0


Устный опрос



110.

Зарубежная литература (8 ч) Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена

1

0

0



Устный опрос



111.

Зарубежная литература (8 ч) Особенности приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели

1

0

0



Устный опрос



112.

Зарубежная литература (8 ч) Обмен мнениями по сюжету произведений. Структура высказвания (рассуждение, описание, повествование)

1

0

0



Устный опрос



113.

Зарубежная литература (8 ч) Тема. Идея. Заголовок.

Содержание произведения Эпизод, смысловые части. Анализ текста

1

0

0



Устный опрос



114.

Зарубежная литература (8 ч) Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по

1

0

0



Устный опрос





115.

Зарубежная литература (8 ч) Средства художественной выразительности.

1

0

0


Устный опрос



116.

Зарубежная литература (8 ч) Работа с текстовой и иллюстративной информацией.

1

1

0



Контрольный

117.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

1

0

0



Устный опрос



118.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). (7 ч) Виды информации в книге: научная,

художественная (с опорой на внешние

\ _ V

1

0

0



Устный опрос



119.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Очерк

1

0

0



Устный опрос



120.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). (7 ч) Типы

книг (изданий): книга- произведение, книга- сборник, собрание

1

0

0



Устный опрос



121.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). (7 ч) Работа с источниками

1

0

0



Устный опрос





122.

Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). (7 ч) Задачи

биб ио еской

1

0

0


Устный опрос



123.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). (7 ч) Создание выставки

биб ио рафий

1

0

1



Практическая работа



124.

О Родине, героические страницы истории.

Произведение о Родине

1

0

0



Устный опрос



125.

О Родине, героические страницы истории.

Подготовка информации о малой родине. Чтение текстов об исторических событиях.

1

0

0



Устный опрос



126.

О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Подготовка устных высказываний.

1

0

0



Устный опрос



127.

Творчество великих поэтов и писателей. Вспоминаем Резервный час

1

0

0



Устный опрос



128.

Творчество великих поэтов и писателей. Любимые стихи. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Резервный час

1

0

0



Устный опрос



129.

Творчество великих потов и писателей. Композиция. Ритм. Рифма. Строфа. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Резервный час

1

0

0



Устный опрос





130.

Творчество великих потов и писателей. Произведения любимых писателей.

Составление устных высказываний. Аргументирование. Резервный час

1

0

0


Устный опрос



131.

. По страницам любимых книг. Организация выставки.

Аннотация. Устное высказывание. Резервный

1

0

0



Устный опрос



132.

По страницам любимых книг. Иллюстрирование.

Работа с репродукциями.

1

0

0



Устный опрос



133.

По страницам любимых книг. Читательский дневник. Смысл. Структура.

1

0

0



Устный опрос



134.

По страницам любимых книг. Выборочное чтение.

1

0

0



Устный опрос



135.

Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Анализ творчества и биографии авторов.

1

0

0



Устный опрос



136.

Творчестве поэтов и

писателей ХХ

века.

Читательский дневник. Читательский опыт. Смысл задачи. Формирование

1

0

0



Устный опрос



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

4





















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение
(в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко издательство "Просвещение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с
учебником). Автор(ы): Стефаненко Н. А., Чернецова-Рождественская И. В. Линия УМК: УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, 4 кл. Класс:
4



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

рабочая программа, учебник Литературного чтения , электронные пособия, методические пособия

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор,многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер),фронтальные колонки двухполосные,сетевой фильтр,интерактивное
оборудование Интерактивная доска Smartboard,компьютерное оборудование Ноутбук учителя