СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая прорамма по литературному чтению предназначена для 1 класса по программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Школа России.
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Принята «Согласовано» «Утверждено»
педагогическим советом Заместитель директора по УВР: Директор школы:
« ____» ____________ 2017 г. __________ А.В.Денисова ___________В.Н.Хохлова
«___»______________ 2017г. «___»______________ 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
Литературное чтение
(наименование учебного предмета)
Начальное общее, 1 класс
(уровень образования)
132 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе программы по литературному чтению к учебному комплексу для 1 классов (Авторы программы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова )
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(ФИО учителя, составившего рабочую программу)
Мухоршибирь, 2017г.
Литературное чтение
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011).
Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения
Подготовительный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия,
7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Литературное чтение
Личностными результатами
обучения литературному чтению являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами
обучения литературному чтению являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами
обучения литературному чтению являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание учебного предмета
Тема | Форма организации уч.занятий | Характеристика видов учебной деятельности |
Добукварный период 16 часов. | ||
«Азбука» — первая учебная книга.
| комбинированный урок | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). |
Речь устная и письменная. Предложение.
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры. Распределять на группы предметы по существенным признакам, определять основания для классификации. Различать родовидовые понятия. Правильно употреблять в речи слова-названия отдельных предметов (ранец, учебник; кукла, мяч, кубик), и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки). Оценивать результаты своей работы на уроке |
Слово и предложение.
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки. Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам. Произносить по образцу предложения с восклицательной интонацией. Соотносить произнесённое предложение со схемой. Объяснять значение восклицательного знака в схеме предложения. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами. Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом. Приводить примеры пословиц о труде и трудолюбии. Объяснять смысл пословиц. Рассуждать о роли труда в жизни людей. Объяснять значение слова «трудолюбие». Строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать взрослым. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке |
Слог.
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов. Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему. Группировать слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Строить высказывания о своих домашних питомцах, об уходе за ними, о своём отношении к животным. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке |
Ударение.
| комбинированный урок | Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слух ударный слог в словах. Называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово). Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. Строить высказывания о своей семье. Рассуждать о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье. Приводить примеры проявления своего уважительного отношения к старшим членам семьи, заботы о младших. Объяснять смысл поговорки. |
Звуки в окружающем мире и в речи.
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают. Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков. Произносить и слышать изолированные звуки. Составлять рассказ по рисунку и опорным словам. Составлять устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации и о своих любимых забавах на основе жизненных впечатлений. Рассказывать о своих отношениях с товарищами. Рассуждать о том, как следует вести себя во время игры. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке |
Звуки в словах.
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Составлять устные рассказы по сюжетной картинке. Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с разными слого-звуковыми моделями, обосновывать свой выбор. Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Работать в паре: задавать друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушать ответ товарища, совместно строить высказывания на заданную тему, составлять из них рассказ. Соотносить рисунки и схемы: называть, что изображено на предметной картинке, соотносить звуковую форму слова и его модель. Контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке |
Слог-слияние
| комбинированный урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. Работать со схемами-моделями слов: соотносить слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывать соответствие. Устанавливать количество слогов и их порядок, протяжно произносить каждый слог. |
Повторение и обобщение пройденного материала.
| урок-обобщение | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова. Определять количество предложений в звучащей речи. Объяснять графические обозначения в схемах-моделях (ударение, слоговые границы, согласные вне слияния, слияния). Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке. Анализировать серии сюжетных картинок: определять их последовательность, устанавливать правильную последовательность при её нарушении, реконструировать события и объяснять ошибки художника. Рассказывать сказки с опорой на иллюстрации. Называть свои самые любимые сказки. Обосновывать свой выбор (объяснять, почему именно эти сказки самые любимые). Объяснять смысл поговорки «Повторение — мать учения». Под руководством учителя анализировать |
Гласный звук [а], буквы А, а.
| урок изучения новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры). Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а]. . Составлять рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составлять связный рассказ по этой картинке. Объяснять смысл пословиц и поговорок. Строить высказывания о пользе чтения. Работать в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой предметные картинки; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Определять место изученной буквы на «ленте букв». |
Гласный звук [о], буквы О, о.
| урок изучения новых знаний. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [о]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный. Находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки». Соотносить звук [о] и букву о. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Объяснять смысл пословиц и поговорок. Рассуждать о взаимопомощи. Приводить примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строить высказывания о своей готовности помогать людям. Объяснять значение слова «взаимопомощь». Читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!). Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [о], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. Обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой-моделью. Исправлять ошибку. Определять место изученной буквы на «ленте букв». |
Гласный звук [и], буквы И, и.
| урок изучения новых знаний | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный. Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы И, и. Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую. Составлять предложения по сюжетной картинке. Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы, о необходимости бережного отношения к ней. Рассказывать о своём самом лучшем друге, о своём отношении к нему. Использовать в своём высказывании слово «взаимопомощь». Объяснять значение слова «дружба». Составлять предложения со словом и. Включать слово и в предложение. Обнаруживать нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливать порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывать сказку. Объяснять смысл пословицы. |
Гласный звук [ы], буква ы.
| урок изучения нового.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары). Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный. Слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делать вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Характеризовать особенности буквы ы (бывает только строчная, состоит из двух частей). Соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквой ы в текстах на страницах «Азбуки». Составлять рассказ по сюжетной картинке. Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков (мишка — мышка). Воспроизводить диалог героев сказки. |
Гласный звук [у], буквы У, у.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [у]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный. Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы У, у. Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки». Соотносить предметные картинки и схемы-модели слов. |
Букварный период 64 часа. | ||
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Выделять звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Соотносить новые звуки и буквы Н, н их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам). Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Соотносить текст и иллюстрацию. Продолжать текст по его началу с опорой на иллюстрацию. Рассказывать о красоте осенней природы на основе жизненных впечатлений. Отвечать на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить лесных обитателей?». Формулировать под руководством учителя простейшие правила поведения в лесу и парке. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать загадку. Читать наизусть стихотворение. Наблюдать за изменением формы слова (осины — осина). Наблюдать над родственными словами. Определять место изученной буквы на «ленте букв». |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слышать и различать новые звуки в словах. Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([к] или [к’]). Составлять слова из букв и слогов. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Соотносить текст с иллюстрацией. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. высказывания о своем уважительном отношении к труженикам села. Объяснять смысл пословицы. Произносить предложения с разной интонацией. Озаглавливать текст. Наблюдать за изменением слов. Включать слово в предложение. Завершать незаконченное предложение с опорой на общий смысл предложения.
|
Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Характеризовать новые звуки. Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.). Формулировать работу буквы гласного звука как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Составлять рассказ по картинкам. Соотносить текст и картинки. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Подбирать слова, противоположные по значению. Наблюдать над многозначностью слов. Определять разные значения одного слова. Разгадывать ребусы. Объяснять употребление заглавной буквы в предложениях и словах (начало предложения, имена людей). Преобразовывать слова. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Объяснять место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя вывод: буквы н и л обозначают звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; буквы к, т, с обозначают звуки, при произнесении которых нет голоса, а есть только шум; согласные звуки бывают глухие и звонкие. Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Называть сказки К. Чуковского, читать отрывки из сказок наизусть. Продолжать рассказ по его началу. Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки. Преобразовывать слова (колос — сокол). Наблюдать над значением слов. Определять значение слова в контексте. Определять место буквы л на «ленте букв». Обсуждать вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывать случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания. Разыгрывать диалоги. Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
| комбинированный урок.
| Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Задавать вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию. Определять основную мысль текста. Определять значение слова в контексте. Объяснять разные значения многозначных слов. Определять место новой буквы на «ленте букв». Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
| комбинированный урок.
| Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Наблюдать за изменением слов. Находить в словах общую часть. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке |
Гласные буквы Е, е.
| комбинированный урок.
| Принимать познавательную задачу урока. Осуществлять решение познавательной задачи под руководством учителя. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах (высоки — высокие, красивы — красивые). Сопоставлять буквенные записи и схемы-модели слов. Делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой е в начале слова и после гласных. буквой е. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с е. Соотносить все изученные буквы со звуками. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Заменять слово близким по значению. Подбирать к словам слова с противоположным значением. |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста. Составлять рассказы о профессиях. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Определять основную мысль текста. Строить самостоятельно связные высказывания о столице России. Описывать свои чувства, связанные с этим городом. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения. |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Сопоставлять попарно слоги с буквами с и з (са — за, со — зо, си — зи и т.д.). Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парахНаблюдать над словами с буквами з и с на конце (ползут — полз, леса — лес). Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [б], [б’] и глухих согласных [п], [п’] в парах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [п] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
| комбинированный урок.
| Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | комбинированный урок.
| Сопоставлять попарно слоги с буквами т и д. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Устанавливать, что глухой [т] может обозначаться на конце слов разными буквами — т и д. Наблюдать над изменением слова (плот — плоты, труд — труды). У Читать тексты и анализировать их содержание по вопросам. Составлять рассказ по вопросам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Соотносить все изученные буквы со звуками. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Гласные буквы Я, я.
| комбинированный урок.
| Обозначать слияние [j’а] буквой я. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы я (обозначать целый слог-слияние — два звука). Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Делать вывод (под руководством учителя): буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется. . Делать вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква я. Обозначать буквой я гласный звук [’а] после мягких согласных. Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Определять место буквы я на «ленте букв».
|
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах. Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’]. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [к] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [к] на конце слов может обозначаться разными буквами — г и к. Наблюдать за изменением слова (сапог — сапоги, боровик — боровики). |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» Составлять рассказ по сюжетной картинке. |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» Составлять рассказ по сюжетной картинке. |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Составлять слово гуси из букв. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?». Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым. Читать слова с изученной |
Гласные буквы Ё, ё.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. . Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Сопоставлять попарно слоги с буквами ж и ш. Наблюдать за артикуляцией звонкого согласного [ж] и глухого согласного [ш],в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [ж] и [ш]. Устанавливать, что глухой [ж] на конце слов может обозначаться разными буквами — ж и ш. Наблюдать за изменением слова (малыш — малыши, чиж — чижи). Определять место новой буквы на «ленте букв». |
Звук [j’], буквы Й, й.
| комбинированный урок.
| Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё . Пересказывать текст.Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Читать слоги-слияния с буквой ё. Сопоставлять слоги с гласными о и ё. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё.. Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных. |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
| комбинированный урок.
| Выделять звуки [х] и [х’] из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения |
Гласные буквы Ю, ю.
| комбинированный урок.
| Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных. . Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с уё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’у], то пишется буква ю. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
|
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
| комбинированный урок.
| Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц). Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения |
Гласный звук [э], буквы Э, э.
| комбинированный урок.
| Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения. |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
| комбинированный урок.
| Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных [в], [в’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Отвечать на вопросы по содержанию текста. |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
| комбинированный урок.
| Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’], слышится слияние [j’а]. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] — [т’j’а]? Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного [с’], слышится слияние [j’э]. Анализировать буквенную запись слова съел. Определять роль новой буквы — разделительного твердого знака (ъ). Определять место буквы ъ на «ленте букв». |
Русский алфавит
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения |
Послебукварный период 12 часов. | ||
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. |
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. о Родине
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Объяснять своими словами смысл этого текста |
История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские.)
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Рассматривать иллюстрацию. Делать подписи к иллюстрации на основе текста |
В. Крупин. Первый букварь.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать текст в чтении учителя. На слух определять известную и неизвестную информацию. Читать старинную азбуку. |
А.С. Пушкин. Сказки.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые. Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу |
Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский Рассказы для детей. | комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации. Находить рассказы из азбуки Л. Толстого в учебнике. Находить книгу Л. Толстого в библиотеке |
К.И. Чуковский. Телефон.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем |
В.В. Бианки. Первая охота.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать сообщение об авторе; Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста |
С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.
| комбинированный урок.
| Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать выставку книг С. Маршака. Определять тему выставки на основе предложенных вариантов (стихи для детей, весёлые стихи для детей). Придумывать, как может выглядеть «угомон». Самостоятельно читать наизусть. Находить возможные ошибки. Читать самостоятельно наизусть |
М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.
| комбинированный урок.
| Слушать текст в чтении учителя. Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы. Читать текст самостоятельно. Называть героев рассказа. Отвечать на вопросы по содержанию. Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем |
Стихи А. Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С. Михалкова 2 | комбинированный урок.
| Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются).
|
Основной курс - 40 часов
Жили-были буквы – 8 часов
| ||
Вводный урок
| комбинированный урок.
| Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова
|
В. Данько «Загадочные буквы»
| комбинированный урок.
| Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
| комбинированный урок.
| |
С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | комбинированный урок.
| |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
| комбинированный урок.
| |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
| комбинированный урок.
| |
Из старинных книг
| комбинированный урок.
| |
Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»
| урок обобщения материала | |
Сказки, загадки, небылицы – 7 часов
| ||
Е. Чарушин «Теремок»
| комбинированный урок.
| Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Русская народная сказка «Рукавичка»
| комбинированный урок.
| |
Загадки, песенки
| комбинированный урок.
| |
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | комбинированный урок.
| |
Александр Сергеевич Пушкин
| комбинированный урок.
| |
Русская народная сказка «Петух и собака»
| комбинированный урок.
| |
Из старинных книг.
| комбинированный урок.
| |
Апрель, апрель. Звенит капель! – 5 часов
| ||
А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»
| комбинированный урок.
| Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. |
Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»
| комбинированный урок.
| |
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой,Л. Яхнина,Е. Трутневой
| комбинированный урок.
| |
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг
| комбинированный урок.
| |
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»
| комбинированный урок.
| |
И в шутку и всерьёз – 7часов
| ||
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк»,Г. Кружков «РРРЫ!»
| комбинированный урок.
| Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Передавать при чтении настроение стихотворения. . Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения |
Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
| комбинированный урок.
| |
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук»
| комбинированный урок.
| |
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский«Телефон»
| комбинированный урок.
| |
М. Пляцковский «Помощник» Из старинных книг
| комбинированный урок.
| |
Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | урок обобщения материала | |
Я и мои друзья – 7 часов
| ||
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина«Подарок»
| комбинированный урок.
| Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
В. Орлов «Кто первый? С. Михалков «Бараны»
| комбинированный урок.
| |
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
| комбинированный урок.
| |
С. Маршак «Хороший день»
| комбинированный урок.
| |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»
| комбинированный урок.
| |
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | комбинированный урок.
| |
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
| урок обобщения материала | |
О братьях наших меньших – 6 часов
| ||
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | комбинированный урок.
| Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.
|
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | комбинированный урок.
| |
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»
| комбинированный урок.
| |
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»
| комбинированный урок.
| |
Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо»
| комбинированный урок.
| |
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | урок обобщения материала |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | К-во часов | Дата
|
Добукварный период 16 часов. | |||
1. | «Азбука» — первая учебная книга.
| 1ч. |
|
2. | Речь устная и письменная. Предложение.
| 1ч. |
|
3. | Слово и предложение.
| 1ч. |
|
4. | Слог.
| 1ч. |
|
5. | Ударение.
| 1ч. |
|
6. | Звуки в окружающем мире и в речи.
| 1ч. |
|
7. | Звуки в словах.
| 1ч. |
|
8. | Слог-слияние
| 1ч. |
|
9. | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1ч. |
|
10. | Гласный звук [а], буквы А, а.
| 1ч. |
|
11. | Гласный звук [о], буквы О, о.
| 1ч. |
|
12. | Гласный звук [и], буквы И, и.
| 1ч. |
|
13. | Гласный звук [ы], буква ы.
| 2ч. |
|
14. | Гласный звук [у], буквы У, у.
| 2ч. |
|
Букварный период 64 часа. | |||
15. | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
| 2ч. |
|
16. | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
| 2ч. |
|
17. | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.
| 2ч. |
|
18. | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.
| 2ч. |
|
19. | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.
| 2ч. |
|
20. | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
| 2ч. |
|
21. | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
| 2ч. |
|
22. | Гласные буквы Е, е.
| 2ч. |
|
23. | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
| 2ч. |
|
24. | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
| 2ч. |
|
25. | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 2ч. |
|
26. | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 2ч. |
|
27. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
| 2ч. |
|
28. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 2ч. |
|
29. | Гласные буквы Я, я.
| 2ч. |
|
30. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 2ч. |
|
31. | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
| 2ч. |
|
32. | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 2ч. |
|
33. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 2ч. |
|
34. | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 2ч. |
|
35. | Гласные буквы Ё, ё.
| 2ч. |
|
36. | Звук [j’], буквы Й, й.
| 2ч. |
|
37. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 2ч. |
|
38. | Гласные буквы Ю, ю.
| 2ч. |
|
39. | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
| 2ч. |
|
40. | Гласный звук [э], буквы Э, э.
| 3ч. |
|
41. | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 3ч. |
|
42. | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
| 2ч. |
|
43. | Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
| 3ч. |
|
44. | Русский алфавит
| 3ч. |
|
Послебукварный период 12 часов. | |||
45. | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву«р».
| 1ч. |
|
46. | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. о Родине | 1ч. |
|
47. | История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские.) | 1ч. |
|
48. | В. Крупин. Первый букварь.
| 1ч. |
|
49. | А.С. Пушкин. Сказки.
| 1ч. |
|
50. | Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский Рассказы для детей. | 1ч. |
|
51. | К.И. Чуковский. Телефон.
| 1ч. |
|
52. | В.В. Бианки. Первая охота.
| 1ч. |
|
53. | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.
| 1ч. |
|
54. | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1ч. |
|
55. | Стихи А. Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С. Михалкова | 2ч. |
|
Основной курс - 40 часов Жили-были буквы – 8 часов
| |||
56.
| Вводный урок В. Данько «Загадочные буквы»
| 1ч.
|
|
58. | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
| 1ч. |
|
59. | С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»
| 1ч. |
|
60. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
| 1ч. |
|
61. | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 1ч. |
|
62. | Из старинных книг
| 1ч. |
|
63. | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» | 1ч. |
|
Сказки, загадки, небылицы – 7 часов
| |||
64. | Е. Чарушин «Теремок»
| 1ч. |
|
65. | Русская народная сказка «Рукавичка»
| 1ч. |
|
66. | Загадки, песенки
| 1ч. |
|
67. | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | 1ч. |
|
69. | Русская народная сказка «Петух и собака»
| 1ч. |
|
70. | Из старинных книг. А.С.Пушкин.
| 1ч. |
|
Апрель, апрель. Звенит капель! – 5 часов
| |||
71. | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка» | 1ч. |
|
72. | Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» | 1ч. |
|
73. | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой,Л. Яхнина,Е. Трутневой | 1ч. |
|
74. | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | 1ч. |
|
75. | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» | 1ч. |
|
И в шутку и всерьёз – 7часов
| |||
76. | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк»,Г. Кружков «РРРЫ!» | 1ч. |
|
77. | Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
| 1ч. |
|
78. | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук» | 1ч. |
|
79. | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский«Телефон» | 2ч. |
|
80. | М. Пляцковский «Помощник» Из старинных книг | 1ч. |
|
81. | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 1ч. |
|
Я и мои друзья – 7 часов
| |||
82. | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина«Подарок» | 1ч. |
|
83. | В. Орлов «Кто первый? С. Михалков «Бараны» | 1ч. |
|
84. | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» | 1ч. |
|
85. | С. Маршак «Хороший день»
| 1ч. |
|
86. | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» | 1ч. |
|
87. | Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | 1ч. |
|
88. | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» | 1ч. |
|
О братьях наших меньших – 6 часов
| |||
89. | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | 1ч. |
|
90. | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | 1ч. |
|
91. | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | 1ч. |
|
92. | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» | 1ч. |
|
93. | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» | 1ч. |
|
94. | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1ч. |
|