Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Программа состоит из двух частей:обучение грамоте – автор В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.,литературное чтение – автор Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина и др. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Общая характеристика учебного предмета
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Одной из наиболее важных задач при обучении в начальных классах является начальное обучение приемам самооценивания и рефлексии. С целью формирования осознания учащимися процесса учения (один из принципов системы) умений рефлексировать относительно своих слабых и сильных сторон с точки зрения процесса и результата в содержание курса включены специальные упражнения, нацеленные на оценивание собственного прогресса и процесса обучения в рамках проверочных уроков. Используемые учебник и прописи предоставляют возможность учащимся оценить пройденный учебный материал, поразмышлять на тему сделанных упражнений («Проверим себя и оценим свои достижения»). А регулярная самопроверка и взаимопроверка позволяет им приобрести начальные навыки само- и взаимоконтроля.
Обучение грамоте является составной частью предмета литературное чтение в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего литературного образования.
Главные цели:
1.помочь обучающимся овладеть механизмом чтения и письма;
2.обеспечить речевое развитие детей;
3.дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения, как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели реализуются на доступном для обучающихся уровне при решении следующихзадач:
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обогащение и активизация словарного запаса детей.
Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Развитию способности к адаптации ребенка способствуют учебные задания, доступные для выполнения младшими школьниками и направленные на формирование практических умений работать с текстом.Ведущая идея курса литературного чтения— это воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремление осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян. Одним из факторов адаптации является и умение работать с информацией.
Учебники формируют умение искать и находить информацию, перерабатывать полученную информацию и создавать собственные тексты.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 132 часа в год, 4 часа в неделю (букварный период – 92 часа, литературное чтение – 40 часов), что соответствует БУП в 1 классах (1-4).
В процессе реализации программы «Литературное чтение» учитываются особенности обучающихся класса.
С целью снижения рисков адаптации необходим индивидуальный подход к данным обучающимся, создание ситуации успеха, обеспечение эмоциональной поддержки, проведение на уроке не менее двух физкультурных минуток по профилактике миопии и формированию правильной осанки.
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования №2021/11-13 от 25.09.2000г., № 1561/14-15 от 19.11.98.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1класса.
Формы контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тестовая работа | | | | |
Чтение наизусть(выразительность чтения) | | | | |
Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание) | | | | |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания | | | | |
Пр.р. | | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы к концу 1 класса
Букварный период
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
определять отдельные звуки в словах;
определять количество звуков в словах и их последовательность;
определять количество слогов в слове;
определять место ударения в слове;
определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение;
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы | Виды деятельностиобучающихся |
Добукварный период (31 ч) |
Обучение чтению (14 ч) |
«Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а], буквыА, а. Гласный звук [о], буквыО, о. Гласный звук [и], буквыИ, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквыУ, у. | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки. Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам. Произносить по образцу предложения с восклицательной интонацией. Соотносить произнесённое предложение со схемой. Объяснять значение восклицательногознака в схеме предложения. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами. Различать предмет и слово, его называющее. Различать слово и предложение по их функциям (без термина). Делать под руководством учителя вывод: предложения сообщают что-то, передают наши мысли, а слова — называют что-то. Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом. Объяснять смысл пословиц. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. Классифицировать словапо количеству слогов и месту ударения. Строить высказывания о своих первых достижениях в обучении грамоте. Характеризовать особенности изученных гласных звуков. Работать в группе: совместно определять цель задания, называть слова по очереди, контролировать правильность ответов друг друга, определять, кто будет выступать перед классом. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Контролировать свои действияпри решении познавательной задачи. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке |
Букварный период (120 ч) |
Обучение чтению (53 ч) |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с. Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к. Согласные звуки [т], [т], буквыТ, т. Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в. Гласные буквыЕ, е. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Гласные буквыЁ, ё. Звук [j’], буквы Й, й. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Гласные буквы Ю, ю. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Гласный звук [э], буквыЭ, э. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Русский алфавит. Резерв учебного времени на букварный период — 10 ч. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковойанализ слов с изучаемыми звуками. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам). Ориентироваться на букву гласногопричтениислогов-слияний с изменением буквы гласного.Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.Составлять слова из букв и слогов. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Соотносить текст и иллюстрацию. Продолжать текст по его началу с опорой на иллюстрацию. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать загадку. Читать наизусть стихотворение. Наблюдать за изменением формы слова. Наблюдать над родственными словами. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильностьответов. Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Контролировать свои действияпри решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения. |
Послебукварный период (36 ч) |
Обучение чтению (16 ч) |
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». К. Ушинский. Наше Отечество. История славянской азбуки. В. Крупин. Первый букварь. А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И. Чуковский. Телефон. К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. В.В. Бианки. Первая охота. С.Я. Маршак. Угомон. М.М. Пришвин. Предмайское утро. Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. Проект: «Живая Азбука» Наши достижения. Планируемые результаты изучения Резерв учебного времени на послебукварный период — 10 ч. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста Соотносить название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивать название русских букв и старинных. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Определять героев стихотворения. Распределять роли; читать по ролям. Декламировать стихотворение хором. Самостоятельно читать наизусть. Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки. Читать самостоятельно наизусть Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы к концу 1 класса
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину,российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе личного опыта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(литературное чтение)
1 класс (36 ч)
Содержание программы | Виды деятельности обучающихся |
Вводныйурок (1 ч) |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова |
Жили-былибуквы (7 ч) |
В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Г. Сапгир «Про Медведя». Проект «Создаём «Город букв». М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рассказы и стихи о буквах. | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказыватьо книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
Потешки и небылицы. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок». Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни «Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек». А. Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский «Гусь и журавль». Л. Толстой «Зайцы и лягушки». Сказка «Петух и собака». Обобщение и проверка знаний по теме «Сказки, загадки ». | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждатьпрочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлятьвнимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч) |
Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря…», А. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит…». Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». Стихотворения о весне. И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает…», Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…», Л. Ульяницкая «Горел в траве росистой…», Л. Яхнин «У дорожки…». Сочинение загадок. Проект «Составляем азбуку загадок». Стихотворения. В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо». Завершение проекта «Составляем азбуку загадок». Обобщение и проверка знаний по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». Представление результатов проекта. Резервный час. | Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждатьпрочитанное, договариваться друг с другом |
И в шутку и всерьёз (6 ч) |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!», Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук», И Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». Обобщение и проверка знаний по теме «И в шутку и всерьёз». Резервный час. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждатьпрочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения |
Я и мои друзья (5 ч) |
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Проект: «Наш класс — дружная семья». | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждатьпрочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
О братьях наших меньших (5 ч) |
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла», В. Лунин «Никого не обижай». И. Токмакова «Купите собаку». Научно-познавательный текст о собаках. С. Михалков «Важный совет». М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж». В. Берестов «Лягушата» Резервный час. Завершение проекта «Наш класс – дружная семья». Представление результатов проекта учащимися. | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Букварный период
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для 1- 4 классов, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Учебники для учащихся – Горецкий В.Г. Кирюшкин В.А. Виноградская Л.А. Азбука. 1 класс в 2-х частях,с приложением на электронном носителе
Для учителя:
Примерная программа по русскому языку//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч.1.- 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.-С. 19
Обучение грамоте// Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. организаций/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014.-С.22
Литературное чтение
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для 1- 4 классов, который включает учебники, рабочие тетради и методические пособие для учителя.
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся – Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г,Горлованова М.В. Литературное чтение. 1 классв 2-х частях, с приложением на электронном носителе
Горецкий В.Г Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради.
Для учителя: Примерная программа по литературному чтению//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч.1.- 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.-С. 96-143
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. организаций/Л.Ф. Климанова, Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014.-340с.
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации в кабинете имеются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием в кабинете имеются:
Елисеев, И. А., Полякова, Л. Г. Словарь литературоведческих терминов.- Ростов.: Феникс, 2002.
Русские писатели 19 века: биобиблиографический словарь в 2 частях.- М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели 20 века: биобиблиографический словарь в 2 частях.- М.: Просвещение, 1998.
Третьяковская галерея-школьникам: наглядное пособие к урокам русского языка, литературы, обществознания/авт.-сост. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2006
Полная хрестоматия по чтению для начальной школы. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2002.
Хрестоматия для начальной школы.1-2 класс.- М.: Олма-пресс, 2005.
Полная хрестоматия для начальной школы. 1класс.- М.: Эксмо, 2006.
Хрестоматия. Начальная школа: рассказы о Великой Отечественной войне.- М.: Дрофа, 2005.
Хрестоматия по литературе.1-4 классы. В 2 книгах.- Ростов.: Книга, 2001.
Хрестоматия. Начальные классы.- М.: Мир искателя, 2004.
Хрестоматия школьника: загадки, пословицы, скороговорки.-М.: Аст-Астрель, 2007.
Внеклассное чтение. 1 класс.- М.: Самовар, 2004.
Стихи детских поэтов.- М.: Дет.лит, 2007.
Сказки русских писателей.- М.: Эксмо, 2008.
Городок в табакерке: сказки русских писателей.- М.: Эксмо, 2008.
Лучшая книга для чтения: стихи, рассказы, басни,- М.: Росмен, 2000
Портреты детских писателей 19 век.- М.: «ГНОМ и Д», 2004.
Портреты детских писателей 20 век.- М.: «ГНОМ и Д», 2004.
Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.
Елисеев, И. А., Полякова, Л. Г. Словарь литературоведческих терминов.- Ростов.: Феникс, 2002.
Русские писатели 19 века: биобиблиографический словарь в 2 частях.- М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели 20 века: биобиблиографический словарь в 2 частях.- М.: Просвещение, 1998.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
Зайцев, Н. А. Обучение чтению [Электронный ресурс]/ Н. А. Зайцев. - Электрон. прикладнаяпрогр.. - М.: Интеракт видео, 2005. - 1 вк.: цв., зв.
Иванюк, Е. В. Яичко (русская народная сказка) [Электронный ресурс]: урок чтения в 3 классе/ Е. В. Иванюк. - Электрон. дан.. - [Брянск]: [Медиаресурсы], [2008]. - 1 эл. опт.диск (CD-ROM). - (Уроки лучших учителей) PENTIUM 300 Mh, SAGA, WINDOWS 98). - 600.00, р.
Ореховый прутик: сборник мультфильмов, Выпуск 1/ Реж. И. Аксенчук. - М.: Крупный план, 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (90 мин.) : ,цв., звук на том же нос., зв.диск, моно
Конек-Горбунок: мультфильмы/ Реж. И. Иванов-Вано, А. Снежко-Блоцкая, Комп. В. Оранский, Сцен. Е. Помещиков, И. Рожков, Роли озвучивали А. Грибов, М. Виноградова, Г. Вицин. - М.: Видеобаза, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (90 мин.) : ,цв., звук на том же нос., зв.диск, моно
Чиполлино. Заколдованный мальчик: сборник мультфильмов. - М.: Киновидеообъединение "Крупный план", 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (86 мин.) : ,цв., звук на том же нос., зв.диск, моно
Двенадцать месяцев. В Яранге горит огонь: сборник мультфильмов. - М.: Киновидеообъединение "Крупный план", 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (78 мин.) : ,цв., звук на том же нос., зв.диск, моно
Доктор Айболит [художественный фильм]: экранизация детской сказки К. Чуковского/ Сцен. Е. Шварц, Реж. В. Немоляев, Опер. А. Петров, Комп. А. Варламов, В ролях: М. Штраух, А. Вильямс, И. Аркадин, В. Селезнев и др. - М.: Союздетфильм, 1938; М.: Мастер Тэйп, 2005. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (66 мин.) : ,черн-бел., звук на том же нос.
Золотой ключик [художественный фильм]: приключенческая сказка по мотивам одноименной книги А.Н. Толстого/ Сцен. А. Толстой, Толстая Л., Л. Лещенко, Реж. А. Птушко, Опер. Н. Ренков, Комп. Л. Шварц, В ролях: А. Шагин, С. Мартинсон, Г. Уваров, Н. Боголюбов и др. - М.: Мосфильм, 1939; М.: Мастер Тэйп, 2005. - 1 эл. опт.диск (DVD-ROM) (79 мин.) : черн-бел., звук на том же нос.
Приключения [сборник художественных фильмов]: 4 в 1. - М.: Магнат, 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (303 мин.) : ,черн-бел., звук на том же нос., изобр.pеал.
Городские сказки: коллекционное издание на 6-ти DVD дисках. - М.: ПТФ Сейприс, 2007. - 6 эл. опт. диск (DVD-ROM) (794 мин.) : ,черн-бел и цв., звук на том же нос., изобр.pеал.
Руслан и Людмила: фильм-сказка в 2 сериях по мотивам поэмы А. С. Пушкина/ Сцен. А. Птушко, Опер. И. Гелейн, Худ. Е. Серганов, Комп. Т. Хренников, В ролях В. Козинец, В. Невинный , Н. Петрова , В. Федоров , А. и др. Абрикосов. - М.: Крупный план, 2005; М.: Мосфильм, 1980. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (149 мин.) : ,цв., звук на том же нос., изобр.pеал.
Илья Муромец [художественный фильм]: по мотивам русских народных былин/ Сцен. М. Кочнев, постановка А. Птушко, Опер. Ф. Проворов, Ю. Кун, Худ. Е. Куманьков, Комп. И. Морозов, В ролях: Б. Андреев, А. Абрикосов, М. Пуговкин, Н. Мышкова и др.. - М.: Крупный план, 2008; М.: Мосфильм, 1956. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (89 мин.) : ,цв., звук на том же нос., изобр.pеал.
Детское кино [художественный фильм]: сказки для детей. - М.: Магнат, 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (200 мин.) : ,черн-бел., звук на том же нос., изобр.pеал.
Сказки русских писателей [мультфильмы]. - [М.]: Видеобаза, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (87 мин.) : ,цв., звук на том же нос., анимац