Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г. Сергиев Посад
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №11 _______________ В. Н. Варенова «30» августа 2019 г. приказ _____ от "30"августа 2019 г. |
Рабочая программа по литературному чтению
для 1 класса «В»
базовый уровень
2019 - 2020 учебный год
Разработчик программы: Филатова Ирина Васильевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
2019 г.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;
авторской программой по литературному чтению для 1 класса Л. А. Ефросининой «Литературное чтение», Москва, «Вентана-Граф», 2013 г; УМК «Начальная школа XXI века».
По учебному плану МБОУ СОШ №11 на изучение данного предмета отводится 115 ч (3,5ч один раз в две недели рез неделю и 4ч один раз в две недели рез неделю ).
Планируемые результаты изучения предмета
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
различать, сравнивать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
кратко характеризовать:
-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые /мягкие);
решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх — пяти звуков;
-плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
-осознавать смысл прочитанного;
К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:
-различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
-читать целыми словами и предложениями;
-самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
-выделять в словах слоги в устной работе;
-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
-переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы.
Литературное чтение:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
-понимать содержание прослушанных произведений;
-осознанно воспринимать и различать произведении фольклора (скороговорки, загадки, песня, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
-читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:
-понимать нравственной содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
-оформлять информацию о произведении или книге в виде' модели.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
-определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.
К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:
-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословицы;
-находить в тексте произведения сравнения, обращения;
-находить в тексте и читать диалоги героев;
-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
-читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
-моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений.
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
-находить в тексте информацию о героях, произведении или книги, заданную в явном виде;
-определять тему текста;
-работа с несложными таблицами, схемами, моделями;
К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:
-сравнивать произведения по таблице.
-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
-находить в тексте информацию о героях произведений.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание курса
Букварный период 61ч
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами.
Читаем сказки, загадки, скороговорки 4ч
Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Осознанное восприятие и различие произведений фольклора. На практическом уровне определять и называть жанры , темы произведений
Учимся уму-разуму 17ч
Понимание нравственного содержания прочитанного произведения, использования в речи литературоведческих понятий. Сравнение произведений по таблице. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Читаем о родной природе 12ч
Оформление информации о произведении или книги в виде модели. Высказывание суждений о произведениях Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
О наших друзьях – животных 14ч
Определение примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Моделирование «живых картинок отдельным эпизодам. Нахождение в тексте сравнений ,обращений. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Читаем сказки, пословицы, считалки 7ч
Сравнение фольклорных и авторских сказок . выделение их особенностей, чтение вслух произведений различных жанров
Чтение и выделение особенностей сказок, пословиц, считалок. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Букварный период | 61 | Экскурсия в школьную библиотеку |
Читаем сказки, загадки, скороговорки | 4 | Творческая работа «В гостях у сказки» |
Учимся уму-разуму | 17 | Проект «Советы первокласснику» |
Читаем о родной природе | 12 | Творческая работа «Красота родного края» |
О наших друзьях - животных | 14 | Творческая работа «Моё любимое животное» |
Читаем сказки, пословицы, считалки | 7 | Проект «Кладовая знаний» |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО начальных классов от «29» августа 2019 г. протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________ Фадеева О.В. «29» августа 2019 г. |