СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад










УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________ В. Н. Варенова

«30» августа 2019 г.

приказ _____ от "30"августа 2019 г.





Рабочая программа по литературному чтению


для 1 класса «В»

базовый уровень

2019 - 2020 учебный год











Разработчик программы: Филатова Ирина Васильевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.










2019 г.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;

авторской программой по литературному чтению для 1 класса Л. А. Ефросининой «Литературное чтение», Москва, «Вентана-Граф», 2013 г; УМК «Начальная школа XXI века».

По учебному плану МБОУ СОШ №11 на изучение данного предмета отводится 115 ч (3,5ч один раз в две недели рез неделю и 4ч один раз в две недели рез неделю ).


Планируемые результаты изучения предмета

Предметные результаты


  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

различать, сравнивать:

-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

-звук, слог, слово;

-слово и предложение;

кратко характеризовать:

-звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые /мягкие);

решать учебные и практические задачи:

-выделять предложение и слово из речевого потока;

-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх — пяти звуков;

-плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;

-осознавать смысл прочитанного;

К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:

-различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

-читать целыми словами и предложениями;

-самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;

-выделять в словах слоги в устной работе;

-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

-переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические нормы.

Литературное чтение:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

-понимать содержание прослушанных произведений;

-осознанно воспринимать и различать произведении фольклора (скороговорки, загадки, песня, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);

-читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:

-понимать нравственной содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

-оформлять информацию о произведении или книге в виде' модели.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

-определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.

К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:

-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословицы;

-находить в тексте произведения сравнения, обращения;

-находить в тексте и читать диалоги героев;

-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

-читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

-моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;

-придумывать истории с героями изученных произведений.

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);

-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;

-находить в тексте информацию о героях, произведении или книги, заданную в явном виде;

-определять тему текста;

-работа с несложными таблицами, схемами, моделями;

К концу обучения в первом классе обучающиеся могут научиться:

-сравнивать произведения по таблице.

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

-находить в тексте информацию о героях произведений.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Содержание курса


Букварный период 61ч

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами.


Читаем сказки, загадки, скороговорки 4ч

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Осознанное восприятие и различие произведений фольклора. На практическом уровне определять и называть жанры , темы произведений


Учимся уму-разуму 17ч

Понимание нравственного содержания прочитанного произведения, использования в речи литературоведческих понятий. Сравнение произведений по таблице. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).


Читаем о родной природе 12ч

Оформление информации о произведении или книги в виде модели. Высказывание суждений о произведениях Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста.

Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.


О наших друзьях – животных 14ч

Определение примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Моделирование «живых картинок отдельным эпизодам. Нахождение в тексте сравнений ,обращений. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).


Читаем сказки, пословицы, считалки 7ч

Сравнение фольклорных и авторских сказок . выделение их особенностей, чтение вслух произведений различных жанров

Чтение и выделение особенностей сказок, пословиц, считалок. Определение темы произведения.

Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.







Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Букварный период

61

Экскурсия в школьную библиотеку

Читаем сказки, загадки, скороговорки

4

Творческая работа «В гостях у сказки»

Учимся уму-разуму

17


Проект «Советы первокласснику»

Читаем о родной природе

12

Творческая работа «Красота родного края»

О наших друзьях - животных

14

Творческая работа «Моё любимое животное»

Читаем сказки, пословицы, считалки

7

Проект «Кладовая знаний»




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов

от «29» августа 2019 г.

протокол № 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______________ Фадеева О.В.

«29» августа 2019 г.