Рабочая программа по литературному чтению.
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Литературное чтение и слушание
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и примерной программе начального общего образования. Составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа предполагает содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Курс литературного чтения 1 класса поможет ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт. Уроки литературного слушания пройдут в тот период обучения, когда дети самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. Учащиеся практически познакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых формировать «читательскую самостоятельность».
В соответствии с учебным планом начального общего образования и годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год программа по литературному чтению будет пройдена за 132 часа (4 часа в неделю), из них 63 часа на I полугодие (48 ч литературного чтения + 15 ч литературного слушания); 69 часов - на II полугодие (51 ч литературное чтение + 18 ч литературное слушание).
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров
Учебно-тематический план
№ | Название | Количество часов |
1. | Добукварный период. | 2 ч |
2. | Букварный период. | 81 ч |
| Всего: 83 часа. Из них- литературного чтения 63 часа, 20 часов –литературного слушания. | |
3 | Послебукварный период. Литературные произведения. | 49 ч |
| Читаем сказки, загадки, скороговорки. | 3 |
| Учимся уму – разуму. | 3 |
| Читаем о родной природе. | 8 |
| Читаем сказки, пословицы, считалки. | 6 |
| Читаем о родной природе. | 7 |
| Повторение. | 3 |
| Всего: 49 ч. Из них- литературного чтения 36 часов, 13 часов –литературного слушания. | |
| Всего: | 132 ч |
Содержание тем учебного курса
Круг чтения: произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов, стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины ХХ в., раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.
Примерная тематика: произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле. Мир сказок (17 ч) Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса. Учимся уму-разуму (19 ч) Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк. Мир Родной природы (14 ч) Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г.Цыферова, С.Чёрного, И.Соколова-Микитова, И.Шевчука, Л.Толстого, В.Бианки, Э.Мошковской. О наших друзьях-животных (11 ч). Стихи, рассказы, сказки М.Михайлова, В.Сутеева, А.Блока, Е.Чарушина, А.Барто, Н.Сладкова, С.Михалкова, И.Мазнина, Ю.Коваля, Дж.Родари.
О тебе, моя Родина (7 ч) Пословицы о Родине, стихи и рассказы С. Дрожжина, Е. Серова, С. Романовского, А.Плещеева.
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение»:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); понимать нравственное содержание прочитанного произведения; высказывать суждения о произведении и поступках героев; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы; читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Учебная программа предполагает:
1. Восприятие литературного произведения
Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. Умение узнавать произведения разных жанров.
2. Ориентировка в литературоведческих понятиях
Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение.
Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Элементы книги: обложка, переплет, иллюстрации.
Читательские умения и навыки:
Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.
Творческая деятельность:
Проявлять интерес к словесному творчеству, принимать участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок и историй. Разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, участвовать в театральных играх.
Круг чтения:
Произведения устного народного творчества русского и других народов, стихотворные произведения классиков 19 – 20 века, детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности культуры.
Произведения о жизни детей разных народов и стран.
Научно – познавательная книга: о природе, открытиях, истории. Юмористические произведения.
навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2014.
Ефросинина Л.А., Оморокова М. И.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2014.
Литературное чтение. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс. Ефросинина Л.А.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
Дидактические материалы:
касса букв; комплект фишек; предметные картинки; полоски для обозначения слов, предложений.
Список литературы:
Нормативные документы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П. 2010 г.
Учебно-методическая литература:
Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.: Грамота:1 класс: Методический комментарий. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2008.
Календарно – тематический план по литературному чтению (1 класс)
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Корректировка |
| План | Факт |
1 | Добукварный период Введение понятия «предложение». | 1 | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 02.09 | | |
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | 1 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.). Пересказ сказки "Репка". Интонационное выделение первого звука в словах "репка", «дед», «бабка», "внучка", «Жучка», "кошка", "мышка". Отработка пространственных отношений между объектами. Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца. | 03.09 | | |
| Букварный период. | | | | | |
3-4 | Знакомство с буквой «А, а» | 2 | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда. | 07.09 08.09 | | |
5-6 | Знакомство с буквой «Я, я» | 2 | Звуковой анализ слов «якорь», «маяк», «Аня». Выбор слов со звуком [я] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда. | 09.09 10.09 | | |
7 | Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) | 1 | Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й]. Звуковой анализ слова «яхта». Буква "я" в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]. Звуковой анализ слова «якорь» (для сильных детей). | 14.09 | | |
8-9 | Знакомство с буквой «О, о» | 2 | Звуковой анализ слова «полка». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик». Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок». Разгадывание кроссворда. | 15.09 16.09 | | |
10 | Знакомство с буквой «Ё, ё» | 1 | Звуковой анализ слова «ёжик». Буква "ё" в начале слова (обозначение звуков [й'] и [о]. Звуковой анализ слова «ёлка» (для сильных детей). | 17.09 | | |
11 | Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]) | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Звуковой анализ слов «труба», «стул». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 21.09 | | |
12-13 | Знакомство с буквой «У, у» | 2 | Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Разгадывание кроссворда. | 22.09 23.09 | | |
14 | Знакомство с буквой «Ю, ю» | 1 | Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). | 24.09 | | |
15-16 | Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]) | 2 | 28.09 29.09 | | |
17-18 | Знакомство с буквой «Э, э» | 2 | Звуковой анализ слов «этаж», «экскаватор». Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. | 30.09 01.10 | | |
19-20 | Знакомство с буквой «Е, е». | 2 | Звуковой анализ слов «лев», «белка». Упражнение в словоизменении («белка» - «балка» - «булка»). | 05.10 12.10 | | |
21-22 | Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]) | 2 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 13.10 14.10 | | |
23 | Знакомство с буквой «ы» | 1 | Чтение стихотворения С. Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов «рыба», «дым», «усы». Преобразования слов. | 15.10 | | |
24-25 | Знакомство с буквой «И, и» | 2 | Звуковой анализ слов «ирис», «рис». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 19.10 20.10 | | |
26-27 | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | 2 | Сравнение звуков по твердости-мягкости. Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | 21.10 22.10 | | |
28 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | 1 | Звуковой анализ слова «лук», «нос», «мел», составление моделей этих слов с помощью желтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое путём замены буквы. | 26.10 | | |
29-30 | Знакомство с буквой «М, м» | 2 | Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. | 27.10 28.10 | | |
31 | Знакомство с буквой «Н, н» | 1 | Звуковой анализ слов «нос», «небо». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 29.10 | | |
32-33 | Знакомство с буквой «Р, р» | 2 | Звуковой анализ слов «рысь», «речка». Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). | 02.11 03.11 | | |
34 | Развитие восприятия Развитие восприятия художественного произведения .Муса Гали «Земные краски» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 05.11 | | |
35-36 | Знакомство с буквой «Л, л» | 2 | Звуковой анализ слов «луна», «лиса». Чтение слогов с буквой «л» с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов и предложений. | 09.11 10.11 | | |
37-38 | Знакомство с буквой «Й, й». | 2 | Звуковой анализ слов «чайка», «гайка». Определение лексических значений слов-омонимов «рой», «мой». Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. | 11.11 12.11 | | |
39 | Развитие восприятия художественного произведения М. Михалков «Лесные хоромы» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 16.11 | | |
40-41 | Знакомство с буквой «Г, г» | 2 | Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. | 23.11 24.11 | | |
42-43 | Знакомство с буквой «К, к» Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости. | 2 | Звуковой анализ слов «карта», «брюки». Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: «юла», «лимон», «клоун». Знакомство с характеристикой согласных звуков | 25.11 26.11 | | |
44 | Чтение слогов, слов с изученными буквами. | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 30.11 | | |
45-46 | Знакомство с буквой «З, з» | 2 | Звуковой анализ слов «зебра», «замок». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок. | 01.12 02.12 | | |
47 | Знакомство с буквой «С, с» | 1 | Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов («навес», «сосна», «бант»). | 03.12 | | |
48-49 | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости. | 2 | Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон). | 07.12 08.12 | | |
50-51 | Знакомство с буквой «Д, д» | 2 | Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова: «среда» - «адрес». | 09.12 10.12 | | |
52-53 | Знакомство с буквой «Т, т» | 2 | Звуковой анализ слов «труба», «Таня». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов. Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. | 14.12 15.12 | | |
54-55 | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | 2 | Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. | 16.12 17.12 | | |
56-57 | Знакомство с буквой «Б, б» | 2 | Звуковой анализ слов «бант», «бинт». Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков | 21.12 22.12 | | |
58-59 | Знакомство с буквой «П, п». | 2 | Звуковой анализ слов «печка», «пушка». Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам («павлин»). Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 23.12 24.12 | | |
60-61 | Знакомство с буквой «В, в». | 2 | Звуковой анализ слов «вода», «корова». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов. | 28.12 29.12 | | |
62-63 | Проверка навыка чтения вслух. Диагностическое тестирование. | 2 | | 30.12 31.12 | | |
64-65 | Знакомство с буквой «Ф, ф». | 2 | Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Чтение слогов и слов. Чтение слов «сев», «довод» справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. | 11.01 12.01 | | |
66-67 | Знакомство с буквой «Ж, ж». | 2 | Звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок». Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). | 13.01 14.01 | | |
68-69 | Знакомство с буквой «Ш, ш». Сопоставление звуков [ж] и [ш] по звонкости-глухости. | 2 | Звуковой анализ слов «груша», «катушка». Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. | 18.01 19.01 | | |
70-71 | Знакомство с буквой «Ч, ч» | 2 | Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч’] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. | 20.01 21.01 | | |
72 | Знакомство с буквой «Щ, щ» | 1 | Звуковой анализ слов «ящик», «клещи». Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. | 25.01 | | |
73-74 | Знакомство с буквой «Х, х» | 2 | Звуковой анализ слов "хобот", "хвост". Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. | 26.01 27.01 | | |
75 | Знакомство с буквой «Ц, ц» | 1 | Звуковой анализ слов «синица», «цапля». Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары) | 28.01 | | |
76-77 | Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». Знакомство с разделительной функцией «ь». | 2 | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. | 01.02 02.02 | | |
78-79 | Знакомство с особенностями «ъ» | 2 | Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на ь и ъ знаках. | 03.02 04.02 | | |
80 | Развитие восприятия художественного произведения Я. Аким «Мой верный чиж». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 08.02 | | |
81 | Проверка техники чтения. | 1 | | 09.02 | | |
82 | Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Дядя Миша». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию. | 10.02 | | |
83 | Праздник "Прощание с букварём". | 1 | | 11.02 | | |
1 | Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак «Спрятался». В.Голявкин | 1 | Проблемная ситуация: "Чего больше в русском языке: букв или звуков?" Чтение стихотворения Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Умение определить и объяснить значение слова в контексте. | 15.02 | | |
2 | Развитие восприятия художественного произведения . Русская народная сказка «Привередница», В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 16.02 | | |
3 | «Три котенка». В. Сутеев «Беспокойные соседки». А.Шибаев | 1 | Чтение рассказа В. Сутеева "Три котенка" и выполнение задания к рассказу. Чтение стихотворения А.Шибаева «Беспокойные соседки» и обсуждение вопроса о том, как превратить буквы Г,Д,Е,Ё,Ж в предложение. | 17.02 | | |
4 | «Про нос и язык». Е. Пермяк «Меня нет дома». Г. Остер | 1 | Чтение рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык" и Г. Остера "Меня нет дома" учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий к рассказам. Обсуждение с детьми справедливости бабушкиного шутливого ответа. | 18.02 | | |
5 | Развитие восприятия художественного произведения Ш. Перро «Красная шапочка» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 22.02 | | |
6 | «На зарядку – становись»! А.Шибаев «Познакомились». А.Шибаев | 1 | Чтение рассказа А.Шибаева "На зарядку – становись!" учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий. Инсценировка: один или два ученика изображают букву, остальные угадывают, какая это буква. | 29.02 | | |
7 | Развитие восприятия художественного произведения « Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки.» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 01.03 | | |
8 | «Как Никита играл в доктора». Е. Чарушин, «Всегда вместе». А. Шибаев | 1 | Чтение рассказа Е. Чарушина "Как Никита играл в доктора" учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему? Чтение рассказа А. Шибаева «Всегда в месте» учителем и хорошо читающими учениками. | 02.03 | | |
9 | «Маленький тигр» Г. Цыферов, «Кто?» С.Чёрный | 1 | Чтение сказки «М аленький тигр» Г. Цыферова учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение сказки по ролям. Чтение стихотворения С. Чёрного «Кто?» учителем и хорошо читающими учениками. | 03.03 | | |
10 | «Середина сосиски.» Г. Остер, «Жадина». Я. Аким | 1 | Чтение рассказа Г. Остера «Середина сосиски» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение комичности ситуации. Ролевое чтение. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» Ответы на вопросы. | 07.03 | | |
11 | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик», Г. Скребицкий «Мать». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 09.03 | | |
12 | «Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский «Рукавичка». Украинская народная сказка | 1 | Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…» Ответы на вопросы. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Сравнение сказок (народная и авторская). | 10.03 | | |
13 | «Спускаться легче». Г. Остер, «Под грибом» В. Сутеев | 1 | Чтение рассказа Г. Остера «Спускаться легче». Обсуждение: это шутка или серьёзный рассказ. Ролевое чтение. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | 14.03 | | |
14 | «Что за шутки»? А. Шибаев «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера | 1 | Чтение стихотворения А.Шибаева «Что за шутки?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета». Выполнение заданий к рассказу. | 15.03 | | |
15 | Развитие восприятия художественного произведения М. Пришвин «Лисичкин хлеб». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 16.03 | | |
16 | «Как меня называли». Б. Житков «Большая новость». А.Кушнер. | 1 | Чтение рассказа Б. Житкова «Как меня называли». Обсуждение: «Почему мальчика прозвали Почемучкой и какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?» | 17.03 | | |
17 | Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост», С. Баруздин « Весёлые рассказы». | 1 | Чтение рассказов Е.Пермяка «Пичугин мост», С. Баруздина « Весёлые рассказы». | 21.03 | | |
18 | «Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев «Яшка». Е.Чарушин | 1 | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Как поросенок говорить научился». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка». Ответы на вопросы. | 22.03 | | |
19 | «Что я узнал»! А.Кушнер | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 23.03 | | |
20 | Развитие восприятия художественного произведения Е. Благинина «Тюлюлюй». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 24.03 | | |
21 | «Медвежата». Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв | 1 | Чтение рассказов Ю. Дмитриева и Г.Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заголовков к рассказам. | 28.03 | | |
22 | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква». Выполнение заданий к рассказу. | 29.03 | | |
23 | «Ступеньки». Н.Носов | 1 | Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждение: нужно ли доводить любое начатое дело до конца? | 30.03 | | |
24 | Развитие восприятия художественного произведения С. Маршак «Тихая сказка», В. Сутеев «Ёлка». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 31.03 | | |
25 | «Горячий привет». О.Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер | 1 | Чтение стихотворения О. Дриза «Горячий привет» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету. | 04.04 | | |
26 | «Зайчата». Е. Чарушин «Сорока и заяц». Н.Сладков | 1 | Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата». Ответ на вопрос. Чтение рассказа Н.Сладкова «Зайчата». Умение определить и объяснить значение выражения «заячья душа» в контексте. Чтение рассказа Н.Сладкова «Лиса и Заяц». Творческое задание: придумать, как ответил Заяц Лисе; сравнить с тем, как это написано у автора. Сравнение произведений Н.Сладкова и Е. Чарушина. | 05.04 | | |
27 | «Лиса и заяц». Н.Сладков «Затейники». Н.Носов | 1 | Чтение рассказа Н.Носова «Затейники». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор подходящего заголовка с использованием малых фольклорных форм. Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Ответы на вопросы по | 06.04 | | |
28 | «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г.Сапгир | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 07.04 | | |
29 | Развитие восприятия художественного произведения К. Чуковский «Муха-цокотуха», Братья Гримм «Заяц и ёж». | 1 | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. | 11.04 | | |
30 | «Про мышку, которая ела кошек». Дж.Родари | 1 | Чтение сказки Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. | 18.04 | | |
31 | «Ёж» (отрывок). А.Толстой «Волк ужасно разъярён»… В.Лунин «Зелёный заяц». Г. Цыферов | 1 | Чтение сказки А.Толстого «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения В.Лунина «Волк ужасно разъярён»… Умение определить и объяснить значение слова в контексте. Чтение рассказа Г.Цыферова «Зелёный заяц». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | 19.04 | | |
32 | Развитие восприятия художественного произведения А. Блок «Снег да снег», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», Г. Скребицкий «Пушок» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 20.04 | | |
33 | «Он живой и светится». В.Драгунский | 1 | Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски. | 21.04 | | |
34 | Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков | 1 | Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм. Выработка оценочных суждений к литературным персонажам | 25.04 | | |
35 | Развитие восприятия художественного произведения Н. Носов «Фантазёры». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 26.04 | | |
36 | "Лошарик" Г.Сапгир | 1 | Чтение сказки Г. Сапгира «Лошарик». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. Чтение стихотворения В. Берестова «Картинки в лужах». Ответы на вопросы. | 27.04 | | |
37 | ,«Картинки в лужах» В.Берестов | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 28.04 | | |
38 | Развитие восприятия художественного произведения Е. Ильина «Шум и Шумок», Н. Саконская «Мы с мамой». | 1 | 03.05 | | |
39 | Читаем сказки, загадки, скороговорки Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок), Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | Знакомство с литературными (авторскими) сказками. Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…».Упражнение в чтении описаний кораблика, корабельщиков. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение отрывка. Знакомство с книгой «Сказки А.С.Пушкина». Закрепление понятия народная сказка. | 04.05 | | |
40 | В. Сутеев «Кораблик», Скороговорка, В.В.Бианки «Лис и Мышонок». Проверь себя. | 1 | Работа с текстом сказки: целостное восприятие, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Сравнение образов Мышонка и Лисы. | 05.05 | | |
41 | Учимся уму - разуму К.Д.Ушинский «Играющие собаки». Дополнительное чтение. Л.Н.Толстой «Косточка». | 1 | Чтение учителем рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки», чтение по частям, выполнение заданий в учебнике и тетради, составление плана, обучение подробному пересказу. Работа с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение произведений Л.Н.Толстого. | 11.05 | | |
42 | Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк», В. Сутеев «Палочка – выручалочка». | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 12.05 | | |
43 | Произведения о детях. В.А.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И.Северянин «Её питомцы». Дополнительное чтение: Е. Пермяк «Торопливый ножик» | 1 | Отработка навыка чтения вслух. Выразительное чтение – показ отношения к герою рассказа. Определение темы и жанра произведения. Выполнение заданий в учебни ке и тетради. Работа с пословицей, выразительное чтение и объяснение смысла пословицы. Слушание стихотворения И.Северянина «Её питомцы». Сравнение произведений. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. | 16.05 | | |
44 | В. Осеева «Потерянный день». Пословицы, В. Осеева «Три товарища» Дополнительное чтение: В. Осеева «Печенье» | 1 | Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», выполнение заданий в учебнике тетради. Работа с пословицей: выразительное чтение, определение и объяснение ее смысла, | 17.05 | | |
45 | Развитие восприятия художественного произведения Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 18.05 | | |
46 | А. Барто «Я – лишний», Пословица, Я. Аким «Мама». Дополнительное чтение: Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. | 1 | Чтение стихотворений А. Барто «Я – лишний» и Я. Акима «Мама». Работа над выразительностью прочтения, над рифмой. Чтение пословицы, объяснение её смысла, приведение своих примеров пословиц. | 19.05 | | |
47 | Развитие восприятия художественного произведения Е. Трутнева «Когда это бывает?», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок). | 1 | Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | 23.05 | | |
48 | Проверка техники чтения. | 1 | | 24.05 | | |
49 | Итоговый урок. Летнее чтение. | 1 | Чтение ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение , упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради. | 25.05 | | |
132 ч | | | | | | |
18