Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №15"
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №15
_____________
"____"_______________2019г
приказ №___ от "___"_______2019г
Рабочая программа по литературному чтению
3 "В" класс
Составитель:
учитель начальных классов
2019 г.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты
К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, правильно, выразительного читать текст целыми словами;
- выработать умение ускоренно читать произведение (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного пересказа;
- составлять план к прочитанному;
- выделять в тексте слова автора и действующих лиц;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- оценивать выполнение любой проделанной работы.
Получат возможность научиться:
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3-х произведений;
- знать наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать несколько народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать пословицы, крылатые выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации употреблять каждую из них;
- уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
- применять в учебной и в реальной деятельности личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
2. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» по литературному чтению для 3 класса разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой и др. Москва « Просвещение» 2015г.
В соответствии с учебным планом школы предмет «Литературное чтение» в 3 классе реализуется в количестве 4 часов в неделю. Всего 136 часов в год.
17 часов отводится на предмет «Чтение на родном языке». Предмет «Литературное чтение» реализуется, таким образом, 119часов в год.
Обучение представлено разделами:
Знакомство с учебником и разделом.
Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»
B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»);
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).
Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).
Оценочные средства
1 четверть | Работа с текстом «Золотой верблюд» | Приложение 1 |
2 четверть | Работа с текстом «Зайка-зазнайка» | Приложение 2 |
3 четверть | Работа с текстом «Кто кого?» | Приложение 3 |
4 четверть | Работа с текстом «Золотой луг» | Приложение 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые сроки прохождения темы | Скорректированные сроки прохождения темы |
Самое великое чудо на свете (1 ч) |
| Знакомство с учебником. Знакомство с разделом. | Р.- самостоятельно организовывать своё рабочее место. П.ориентироваться в учебнике. К.- участвовать в диалоге, понимать других. | | |
Устное народное творчество (5ч) |
| Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. | Р.- совместно с учителем определять учебную цель. П.- делать самостоятельные простые выводы. К.- оформлять свою мысль в устной речи. | | |
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Р.- оценивать весомость своих и чужих рассуждений. П.- сопоставлять характеристики объектов. К.- составлять небольшие устные высказывания. | | |
| Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк». | Р.- выстраивать последовательность текста. П.- выбирать одно решение из нескольких. К.- читать тексты учебника и понимать их. | | |
| Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Р.- учиться высказывать своё предположение. П.- кратко обосновывать выбор своего решения. К.- понимать и принимать речь других. | | |
| Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | Р.- оценивать результаты своей и чужой деятельности. П.- использовать информацию в создании проекта. К.- участвовать в работе группы. | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
| Знакомство с разделом. «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Смоленского) | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- выделять существенное в объектах. К.- слушать и понимать речь других. | | |
| «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского) продолжение | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- выделять существенное в объектах. К.- слушать и понимать речь других. | | |
| Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | Р.- анализировать собственную работу. П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| Ф.Тютчев «Листья» Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | Р.- анализировать собственную работу. П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Р.- совместно с учителем определять учебную цель. П.- перерабатывать полученную информацию. К.- участвовать в диалоги, понимать других. | | |
| И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- слушать других и понимать их точку зрения | | |
| И.Никитин «Встреча зимы». | Р.- определять план выполнения задания. П.- находить нужную информацию в тексте. К.- оформлять свои мысли в речи. | | |
| И.Суриков «Детство». | Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- самостоятельно делать простые выводы. К.- воспринимать текст с учётом учебной задачи. | | |
| И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Р.- умение удерживать учебную задачу. П.- воспроизводить информацию по памяти. К. участвовать в диалоге, понимать других. | | |
| Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | Р.- сравнивать результаты своей деятельности с эталоном. П.- выполнять самостоятельные действия. К. - участвовать в диалоге. | | |
| Путешествие в Литературную страну Обобщающий урок. | Р.- сравнивать результаты своей деятельности с эталоном. П.- выполнять самостоятельные действия. К. - участвовать в диалоге. | | |
Великие русские писатели (19ч) |
| Знакомство с названием раздела. А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». | Р.- совместно с учителем определять учебную цель. П.- самостоятельно отбирать нужную информацию. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| А.Пушкин. Лирические стихотворения. | Р.- совместно с учителем определять учебную цель. П.- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения. К.- участвовать в диалоге. | | |
| А.Пушкин. «Зимнее утро». | Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- выполнять анализ объекта. К.- составлять небольшие устные высказывания. | | |
| А.Пушкин «Зимний вечер». | Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- выполнять анализ объекта. К.- составлять небольшие устные высказывания. | | |
| А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Р.- умение услышать и удерживать учебную информацию. П.- перерабатывать полученную информацию. К.- понимать речь других и задавать вопросы. | | |
| А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Продолжение. | Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К. -оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Обобщение. | Р.- оценивать весомость сказанных рассуждений. П.- выявлять особенности разных объектов. К.- находить в тексте необходимую информацию. | | |
| Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. «Мартышка и очки». | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения. | | |
| И.Крылов «Мартышка и очки» | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения. | | |
| И.Крылов «Зеркало и Обезьяна». | Р.- оценивать цель своей деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- характеризовать признаки объекта. | | |
| И.Крылов «Ворона и лисица». | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения. | | |
| М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Стихотворения «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | Р.- оценивать цель своей деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- характеризовать признаки объекта. | | |
| М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | Р.- оценивать цель своей деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- характеризовать признаки объекта. | | |
| М.Лермонтов.«Утёс», «Осень». | Р.- определять план выполнения заданий П.- производить целостный образ. К.- ставить вопросы к тексту, отвечать. | | |
| Л.Толстой «Акула» | Р.- высказывать своё предположение. П.- делать выводы в совместной работе класса. К.- составлять план текста. | | |
| Л.Толстой «Прыжок». | Р.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. П.- сравнивать различные объекты. К.- воспринимать текст с учётом поставленной задачи. | | |
| Л.Толстой «Лев и собачка». | Р.- определять цель учебной деятельности. П.- выявлять особенности разных объектов. К.- воспринимать текст с учётом поставленной задачи. | | |
| Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | Р.- совместно с учителем определять учебную цель П.- выделять признаки объекта. К.- читать, понимать текст. | | |
| Оценка достижений. | Р.- анализировать собственную работу. П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К.- организовывать взаимодействия. | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- самостоятельно определять цель своей деятельности. П.- производить синтез (дать целостную картину). К.- принимать участие в диалоге. | | |
| Н.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над морем…» | Р.- самостоятельно определять цель своей деятельности. П.- производить синтез (дать целостную картину). К.- принимать участие в диалоге. | | |
| Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Р.- уметь планировать свою деятельность. П.- поиск и выделение информации. К.- уметь выражать свои мысли. | | |
| К Бальмонт «Золотое слово». | Р.- определять цель учебной деятельности. П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. К.- полностью выражать свои мысли. | | |
| И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | Р.- уметь планировать свою деятельность. П.- высказывать предположения. К.- ориентироваться на позицию партнёра. | | |
| Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2». | Р.- оценить результаты своей деятельности. П.- формировать умение обобщать. К.- уметь точно и полно выражать свои мысли. | | |
Литературные сказки (8 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- выполнять анализ признаков. К.- принимать другую точку зрения. | | |
| Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- выполнять анализ признаков. К.- принимать другую точку зрения. | | |
| Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | Р.- самостоятельно искать средства её осуществления. П.- составлять простой план текста. К.- читать текст про себя, ставить вопросы к нему. | | |
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница». | Р.- удерживать цель до получения её результата. П.- отбирать информацию из словарей. К.- уметь точно выражать свои мысли. | | |
| В.Гаршин «Лягушка-путешественница». | Р.- оценивать весомость приводимых рассуждений. П.- производить анализ признаков. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| В.Одоевский «Мороз Иванович». | Р.- планировать свои учебные действия. П.- предполагать , какая информация нужна для решения проблемы. К.- высказываться, оформляя свои мысли с учётом учебной проблемы. | | |
| В.Одоевский «Мороз Иванович». | Р.- анализировать собственную работу П.- выделять существенные и не существенные признаки. К.- читать про себя, выделяя смысл произведения. | | |
| Оценка достижений Обобщающий урок по первой части учебника | Р.- саморегулировать свои действия. П.- выбирать решения, кратко обосновывать свой выбор. К.- уметь контролировать действия партнёра. | | |
Были-небылицы (10 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- определять цель учебной деятельности самостоятельно. П.- самостоятельно отбирать для решения необходимые источники. К.- ставить вопросы к тексту. | | |
| М.Горький «Случай с Евсейкой». | Р.- определять цель учебной деятельности самостоятельно. П.- самостоятельно отбирать для решения необходимые источники. К.- ставить вопросы к тексту. | | |
| М.Горький «Случай с Евсейкой». | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- производить анализ информации. К.- принимать другую точку зрения. | | |
| К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- производить анализ полученной информации. К.- читать вслух и про себя. | | |
| К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Р.- оценивать весомость приводимых доказательств. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- ставить вопросы к тексту. | | |
| К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Р.- оценивать весомость приводимых доказательств. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- ставить вопросы к тексту. | | |
| А.Куприн «Слон». | Р.- самостоятельно искать средства осуществления цели. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- высказывать свою точку зрения. | | |
| А.Куприн «Слон». | Р.- самостоятельно составлять план выполнения задачи. П.- производить анализ объекта. К.- слушать и понимать других. | | |
| А.Куприн «Слон». | Р.- самостоятельно составлять план выполнения задачи. П.- производить анализ объекта. К.- слушать и понимать других. | | |
| Урок-обобщение по разделу « Были-небылицы». | Р.- осуществлять итоговый контроль деятельности. П.- делать выводы в результате работы класса. К.- организовывать взаимодействие. | | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | | | 17.01 |
| Знакомство с названием раздела. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей». | Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. П.- производить анализ информации. К.- оформлять мысли в устной речи. | | |
| С.Чёрный «Воробей»,»Слон». | Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. П.- производить анализ информации. К.- оформлять мысли в устной речи. | | |
| С.Чёрный «Слон», А.Блок «Ветхая избушка». | Р.- уметь планировать свою деятельность. П.- выделять существенные характеристики объекта. К.- читать и понимать прочитанное. | | |
| А.Блок «Сны», «Ворона». | Р.- определять план выполнения заданий на уроках. П.- производить синтез объекта. К.- доносить свою позицию до других. | | |
| С.Есенин «Черёмуха» | Р.- определять правильность выполнения задания, сравнивая с предыдущим. П.- отбирать информацию, полученную из сообщения учителя и стихов. К.- оформлять свои мысли в устной речи с жизненных речевых ситуаций. | | |
| Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 1». | Р.- определять правильность выполнения задания, сравнивая с предыдущим. П.- отбирать информацию, полученную из сообщения учителя и стихов. К.- оформлять свои мысли в устной речи с жизненных речевых ситуаций. | | |
Люби живое (16 ч) | | | 31.01 |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- перерабатывать информацию, выполнять анализ. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| М.Пришвин «Моя Родина». | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- перерабатывать информацию, выполнять анализ. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | Р.- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- самостоятельно находить нужную информацию для решения задачи. К.- оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевых ситуаций. | | |
| И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К.- участвовать в диалоге, высказывая свою точку зрения. | | |
| В.Белов «Малька провинилась». | Р.- Оценивать весомость приводимых рассуждений. П.- ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания. К.- слушать других и быть готовым изменить свою точку зрения. | | |
| В.Белов «Ещё раз про Мальку». | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- оформлять свои мысли в устной речи с учётом жизненных речевых ситуаций. | | |
| В.Бианки «Мышонок Пик». | Р.- определять план выполнения заданий. П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. К.- читать вслух и про себя тексты. | | |
| В.Бианки «Мышонок Пик». | Р.- оценивать весомость приводимых рассуждений. П.- выделять признаки объектов. К.- слушать других и принимать иную точку зрения. | | |
| Б.Житков «Про обезьянку». | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- читать вслух и ставить вопросы к тексту. | | |
| Б.Житков «Про обезьянку». | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- читать вслух и ставить вопросы к тексту. | | |
| Б.Житков «Про обезьянку». | Р.- самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий. П.- работать по составленному плану. К.- слушать, понимать речь других. | | |
| В.Дуров «Наша Жучка» | Р.- самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий. П.- работать по составленному плану. К.- слушать, понимать речь других. | | |
| В.Астафьев «Капалуха». | Р.- оценивать результаты чужой деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- донести свою позицию до других. | | |
| В.Драгунский «Он живой и светится». | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- работать по составленному плану. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| Урок-конференция «Земля-наш дом родной» | Р.- определять степень успешности выполнения своей работы. П.- отбирать информацию, полученную из разных источников. К.- уметь изменять точку зрения. | | |
| Обобщение | Р.- определять степень успешности выполнения своей работы. П.- отбирать информацию, полученную из разных источников. К.- уметь изменять точку зрения. | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | | | 05.03 |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- определять умение, которые будут сформированы. К.- слушать и понимать речь других. | | |
| С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- определять умение, которые будут сформированы. К.- слушать и понимать речь других. | | |
| А.Барто « Разлука» | Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий. П.- высказывать предположения. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет. | | |
| А.Барто «В театре». | Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий. П.- высказывать предположения. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет. | | |
| С.Михалков «Если»., «Рисунок» | Р.- формулировать учебную проблему. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- доносить свою позицию до других. | | |
| Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Р.- удерживать цель до получения её результата. П.- сопоставлять и отбирать нужную информацию. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь | Р.- анализировать собственную работу. П.- преобразовывать объекты: изменять, творчески переделывать. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
| Оценка достижений. | Р.- анализировать собственную работу. П.- преобразовывать объекты: изменять, творчески переделывать. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч) | | | 01.04 |
| Знакомство с названием раздела. | Р.- удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. П.- составлять целое (характер) из частей (выражений). К.- высказывать свою точку зрения на поступки людей. | | |
| Б.Шергин«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | Р.- удерживать цель учебной деятельности до получения её результата. П.- составлять целое (характер) из частей (выражений). К.- высказывать свою точку зрения на поступки людей. | | |
| А.Платонов «Цветок на земле». | Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- анализировать, выделяя существенные признаки. К.- слушать и понимать речь других. | | |
| А.Платонов «Цветок на земле». | Р.- составлять план выполнения задач. П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью. К.- оформлять свои мысли в устной речи. | | |
| А.Платонов «Ещё мама». | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- выбирать основания для сравнения. К.- читать вслух и понимать прочитанное. | | |
| А.Платонов «Ещё мама». | Р.- определять план выполнения заданий. П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К.- доносить свою позицию до других. | | |
| М.Зощенко «Золотые слова». | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- выбирать основания для сравнения настроения героев. К.- читать, делать прогнозы событий. | | |
| М.Зощенко «Великие путешественники». | Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. П.- выделять признаки поведения. К.- читать вслух, понимать прочитанное. | | |
| М.Зощенко «Великие путешественники». | Р.- определять правильность выполненного задания. П.- выявлять известное и неизвестное. К.- планировать работу с использованием условных обозначений. | | |
| Н.Носов «Федина задача». | Р.- определять план выполнения заданий. П.- составлять простой план текста. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| Н.Носов «Телефон». В.Драгунский «Друг детства» | Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий в жизни. П.- перерабатывать информацию, делать выводы. К.- оформлять мысли в устной речи. | | |
| Урок-обобщение по разделу. Оценка достижений. | Р.- анализировать собственную работу. П.- предполагать, какая информация нужна. К.- организовывать взаимодействие в группе, распределять роли. | | |
По страницам детских журналов (8 ч) |
| Знакомство с названием раздела. https://www.youtube.com/watch?v=hphBdPj57QE | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- сопоставлять и отбирать полученную информацию. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
| Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- сопоставлять и отбирать полученную информацию. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
| Ю.Ермолаев «Проговорился». | Р.- составлять план выполнения учебных задач. П.- производить синтез по известным признакам. К.- слушать и понимать других. | | |
| Ю.Ермолаев «Воспитатели». | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- принимать решение, обосновывая свой выбор. К.- высказывать свою точку зрения. | | |
| Г.Остер «Вредные советы». | Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- читать, понимать прочитанное. | | |
| Г.Остер «Как получаются легенды». | Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя. П.- устанавливать причинно-следственные связи. К.- оформлять мысли в устной речи. | | |
| Р.Сеф «Весёлые стихи». | Р.- оценивать влияние произведений на человека. П.- преобразовывать объект, импровизируя. К.- доносить свою позицию до других. | | |
| «По страницам детских журналов». | Р.- осуществлять итоговый контроль своей деятельности. П.- самостоятельно отбирать полученную информацию. К.- организовывать работу в группе. | | |
Зарубежная литература (9 ч) |
| Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | Р.- планировать решение учебной задачи. П.- планировать работу по изучению незнакомого материала. К.- слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | | |
| Мифы Древней Греции. | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- пытаться принимать иную точку зрения. | | |
| Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». https://youtu.be/7k_rLni_LfU | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- самостоятельно предполагать, какая информация нужна. К.- читать вслух и про себя, вести диалог | | |
| Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | Р.- определять правильность выполненного задания. П.- пересказывать сказку в сжатом виде. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | Р.- определять правильность выполненного задания. П.- пересказывать сказку в сжатом виде. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
| Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | Р.- оценивать уровень владения учебным предметом. П.- извлекать необходимую информацию. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе. | | |
| Обобщение по теме. | Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата. П.- самостоятельно предполагать, какая информация нужна. К.- читать вслух и про себя, вести диалог | | |
| КВН «Цветик-семицветик». | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- пытаться принимать иную точку зрения. | | |
| Повторение пройденного. | Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности. П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- пытаться принимать иную точку зрения. | | |
Приложение 1
Золотой верблюд
Очень много слов записал Даль во время Русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. "Соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, — рассказывал он, — да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уже целая вереница речений".
Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.
Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.
На Далевы тетрадки противник не позарился — не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота. (150 слов)
(В.Порудоминский)
Вопросы и задание.
1. Попробуй объяснить, что в жизни дороже золота, дороже богатства.
2. Для чего человеку дана жизнь?
3. Какую ценность представляет собой словарь В.И. Даля для всех по-
следующих поколений людей?
Приложение 2
Зайка-зазнайка
Жил в лесу заяц косой, косил траву косой. По лугу носился, на кочку спать ложился, друзей не сторонился. Со всеми дружно жил: с медведем воду возил, вместе грядки поливал, волка в магазин сопровождал, о ежа пятки чесал. Работал — не ленился.
Потом загордился: лежит загорает, ничего не делает, а со всеми обедает. Если не дают, поднимает бунт: ушами хлопает, ногами топает, тарелками гремит. Всё бы сидел да морковку ел.
Обиделся медведь: "Не хочу с зайцем вместе сидеть, воду возить и с лодырем дружить".
Утром солнце поднялось, в небе разлеглось да всю заячью капусту и высушило... Вспомнил заяц, что надо огород поливать, да некого запрягать. Сам кое-как воды в бочку налил, а везти нету сил. До тёмной ночи бился —ничего не добился.
Волк за хлебом сходил, медведя накормил. Зайцу помогать не стал, а в лес удрал.
Медведь наелся-напился и спать завалился.
Ёж тоже хорош: свернулся в клубок и медведю под бок.
Так заяц один и остался. Плачет, рыдает, друзей вспоминает. Понял теперь — нехорошо лениться и перед друзьями гордиться. (166 слов)
(В.Чиркин)
Вопросы и задания.
1. Каков жанр этого произведения? Докажи.
2. Раздели данный текст на части, озаглавь их.
3. В какой части заключена главная мысль произведения? Какие слова могли бы стать пословицей?
Приложение 3
Кто кого?
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только камень с дороги убрать.
— Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! — предложила Зайчиха.
— А ну его! — ответил Заяц. — Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.
И остался камень лежать возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге о лежит. Споткнулся и расквасил себе нос.
— Давай уберём камень! — предложила опять Зайчиха. — Смотри, как ты разбился.
— Охота была! — отвечал Заяц. — Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень — в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
— Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! — взмолилась Зайчиха.
— Пусть лежит, где лежал! — ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает.
А Зайчиха смотрит: кто кого?
С. Михалков
(134 слова)
Вопросы
1. Что построили себе в лесу Заяц с Зайчихой?
2. С каким предложением Зайчихи не согласился Заяц?
3. Как ты понимаешь выражение «кто кого»?
Приложение 4
Золотой луг
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Вопросы
1.В какое время луг казался золотым, какое – зеленым? Почему?
2. В каких еще случаях можно употребить слово золотой?
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
на заседании ШМО | заместитель директора по УВР |
учителей начальных классов | ____________ |
от «____» _____________2019г. | «____» _____________2019г. |
протокол № __________ | |
| |
| |
| |