СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

На предмет "Литературное чтение" отводится 119 часов в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №15"

 



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №15

_____________

"____"_______________2019г

приказ №___ от "___"_______2019г

 

 

 









Рабочая программа по литературному чтению

3 "В" класс


 

 

 

 

    






Составитель:

учитель начальных классов

 

 








  2019 г.


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты

К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, правильно, выразительного читать текст целыми словами;

- выработать умение ускоренно читать произведение (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного пересказа;

- составлять план к прочитанному;

- выделять в тексте слова автора и действующих лиц;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- оценивать выполнение любой проделанной работы.

Получат возможность научиться:

- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3-х произведений;

- знать наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать несколько народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать пословицы, крылатые выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации употреблять каждую из них;

- уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

- применять в учебной и в реальной деятельности личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


2. Содержание учебного предмета.

Рабочая программа по образовательной системе «Школа России» по литературному чтению для 3 класса разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой и др. Москва « Просвещение» 2015г.

В соответствии с учебным планом школы предмет «Литературное чтение» в 3 классе реализуется в количестве 4 часов в неделю. Всего 136 часов в год.

17 часов отводится на предмет «Чтение на родном языке». Предмет «Литературное чтение» реализуется, таким образом, 119часов в год.


Обучение представлено разделами:

  • Самое великое чудо на свете (1 часа)

Знакомство с учебником и разделом.

  • Устное народное творчество (5 часов)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).


  • Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».


  • Великие русские писатели (19 часов)

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 


  • Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

 Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;  К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»


  • Литературные сказки (8 ч)

B.  Ф. Одоевский («Мороз Иванович»);  В.  М.   Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).


  • Были-небылицы (10 ч)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»);


  • Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;  С. А. Есенин. «Черемуха».


  • Люби живое (16 ч)

М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).


  • Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;  С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».


  • Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч)

В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).


  • По страницам детских журналов (8 ч)

Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).


  • Зарубежная литература (9 ч)

Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).  Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).


Оценочные средства


1 четверть

Работа с текстом «Золотой верблюд»

Приложение 1

2 четверть

Работа с текстом «Зайка-зазнайка»

Приложение 2

3 четверть

Работа с текстом «Кто кого?»

Приложение 3

4 четверть

Работа с текстом «Золотой луг»

Приложение 4





Календарно-тематическое планирование


урока

Тема

урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые сроки прохождения темы

Скорректированные

сроки прохождения темы

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Знакомство с учебником. Знакомство с разделом.


Р.- самостоятельно организовывать своё рабочее место.

П.ориентироваться в учебнике. К.- участвовать в диалоге, понимать других.



Устное народное творчество (5ч)

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.


Р.- совместно с учителем определять учебную цель.

П.- делать самостоятельные простые выводы. К.- оформлять свою мысль в устной речи.



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


Р.- оценивать весомость своих и чужих рассуждений.

П.- сопоставлять характеристики объектов.

К.- составлять небольшие устные высказывания.



Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк».


Р.- выстраивать последовательность текста.

П.- выбирать одно решение из нескольких. К.- читать тексты учебника и понимать их.



Русская народная сказка «Сивка-бурка».


Р.- учиться высказывать своё предположение.

П.- кратко обосновывать выбор своего решения.

К.- понимать и принимать речь других.



Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Р.- оценивать результаты своей и чужой деятельности.

П.- использовать информацию в создании проекта.

К.- участвовать в работе группы.



Поэтическая тетрадь 1 (11ч)



Знакомство с разделом. «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Смоленского)


Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- выделять существенное в объектах. К.- слушать и понимать речь других.



«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)

продолжение

Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- выделять существенное в объектах. К.- слушать и понимать речь других.



Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».


Р.- анализировать собственную работу.

П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

К.- оформлять свои мысли в устной речи.



Ф.Тютчев «Листья» Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Р.- анализировать собственную работу.

П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

К.- оформлять свои мысли в устной речи.



А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»


Р.- совместно с учителем определять учебную цель.

П.- перерабатывать полученную информацию.

К.- участвовать в диалоги, понимать других.



И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»


Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- слушать других и понимать их точку зрения



И.Никитин «Встреча зимы».


Р.- определять план выполнения задания.

П.- находить нужную информацию в тексте. К.- оформлять свои мысли в речи.



И.Суриков «Детство».


Р.- самостоятельно определять цель деятельности.

П.- самостоятельно делать простые выводы.

К.- воспринимать текст с учётом учебной задачи.



И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.


Р.- умение удерживать учебную задачу.

П.- воспроизводить информацию по памяти.

К. участвовать в диалоге, понимать других.




Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».


Р.- сравнивать результаты своей деятельности с эталоном.

П.- выполнять самостоятельные действия.

К. - участвовать в диалоге.



Путешествие в Литературную страну Обобщающий урок.


Р.- сравнивать результаты своей деятельности с эталоном.

П.- выполнять самостоятельные действия.

К. - участвовать в диалоге.



Великие русские писатели (19ч)

Знакомство с названием раздела. А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».


Р.- совместно с учителем определять учебную цель.

П.- самостоятельно отбирать нужную информацию.

К.- оформлять свои мысли в устной речи.



А.Пушкин. Лирические стихотворения.


Р.- совместно с учителем определять учебную цель.

П.- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения.

К.- участвовать в диалоге.



А.Пушкин. «Зимнее утро».


Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- выполнять анализ объекта. К.- составлять небольшие устные высказывания.



А.Пушкин «Зимний вечер».


Р.- самостоятельно определять цель деятельности. П.- выполнять анализ объекта. К.- составлять небольшие устные высказывания.



А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».


Р.- умение услышать и удерживать учебную информацию.

П.- перерабатывать полученную информацию. К.- понимать речь других и задавать вопросы.



А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Продолжение.

Р.- самостоятельно определять цель деятельности.

П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К. -оформлять свои мысли в устной речи.




А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».Обобщение.


Р.- оценивать весомость сказанных рассуждений.

П.- выявлять особенности разных объектов. К.- находить в тексте необходимую информацию.



Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. «Мартышка и очки».


Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения.



И.Крылов «Мартышка и очки»

Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения.



И.Крылов «Зеркало и Обезьяна».


Р.- оценивать цель своей деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- характеризовать признаки объекта.



И.Крылов «Ворона и лисица».


Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- выявлять особенности объекта. К.- находить информацию, нужную для её решения.



М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Стихотворения «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».


Р.- оценивать цель своей деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- характеризовать признаки объекта.



М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

Р.- оценивать цель своей деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- характеризовать признаки объекта.



М.Лермонтов.«Утёс», «Осень».


Р.- определять план выполнения заданий

П.- производить целостный образ. К.- ставить вопросы к тексту, отвечать.



Л.Толстой «Акула»

Р.- высказывать своё предположение.

П.- делать выводы в совместной работе класса.

К.- составлять план текста.



Л.Толстой «Прыжок».


Р.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

П.- сравнивать различные объекты.

К.- воспринимать текст с учётом поставленной задачи.



Л.Толстой «Лев и собачка».


Р.- определять цель учебной деятельности. П.- выявлять особенности разных объектов. К.- воспринимать текст с учётом поставленной задачи.



Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.


Р.- совместно с учителем определять учебную цель

П.- выделять признаки объекта.

К.- читать, понимать текст.



Оценка достижений.


Р.- анализировать собственную работу.

П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К.- организовывать взаимодействия.



Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела.

Р.- самостоятельно определять цель своей деятельности.

П.- производить синтез (дать целостную картину). К.- принимать участие в диалоге.



Н.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над морем…»


Р.- самостоятельно определять цель своей деятельности.

П.- производить синтез (дать целостную картину). К.- принимать участие в диалоге.



Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».


Р.- уметь планировать свою деятельность.

П.- поиск и выделение информации.

К.- уметь выражать свои мысли.



К Бальмонт «Золотое слово».


Р.- определять цель учебной деятельности.

П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

К.- полностью выражать свои мысли.



И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений.


Р.- уметь планировать свою деятельность.

П.- высказывать предположения.

К.- ориентироваться на позицию партнёра.



Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2».

Р.- оценить результаты своей деятельности.

П.- формировать умение обобщать.

К.- уметь точно и полно выражать свои мысли.



Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- выполнять анализ признаков.

К.- принимать другую точку зрения.



Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- выполнять анализ признаков.

К.- принимать другую точку зрения.



Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».


Р.- самостоятельно искать средства её осуществления.

П.- составлять простой план текста.

К.- читать текст про себя, ставить вопросы к нему.




В.Гаршин «Лягушка-путешественница».


Р.- удерживать цель до получения её результата.

П.- отбирать информацию из словарей.

К.- уметь точно выражать свои мысли.



В.Гаршин «Лягушка-путешественница».


Р.- оценивать весомость приводимых рассуждений.

П.- производить анализ признаков.

К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



В.Одоевский «Мороз Иванович».


Р.- планировать свои учебные действия.

П.- предполагать , какая информация нужна для решения проблемы.

К.- высказываться, оформляя свои мысли с учётом учебной проблемы.



В.Одоевский «Мороз Иванович».


Р.- анализировать собственную работу

П.- выделять существенные и не существенные признаки.

К.- читать про себя, выделяя смысл произведения.



Оценка достижений Обобщающий урок по первой части учебника


Р.- саморегулировать свои действия.

П.- выбирать решения, кратко обосновывать свой выбор.

К.- уметь контролировать действия партнёра.



Были-небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела.

Р.- определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П.- самостоятельно отбирать для решения необходимые источники.

К.- ставить вопросы к тексту.



М.Горький «Случай с Евсейкой».


Р.- определять цель учебной деятельности самостоятельно.

П.- самостоятельно отбирать для решения необходимые источники.

К.- ставить вопросы к тексту.



М.Горький «Случай с Евсейкой».


Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- производить анализ информации.

К.- принимать другую точку зрения.



К.Паустовский «Растрёпанный воробей».


Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- производить анализ полученной информации. К.- читать вслух и про себя.



К.Паустовский «Растрёпанный воробей».


Р.- оценивать весомость приводимых доказательств.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- ставить вопросы к тексту.



К.Паустовский «Растрёпанный воробей».


Р.- оценивать весомость приводимых доказательств.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- ставить вопросы к тексту.



А.Куприн «Слон».


Р.- самостоятельно искать средства осуществления цели.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- высказывать свою точку зрения.



А.Куприн «Слон».


Р.- самостоятельно составлять план выполнения задачи.

П.- производить анализ объекта.

К.- слушать и понимать других.



А.Куприн «Слон».


Р.- самостоятельно составлять план выполнения задачи.

П.- производить анализ объекта.

К.- слушать и понимать других.



Урок-обобщение по разделу « Были-небылицы».

Р.- осуществлять итоговый контроль деятельности.

П.- делать выводы в результате работы класса. К.- организовывать взаимодействие.



        1. Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)



17.01

Знакомство с названием раздела. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей».

Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

П.- производить анализ информации.

К.- оформлять мысли в устной речи.



С.Чёрный «Воробей»,»Слон».


Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

П.- производить анализ информации.

К.- оформлять мысли в устной речи.



С.Чёрный «Слон», А.Блок «Ветхая избушка».

Р.- уметь планировать свою деятельность. П.- выделять существенные характеристики объекта.

К.- читать и понимать прочитанное.



А.Блок «Сны», «Ворона».

Р.- определять план выполнения заданий на уроках.

П.- производить синтез объекта.

К.- доносить свою позицию до других.



С.Есенин «Черёмуха»

Р.- определять правильность выполнения задания, сравнивая с предыдущим.

П.- отбирать информацию, полученную из сообщения учителя и стихов.

К.- оформлять свои мысли в устной речи с жизненных речевых ситуаций.



Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 1».

Р.- определять правильность выполнения задания, сравнивая с предыдущим.

П.- отбирать информацию, полученную из сообщения учителя и стихов.

К.- оформлять свои мысли в устной речи с жизненных речевых ситуаций.



Люби живое (16 ч)



31.01

Знакомство с названием раздела.

Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- перерабатывать информацию, выполнять анализ.

К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая

правила речевого этикета.



М.Пришвин «Моя Родина».


Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- перерабатывать информацию, выполнять анализ.

К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



И.Соколов-Микитов «Листопадничек».


Р.- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- самостоятельно находить нужную информацию для решения задачи.

К.- оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевых ситуаций.



И.Соколов-Микитов «Листопадничек».


Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор.

К.- участвовать в диалоге, высказывая свою точку зрения.



В.Белов «Малька провинилась».


Р.- Оценивать весомость приводимых рассуждений.

П.- ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания.

К.- слушать других и быть готовым изменить свою точку зрения.



В.Белов «Ещё раз про Мальку».


Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- оформлять свои мысли в устной речи с учётом жизненных речевых ситуаций.



В.Бианки «Мышонок Пик».


Р.- определять план выполнения заданий.

П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

К.- читать вслух и про себя тексты.



В.Бианки «Мышонок Пик».


Р.- оценивать весомость приводимых рассуждений.

П.- выделять признаки объектов.

К.- слушать других и принимать иную точку зрения.



Б.Житков «Про обезьянку».


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- читать вслух и ставить вопросы к тексту.



Б.Житков «Про обезьянку».


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- читать вслух и ставить вопросы к тексту.



Б.Житков «Про обезьянку».


Р.- самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий.

П.- работать по составленному плану. К.- слушать, понимать речь других.



В.Дуров «Наша Жучка»

Р.- самостоятельно определять необходимость выполнения различных заданий.

П.- работать по составленному плану. К.- слушать, понимать речь других.



В.Астафьев «Капалуха».


Р.- оценивать результаты чужой деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- донести свою позицию до других.



В.Драгунский «Он живой и светится».


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- работать по составленному плану. К.- оформлять свои мысли в устной речи.



Урок-конференция «Земля-наш дом родной»

Р.- определять степень успешности выполнения своей работы.

П.- отбирать информацию, полученную из разных источников.

К.- уметь изменять точку зрения.



Обобщение

Р.- определять степень успешности выполнения своей работы.

П.- отбирать информацию, полученную из разных источников.

К.- уметь изменять точку зрения.



Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)



05.03

Знакомство с названием раздела.

Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- определять умение, которые будут сформированы.

К.- слушать и понимать речь других.



С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»


Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- определять умение, которые будут сформированы.

К.- слушать и понимать речь других.



А.Барто « Разлука»

Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий.

П.- высказывать предположения. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет.



А.Барто «В театре».


Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий.

П.- высказывать предположения. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет.



С.Михалков «Если»., «Рисунок»


Р.- формулировать учебную проблему.

П.- обсуждать проблемные вопросы. К.- доносить свою позицию до других.



Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».


Р.- удерживать цель до получения её результата.

П.- сопоставлять и отбирать нужную информацию.

К.- оформлять свои мысли в устной речи.



Урок-обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь

Р.- анализировать собственную работу.

П.- преобразовывать объекты: изменять, творчески переделывать.

К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.



Оценка достижений.


Р.- анализировать собственную работу.

П.- преобразовывать объекты: изменять, творчески переделывать.

К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.



Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч)



01.04

Знакомство с названием раздела.

Р.- удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

П.- составлять целое (характер) из частей (выражений).

К.- высказывать свою точку зрения на поступки людей.



Б.Шергин«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

Р.- удерживать цель учебной деятельности до получения её результата.

П.- составлять целое (характер) из частей (выражений).

К.- высказывать свою точку зрения на поступки людей.



А.Платонов «Цветок на земле».

Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- анализировать, выделяя существенные признаки.

К.- слушать и понимать речь других.



А.Платонов «Цветок на земле».


Р.- составлять план выполнения задач.

П.- работать по плану, сверяя свои действия с целью.

К.- оформлять свои мысли в устной речи.



А.Платонов «Ещё мама».


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- выбирать основания для сравнения. К.- читать вслух и понимать прочитанное.



А.Платонов «Ещё мама».


Р.- определять план выполнения заданий.

П.- выбирать решение, обосновывая свой выбор. К.- доносить свою позицию до других.



М.Зощенко «Золотые слова».


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- выбирать основания для сравнения настроения героев.

К.- читать, делать прогнозы событий.



М.Зощенко «Великие путешественники».


Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

П.- выделять признаки поведения.

К.- читать вслух, понимать прочитанное.



М.Зощенко «Великие путешественники».


Р.- определять правильность выполненного задания.

П.- выявлять известное и неизвестное.

К.- планировать работу с использованием условных обозначений.



Н.Носов «Федина задача».


Р.- определять план выполнения заданий. П.- составлять простой план текста.

К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский «Друг детства»

Р.- самостоятельно определять важность выполнения заданий в жизни.

П.- перерабатывать информацию, делать выводы. К.- оформлять мысли в устной речи.



Урок-обобщение по разделу. Оценка достижений.

Р.- анализировать собственную работу.

П.- предполагать, какая информация нужна. К.- организовывать взаимодействие в группе, распределять роли.



По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

https://www.youtube.com/watch?v=hphBdPj57QE

Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- сопоставлять и отбирать полученную информацию.

К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.



Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».


Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- сопоставлять и отбирать полученную информацию.

К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.



Ю.Ермолаев «Проговорился».


Р.- составлять план выполнения учебных задач.

П.- производить синтез по известным признакам.

К.- слушать и понимать других.



Ю.Ермолаев «Воспитатели».


Р.- планировать решение учебной задачи. П.- принимать решение, обосновывая свой выбор.

К.- высказывать свою точку зрения.



Г.Остер «Вредные советы».


Р.- обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- читать, понимать прочитанное.



Г.Остер «Как получаются легенды».


Р.- определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

П.- устанавливать причинно-следственные связи.

К.- оформлять мысли в устной речи.



Р.Сеф «Весёлые стихи».


Р.- оценивать влияние произведений на

человека.

П.- преобразовывать объект, импровизируя. К.- доносить свою позицию до других.



«По страницам детских журналов».


Р.- осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

П.- самостоятельно отбирать полученную информацию.

К.- организовывать работу в группе.



Зарубежная литература (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.


Р.- планировать решение учебной задачи.

П.- планировать работу по изучению незнакомого материала.

К.- слушать и понимать речь других, задавать вопросы.



Мифы Древней Греции.


Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- пытаться принимать иную точку зрения.



Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

https://youtu.be/7k_rLni_LfU

Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- самостоятельно предполагать, какая информация нужна.

К.- читать вслух и про себя, вести диалог



Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».


Р.- определять правильность выполненного задания.

П.- пересказывать сказку в сжатом виде. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».


Р.- определять правильность выполненного задания.

П.- пересказывать сказку в сжатом виде. К.- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

Р.- оценивать уровень владения учебным предметом.

П.- извлекать необходимую информацию. К.- организовывать учебное взаимодействие в группе.



Обобщение по теме.


Р.- удерживать цель деятельности до получения её результата.

П.- самостоятельно предполагать, какая информация нужна.

К.- читать вслух и про себя, вести диалог



КВН «Цветик-семицветик».

Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- пытаться принимать иную точку зрения.



Повторение пройденного.

Р.- самостоятельно определять цель учебной деятельности.

П.- обсуждать проблемные вопросы.

К.- пытаться принимать иную точку зрения.



































Приложение 1



Золотой верблюд

Очень много слов записал Даль во время Русско-турецкой войны. Он служил военным врачом и жил среди солдат. Солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России. Они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки Даля быстро заполнялись. "Соберёшь вокруг себя солдат из разных мест, — рассказывал он, — да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовётся, как в другой, в третьей; взглянешь в книжку, а там уже целая вереница речений".

Тетрадок и записных книжек в походе набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал слова в тюки и навьючил ими верблюда.

Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: годы его жизни и труда пропали вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней казаки отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину.

На Далевы тетрадки противник не позарился — не велика ценность! А для Даля его записи были дороже золота. (150 слов)



(В.Порудоминский)

Вопросы и задание.

1. Попробуй объяснить, что в жизни дороже золота, дороже богатства.

2. Для чего человеку дана жизнь?

3. Какую ценность представляет собой словарь В.И. Даля для всех по-

следующих поколений людей?











Приложение 2



Зайка-зазнайка



Жил в лесу заяц косой, косил траву косой. По лугу носился, на кочку спать ложился, друзей не сторонился. Со всеми дружно жил: с медведем воду возил, вместе грядки поливал, волка в магазин сопровождал, о ежа пятки чесал. Работал — не ленился.

Потом загордился: лежит загорает, ничего не делает, а со всеми обедает. Если не дают, поднимает бунт: ушами хлопает, ногами топает, тарелками гремит. Всё бы сидел да морковку ел.

Обиделся медведь: "Не хочу с зайцем вместе сидеть, воду возить и с лодырем дружить".

Утром солнце поднялось, в небе разлеглось да всю заячью капусту и высушило... Вспомнил заяц, что надо огород поливать, да некого запрягать. Сам кое-как воды в бочку налил, а везти нету сил. До тёмной ночи бился —ничего не добился.

Волк за хлебом сходил, медведя накормил. Зайцу помогать не стал, а в лес удрал.

Медведь наелся-напился и спать завалился.

Ёж тоже хорош: свернулся в клубок и медведю под бок.

Так заяц один и остался. Плачет, рыдает, друзей вспоминает. Понял теперь — нехорошо лениться и перед друзьями гордиться. (166 слов)



(В.Чиркин)

Вопросы и задания.

1. Каков жанр этого произведения? Докажи.

2. Раздели данный текст на части, озаглавь их.

3. В какой части заключена главная мысль произведения? Какие слова могли бы стать пословицей?





Приложение 3

Кто кого?

Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только камень с дороги убрать.

— Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! — предложила Зайчиха.

— А ну его! — ответил Заяц. — Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.

И остался камень лежать возле крыльца.

Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге о лежит. Споткнулся и расквасил себе нос.

— Давай уберём камень! — предложила опять Зайчиха. — Смотри, как ты разбился.

— Охота была! — отвечал Заяц. — Стану я с ним возиться!

В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень — в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.

— Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! — взмолилась Зайчиха.

— Пусть лежит, где лежал! — ответил упрямый Заяц.

Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает.

А Зайчиха смотрит: кто кого?



С. Михалков

(134 слова)



Вопросы



1. Что построили себе в лесу Заяц с Зайчихой?

2. С каким предложением Зайчихи не согласился Заяц?

3. Как ты понимаешь выражение «кто кого»?

Приложение 4

Золотой луг

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.



Вопросы

1.В какое время луг казался золотым, какое – зеленым? Почему?

2. В каких еще случаях можно употребить слово золотой?















СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

заместитель директора по УВР

учителей начальных классов

____________

от «____» _____________2019г.

«____» _____________2019г.

протокол № __________