СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Литературному чтению»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А.Потапова»

города Череповца Вологодской области


Рассмотрено:

Руководитель МО

__________/ Волкова Н.В./

Протокол № 1

От «29» августа 2018 г.





Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

Срок реализации программы 2018-2022 учебный год



Рабочую программу составила

Лялюшкина К.В., учитель начальных классов,

первая квалификационная категория, педагогический стаж 6 лет


Рабочая программа по литературному чтению (1 – 4 кл.), составлена на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» УМК «Школа России»





Утверждено:

директор МБОУ «СОШ № 3 им.А.А.Потапова»

________________/А.А.Осипов/

Приказ № 142

От « 30 » августа 2018г.

Утверждено:

Руководитель МО

__________/ Волкова Н.В./

Протокол № 1

От «29» августа 2019г.


Изменения утверждаю:

директор МБОУ «СОШ № 3им.А.А.Потапова»

________________/А.А.Осипов/

Приказ № 193

От «29» августа 2019г.

Утверждено:

Руководитель МО

__________/ Волкова Н.В./

Протокол № __

От «___» __________2020г.


Изменения утверждаю:

директор МАОУ «СОШ № 3 им.А.А.Потапова»

________________/А.А.Осипов/

Приказ № __________________

От «_____» __________2020г.

Утверждено:

Руководитель МО

__________/ Волкова Н.В./

Протокол № __

От «___» __________2021 г.


Изменения утверждаю:

директор МАОУ «СОШ № 3 им.А.А.Потапова»

________________/А.А.Осипов/

Приказ № __________________

От «_____» __________2021 г.








1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ: В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. При составлении рабочей программы использованы следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 то 6 октября 2009 года, с последующими дополнениями и изменениями;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года №189 с последующими изменениями и дополнениями;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 3 им. А.А.Потапова»;
- Учебный план МБОУ «СОШ №3 им. А.А.Потапова»;

УМК «Школа России»


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


1 класс (40 ч)


В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд лите­ратуры, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира

Вводный урок (1ч)

Знакомство с учебником. Система обозначений.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток­маковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез (7 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмако­вой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла­гининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (7ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.


2 класс (136 ч)


В круг чтения детей входят произведения, представляю­щие все области литературного творчества: фольклор, рус­ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про­изведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.


Самое великое чудо на свете (5 ч)

Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал­ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого­ворки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу­равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (9 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Баль­монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружи­лась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма­кова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (15 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура­вей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш­вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Мар­шак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Влади­миров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей­кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу­ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (14ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все­го?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (14 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо­шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).


3 класс (136 ч)


Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журна­лов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.


Самое великое чудо на свете (5 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспро­будно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мар­тышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди­ком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отры­вок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказ­ка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Корот­кий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провини­лась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузо­вок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешествен­ники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».


4 класс (136 ч)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.


Былины. Летописи. Жития (12ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (22 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (12 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей (16 ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (9 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (9 ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (12 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (8ч)

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (7 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (15 ч)

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андер­сен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».



3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • воспринимать на слух различные виды текстов,

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;

  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;

  • читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

 

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.

  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.

  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

  • 2 класс

  • Предметные

  • Учащиеся научатся:


  • Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

  • Учащиеся научатся:


  • Творческая деятельность

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

  • Учащиеся получат возможность научиться:


  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • Учащиеся научатся:

  • Литературоведческая пропедевтика

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.


  • Учащиеся получат возможность научиться:


  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

  • 3 класс

  • Предметные

  • Учащиеся научатся:


  • Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

  • Учащиеся научатся:


  • Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

  • Учащиеся научатся:

  • Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

4 класс

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих предметных результатов.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



4. Таблицы тематического распределения количества часов

1 класс

Обучение грамоте и развитие речи (92 ч)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
Примерная

программа

Рабочая программа

1

Подготовительный этап

14

14

2

Букварный (основной) период

53

62 (53+9)

3

Послебукварный период

16

16

4

Резерв

9

-

5

Итого

92

92





Литературное чтение (40 ч)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
Примерная

программа

Рабочая программа

1

Вводный урок

1 1

2

Жили-были буквы

8

6

3

Сказки, загадки, небылицы

7

7

4

Апрель, апрель! Звенит капель…

5

5

5

И в шутку и всерьез

6

7

6

Я и мои друзья

5

7

7

О братьях наших меньших

5

7

8

Резерв

4

-


Итого

40

40

2 класс (136 ч)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
Примерная

программа

Рабочая программа

1

Самое великое чудо на свете

5

5

2

Устное народное творчество

15

15

3

Люблю природу русскую. Осень

8

8+1

4

Русские писатели

14

14+1

5

О братьях наших меньших

12

12

6

Из детских журналов

9

9

7

Люблю природу русскую. Зима

9

9

8

Писатели – детям

17

17

9

Я и мои друзья

10

10

10

Люблю природу русскую. Весна

9

9

11

И в шутку и всерьез

14

14

12

Литература зарубежных стран

12

12

13

Резерв

2

-


Итого

136

136




4 класс (136 ч, )

Наименование разделов и тем

Кол-во часов
Примерная

программа

Рабочая программа

1

Летописи. Былины. Жития.

12

12

2

Чудесный мир классики

22

22

3

Поэтическая тетрадь

12

12

4

Литературные сказки

16

16

5

Делу время – потехе час

9

9

6

Страна детства

8

8+1

7

Поэтическая тетрадь

5

5

8

Природа и мы

12

12

9

Поэтическая тетрадь

8

8

10

Родина

8

8

11

Страна «Фантазия»

7

7

12

Зарубежная литература

15

15

13

Резерв

1

-


Итого

136

136





4. Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению во 3 классе



№ урока

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Стр. учебника

Электронные ресурсы


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)


Литературное чтение: Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Искусство(ИЗО): Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

И:Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника



Самое великое чудо на свете (4ч.)


Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С.3-5


Рукописные книги Древней Руси

С.5-7


Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

С. 8-12


Литературное чтение: Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо». Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Искусство (ИЗО): Твои игрушки

И: «Самое великое чудо». Путешествие в прошлое.

С.12


Устное народное творчество (14ч.)



Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения...

13-16


Шуточные народные песни.

17


Докучные сказки.

С. 18-19


Литературное чтение: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

Искусство (ИЗО): Посуда у тебя дома.

И: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

С.20


Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка.

С.21


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

С.22- 27

5

Родной язык: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

И:Обращение к природным объектам. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

С. 22-27


Русский язык: Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.

Литературное чтение: Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

И: Слово в языке и речи (18 ч). Слово и его лексическое значение. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

С.28-39


Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

С. 28-39


Русская народная сказка «Сивка - Бурка».

С.40-50


Русская народная сказка «Сивка - Бурка».

С.40-50

17.

18.


Литературное чтение: Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Искусство (ИЗО): Обои и шторы у тебя дома.

И:Проект: «Сказочные обои и шторы»

С.58

19.


Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество».

С.51-57


Поэтическая тетрадь 1 (11ч.)

20.

05.10

Знакомство с названием раздела. «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

С. 59-61

21.

07.10

Литературное чтение: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Наизусть

ИЗО: Твои книжки

И: Иллюстрация к произведению Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»

С. 62

22.

08.10

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра

« О чем расскажут осенние листья».

С. 63

23.

09.10

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» Наизусть

С. 64

24.

12.10

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

С. 65

25.

14.10

Литературное чтение: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»

ИЗО: Поздравительная открытка (декоративная закладка).

И: Изготовление закладки с изображением степи

С. 66-67

26.

15.10

И. С. Никитин «Встреча зимы» Наизусть

С. 68-71

27.

16.10

И. З. Суриков «Детство»

С. 72-75

28.

05.11

И. З. Суриков «Зима»

С. 76-77

29.

06.11

РК А.А. Пошехонов «Чёрные вороны», Т.Л. Петухова «Интересно, почему?»


30.

09.11

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь 1»

РК С.В. Викулов «Подвиг воробьишки»

С. 78-80


Великие русские писатели (24ч.)

31.

11.11

Литературное чтение: Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С. Пушкин « За весной, красой природы…»

ИЗО: Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

И: Изображение красоты весны в стихотворений А.С.Пушкина «« За весной, красой природы…»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

С. 81-85

32.

12.11

Русский язык: Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

Литературное чтение:А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» Наизусть

И: Алгоритм определения окончаний в словах произведения А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

С.86

33.

13.11

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…» , «Опрятней модного паркета..»

С. 86-87

34.

16.11

А.С. Пушкин « Зимнее утро» Наизусть

С. 88-89

35.

18.11

Литературное чтение: А.С. Пушкин «Зимний вечер» ИЗО: Парки, скверы, бульвары.

И:Восприятие природы через стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»

С. 90-91

36.

19.11

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

С.92-129

37.

20.11

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

С.92-129

38.

23.11

Русский язык: Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Литературное чтение: А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

И: Сочинение по иллюстрации к сказке А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


С.92-129

39.

25.11

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

С.92-129

40.

26.11

И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А. Крылове

С.130-133

41.

27.11

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

С. 134-135

42.

30.11

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»

С. 136-137

43.

02.12

Литературное чтение: И.А. Крылов « Ворона и лисица» Наизусть

ИЗО: Памятники архитектуры.

И: Памятник И.А. Крылову и его персонажам

С. 137-139

44.

03.12

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

С. 140-143

45.

04.12

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко...»

С.144-145

46.

07.12

М. Ю. Лермонтов «Утес»

С.146

47

09.12

Литературное чтение: М. Ю. Лермонтов «Осень» Наизусть

ИЗО: Ажурные ограды.

И: Мотивы осени в создании ажурных оград

С. 147

48.

10.12

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстом

С. 148-151

49.

11.12

Л.Н. Толстой « Акула

С. 152-156

50.

14.12

Л.Н. Толстой « Акула

С. 152-156

51.


16.12

Литературное чтение: Л.Н. Толстой « Прыжок»

ИЗО: Фонари на улицах и в парках.

И: История создания и виды фонарей

С. 156-159

52.

17.12

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

С.160-161

53.

18.12

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

С. 162-163

54.

21.12

Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»

С. 164-166


Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)

55.

23.12

Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов

« Славная осень!» Наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

С.167-168

56.

24.12

Н.А. Некрасов « Не ветер бушует над бором»

С. 169--170

57.

25.12

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Наизусть отрывок

С. 170-172

58.

28.12

Русский язык: Правописание приставок в словах.

Литературное чтение: К.Д. Бальмонт « Золотое слово». Рег. компонент Т.Л. Петухова «Интересно, почему?».

И: Правописание приставок в словах К.Д. Бальмонт « Золотое слово». Рег. компонент Т.Л. Петухова «Интересно, почему?».


С. 173

59.

30.12

Литературное чтени: И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Рег. компонент А.Л. Пошехонов «Четыре вороны».

ИЗО: Удивительный транспорт.

И: Моя любимая детская игрушка (транспорт)

С. 174-177

60.


Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

С.178


Литературные сказки (8 ч).

61.


Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

С.179-181

62.


Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка «Алёнушкины сказки»

С. 182

63.


Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

С. 183-187

64.


В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

С. 188-195

65.


В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

С. 188-195

66.


В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

С. 196-208

67.


В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

С. 196-208

68.


Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки »

С. 209-211


Были - небылицы (10ч.)

69.


Знакомство с названием раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

С. 3-11

70.


М. Горький «Случай с Евсейкой»

С. 4-11

71.


К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

С.12-24

72.


К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

С.12-24

73.


К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

С.12-24

74.


А.И. Куприн «Слон»

С.25-41

75.


А.И. Куприн «Слон»

С.25-41

76.


А.И. Куприн «Слон»

С.25-41

77.


А.И. Куприн «Слон»

С.25-41

78.


Обобщение по разделу «Были - небылицы»

С. 42-44


Поэтическая тетрадь 1 (6ч.)

79.


Знакомство с названием раздела С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

С.45-47

80.


С. Чёрный «Воробей» Наизусть. «Слон».

С.47-49

81.


А.А. Блок « Ветхая избушка». РК Н.М. Рубцов «Золотой ключик», А. Яшин «Покормите птиц зимой»

С.50-51

82.


А.А. Блок « Сны», «Ворона»

С.51-54

83.


С.А. Есенин «Черёмуха» Наизусть

С.55-56

84.


Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

С.56


Люби живое (16 ч.)

85.


Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

С. 57-59

86.


И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»

С.60-67

87.


И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»

С.60-67

88.


В.И. Белов « Малька провинилась»

С.68-70

89.


В.И. Белов « Ещё раз про Мальку»

С. 70-72

90.


В.В. Бианки «Мышонок Пик»

С.73-82

91.


В.В. Бианки «Мышонок Пик»

С.73-82

92.


В.В. Бианки «Мышонок Пик»

С.73-82

93.


Б.С. Житков « Про обезьянку»

С. 83-97

94.


Б.С. Житков « Про обезьянку»

С. 83-97

95.


Б.С. Житков « Про обезьянку»

С. 83-97

96.


Б.С. Житков « Про обезьянку»

С. 83-97

97.


В. Л. Дуров «Наша Жучка»


98.


В.П. Астафьев «Капалуха»

С. 98-102

99.


В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»

С.102-106

100.


Обобщение по разделу «Люби живое»

С.106-108


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)

101.


Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

С.109-110

102.


С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» Наизусть

С. 111

103.


А.Л. Барто « Разлука»

С.112-113

104


А.Л. Барто « В театре»

С. 113-115

105.


С.В. Михалков «Если»

С.116-117

106.


Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

С.118-119

107.


Проект «Праздник поэзии»

С.120-121

108.


Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 »

С.122


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)

109.


Знакомство с разделом Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С.123 - 128

110.


А.П. Платонов «Цветок на земле». Рег. компонент Н.П. Сидорова «Опять на небесных угодьях».

С.129-136

111.


А.П. Платонов «Цветок на земле»

С.129-136

112.


А.П. Платонов «Ещё мама»

С. 137-143

113.


А.П. Платонов «Ещё мама»

С. 137-143

114.


М.М Зощенко «Золотые слова»

С.144-153

115.


М.М. Зощенко «Великие путешественники»

С.154-164

116.


М.М. Зощенко «Великие путешественники»

С.154-164

117.


Н.Н. Носов « Федина задача»

С.164-169

118.


Н.Н. Носов «Телефон»

С.170-172

119.


В.Ю. Драгунский «Друг детства»


120.


Обобщение по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

С.172


По страницам детских журналов (8 ч.)

121.


Знакомство с разделом. Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С.173-178

122.


Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

С.179-181

123.


Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

С.181-183

124.


Г.Б. Остер « Вредные советы»

С.183-184

125.


Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

С.184-186

126.


Р. Сеф « Весёлые стихи»

С. 186-188

127.


Создание сборника добрых советов


128.


Обобщение по разделу «По страницам детских журналов»

С. 188


Зарубежная литература (8ч.)

129.


Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С.189-199

130.


Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

С.189-199

131.


Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

С.189-199

132.


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

С.200-215

133.


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

С.200-215

134.


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

С.200-215

135.


Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

С.215

136.


Итоговая диагностическая работа

















ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями

издательства «Просвещение»:

1.

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

У

2.

Обучение грамоте

1. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. ч. 1. 2. Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. ч. 2.

К

3.

Учебники

1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Гореuкий, Л. А. Виноградская).

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская).

3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Гореuкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская).

4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская).

5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская).

6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Клима нова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская).

7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская, М. В. Бойкина).

8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Вино­градская, М. В. Бойкина).

К

4.

Рабочие тетради и пособия (серия «Успешный старт»)

1. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

2. Климанова Л. Ф. Читалочка.

3. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

4. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

5. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

К

5.

Методические пособия

Обучение грамоте

Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.

Литературное чтение

1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки.

1 класс.

2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. г., Голованова М. В. Литератур­ное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.

4. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки ли­тературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.


У

8.

Книги для учителя

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.


У




2. Печатные пособия

1.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности).

Д


К




3.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеоло­гизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Ф/П

4.



5.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Ф/П

6.



3. Технические средства обучения

1.

Мультимедийный проектор


2.



3.



4. Экранно-звуковые пособия


Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. Материалы сайта Сеть творческих учителей ИКТ начальная школа http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=163670&tmpl=com

3. Материалы сайта Фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru

4. Материалы сайта Российский общеобразовательный портал http://collection.edu.ru

5. Материалы сайта 4 ступени http://www.4stupeni.ru и др.


Канакина В. П. и др. Русский язык.1 класс. Электронные пособия.


5. Оборудование класса

1.

Настенная демонстративная магнитная доска 3-створки.

1

2.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

15/30

3.

Стол учительский с тумбой

1

4.

Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий и пр.

2


К – полный комплект (на каждого ученика)

Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс)

Ф – комплект фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 человек)