Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение»
для учащегося 2 класса
(РАС – 1 вариант)
Учитель начальных классов
Айнбиндер Н.А.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающим практическое усвоение языка как средства общения. Данный предмет способствует повышению речевой компетентности обучающихся с РАС, готовит их к самостоятельной жизни в обществе.
Рабочая программа по обучению «Литературному чтению» школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО, а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС ( вариант 8.1).
Программа отражает содержание обучения чтению школьников с РАС во втором классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение «Литературному чтению» стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.
Обучение «Литературному чтению» во втором классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется в следующем:
- владение техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать.
Общими задачами учебного предмета являются:
1). Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2) Оовладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3) Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4) Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика
и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Обучение «Литературному чтению» детей с РАС предполагает овладение умениями правильно читать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, обогащения словарного запаса и речевых умений. Однако, особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.
При обучении «Литературному чтению» школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении. Так, частой проблемой у школьников с РАС становится «механическое чтение», когда ребенок бегло читает по слогам, но не фиксируется на смысле прочитанного, не может пересказать ни одной фразы.
Поэтому в характеристике курса «Литературного чтения» для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения «Литературному чтению» детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.
«Литературное чтение» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно - развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающихся с РАС.
При изучении учебного материала у ребенка с РАС развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания, совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» школьники с помощью педагога учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово. Изучать учебный материал необходимо с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую. Следует отводить значительное время практическим действиям: работе с карточками, дидактическими играми и др. учебным материалом. Необходимо систематически повторять изученный материал для его закрепления и усвоения нового.
Место учебного курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Согласно АООП НОО (вариант 8.1) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года во втором классе – 34 недели при пятидневной учебной неделе. На изучение курса «Литературного чтения» отводится 136 часа по 4 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности с учителем, осуществлять контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащийся получит возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя
при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых
ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащийся научится;
пересказывать текст подробно на основе опорных слов с помощью учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащийся получит возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),
особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Среди произведений классиков русской и современной литературы выбирается 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Тематическое планирование.
№ п\п | | Тема урока | Кол - во часов | Характеристика деятельности учащегося |
1 четверть (32 ч) Учебник 1 класс (2 часть) И в шутку, и всерьез |
№ п\п | | Тема | Кол. час | Элементы содержания |
1 | | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». | 1 | Работа над образными средствами языка. Выразительное чтение, анализ стихотворений, рассказов. |
2 | | Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» | 1 | |
3 | | Н. Артюхова «Саша - дразнилка» | 1 | |
4 | | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук» | 1 | |
5 | | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки — пулинаки». | 1 |
6 | | К. Чуковский «Телефон» | 1 |
7 | | М. Пляцковский «Помощник» | 1 |
8 | | Из старинных книг. Рассказы К.Ушинского. | 1 |
Я и мои друзья |
9 | | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» | 1 |
10 | | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» | 1 |
11 | | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить» | 1 |
12 | | И. Пивоварова «Вежливый ослик», | 1 |
13 | | Я. Аким «Моя родня» | 1 | |
14 | | С. Маршак «Хороший день» | 1 | |
15 | | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | 1 | |
16 | | Из старинных книг. Рассказы Д.Тихомирова | 1 | |
О братьях наших меньших |
17 | | С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак...» | 1 | Работа над образными средствами языка. Анализ произведений. |
18 | | В. Осеева «Собака яростно лаяла» | 1 | |
19 | | И. Токмакова «Купите собаку» | 1 |
20 | | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка» | 1 |
21 | | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет» | 1 |
22 | | Д. Хармс «Храбрый еж». Н. Сладков «Лисица и Ёж» | 1 |
23 | | С. Аксаков «Гнездо» | 1 |
24-25 | | Обобщение по разделу. | 2 |
Учебник 2 класс, 1 часть Устное народное творчество |
26 | | Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю» | 1 |
27 | | Русские народные песни. | 1 |
28 | | Потешки и прибаутки | 1 |
29 | | Считалки и небылицы | 1 |
30 | | Загадки. Пословицы и поговорки. | 1 |
31-32 | | Обобщение по разделу. | 2 |
2 четверть (32ч) Сказки |
1 | | Ю.Коваль «Сказки», Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…» | 1 | Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. |
2 | | Петушок и бобовое зернышко. | 1 | |
3 | | У страха глаза велики | 1 | |
4 | | Лиса и тетерев | 1 | |
5 | | Лиса и журавль | 1 | |
6 | | Каша из топора | 1 | |
7-9 | | Гуси – лебеди | 3 | |
10-11 | | Обобщение по разделу. | 2 | Определение видов сказок. |
Люблю природу русскую. Осень. (6 ч ) |
12 | | Люблю природу русскую. Осенние загадки. | 1 | Образ осени в загадках. Знакомство с лирическими стихотворениями и прозой русских поэтов и писателей. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. |
13 | | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной..» А.Плещеев «Осень наступила». | 1 | |
14 | | Стихи об осени С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой, | 1 | |
15 | | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | |
16 | | М. Пришвин «Осеннее утро». | 1 | |
17 | | Обобщение по разделу. | 1 | Отличать лирические и прозаические тексты. |
Русские писатели (7 ч) |
18 | | Творчество А.С. Пушкина. | 1 | Лирические стихотворения. Сказочные чудеса. Картины природы. |
19-21 | | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведений. Нравственный смысл басен. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. |
22 | | И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 |
23 | | И.А. Крылов «Лебедь рак и щука». | 1 |
24 | | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 |
25-27 | | Л.Н. Толстой «Филипок». | 3 |
28 | | Л.Н. Толстой «Котенок». | 1 |
29-30 | | Обобщение по разделу. | 2 | |
31-32 | | Тестирование (резерв) | 2 | |
3 четверть (40 ч.) |
О братьях наших меньших |
1 | | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. |
2 | | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | |
2-4 | | М.Пришвин «Ребята и утята» | 2 | |
5-6 | | Е Чарушин «Страшный рассказ» | 2 | |
7 | | Б.Житков «Храбрый утёнок» | 1 | |
8 | | В.Бианки «Музыкант» | 1 | |
9 | | В.Бианки «Сова» | 1 | |
10-11 | | Обобщение по разделу | 2 | |
Из детских журналов ( 3 ч) |
12 | | Д.Хармс «Игра» | 1 | Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию. Создавать собственный журнал, устно описывать его оформление. |
13-14 | | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи», Ю.Владимиров «Чудаки» | 2 | |
15 | | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 | |
16 | | Обобщение по разделу | 1 | |
Люблю природу русскую. Зима (6 ч) |
17 | | И.Бунин «Зимним холодом пахнуло», К.Бальмонт «Светло-пушистая…» | 1 | Сравнение произведений разных поэтов на одну тему. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. |
18 | | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | |
19 | | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 | |
20 | | Сказка «Два Мороза» | 1 | |
21 | | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | |
22 | | А.Барто «Дело было в январе» | 1 | |
23 | | Обобщение по разделу | 1 | |
Учебник 2 класс (2 часть) Писатели детям (7 ч) |
24 | | Писатели-детям К.Чуковский «Путаница» | 1 | Определять особенности юмористического произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. |
25 | | К.Чуковский «Радость» | 1 | |
26 | | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | |
27 | | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | |
28 | | А.Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука», «Вовка добрая душа» | 1 | |
29 | | Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа» | 1 | |
30 | | Н.Носов «На горке» | 1 | |
31 | | Обобщение по разделу | 1 | |
Я и мои друзья |
32 | | В.Берестов, Э.Мошковская. Стихи о дружбе и обидах | 1 | Соотношение основной мысли рассказа, стихотворения с пословицей. Определение последовательности событий в произведении. Составление плана рассказа и пересказ по плану. |
33 | | В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | |
34 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | 1 | |
35 | | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | |
36 | | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | |
37 | | В.Осеева «Хорошее» | 1 | |
38-39 | | В.Осеева «Почему?» | 2 | |
40 | | Обобщение по разделу | 1 | |
IV четверть(36 ч.) Люблю природу русскую. Весна |
1 | | Люблю природу русскую. Весна | 1 | Представление картин весенней природы. Объяснение отдельных выражений в лирическом тексте. |
2 | | Стихи Ф.Тютчева о весне. | 1 |
3 | | Стихи А.Плещеева о весне. | 1 | |
4 | | А.Блок «На лугу» | 1 | |
5 | | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | |
6 | | И.Бунин «Матери» | 1 | |
7 | | А. Плещев «В бурю» | 1 | |
8 | | Е.Благинина «Посидим в тишине» | 1 | |
9 | | Э. Машковская «Я маму мою обидел» | 1 | |
10 | | Обобщение по разделу | 1 | |
|
11 | | И в шутку и в серьез | 1 | |
12 | | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | Планировать виды работы с текстом. Понимать особенности юмористического произведения. |
13-14 | | Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 2 | |
15-16 | | Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | 2 | |
17 | | Стихи Э.Успенского | 1 | |
18 | | Стихи В. Берестова | 1 | |
19 | | Стихи И. Токмаковой | 1 | |
20-21 | | Г.Остер «Будем знакомы» | 2 | |
22-23 | | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 2 | |
24 | | Обобщение по разделу | 1 | |
| | И в шутку и всерьёз (4 ч ) | | |
25 | | Литература зарубежных стран | 1 | Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.. |
26 | | Американская и английские народные песенки | 1 |
27 | | Песенки « Сюзен и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 1 | |
28-29 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 2 | |
30 | | Ш.Перро «Красная Шапочка» | 1 | |
31 | | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | |
32-33 | | Эни Хогард «Мафин и паук» | 2 | |
34 | | Обобщение по разделу | 1 | |
35-36 | | Повторение (резервный) | 1 | Создавать свои собственные проекты. |