Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______/В.И.Михеева подпись Ф.И.О. Протокол заседания ШМО от« » августа 2020г.№ __ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Червонновская средняя школа» по УР _______/ Н.С. Заитова подпись Ф.И.О. «__» августа 2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Приказ от «__» августа 2020 г. № ___ Директор МБОУ «Червонновская СШ» ___________ / Н.В. Медведева подпись Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение_
Уровень: _базовый_
Сейтхалиева Нурие Ремзиевна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс: _4 -А
Срок реализации: 1 (один) год
Количество часов:
Всего:___136___ч.; в неделю: ____4___ ч.
Рабочая программа составлена на основе:
ФГОС НОО, примерной программы по литературному чтению; авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной предметной линии учебников системы «Школа России» ФГОС НОО;
Учебник: «Литературное чтение» для 4 класса в двух частях, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская , М.В.Бойкина.
Издательство «Просвещение», 2016.
2020 г.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4-А класса на 2020/2021 уч. год
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся
4 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями.
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч.
(4 ч. в неделю, 34 учебные недели).
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Планируемые результаты.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нрав. ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2. Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 15 произведений для заучивания наизусть.
Летописи, былины, жития (13 ч.)
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»,
«И вспомнил Олег коня своего...»,
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (21ч.)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);
А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (11 ч.)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...»,
«Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;
И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;
7. И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (15 ч.)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;
2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;
3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;
4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время – потехе час (9 ч.)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;
2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч.)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (6 ч.)
В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;
2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;
3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч.)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;
2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
3. М. Пришвин. «Выскочка»;
4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;
5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;
6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
| Поэтическая тетрадь (6 ч.) | | |
| 1.Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; | | |
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка». | | |
| Родина (8ч.) | | |
| 1.И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; | Б. | А. |
4.Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (9 ч.)
С. Велтистов. «Приключения Электроника».
К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (18 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»;
3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Внеклассное чтение (входит в предыдущие темы- 9 часов.)
3.Тематическое планирование.
№п/п | Содержание | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Выполнение практических работ |
Возможные проекты |
1 | Вводный урок | 1 | - | |
2 | Летописи. Былины. Жития | 11 | 13 | Обязательный «Создание календаря исторических событий» |
3 | Чудесный мир классики | 22 | 21 | |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 | 11 | |
5 | Литературные сказки | 16 | 15 | 1 - «Сочиняем сказки» |
6 | Делу время – потехе час | 9 | 9 | |
7 | Страна детства | 8 | 8 | |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 | 6 | |
9 | Природа и мы | 12 | 12 | 1- «Природа и мы» |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 | 6 | |
11 | Родина | 8 | 8 | Обязательный проект: «Они защищали Родину» |
12 | Страна «Фантазия» | 7 | 9 | 1 -«Мы фантазируем» |
13 | Зарубежная литература | 15 | 18 | |
14 | Внеклассное чтение | Из 136 часов -14 часов по разделам | | |
15 | Резерв | 2 | - | |
| итого | 136 | 136 | 2-4 |
| Примечание: Проверка техники чтения по 5 параметрам проводится учителем 1 раз в четверть |
| | | | | | | |
| | класс | | | | 4 класс | |
| | Чтение «вслух» в конце года | | | 85-90 слов | |
| | Чтение «про себя» в конце года | | | 115-120 слов | |
наизусть | Не менее15 стихотворений |