СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана по предмету "Литературное чтение" 1 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе ФГОС НОО, утвержденного Минобразования и науки РФ от 06.10.2009г. №373; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/19 уч. год; общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ Хмелитской СОШ на 2018/19 уч. год ; учебного плана МБОУ Хмелитской СОШ на 2018/19 уч.год. и на основе авторской программы Климановой Л. Ф. В.Г.Горецкого
Цель изучения предмета курса
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речей деятельности;
-развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания, прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения, постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный, выборочный и краткий.
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 165 часов в год.
Количество часов в неделю – 5ч. (33 учебные недели): из них 115ч.(23учебных недели) отводится на обучение грамоте и 50ч. (10 учебных недель) на литературное чтение.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
1класс
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту.
Работа с текстом художественного произведения
1класс
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, о природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Обучение грамоте Подготовительный период |
19 ч |
2 | Букварный (основной) период | 80 ч |
3 | Послебукварный период | 16ч |
4 | Литературное чтение Жили-были буквы |
9 ч |
5 | Стихи, загадки, небылицы | 8ч |
6 | Апрель! Апрель! Звенит капель! | 6 ч |
7 | И в шутку и всерьёз | 7 ч |
8 | Я и мои друзья | 9 ч |
9 | О братьях наших меньших | 11 ч |
| Всего: | 165 ч |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
l называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
l понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
l знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
l размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
l понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К . Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношенниях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
l проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней; l понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
l понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
l относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
l относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
l читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
l понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
l планировать1 свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий. l контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
l оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
l определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
l фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворён-ность / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо-щью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно отно-ситься к своим успехам, стремиться к улучшению результата; l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
l осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
l стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
l принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
l понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять простейшие логические операции:
сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-по-знавательный текст, художественный и учебный текст, срав-нить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собствен-ные;
группировка книг (для выставки) по заданным критери-ям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному осно-
ванию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим груп-пам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
l находить нужную информацию в учебнике (название раз-дела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характе-ристики героя, для выразительного чтения, для ответа на за-дание;
l работать со словами и терминами: уточнять значение непо-нятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
l соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться:
l самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
l выделять в тексте основные части; определять микро-темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
l группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
l сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
l отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведе-нию;
l создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
l участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
l внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
l участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
l задавать уточняющие вопросы на основе образца;
l принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
l подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
l воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
l чётко и правильно произносить все звуки;
l плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения1;
l читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
l читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
l определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
l определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
l восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
l соотносить иллюстрации и текст;
l называть героев произведения, давать им простейшую ха-рактеристику; размышлять об их поступках;
l уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
l выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
l отгадывать с помощью учителя загадки ( о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
l отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
l объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться:
l соотносить название рассказа с его содержанием;
l отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
l читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
l читать текст по ролям, отражая настроение и харак-тер героя (под руководством учителя);
l задавать вопросы по прочитанному произведению;
l при помощи учителя составлять план, определять смыс-ловые части;
l пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
l выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
l определять особенности прозаического и поэтического текстов;
l высказывать собственное мнение о прочитанном произ-ведении;
l сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
l восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
l восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
l составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
l придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
l сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
l самостоятельно придумывать небылицы, потешки, пе-сенки по образцу;
l обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся:
l на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
l отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
l понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
l отличать сказку от рассказа , называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
l знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться:
l находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова , с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
l определять тему произведения, выставки;
l оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебный комплект:
Учебник «Азбука» для 1 класса. В 2 частях. Авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. – М.: «Просвещение», 2011г.
«Литературное чтение». Учебник для 1 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий др. Москва. «Просвещение», 2011 г.
Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 1 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.
Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 1 класс. Москва. «Просвещение», 2004 г.
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению.
Климанова Л. Ф.Обучение грамоте. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений С. А. Анащенкова (и др.) М. Просвещение 2011г.
Планирование учебной деятельности обучение грамоте, русский язык, литературное чтение пособие для учителя: 1 класс
Э. Н. Золотухина, А. В. Коровина, Л. Ф. Костюнина. /Волгоград/: учитель 2012.
Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок( в том числе в цифровой форме),
-словари по русскому языку, репродукции картин (в том числе в цифровой форме);
-детские книги разных типов из круга детского чтения;
- портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения :
-классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок;
-мультимедийный проектор;
-компьютер;
-экспозиционный экран.
Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте) 115ч.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Элементы | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 | Подготовительный период 19ч Знакомство с азбукой. Общее представление о речи. | 1 | Автор, раздел, содержание. Речь устная и письменная. | Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
|
2 | Предложение и слово. | 1 | Членение предложений на слова с использованием графических схем | Анализировать: делить предложение на слова, определять количество слов. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
|
3/4 | Слог. Ударение. | 2 | Определение количества слогов в слове | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог. Наблюдать: определять количество слов в предложении |
|
5 | Представление о слогах. Внеклассное чтение Народные сказки | 1 | Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных) | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком |
|
6 | Представление о звуке. | 1 | Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных) | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком, различать гласные и согласные. |
|
7/8 | Слияние согласного и гласного. | 2 | Слого - звуковойанализ слова (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности) | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. |
|
9 | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 | Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса
| Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
|
10 | Слогообразующая роль гласных. Алфавит. | 1 | Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса
| Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
|
11. | Буквы А а, обозначающие звук [а]. | 1 | Выделение звука [а] из речи, звукобуквенный анализ слова | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
|
12. | Буквы А а, обозначающие звук [а]. Внеклассное чтение Игры, песенки, потешки. | 1 | Выделение звука [а] из речи, звукобуквенный анализ слова. Познакомиться с устным народным творчеством. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок. |
|
13 | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 | Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) |
|
14. | Буквы О о, обозначающие звук [о]. | 1 | Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) |
|
15/16 | Буквы И и, обозначающие звук [и].
| 2 | Узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях); правильное соотнесение звуков и букв | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
|
17 | Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение Сказки русских и современных писателей. | 1 | Узнавание сюжета книги по внутритекстовым иллюстрации | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Анализировать: подбирать слова с заданным гласным звуком.
|
|
18 | Буква ы, обозначающая звук [ы]. | 1 | Выделение звука [ы] из речи, звукобуквенный анализ слова | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Составлять текст по серии сюжетных картинок |
|
19 | Буквы У у, обозначающие звук [у]. | 1 | Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (и-у) |
|
20 | Букварный (основной) период 80ч Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. | 1 | Выделение звука [н] , [н] из речи, звукобуквенный анализ слов. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
|
21 | Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | Чтение слов с изученными буквами. Нахождение соответствия между произносимыми словами и звуко-слоговыми схемами-моделями | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного |
|
22 | Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с′].
| 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного звуко-слогового анализа). Выделение ударных слогов | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи |
|
23/24 | Чтение слов с буквами С,с | 2 | Выделение ударного слога. Чтение слов с изученными буквами
| Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
|
25 | Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Различие и понимание простейших случаев многозначных слов | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
|
26 | Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к′]. Внеклассное чтение Рассказы о животных | 1 | Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания |
|
27 | Буквы Т,т, обозначающие звуки [т],[т′].
| 1 | Звуко - слоговой анализ слов | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
|
28/29 | Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т. | 2 | Чтение слов с изученными буквами | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета |
|
30/31 | Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л ]
| 2 | Обучение правильному слоговому чтению вслух отдельных слов. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку |
|
32 | Буквы Л,л, обозначающие звуки [л], [л ] Внеклассное чтение Загадки. Литературные загадки | 1 | Разгадывание загадок по рифме и на основе сравнения реальных предметов и явлений | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. |
|
33 | Буквы Р,р, обозначающие звуки [р], [р′].
| 1 | Определение ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём. Верное употребление сходных звуков | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (р-л). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове |
|
34 | Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р.
| 1 | Верное употребление сходных звуков | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. |
|
35 | Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов Обучение правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву - контроль Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного
|
|
36 | Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в′]. Внеклассное чтение Рассказы о детях | 1 | Называние персонажей с использованием характеристик, данных им в тексте | Читать небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания |
|
37 | Буквы Е,е, обозначающие звуки |йэ|. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Моделировать звуковой состав слов. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы |
|
38/39 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука.
| 2 | Составление по серии картинок небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета |
|
40 | Буквы П.п, обозначающие звуки [ п], [п′]. | 1 | Знакомство с правилами гигиены чтения. Звуко-слоговой анализ слов | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) |
|
41 | Чтение текстов с буквами П,п
| 1 | Обучение осознанному слоговому чтению вслух небольших текстов, доступных по содержанию | Определять место заданного звука в слове Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т) |
|
42 | Чтение слов и предложений с изученными буквами. Внеклассное чтение Стихи современных поэтов о Родине
| 1 | Обучение осознанному слоговому чтению вслух небольших текстов, доступных по содержанию | Определять место заданного звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (п-т) |
|
43 | Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами. | 1 | Верное употребление звуков и соотнесение их с буквами. | Определять место заданного звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство |
|
44/45 | Буквы М, м, обозначающие звуки [м], [м]
| 2 |
| Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
|
46 | Чтение текстов и слов с буквами М,м. Внеклассное чтение Сказки о животных | 1 | Обучение неторопливому темпу и ритму речи.Развитие слуховой памяти и речевого аппарата | Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (л-м) |
|
47 | Буквы З,з, обозначающие звуки [з], [з′]. | 1 | Верное употребление сходных звуков [с]- [з] | Подбирать слова с заданным звуком.. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з). Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы |
|
48/49 | Чтение слов, текстов с буквами З,з. | 2 | Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение правильному речевому дыханию | Определять место заданного звука в слове.Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
|
50/51 | Буквы Б,б, обозначающие звуки [ б], [б′]. | 2 | Совершенствование произношения слов, сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
|
52 | Чтение слов и текстов с буквой Б. Внеклассное чтение Стихи русских поэтов
| 1 | Обучение умеренной громкости и правильному интонированию. Верное употребление сходных звуков [п][б] | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
|
53 | Буквы Д,д, обозначающие звуки [д], [д′]. | 1 | Дополнение сюжета | Подбирать слова с заданным звуком. Читать слоги с изменением буквы гласного |
|
54/55 | Чтение слов с буквами Д,д. | 2 | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Определять место заданного звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (в-д) |
|
56 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 1 | Правильное употребление видовых и родовых слов-названий | Моделировать звуковой состав слова.Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. |
|
57/58 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа]. | 2 | Правильное употребление видовых и родовых слов-названий | Моделировать звуковой состав слова. Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов |
|
59 | Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. Внеклассное чтение Сказки русских писателей | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. | Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
|
60 | Буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Моделировать звуковой состав слова.Читать слоги с изменением буквы гласного |
|
62 | Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.
| 2 | Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым. | Определять место заданного звука в слове. Объяснять работу( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. |
|
63/64 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. | 2 | Звуко-слоговой анлиз слов | Моделировать звуковой состав слова. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с знаками препинания. |
|
65 | Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч′]. Сочетание ча. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Моделировать звуковой состав слова. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами. |
|
66 | Чтение слов, предложений с буквой Ч Внеклассное чтение Литературные сказки разных народов | 1 | Правильное употребление слов-названий предметов. | Определять место заданного звука в слова. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (и-ч). |
|
67/68 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 2 | Слого-звуковой анализ слов | Моделировать звуковой состав слова. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. |
|
69 | Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш) Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) |
|
70/71 | Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. Сочетание ши.
| 2 | Звуко-слоговой анализ слов | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш). Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) |
|
72 | Буквы Ж,ж, обозначающие твёрдый звук [ж]. | 1 | Дифференцирование шипящих твёрдых согласных звуков [ж]- [ш] | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи |
|
73/74 | Чтение слов, предложений с буквами Ж, ж. Сочетания жи-ши
| 2 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных
| Моделировать звуковой состав слова.Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж) |
|
75 | Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо].
| 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Понимание содержания литературного произведения | Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи |
|
76 | Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. Внеклассное чтение. Стихи современных поэтов | 1 | Правильное употребление слов-признаков предметов | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
|
77 | Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]. | 1 | Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] |
|
78 | Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]. | 1 | Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] |
|
79 | Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. | 1 | Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) |
|
80/81 | Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х′]. | 2 | Звуко-слоговой анализ слов. Составление устного рассказа по заданной теме | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) |
|
82 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [йу]. | 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (без предварительного звуко-слогового анализа) | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания |
|
83 | Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. Внеклассное чтение Сказки о детях | 1 | Составление рассказа о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по предложенному сюжету | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям |
|
84 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | 1 | Составление рассказа о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по предложенному сюжету | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения.
|
|
85/86 | Твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц. | 2 | Правильное употребление слов-действий предмета | Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) |
|
87 | Чтение слогов и слов с буквой Ц. Внеклассное чтение Моя любимая книжка | 1 | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров
| Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям |
|
88/89 | Буквы Э,э, обозначающие звук [э].
| 2 | Звуко-слоговой анализ слов
| Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Читать орфоэпически правильно. |
|
90 | Мягкий звук [щ′]. Буквы Щщ. | 1 | Верное употребление сходных звуков [щ]- [ж] | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
|
91/92 | Мягкий звук [щ′]. Буквы Щ щ. | 2 | Верное употребление сходных звуков [щ]- [ж] | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения |
|
93 | Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ.
| 1 | Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (без предварительного звуко-слогового анализа) | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) |
|
94 | Звуки [ф], [ф′]. Буквы Фф.
| 1 | Звуко-слоговой анализ слов
| Включаться в групповую работу, связанную с общением. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения |
|
95 | Чтение предложений и текстов с буквой Ф, ф. Внеклассное чтение Стихи зарубежных писателей | 1 | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова в соответствии с их значением |
|
96/97 | Знакомство с буквой ъ. | 2 | Роль ъ в речи. Воспроизведение произведений с соблюденим интонации, диктуемой содержанием | Объяснять функцию буквы ъ. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
|
|
98/99 | Алфавит. | 2 | Развитие навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать на заданную тему. Заучивание последовательности букв алфавита. | Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
100 | Послебукварный период К.Ушинский. Наше отечество. | 1 | Развитие навыков чтения, культуры речи, умение рассуждать на заданную тему. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
101 | В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь. | 1 | Развитие умения вести диалог | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. |
|
102 | Произведения А.С.Пушкина. Внеклассное чтение Сказки. | 1 | Сравнение народной и авторской сказки | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
103 | Произведения Л.Н.Толстого и К.Д. Ушинского. | 1 | Быль. Умение соотносить содержание с темой чтения | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения |
|
104 | К.И.Чуковский. Телефон. Путаница. | 1 | Сравнение рассказа со сказкой и стихотворением | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком |
|
105 | В.В.Бианки. Первая охота. | 1 | Обучение краткому и подробному пересказу | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения |
|
106 | С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Внеклассное чтение Весёлые рассказы | 1 | Анализ стихотворения. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком |
|
107 | М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | 1 | Правильное построение ответов на поставленный вопрос | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
108 | А.Л.Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. | 1 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. |
|
109 | С.В.Михалков. Котята | 1 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
110 | В.А.Осеева. Печенье. Внеклассное чтение. Удивительные дети. | 1 | Правильное построение ответов на поставленный вопрос | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. |
|
111
| Б.В.Заходер. Два и три. Песенка-азбука. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. Выразительное чтение. | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы |
|
112 | В.Д.Берестов. Пёсья песня. Прощание с другом. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком.
|
|
113 | В.Д.Берестов. Непослушная кукла. Дерево. Нофелет. | 1 | Сравнение стихов по интонации и темпу чтения. | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. |
|
114- 115 | Проект «Живая Азбука» Проверочная работа «Чему нас научила Азбука» | 2 | Воспроизведение произведений с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать, осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному, определять основную мысль прочитанного произведения |
|
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения- 50ч.(5ч.в неделю)
№ п/п |
Тема урока | К-во час. | Элементы | Основные виды учебной деятельности
| Дата |
116 | Жили-были буквы – 9ч. В.Данько. Загадочные буквы
| 1 | Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание. Овладение понятиями: писатель, автор, произведение | Чтение целыми словами с элементами слогового чтения, понимание содержание прочитанного. |
|
117-118 | И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. Внеклассное чтение ( Рассказы В. Драгунского) | 2 | Пересказ текста по вопросам учебника, придумывание продолжения сюжета. Обучение приёмам выразительной речи и чтения. Овладение понятием: действующие лица | Пересказывание текста своими словами и с опорой на картинный план. |
|
119 | С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин. Почему А поётся, а Б нет | 1 | Знакомство с приёмами драматургии. Сравнение произведений на одну и ту же тему
| Нахождение заглавие текста, называние автора произведения, выразительное чтение текста. |
|
120 | Г.Сапгир. Про медведя.
| 1 | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата | Различать сказки, стихотворения; ответы на вопросы по содержанию. |
|
121-122 | Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит? Внеклассное чтение ( Рассказы В. Бианки) | 2 | Придумывание весёлых историй
| Чтение целыми словами с элементами слогового чтения.
|
|
123 | С.Маршак. Автобус 27, | 1 | Обучение приёмам выразительной речи и чтения
| Восприятие на слух произведения различных жанров, передача своего настроения в рисунках. |
|
124 | Обобщение по теме: Жили-были буквы. | 1 | Отработка навыка выразительной речи и чтения
| Чтение целыми словами с элементами слогового чтения.
|
|
125-126 | Сказки, загадки, небылицы –8 ч. Е.Чарушин. Теремок. Рукавичка
| 2 | Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений, раскрытие содержания иллюстрации к произведению | Пересказывание текста своими словами и с опорой на картинный план, характеристика поступков действующих лиц ( с помощью учителя
|
|
127 | Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы. Внеклассное чтение ( Русские народные сказки) | 1 | Предмет загадки и предмет отгадки, сравнение, сопоставление, выделение общих признаков | Сравнение предметов загадки и отгадки. |
|
128 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | Подбор нужной интонации и ритма для чтения небылиц и потешек | Различие фольклорных жанров |
|
129 | А.Пушкин. Отрывки из произведений.
| 1 | Осознанное чтение текста целыми словами | Выразительное чтение стихотворного произведения. Заучивание наизусть(по выбору) |
|
130 | Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. |
|
131-132 | Обобщение по теме «Сказки , загадки , небылицы». Внеклассное чтение (Русские народные пословицы, поговорки, скороговорки) | 2 | Понимание содержания литературного произведения | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. |
|
133 | Апрель, апрель! Звенит капель... – 6 ч. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники. | 1 | Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе введения упражнений для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных в словах и фразах | Работа с художественными текстами, понимание настроения автора. Заучивание наизусть стихотворения (по выбору). |
|
134-135 | С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин. Внеклассное чтение (Стихи русских поэтов о природе) | 2 | Развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста | Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения с привлечением текста стихотворения, выбор темп чтения. |
|
136 | Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна. В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. | 1 | Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Сравнение произведений. |
|
137 | А.Майков. Христос Воскрес. Обобщение по разделу.
| 1 | Отработка навыка чтения целыми словами | Сравнение произведений. |
|
138 | Обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель» Проверочная работа
| 1 | Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения с привлечением текста стихотворения, выбор темп чтения. |
|
139 | И в шутку и всерьёз - 7 ч. И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры! | 1 | Отработка навыка чтения целыми словами. Обучение перессказу по опорным словам | Воспроизведение содержания рассказа по опорным вопросам. |
|
140-141 | Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка. Внеклассное чтение ( сказки Г.Остера)
| 2 | Обучение чтению художественных произведений по ролям, цепочкой, драматизация произведений. Соотнесение иллюстрации с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих ей | Нахождение в тексте слова, характеризующие героев произведения, воспроизведение предложения с различной интонацией, прогнозирование текста. |
|
142 | К.Чуковский. Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. | 1 | Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним | Уметь вникать в смысл читаемых слов |
|
143 | К.Чуковский. Телефон М.Пляцковский. Помощник
| 1 | Чтение по ролям. Сопоставление слов, близких по значению. Пересказ по ключевым словам. Рисование юмористического рассказа в картинках | Уметь вникать в смысл читаемых слов. Знать наизусть отрывок из стихотворения |
|
144 | К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. | 1 | Упражнение в чтении текстов целыми словами (с расстановкой в словах знаков ударения), обучение выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. |
|
145 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» Проверочная работа | 1 | Обучение приёмам выразительной речи и чтения с различными речевыми задачами: | Высказывание своих впечатлений о прочитанном. |
|
146-147 | Я и мои друзья -9 ч. Ю.Ермолаев. Лучший друг. Е.Благинина. Подарок. Внеклассное чтение(Дж.Родари «Приключения Чиполлино») | 2 | Пересказ текста по вопросам учебника | Формировать умение выделять главное, соотносить его с интонацией, анализировать поступки героев |
|
148 | В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны. | 1 | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Уметь восстанавливать последовательность событий по опорным словам. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам |
|
149 | Р.Сеф. Совет. В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Дружба
| 1 | Понимание значения слов и выражений в контексте. Устные рассказы детей о своих друзьях-игрушках | Уметь различать жанры литературных произведений |
|
150-151 | И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня. Внеклассное чтение(Н.Носов рассказы) | 2 | Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания | Формировать умение понимать юмористический смысл слов |
|
152 | С.Маршак. Хороший день. М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу | 1 | Развитие умения планировать, анализировать своё выступление | Работа по вопросам учебника |
|
153 | Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы.
| 1 | Восстановление последовательности событий по опорным словам | Высказывание оценочных суждений о прочитанных произведениях. |
|
154 | Обобщение по теме « Я и мои друзья». Проверочная работа | 1 | Развитие умения планировать, анализировать своё выступление | Высказывание оценочных суждений о прочитанных произведениях. |
|
155-156 | О братьях наших меньших - 8ч. С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак. Внеклассное чтение(Л.Муур «Крошка Енот») | 2 | Устные рассказы детей на заданную свободную тему | Составление рассказа по заданной теме. |
|
157 | Приёмы словесного рисования. В.Осеева. Собака яростно лаяла | 1 | Подробный пересказ по рисунку | Деление текста на смысловые части, составление плана, пересказ, работа с Иллюстрацией. |
|
158 | И.Токмакова. Купите собаку. С. Михалков «Важный совет» | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Выразительное чтение в лицах, ответы на вопросы.
|
|
159 | М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. | 1 | Рассказывание – импровизация на заданную тему | Ответы на вопросы |
|
160-161 | В.Берестов. Лягушата В.Лунин. Никого не обижай. С.Михалков. Важный совет. Внеклассное чтение(О.Кургузо «Рассказы маленького мальчика») | 2 | Сопоставление разных текстов: научно-познавательного и стихотворения | Нахождение заглавия текста, автора произведения. |
|
162 | Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж | 1 | Обучение чтению художественных произведений по ролям | Деление текст на смысловые части, составление плана, пересказ. |
|
163 | С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Приведение примеров художественных произведений по изученному материалу. |
|
164-165 | Обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 2 | Понимание содержания литературного произведения. | Приведение примеров художественных произведений по изученному материалу. |
|
Приложение к программе
Итоговая контрольная работа по литературному чтению 1 класс
Вариант 1
Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.
Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля.
Ваня молчал. (В. Осеева)
(152 слова)
Часть I
А1. Отметь «галочкой», к какому литературному жанру относится текст.
1) рассказ 2) сказка 3) стихотворение
А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как звали собаку.
1) Трезор 2) Бобик 3) Жук
А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, какого окраса была собака.
1) рыжая 2) чёрная 3) белая
А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где мальчики нашли собаку.
1) во дворе 2) в лесу 3) на улице
А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где происходили действия, описанные в тексте.
1) в лесу 2) во дворе 3) на улице
А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, собаки какой породы выскочили из двора лесника.
1) боксёр 2) овчарка 3) терьер
А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, куда вскарабкался Ваня.
1) на забор 2) на крышу 3) на дерево
А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.
1) палку 2) ветку 3) ремень
Часть II
В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
В2. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
В4. Напиши, кто помог спасти Жука. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Часть III
C1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
C2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
C3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам. ______________________________________________________________________