Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора по образовательному процессу ____________/Т.В. Бобикова «___» 2020 г. | Принято На педагогическом совете протокол №_____от «___»____________2020г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош: ________ Н.В. Беленкова «__»____________2020 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
по программе «Школа России»
Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова
Составитель:
Шуренкова С.Н.,
учитель начальных классов
2020 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — М.: Просвещение, 2014.), Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская оош, утверждённой приказом №193 от 25.08.2020 г. Программу обеспечивает УМК «Школа России»: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. Литературное чтение. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014г. В соответствии с учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе в объёме 3 ч. в неделю, всего 102 ч. за год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов с чтения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действу соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения;
Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
2.СОДЕРЖАНИЕ
начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение» в 4 классе
| № | Наименование разделов и тем | Часы | Универсальные учебные действия |
| 1 | Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | 9 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
| 2 | Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | 16 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач |
| 4 | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». A. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». A. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» | 9 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
| 5 | Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». B. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». C. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 12 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов |
| 6 | Делу время - потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 6 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
| 7 | Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» | 6 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
| 8 | Поэтическая тетрадь B. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». C. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 4 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
| 9 | Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». A. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». B. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 10 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного |
| 10 | Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» | 6 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
| 11 | Родина И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 6 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
| 12 | Страна Фантазия Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы» | 5 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста |
| 13 | Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 13 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
4 | | | с. 24–25 |
5 | | |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Количество часов |
по теме | Проект |
1 | Летописи, былины, жития | 9 | 1 |
2 | Чудесный мир классики | 16 | |
3 | Поэтическая тетрадь | 9 | |
4 | Литературные сказки | 12 | |
5 | Делу время – потехе час | 6 | |
6 | Страна детства | 6 | |
7 | Поэтическая тетрадь | 4 | |
8 | Природа и мы | 10 | 1 |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 | |
10 | Родина | 6 | 1 |
11 | Страна Фантазия | 5 | |
12 | Зарубежная литература | 11 (Резерв 2) | |
| Итого | 102 | 3 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Вариант | |
литературное чтение | Литературное чтение 4 кл. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий | |
Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Летописи, былины, жития. | Знакомство с учебником по литературному чтению | 1 |
| Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 |
| «И вспомнил Олег коня своего» | 1 |
| Былина – жанр устного народного творчества. | 1 |
| «Ильины три поездочки» | 1 |
| «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 1 |
| «Житие Сергия Радонежского" | 1 |
| Решение проектной задачи «Создание календаря исторических событий» | 1 |
| Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 1 |
Чудесный мир классики. | П.П.Ершов. Биография. | 1 |
| П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 2 |
| А.С.Пушкин. Биография. "Няне" | 1 |
| А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» | 1 |
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 |
| М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 |
| М. Ю. Лермонтов "Дары Терека" | 1 |
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 2 |
| Л.Н. Толстой. Биография. "Детство" | 1 |
| Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | 1 |
| А.П. Чехов. Биография. | 1 |
| А.П. Чехов «Мальчики». | 1 |
| Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 |
Поэтическая тетрадь. | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
| А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 |
| Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..» «Где сладкий шёпот.." | 1 |
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 |
| И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 |
| Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 |
| И.А. Бунин «Листопад». | 1 |
| Стихи русских поэтов. | 1 |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 |
Литературные сказки. | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 2 |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 3 |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 3 |
| КВН «Литературные сказки» | 1 |
| Обобщение по разделу «Литературные сказки». | 1 |
Делу время – потехе час | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 2 |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 |
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 |
| Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 |
Страна детства | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 2 |
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 |
| М.М. Зощенко «Елка» | 1 |
| Обобщение по разделу «Страна детства». | 1 |
Поэтическая тетрадь | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 |
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 |
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Природа и мы | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 2 |
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 |
| М.М. Пришвин «Выскочка» | 2 |
| Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 2 |
| Проект «Природа и мы». | 1 |
| Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 |
Поэтическая тетрадь. | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 |
| С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 |
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 |
| Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 |
| С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 |
| Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Родина. | И.С. Никитин «Русь» | 1 |
| С.Д. Дрожжин «Родине» | 1 |
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 |
| Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 |
| О Родине. Проект: «Они защищали Родину» | 1 |
| Обобщение по разделу "Родина". | 1 |
Страна Фантазия | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 2 |
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 2 |
| Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | 1 |
Зарубежная литература | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 3 |
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 |
| С. Лагерлеф «Святая ночь» | 2 |
| С. Лагерлеф «В Назарете» | 2 |
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 |
| Резерв. | 2 |
| | |
Информационно-методическое обеспечение
1. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2014 в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе
2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 1. М.: Просвещение, 2014
3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 2. М.: Просвещение, 2014
4. CD Электронное приложение к учебнику.Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2014
5. Контрольно-измерительные материалы