литературное чтение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс - 3 «Г» Количество часов в год – 136
Учитель: Миронович С.Я. Категория – первая Стаж работы – 31 года
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по литературному чтению, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2018 года Рук. центра: Нечаева Л.В. | Одобрена МС «____» сентября 2018 года Зам.директора по НМР: Гармаева Л.А. Зам.директора по УВР: Мышляева Л.О. |
«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2018____________
«____» ноября 2018 ____________
«____» января 2019 _________
«____» апреля 2019 ___________
I.Планируемые результаты
Цель: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Младшие школьники по природе своей схватывают явления действительности целостно, их мышление «интегративно», поэтому в начальной школе желательно интегрировать предметы на уроке.
Интегрированное обучение на уроках литературного чтения позволяет показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления
В соответствии с ФЦПРО на 2016-2020, с Концепцией технологического образования в системе общего образования РФ, взят курс на непрерывное технологическое образование.
Задачи:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему.
5) Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно - преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры.
6) Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
• приобретение опыта первоначального различения эмоционального тона текста (различение «смешного», «грустного», «волшебного», «страшного» и т.п.), различения настроения рассказчика и героя
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
- уважение к чужому труду и результатам труда;
- понимание чувств окружающих людей;
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образно и словесно-логическом уровнях.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов;
- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям.
Ученик получит возможность научиться:
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
- строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
- вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Ученик получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе.
Предметные УУД:
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Ученик получит возможность научиться:
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским.
II. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании). Участие в коллективном обсуждении.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Представления о тотемных животных и растениях. Представления о Мировом дереве, связующем миры.
Устное народное творчество
Малые жанры устного народного творчества и их связь с мифом. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.
Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.
Авторская литература
Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.
Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.
Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.
Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.
Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.
Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.
Методы и приемы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения, отзывы) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Формы взаимодействия:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Формы организации познавательной деятельности:
разные виды анализа текста;
творческие пересказы;
составление структурных схем;
рисунок (в т.ч. словесное рисование)
нетрадиционная форма урока:
урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
театрализация и инсценирование;
урок-экскурсия.
Методы обучения :
Проблемно-поисковый;
Исследовательский;
Эвристический.
Технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие (приём зрительных меток; тематические физминутки)
- ИКТ коммуникационные, развивающие, развития критического мышления, технология исследовательского обучения.
III.Тематическое планирование по литературному чтению (136ч.)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Глава 1 «Вступаем в неизведанный мир» | 22ч |
2 | Глава 2 «В единой семье всего живого» | 22ч |
3 | Глава 3 «Открываем мир заново» | 19ч |
4 | Глава 4 «Времена, когда звери говорили» | 22ч |
5 | Глава 5 «Всмотритесь в мир своей души» | 21ч |
6 | Глава 6 «Пересоздаем мир в творчестве» | 17ч |
7 | Глава 7 «Без тебя мир неполный» | 13ч |
Технологическая карта
№ п/п | Кол-во ча- сов | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Дата |
по плану | фактически |
1 | 1 | Ю.П. Мориц «1 сентября» Что такое миф. Отношение человека и природы. | Урок ознакомле- ния с новым материалом | Чтение и анализ эпиграфа; беседа по вопросам; чтение статьи | | |
2 | 1 | Фрагменты карельских мифов. «Калевала». Экскурсия в школьную библиотеку. | Урок применения знаний | Коллективное чтение и анализ гимнов. | | |
3 4 | 2 | Народная сказка «Яичко» (2 урок ) | Комбиниро ванный | Чтение вслух по цепочке; анализ содержания; характеристика героев. | | |
5 6 | 2 | С.Я Маршак «Дом, который построил Джек». Художественное складывание Оригами.Домик. М.Я. Бородицкая «Убежало молоко» | Комбиниро-ванный | Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; характеристика характеров героев. Проанализировать образец работы, рассмотреть способы складывания деталей. Выполнить творческую работу «Домик» | | |
7 | 1 | Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Объемное конструирование и моделирование из бумаги. «Дерево» Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок». | Урок применения новых знаний | Чтение вслух по цепочке. Анализ содержания , характеристика героев. Познакомиться с выкладыванием контура из бумаги и разными способами их соединения с основой. Выполнить объемную модель «Дерево» | | |
8 9 | 2 | Законы народной волшебной сказки. Сказка «Петушок- золотой гребешок». Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника. | Комбиниро-ванный | Рассказ учителя; чтение и анализ сказки. | | |
10 11 | 2 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Лепка сложных форм разными способами «Царевна - лягушка» (2 урок) Мир волшебной сказки в живописи В. Васнецов, Н. Билибин. | Комбиниро-ванный | Чтение по цепочке; анализ сказки; анализ иллюстрации; лексическая работа. Лепка сложных форм разными способами «Царевна - лягушка» Называть основные свойства пластичных материалов; осваивать технику изготовления из пластичных материалов. | | |
12 | 1 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности положения героя в семье, особенности его внешности. Моделирование несложных объектов из деталей конструктора. «Терем» | Комбинированный | Комментированное чтение сказки. Выразительное чтение с использованием разной интонации, пауз, темпа. Продолжить работу с разными видами конструктора: деревянный, пластмассовый (LEGO) и металлический. Выполнить модели из конструктора | | |
13 | 1 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Мир волшебной сказки в живописи В.Васнецов, Т.Маврина. | Урок ознакомле-ния с новым материалом | Выразительное чтение сказки. Осознанно воспринимать содержание сказки. | | |
14 | 1 | Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре, загадки, Художественное вырезание. «Жаворонок» | Урок применения новых знаний. | Выразительное чтение. Участие в диалоге. Проведение оценки работы своей группы, самооценки. Выяснить различия слов «вырезы» и «прорезы». Рассмотреть формы прорезов. Выполнить творческую работу «Жаворонок» | | |
15 16 | 2 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | Урок применения новых знаний. | Выразительное чтение сказки. Чтение вслух, целыми словами. Анализ средств, используемых в сказках. | | |
17 | 1 | Обобщающий урок по сказкам. Черты мифологического мышления, законы сказочного жанра. | Урок применения новых знаний. | Выразительное чтение сказок. Конструирова- ние монологиче- ского высказы- вания, логичес- кое и последова- тельное построе- ние текста. | | |
18 | 1 | Воспитание творческого отношения к миру. Ф.И.Тютчев «Полдень», М.Врубель «Пан». | Комбиниро-ванный | Чтение вслух; упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. | | |
19 | 1 | Особенности авторского взгляда на мир. Ф.И.Тютчев, М.Врубель «Пан». | Комбиниро-ванный | Чтение вслух; декламировать стихотворения по выбору. | | |
20 | 1 | Юмористическое освещение темы колдовства. Рассказ Н.Носова «Шурик у дедушки». | Комбиниро-ванный | Оценка своих эмоциональных реакций. Осознать следы мифологических представлений о силе слова, колдовстве. | | |
21 | 1 | Характер литературного героя. Н. Носов «Шурик у дедушки». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения. Участие в диалоге. | | |
22 | 1 | Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». | Урок применения знаний | Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью. | | |
23 | 1 | Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. | Комбиниро-ванный | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, овладеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | | |
24 25 | 2 | Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя. | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения; ответы на вопросы по содержанию текста. | | |
26 27 | 2 | Образ Родины в поэзии. В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…» | Комбиниро-ванный | Анализировать стихотворение, средства выразительно- сти, использо- ванные в нем, поэтические образы. | | |
28 | 1 | Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана» | Комбиниро-ванный | Чтение по цепочке; ответы на вопросы по содержанию. | | |
29 | 1 | Олицетворение сил природы, русская народная сказка «Мороз, Солнце и ветер» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ сказки. | | |
30 | 1 | Образ ветра в литературе, А.Н.Майков «Колыбельная песня». | Комбиниро-ванный | Выразительно читать текст по ролям. | | |
31 | 1 | Образ ветра в живописи. Картины Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». | Комбиниро-ванный | Чтение по цепочке; анализ произведения. | | |
32 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения; работа над выразитель- ностью. | | |
33 | 2 | Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Комбиниро-ванный | Анализ сказки, упражнение в восприятии текста. | | |
34 | 1 | Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ сказки. Выразительное чтение сказок. | | |
35 | 1 | Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна». | Урок ознакомле- ния с новой темой | Чтение и анализ стихотворения. | | |
36 | 1 | Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ стихотворений. | | |
37 | 1 | Мир чувств в картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Аппликация. «Пальма» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ стихотворений, картин. Плоская аппликация из бумаги на бумажной основе. Выкладывание контура из разных материалов и разными способами их соединения с основой. | | |
38 | 1 | Образ радости, единения с природой. С. Козлов «Такое дерево». | Урок ознакомле- ния с новой темой. | Чтение и анализ сказки. | | |
39 | 1 | Необычное в обычном. Г.Я. Снегирев «Чудесная лодка». Художественное складывание. Оригами. «Лодочка» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказа. Оригами из бумажного квадрата по схеме.
| | |
40 | 1 | Олицетворение в стихотворениях А.А Фета «Летний вечер тих и ясен», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках». | Комбиниро- ванный | Чтение и анализ стихотворения, лексическая работа. | | |
41 | 1 | Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова « Как поймать облако». Выпуклая контурная аппликация . «Облако» | Комбиниро- ванный | Чтение рассказа, анализ героев, работа над беглостью и выразитель- ностью чтения. Познакомиться с выкладыванием контура из разных материалов и разными способами их соединения с основой | | |
42 | 1 | Духовный мир героев сказок С.Г.Козлова. Библиотечный урок. | Комбиниро- ванный | Чтение рассказа; анализ героев; работа над беглостью и выразительностью чтения. | | |
43 | 1 | Эстетическая ценность поэтических открытий в Хокку, Исса, С. Есенин «С добрым утром». | Комбиниро-ванный | Работа по сравнительному анализу стихотворений, работа над выразитель- ностью. | | |
44 | 1 | Обобщение по теме. Викторина по прочитанным произведениям. | Урок обобщения | Чтение произведений; анализ героев; работа над беглостью и выразительностью чтения; работа с викториной. | | |
45 | 1 | Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о земле матери. | Комбиниро-ванный | Чтение и толкование пословиц. | | |
46 | 1 | Времена года в древнегреческом мифе. «Похищение Персефоны». | Урок приме-нения новых знаний, умений и навыков | Чтение и анализ мифа. Осознанно воспринимать содержание мифа. | | |
47 | 1 | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ текста. | | |
48 | 1 | Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок. | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ загадок, тексов. | | |
49 50 | 2 | Времена года в художественной литературе. К.Г. Паустовский «Прощание с летом». (2 урок ) | Комбиниро-ванный | Чтение по цепочке; анализ стихотворения. | | |
51 52 | 2 | Точность поэтических образов. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. | Комбиниро-ванный | Работа по заданиям учебника; работа над выразитель- ностью и беглостью чтения. | | |
53 54 | 2 | Нравственный смысл произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения. Восприятие текста на слух и при чтении. | | |
55 56 | 2 | «Серая шейка» сказка или рассказ? (2 урок) Мозаика из мелких природных материалов. «Уточка» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения, нахождение в тексте средств художественной выразительности Подобрать подходящие материалы для выполнения мозаики. Выполнить работу. «Уточка» | | |
57 | 1 | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам». | Урок применения ЗУН | Работа по подготовке к восприятию, выразительное чтение стихотворения, анализ. | | |
58 59 | 2 | Идейно-нравственная проблематика в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе «Козлик» | Комбинированный | Работа с текстом, чтение и анализ текста. Аппликация из бумаги на бумажной основе. | | |
60 61 | 2 | Библиотечный урок по сказкам П.П. Бажова. (2 урок) | Комбиниро-ванный | Работа по картине Шагала, чтение и анализ произведения. | | |
62 | 1 | Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке». Левитан «Тихая обитель». | Урок приме-нения ЗУН | Учиться анализировать стихотворение, сюжет, средства художественной выразительностииспользованные в нем. | | |
63 | 1 | «Проверь себя». | Комбиниро-ванный | Уметь оценивать результаты своих работ и творческих работ одноклассников, работать с лентой времени. | | |
64 | 1 | Объяснительные сказки разных народов. «Почему звери друг от друга отличались» (нанайская сказка). Лепка. «Животные» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений. Лепка сложных форм разными способами. «Животные» Составлять композицию с использовани ем пластилина и природных материалов, воспроизводи ть реальный образ предмета при выполнении композиции. | | |
65 | 1 | Этиологические сказки разных народов. «Отчего у зайца длинные уши?» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ сказки. | | |
66 | 1 | Объяснительные сказки разных народов. «Медведь и бурундук». | Комбиниро-ванный | Работа по теме урока, чтение и анализ сказки. | | |
67 | 1 | Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. А.Л. Барто «Зимние гости». Конструкция. Изделие «Кормушка» | Комбиниро-ванный | Работа по теме урока: беседа, чтение, анализ стихотворения. | | |
68 | 1 | Сравнение разных литературных жанров. | Комбиниро-ванный | Анализ, чтение сказок, сравнение цели их написания. | | |
69 70 | 2 | Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные сказки». Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения. Составление киносценария по прочитанному: фрагмент, цвет, музыка, план, камера. | | |
71 | 1 | Наедине с книгой. Сказка Р.Киплинга о животных, материалы хрестоматии. | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказов, сюжет, композиция, характеристика героев. | | |
72 | 1 | Чудеса природы в авторских произведениях. И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказа, сопоставитель- ный анализ; работа над выразительностью чтения. | | |
73 74 | 2 | Чудеса природы в авторских произведениях. И.И. Акимущкин «Броненосцы». Тим Собакин «Две коровы». Объемное моделирование из бумаги. «Божья коровка» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказа, уметь выделять признаки принадлежности текста к тому или иному стилю. Конструирова ть объёмную геометрическую фигуру из развёртки; использовать приёмы работы с бумагой и клеем. | | |
75 | 1 | Защита творческих проектов «Моя сказка» (по мотивам прочитанных произведений). | Комбиниро-ванный | Уметь представлять подготовленные высказывания, презентация. | | |
76 | 1 | Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказа; беседа о творчестве К.Г. Паустовско- Го. | | |
77 | 1 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ рассказа. | | |
78 | 1 | «Природа родного края в произведениях художников» | Комбиниро-ванный | Сравнительный анализ произведений; беседа по картине; составление связного рассказа- описания. | | |
79 | 1 | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника. И.А.Бунин «Родник», В.Поленов «Заросший пруд». Объемное моделирование и конструирование из бумаги. «Родник» | Комбиниро- ванный | Сравнительный анализ стихотворений; беседа о творчестве поэта; работа над выразитель- ностью. Конструирова ть объёмную геометрическую фигуру из развёртки; использовать приёмы работы с бумагой и клеем. | | |
80 | 1 | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений. | | |
81 | 1 | Чудесные открытия. А.А. Фет «Весенний дождь» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ стихотворения, вчитываться в детали подтверждаю- щие, что автор описывает весенний день. | | |
82 83 | 2 | Особое зрение искусства. С.Я. Маршак «Ландыш», И. Гарбара «Мартовский снег». (2 урок) Способность видеть чудеса. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. «Ландыш» С.Я. Маршак «Ландыш», И. Гарбара «Мартовский снег». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений. Работа по вопросам учебника. Познакомиться с выкладыванием контура из бумаги и разными способами их соединения с основой. Выполнить объемную модель «Ландыш» | | |
84 | 1 | Изображение пробуждающихся чувств. В.Ю. Драгунский «Красный шарик». | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений; работа по заданиям учебника | | |
85 | 1 | Проверь себя. | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений; работа по заданиям учебника. | | |
86 | 1 | Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качествах. | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведений; работа по заданиям учебника. | | |
87 | 1 | Игры с мифологическими мотивами. Н.Н.Матвеев «Девочка и пластилин». В.Кандинский «Два овала». Лепка. «Девочка», «Клоун» | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ произведения; работа по заданиям учебника. Различать основные виды пластических материалов; использовать технологию лепки ; уметь сочетать цвета при оформлении изделия. | | |
88 | 1 | Знакомство с жанром басни. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | Урок применения ЗУН | Чтение и анализ басни. | | |
89 90 | 2 | Воспитательное значение басни И.А.Крылова «Лисица и виноград». Работа над картиной В.Серова к басням. Выпуклая контурная аппликация «Виноград» | Комбиниро- ванный | Декламация басни. Применять умения работать с бумагой, ножницами. Оформлять изделия по собственному замыслу | | |
91 92 | 2 | Накопление творческого опыта, сочинение басни в прозе. | Урок применения ЗУН | Конструирова- ние высказыва- ния на заданную тему, формули- рование главной мысли, продумы вание сюжета. | | |
93 94 | 2 | Хрестоматия. Басни Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А.Крылова. (2 урок) | Комбиниро- ванный | Сравнение басен, написанных разными авторами в разное время. | | |
95 | 1 | Жизнь жанра басни во времени. С.В.Михалков «Бараны». Плоскостное конструирование и моделирование игрушка из картона с подвижными деталями. «Бараны» | Урок освоения новых знаний. | Чтение и анализ стихотворения, иметь представления об использовании автором мотивов басен. Учиться заполнять технологичес кую карту к изделию; конструирова ть из бумаги движущуюся игрушку. | | |
96 | 1 | Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики». | Комбиниро- ванный | Анализ построения и языка сказки. | | |
97 98 | 2 | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». (2 урок) | Урок освоения новых знаний. | Анализ текста с позиции: характер лягушки, характер ее мыслей и поступков. Отношение автора к лягушке. | | |
99 100 | 2 | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Художественное складывание. Оригами. «Лягушка» | Урок применения ЗУН | Овладение навыками выразительного, осознанного и правильного чтения. Оригами из бумажного квадрата по схеме.
| | |
101 | 1 | Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчататры»). | Комбиниро- ванный | Анализ текста, сравнение со сказкой В.М. Гаршина | | |
102 103 | 2 | Нравоучительный смысл рассказа К.Г.Паустовского «Кот Ворюга». Объемное моделирование и конструирование из бумаги. «Кот» | Урок освоения новых знаний | Чтение и анализ рассказа. Иметь представление о законах юмора. Познакомиться с выкладыванием контура из бумаги и разными способами их соединения с основой. Выполнить объемную модель | | |
104 | 1 | Художественные особенности рассказа И. Пивоваровой «Плохие сны». В.В. Галявкина «Был крайний случай». | Урок применения ЗУН | Выразительное чтение и анализ произведений. | | |
105 106 | 2 | «Проверь себя». | Урок применения ЗУН. | Упражнения в восприятии текстов на слух, анализ текстов. | | |
107 108 | 2 | Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике «Орфей и Эвридика». (2 урок) | Комбиниро- ванный урок | Читать и толковать эпиграф к разделу. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию текста. | | |
109 | 1 | Восприятие мира художником. М.Я. Бородицкая «Художник». Моделирование несложных объектов из деталей конструктора «Мольберт» А. Герасимов «После дождя». | Урок освоения новых знаний | Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста, оценивать его характер. Продолжить работу с разными видами конструктора: деревянный, пластмассовый (LEGO) и металлический. Выполнить модели из конструктора. Создание (устно) небольшого текста, анализ репродукции картины. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | | |
110 | 1 | Чудеса поэтических и живописных образов. Ю.И. Коваль «Соловьи». | Комбиниро- ванный | Анализировать созданные работы, осознанно воспринимать содержание текста. Проведение подготовки к выразительному чтению, разметка текста, определение логического настроения. | | |
111 | 1 | Особый взгляд на мир Б.В. Заходера. К.Д. Бальмонт «Трудно фее», «Гномы». | Урок освоения новых знаний | Анализировать произведение, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества. Выразительное чтение стихотворного текста, сравнение стихотворений. | | |
112 113 | 2 | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». (2 урок) Лепка. «Герои сказки» | Урок освоения новых знаний | Чтение и анализ сказки, участие в диалоге по обсуждению сказки. Составлять композицию с использовани ем пластилина и природных материалов, воспроизводи ть реальный образ предмета при выполнении композиции. Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Осуществлять действия по заданному правилу, действовать по плану. | | |
114 | 1 | Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | Урок применения ЗУН | Инсценировать художественное произведение, читать по ролям, участвовать в диалоге. Распределение ролей и слов, подготовка к инсценированию сказки. | | |
115 116 117 | 3 | Повесть – сказка. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | Комбиниро- ванный | Умение ориентироваться в тексте большого объема, анализ сказки. Чтение сказки, ответы на вопросы. | | |
118 | 1 | Нравственная проблематика текста С. Лагерлефа. Как трудно стать человеком. Аппликация. «Гусь Мартин» | Урок применения ЗУН | Отслеживание развития характеров героев и персонажей, дальнейшего развития сюжета. Плоская аппликация из бумаги на бумажной основе. Выкладывание контура из разных материалов и разными способами их соединения с основой. Ответы на вопросы по содержанию сказки. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | | |
119 | 1 | Отзыв о произведении. | Комбиниро- ванный | Уметь представлять свой отзыв. Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом. Чтение и анализ работ. | | |
120 | 1 | Внимательное и бережное отношение художника, поэта к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев», И. Шишкин «Сныть-трава». | Урок освоения новых знаний | Уметь анализировать средства выразительности позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте. Выразительное чтение текста, иллюстрации к произведению. | | |
121 | 1 | М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». | Урок освоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворения. Умение создавать собственный текст по мотивам стихотворения. | | |
122 123 | 2 | «Проверь себя». Представление детских творческих и проективных работ. «Рассказы о природе». | Урок применения ЗУН | Работа с лентой времени, ответы на вопросы по заданиям учебника. Упражнения в восприятии текстов на слух, анализ текстов. | | |
124 | 1 | След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пира». | Урок освоения новых знаний | Понимать нравственные ценности мифа. Уметь высказывать собственное мнение. Отвечать на вопросы учебного текста. | | |
125 126 | 2 | Библиотечный урок, библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева. (2 урок) | Комбиниро- ванный | Ориентировать- ся в специфике мифических представлений древних. Чтение текста, умение отвечать на вопросы по тексту. | | |
127 | 1 | Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Лепка. « Зайцы на бревне » | Урок освоения новых знаний | Чтение и анализ произведения. Составлять композицию с использовани ем пластилина и природных материалов, воспроизводи ть реальный образ предмета при выполнении композиции. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. Осуществлять действия по заданному правилу, действовать по плану | | |
128 | 1 | Ответственность человека за природу. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», Аппликация «Заяц» М. Бородицкая «Котенок». | Урок применения ЗУН | Чтение и анализ произведений. Аппликация из бумаги на бумажной основе. Анализировать стихотворение, средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, скрытые сравнения. Определения настроения произведения. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла | | |
129 | 1 | Сильные переживания в прозаическом тексте. И.С. Тургенев «Воробей». | Комбиниро- ванный | Анализировать текст: жизненное переживание, сильное эмоциональное впечатление. Анализ текста, выразительное чтение стихотворения. | | |
130 131 | 2 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Моделирование несложных объектов из деталей конструктора. «Колодец» | Урок освоения новых знаний | Анализировать текст, формировать умение ориентироваться в тексте. Продолжить работу с разными видами конструктора: деревянный, пластмассовый (LEGO) и металлический. Выполнить модели из конструктора. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | | |
132 | 1 | Добро - основная ценность жизни. Э.Э Мошковская «Нужен он» Объемное моделирование. «Человек» | Комбиниро- ванный | Уметь представлять созданные тексты, анализ произведения. Конструировать объёмную геометрическую фигуру из развёртки; использовать приёмы работы с бумагой и клеем. Ответы на вопросы по тексту. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. | | |
133 | 1 | Пробуждение чувств в душе юного героя. В. Драгунский «Девочка на шаре».Лепка. «Цирк» | Урок освоения новых знаний | Осознанно воспринимать содержание текста, анализировать текст. Составлять композицию с использованием пластилина , воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции Характеристика особенностей прослушанного произведения, характеристика героев. Осуществлять действия по заданному правилу, действовать по плану | | |
134 | 1 | Представление творческих проектных работ «Моя любимая книга». | Урок применения ЗУН | Воспринимать и осмысливать живописное полотно, уметь анализировать подробности картины. Определение настроения живописного текста. | | |
135 136 | 2 | КВН «Герои любимых произведений» Проверь себя. | Урок применения ЗУН | Уметь оценивать результаты своего творчества и творчества одноклассников. Знакомство со списком книг для летнего чтения. | | |