МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом Зам.директора по УВР Директором____Телятникова С.С
(протокол № _ от ) ________Гребенкина В.А Приказ № __ от" "__"__________201
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 2класса
основное общее образование, базовый уровень
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов Сотволдыева Е.В
с. Муравей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, gпримерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2013 г.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обуче¬ния направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы¬ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при¬обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от-зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-позна-вательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь¬ников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми¬рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребно¬сти в книге как средстве познания мира и самопознания
УМК (учебно-методический комплекс)
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. М.: «Просвещение» 2014
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: «Просвещение» 2012
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. М.: «ВАКО»2018
Н.А.Стефаненко. Методические рекомендации .Литературное чтение3 класс . М.: «Просвещение» 2017
Планируемые результаты учебной деятельности
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов цело¬стного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и инто¬национные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопостав¬лять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми[ в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи¬мопонимания.
Предметные результаты
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представле¬ний, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематиче¬ском чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком¬петентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элемен¬тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поиско¬вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек¬стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться спра¬вочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на¬учно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре¬продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту¬пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание учебного предмет
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1
Русские поэты 19-20 века. Ф.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы». Заголовок стихотворения. И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2
Н.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. К.Бальмонт. И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки
Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы
М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1
Саша Чёрный. Стихи о животных. А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста. В.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. А.Барто «Разлука». «В театре». С.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений. Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке
Содержание программы курса
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 14 |
3 | Поэтическая тетрадь №1 | 11 |
4 | Великие русские писатели | 26 |
5 | Поэтическая тетрадь №2 | 6 |
6 | Были – небылицы | 10 |
7 | Поэтическая тетрадь №1 | 6 |
8 | Люби живое | 16 |
9 | Поэтическая тетрадь №2 | 8 |
10 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
11 | По страницам детских журналов | 8 |
12 | Зарубежная литература | 8 |
| Итого | 136 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
Самое великое чудо на свете – 2 ч. |
1 | Рукописные книги Древней Руси | | | | |
2 | Урок – путешествие в прошлое | | | | |
Устное народное творчество – 14 ч. |
3 | Русские народные песни | | | | |
4 | Докучные сказки | | | | |
5 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | | | | |
6-7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | | | |
8-9-10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 3 | | | |
11-12-13 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 3 | | | |
14 | Художники-иллюстраторы В Васнецов и И Билибин | | | | |
15 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | | | | |
16 | Обобщение по разделу. Оценка достижений | | | | |
Поэтическая тетрадь №1 – 11ч. |
17 | Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | | | | |
18 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | | | | |
19 | Ф.Тютчев «Листья». | | | | |
20 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | | | | |
21 | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | | | | |
22 | И. Никитин «Полно, степь моя, …» | | | | |
23 | И. Никитин «Встреча зимы» | | | | |
24 | И. Суриков «Детство» | | | | |
25 | И. Суриков «Зима». | | | | |
26 | Урок по стихам русских поэтов | | | | |
27 | Обобщение по разделу. Оценка достижений | | | | |
28 | Оценка достижений. | | | | |
Великие русские писатели 26 ч. |
29 | Знакомство с названием раздела. | | | | |
30 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | | | | |
31 | А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» | | | | |
32 | А. Пушкин.»В тот год осенняя погода…» | | | | |
33 | А. Пушкин «Зимнее утро» | | | | |
34 | А. Пушкин «Зимний вечер» | | | | |
35-36-37-38 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 4 | | | |
39 | Иван Андреевич Крылов | | | | |
40 | И. Крылов «Мартышка и Очки» | | | | |
41 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | | | | |
42 | И. Крылов «Ворона и Лисица» | | | | |
43 | Михаил Юрьевич Лермонтов. | | | | |
44 | М. Лермонтов «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…» | | | | |
45 | М. Лермонтов «Утес», «Осень» | | | | |
46 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). | | | | |
47-48 | Л. Толстой «Акула» | 2 | | | |
49 | Л. Толстой «Прыжок» | | | | |
50 | Л. Толстой «Лев и собачка» | | | | |
51 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | | | | |
52 | Л. Толстой «Куда девается вода из моря?» | | | | |
53 | Оценка достижений | | | | |
54 | Литературный праздник (обобщение по разделу) | | | | |
Поэтическая тетрадь №2 – 6 ч. |
55 | Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…» | | | | |
56 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | | | | |
57 | К. Бальмонт «Золотое слово» | | | | |
58 | И. Бунин. «Детство» | | | | |
59 | И. Бунин. «Полевые цветы». «Густой зеленый ельник у дороги» | | | | |
60 | Обобщение по разделу. Оценка достижений | | | | |
Литературные сказки – 9 ч. |
61 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) | | | | |
62-63 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 2 | | | |
64-65 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | | | |
66-67 | В .Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | | | |
68 | Внеклассное чтение | | | | |
69 | Обобщение по разделу. Оценка достижений | | | | |
Были – небылицы – 10 ч. |
70-71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | | | |
72-73-74 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 3 | | | |
75-76-77 | А. Куприн «Слон» | 3 | | | |
78-79 | Обобщение по разделу «Были-небылицы». | 2 | | | |
Поэтическая тетрадь №1 – 6 ч. |
80 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | | | | |
81 | С. Черный «Воробей», «Слон» | | | | |
82 | А. Блок «Ветхая избушка» | | | | |
83 | А. Блок «Сны», | | | | |
84 | А. Блок «Ворона» | | | | |
85 | С. Есенин «Черемуха» | | | | |
Люби живое – 16 ч. |
86 | М. Пришвин «Моя Родина». | | | | |
87-88-89 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 3 | | | |
90 | В. Белов «Малька провинилась» | | | | |
91 | В. Белов «Еще про Мальку» | | | | |
92-93-94 | В. Бианки «Мышонок Пик» | 3 | | | |
95-96-97 | Б. Житков «Про обезьянку» | 3 | | | |
98 | В. Дуров «Наша Жучка» | | | | |
99 | В. Астафьев «Капалуха» | | | | |
100 | В. Драгунский «Он живой и светится…» | | | | |
101 | Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений | | | | |
Поэтическая тетрадь №2 – 8 ч. |
102 | C. Маршак «Гроза днем», | | | | |
103 | C. Маршак «В лесу над росистой поляной…» | | | | |
104 | А. Барто «Разлука» | | | | |
105 | А. Барто «В театре» | | | | |
106 | С. Михалков «Если», «Рисунок» | | | | |
107 | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» | | | | |
108 | Проект «Праздник поэзии» | | | | |
109 | Оценка достижений | | | | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12 ч. |
110 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | | | |
111-112 | А. Платонов «Цветок на земле» | 2 | | | |
113 | А. Платонов «Еще мама» | | | | |
114-115 | М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | | | |
116-117 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 2 | | | |
118 | Н. Носов «Федина задача» | | | | |
119 | Н. Носов «Телефон» | | | | |
120 | В. Драгунский «Друг детства» | | | | |
121 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений | | | | |
По страницам детских журналов – 8 ч. |
| | | | | |
122 | Детские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки» | | | | |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | | | | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | | | | |
125 | Г. Остер «Вредные советы» | | | | |
126 | Г. Остер «Как получаются легенды» | | | | |
127 | Р. Сеф «Веселые стихи» | | | | |
128 | Проект по созданию детского журнала | | | | |
129 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | | | | |
Зарубежная литература – 8 ч. |
130-131 | Мифы Древней Греции | 2 | | | |
132-133-134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 3 | | | |
135 | Сказки Г.-Х. Андерсена | | | | |
136 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | | | | |
| Список для чтения на лето | | | | |
| Итого | 136 | | | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Нормы оценок по литературному чтению
Чтение наизусть
Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем
уроке.
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении
перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение
текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требования
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Лист внесения изменений
Дата по журналу, когда была сделана корректировка | Номера уроков, которые были интегрированы | Тема урока, которая стала после интеграции | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |