СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРИКТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. В. Ф. АФАНАСЬЕВА-АЛДАНСКОГО»





«Рассмотрено»

Заседании МО нач.кл.

Босикова А.В._____________

«___» _________________2019г

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР

Лугинова Л.Е. ______________

«___» ________________2019г

«Утверждено»

Директор школы

Ушницкая В.В.___________

«___» __________________2019г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

литературное чтение

2019-2020 учебный год








Учитель Петухова Ньургуйаана Михайловна

Класс 3

Всего часов в год 68

Всего часов в неделю 2


с. Чериктей, 2019




Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Цель курса литературного чтения:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться

на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный

образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение

учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный

вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический

и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

–– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по литературному чтению

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, рос­сийский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера­турных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления ин­формации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информа­ции в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин­формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз­личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной дея­тельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

3 класс

Личностные

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Предметные

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Содержание учебного предмета


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт («Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

Были-небылицы (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

Люби живое (16 ч)

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).







Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


Тема урока

Кол. ч

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся, которые формируются в деятельностной форме (знать, уметь)

Вид контроля

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

«Самое великое чудо на свете» – 2 часа

1

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

Урок первичного предъявления знаний

Рукописные книги Древней Руси. Первопе­чатник Иван Федоров.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись». Читать вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить информацию о старинных книгах из учебника и в библиотеке, участвовать в коллективных проектах.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пословицы о книгах

.


3.09


2

Первопечатник Иван Фёдоров

1

Урок обобщения и систематизации

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы. передавать при чтении настроение, чувства героев. Участвовать в работе пары и группы.


Подготовить рассказ о Иване Федорове.

5.09


«Устное народное творчество» – 4 часа

3

Русские народные песни.

1

Урок первичного предъявления знаний

Русские народные песни. Лирические на­родные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Алё­нушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать их. Воспроизводить наизусть тексты русских народных песен. Приводить примеры произведений фольклора; различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Фронтальный, индивидуальный опрос.


10.09


4

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

1

Комбинированный урок

Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев, Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. рассказывать сказку по рисункам, составлять план, озаглавливать эпизоды. Инсценировать сказку: распределять роли, отвечать на вопросы, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, работать в паре, выбирать диалоги.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч. с. 18-19

Уч. с. 27 № 9

12.09


5

Иван – царевич и серый волк.

1

Комбинированный урок

Читать текст целыми словами. Осмысливать содержание прочитанного текста, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану. соотносить содержание сказки и иллюстрации, исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч. с. 34-39

17.09


6

Сивка – бурка.

1

Комбинированный урок

находить главную мысль произведения, сравнивать начало и конец произведения. Делить текст на части. Находить, сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки. Инсценировать сказку, распределять роли, выделять диалоги.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч.с .40-49 разделить текст на части.

19.09


«Поэтическая тетрадь 1» – 5 часов

7

Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».  

1

Урок первичного предъявления знаний

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смо­ленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой ни­вой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

различать прозаический и стихотворный текст, сравнивать их, использовать приемы интонационного чтения. Участвовать в работе группы. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Принести сборники стихов.

24.09


8

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…»

1

Комбинированный урок

работать в группах, развивать речь, мышление, память. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Декламировать стихи. Определять эмоциональный характер текста.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч.с. 64-65 выучить стих на выбор

26.09


9

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..»,  «Встреча зимы».

1

Комбинированный урок

слушать звуки природы, переданные в лирическом тексте, представлять смену картин природы, составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч. с. 66-67 выучить на выбор четверостишие

1.10


10

И.Суриков «Детство», «Зима».  

1

Комбинированный урок

правильно читать стихотворный текст, находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Иллюстрировать стихотворение. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение Уч.с. 76-77

3.10


11

Путешествие в литературную страну.

Оценка достижений

1

Урок обобщения и систематизации

оценивать свои достижения, называть отличительные признаки поэтического произведения. Анализировать средства художественной выразительности;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)


Тест


8.10


«Великие русские писатели» – 16  часа.

12

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

1

Урок первичного предъявления знаний

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осе­нью дышало...», «В тот год осенняя пого­да...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермон­тове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень».

Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Пры­жок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. находить нужную информацию, планировать работу с произведением. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Принести поэтические сборники.

10.10


13

А.Пушкин.  Лирические стихотворения.

1

Комбинированный урок

выразительно читать, находить нужный отрывок в тексте. Различать лирическое и прозаическое произведение. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства худ. выразительности в лирических текстах.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить на выбор стих уч. с. 86-87

15.10


14

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

Комбинированный урок

читать произведение с правильной интонацией. понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. Читать наизусть стихи Пушкина.

сравнивать, находить рифмы. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 90- 91

17.10


15

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

Комбинированный урок

выразительно читать сказку, рассуждать. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Пересказывать сказку в прозе по плану.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч. с. 92-128

Разделить на части


22.10


16

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове

1

Комбинированный урок

понимать значение слова « басня». Участвовать в анализе содержания, определять главную мысль статьи. Находить нужный отрывок в тесте по вопросам. воспринимать на слух художественные произведения, готовить сообщения на заданную тему.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Подготовить сообщение об И. А. Крылове.

24.10


17

И.Крылов «Мартышка и очки».

1

Комбинированный урок

отличать басню от стихотворения, бегло читать. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков, представлять героев, инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Уч. с. 134-135 выучить басню

5.11


18

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

Комбинированный урок

Определять басню как жанр литературы по характерным признакам, понимать нравственный смысл басни, бегло читать, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков. оценивать свой опыт.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 136

7.11


19

И.Крылов «Ворона и лисица».

1

Комбинированный урок

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. читать басню по ролям, читать басню с правильной интонацией, Инсценировать басни, корректировать свою деятельность; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить басню уч. с. 137-138

12.11


20

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

Комбинированный урок

Участвовать в анализе содержания, определять главную мысль и тему произведения, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове.

14.11


21

М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…

 «Утес», «Осень»

1

Комбинированный урок

Называть отличительные черты стихотворного произведения. Иллюстрировать произведение. Читать вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. Читать выразительно и осознанно стихи, определять средства выразительности речи находить нужный отрывок в тексте по вопросам. Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Подбирать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить на выбор стих –е М. Ю. Лермонтова уч. с. 144-147

19.11


22

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

Комбинированный урок

выбирать книги по теме, подбирать материал по заданной теме. Участвовать в анализе содержания, Определять тему и главную мысль произведения, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом

21.11


23

Л.Толстой «Акула».

1

Комбинированный урок

Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям, участвовать в обсуждении прочитанного, читать выразительно текст. Сравнивать поступки героев рассказа со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. Составлять разные виды планов, пересказывать по плану.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ текста по памятке на с. 156

26.11


24

Л.Толстой  «Прыжок».

1

Комбинированный урок

понимать тему и главную мысль произведения, выражать собственное отношение к прочитанному. Читать выразительно, осознанно участвовать в обсуждении. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ от имени мальчика. уч. с. 156-159

28.11


25

Л.Толстой «Лев и собачка».

1

Комбинированный урок

высказывать свое отношение к прочитанному. Читать выразительно, осознанно участвовать в обсуждении. Давать характеристики героев Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ текста уч. с. 160-162

3.12


26

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

1

Комбинированный урок

Называть произведения Л.Н. Толстого. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. выбирать книги по теме, рассказывать о прочитанном, сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Повторить произведения раздела

5.12


27

Оценка достижений

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

1

Урок обобщения и систематизации

работать в парах, развивать творческие способности, обобщать полученные знания. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

Защита проектов.


10.12


«Поэтическая тетрадь2» – 5 часов.

28

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

1

Урок первичного предъявления знаний

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ве­тер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитеты). Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить стих-е уч. с. 169-170

12.12


29

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Комбинированный урок

Читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте, определять отношение поэта к героям произведения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительно прочитать отрывок уч. с. 170-172

17.12


30

К.Бальмонт «Золотое слово».

1

Комбинированный урок

Соотносить заглавие с темой и главной мыслью стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию. Находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 173

19.12


31

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…»

1

Урок обобщения и систематизации

подбирать рифмы, читать произведения с правильной интонацией, передавая настроение автора. Иллюстрировать стихотворение. Анализировать произведения русских поэтов. Обмен мнениями по поводу читаемых произведений.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить стих-е «Детство» уч. с. 174

24.12


32

Развивающий час. Оценка достижений.

1

Урок обобщения и систематизации

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Анализировать произведения русских поэтов. подбирать рифмы. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Тест


26.12


«Литературные сказки» – 5 часов.

33

Д.Мамин – Сибиряк «Алёнушки сказки».

1

Урок первичного предъявления знаний

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушки сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Объяснять понятие «присказка». выразительно читать, планировать работу на уроке. Наблюдать за развитием событий, сравнивать героев, характеризовать их, используя текст сказки. Определять нравственный смысл сказки.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Прочитать сказку про «Комара –Комаровича»

14.01


34

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…»

1

Комбинированный урок

выделять главную мысль, особенности литературной сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией; определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Умение сравнивать поступки героев, характеризовать их, используя текст сказки.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ от имени зайца. Уч. с. 183-187

16.01


35

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

1

Комбинированный урок

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Давать характеристику героям произведения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 188- 195

21.01


36

В.Одоевский «Мороз Иванович».

1

Комбинированный урок

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значение разных слов с опорой на тест. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам

Фронтальный, индивидуальный опрос.


23.01


37

 В.Одоевский «Мороз Иванович».

1

Комбинированный урок

сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. Подробно и кратко пересказывать сказку. Определять, от какого лица идёт повествование

Фронтальный, индивидуальный опрос.


28.01


«Были-небылицы» – 3 часа.

38

М.Горький «Случай с Евсейкой».

1

Урок первичного предъявления знаний

М.. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон».

Выразительно читать текст, использовать интонацию Находить средства художественной выразительности в прозаичном тексте. прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные. сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Прочитать уч. с. 4-11

30.01


39

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

1

Комбинированный урок

Наблюдать за развитием событий в тексте. Оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. Объяснять значение разных слов с опорой на текст. Использовать слова антонимы для характеристики героев, Пересказывать текст подробно и выборочно.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Прочитать уч. с. 12-19

4.02


40

А.Куприн «Слон».

Оценка достижений.

1

Комбинированный урок

определять особенности авторского текста, прогнозировать содержание произведения. различать вымышленные события и реальные.

Читать рассказ, передавая интонацией настроение автора. Наблюдать за развитием и последовательностью событий


Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ по составленному плану

6.02


«Поэтическая тетрадь3.» 3 часа.

41

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон».

1

Урок первичного предъявления знаний

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихи, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение, работать в парах.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 46

11.02


42

А.Блок  «Ветхая  избушка», «Сны», «Ворона».

С.Есенин «Черемуха».

1

Комбинированный урок

Соотносить заглавие стихов с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждая свой ответ выборочным текстом. читать выразительно, передавая настроение стихотворения. Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить на выбор стих-е уч. с. 50-54

13.02


43

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

1

Урок обобщения и систематизации

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе, Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

Фронтальный, индивидуальный опрос.


18.02


«Люби живое»  (9 ч)

44

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

Урок первичного предъявления знаний

М.М. Пришвин «Моя Родина»;

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».


Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Прогнозировать содержание раздела, выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Прочитать рассказ уч. с. 60-66 Р. т. с. 65

20.02


45

В.Белов «Малька провинилась».

1

Комбинированный урок

Читать и воспринимать на слух произведение. Рассказывать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и характер. определять жанр произведения, пересказывать текст от лица главного героя, составлять диалоги (в паре, группах), сопоставлять рисунки с содержанием.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ от имени Мальки. Уч. с. 68-69

25.02


46

В. Белов «Еще про Мальку».

1

Комбинированный урок

Рассказывать о герое, подбирая слова из текста. Озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа. Определять основную мысль рассказа. Читать выборочно текст, обсуждать с одноклассником события, героев из разных произведений, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

читать уч. с. 70-72

27.02


47

В.Бианки «Мышонок Пик».

1

Комбинированный урок

Читать и воспринимать на слух произведение. Определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. Составлять план на основе названия глав для пересказа

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Подготовить пересказ уч. с. 82

3.03


48

Б.Житков «Про обезьянку».

1

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание произведения, определять его жанр, выразительно и осознанно читать текст произведения, объяснять авторское и собственное отношение к персонажам

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Р. т. с. 69 Прочитать другие рассказы о животных

5.03


49

В.Дуров «Наша Жучка».

1

Комбинированный урок

Читать и воспринимать на слух произведение. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Определять построение и характер рассказа. Составлять короткий рассказ на заданную тему.

Фронтальный, индивидуальный опрос.


10.03


50

В.Астафьев «Капалуха».

1

Комбинированный урок

Называть авторов, которые пишут о животных. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки быть воспитанным, порядочным, работать в группах, понимать и объяснять поступки героев. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Пересказ от имени глухарки. Уч. с. 98-100

12.03


51

В. Драгунский «Он живой и светится».

1

Комбинированный урок

Читать и воспринимать на слух произведение. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведения анализировать и делать выводы, правильно и осознанно читать

Фронтальный, индивидуальный опрос.

уч. с. 102-106 Повторить раздел

17.03


52

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

Оценка достижений

1

Урок обобщения и систематизации

Отвечать на вопросы по теме раздела, выступать со своими сообщениями, работать самостоятельно и в группе. Отличать художественные рассказы от научно-познавательных. Называть авторов, которые пишут о животных. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Фронтальный, индивидуальный опрос.


19.03


«Поэтическая тетрадь4.» 3 часа

53

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

А. Барто «Разлука», «В театре».

1


Урок первичного предъявления знаний

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»;

Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихи, использовать интонацию. Воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Понимать художественно-выразительное значение звукописи.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выучить на выбор стих- е уч. с. 110-111

31.03


54

С.Михалков «Если».

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

Комбинированный урок

Прогнозировать содержание произведения, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому, сравнивать стихотворные тексты. определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Читать уч. с. 118-119

2.04


55

«Крестики-нолики»

Оценка достижений

1

Урок обобщения и систематизации

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому, контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения. Определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно.

Тест


7.04


«Собирай по ягодке –наберешь кузовок» (8 ч)

56

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Урок первичного предъявления знаний

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — набе­решь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М. Зощенко «Золо­тые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

прогнозировать содержание произведения, воспринимать художественное произведение на слух, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста. находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержание произведений.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Читать уч. с. 124-128, р. т. с. 79

9.04


57

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

1

Комбинированный урок

Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Анализировать текст, делить его на части.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 137-143

14.04


58

М.Зощенко «Золотые слова».

1

Комбинированный урок

Анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Краткий пересказ текста

уч. с. 144-153


16.04


59

М.Зощенко «Великие путешественники».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать, Отвечать на вопросы по содержанию; описывать главных героев, их характер, определять главную мысль. Восстанавливать порядок событий. Выделять подтекст читаемого произведения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Краткий пересказ уч. с. 154- 163

21.04


60

Н.Носов «Федина задача».

1

Комбинированный урок

Читать осознанно текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Описывать главных героев, их характер, определять главную мысль юмористического рассказа. Находить связь заглавия и содержания рассказа. Придумывать различные истории на данную тему, характеризовать поступки героев.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 164-169, р. т. с. 81

23.04


61

Н.Носов «Телефон».

1

Комбинированный урок

прогнозировать содержание произведения, Читать текст в лицах. Определять отношение автора к событиям и героям рассказа. анализировать текст, делить его на части. Выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Читать уч. с. 170-172 Принести книгу В. Драгунского

28.04


62

В.Драгунский « Друг детства».

1

Комбинированный урок

Соотносить название с содержанием произведения. Выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. определять тему и главную мысль произведения. Доказывать свое мнение, разыгрывать сценки, восстанавливать последовательность событий.

Фронтальный, индивидуальный опрос.


30.04


63

Урок-конкурс по разделу

1

Урок обобщения и систематизации

Ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, работать самостоятельно и в группах, оценивать свои достижения. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Выделять в текстах главное, сочинять рассказы.

Фронтальный, индивидуальный опрос.


5.05


«По страницам детских журналов» – 3 часа

64

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

Урок первичного предъявления знаний

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания, увеличивая темп чтения, исправляя ошибки при повторном чтении; понимать поступки героев, характеризовать их. Анализировать заголовок произведения, восстанавливать последовательность событий по вопросам

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 175-178

7.05


65

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

1

Комбинированный урок

Читать рассказ в лицах, составлять план подробного пересказа текста, пересказывать текст, находить главную мысль текста. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Выразительное чтение уч. с. 181-183

12.05


66

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».

Оценка достижений

1

Комбинированный урок

Читать выразительно и осознанно текст, отличать легенды от других литературных произведений, понимать поступки героев, характеризовать их. Сочинять по материалам художественного текста свои легенды.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Читать уч. с. 183-184,

14.05


«Зарубежная литература» – 2 часа

67

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»

1

Урок первичного предъявления знаний

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Читать выразительно, осознанно, определять тему и главную мысль произведения;

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Прочитать миф. Уч. с. 190-195

19.05


68

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Комбинированный урок

выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев; выделять главное в прочитанном, оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи. Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Дочитать сказку уч. с. 206-214

21.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!