Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
городского округа Серебряные Пруды
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Дмитриевская ООШ»
___________ /Л.П. Гаврина/
Приказ ____________ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 КЛАСС
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель Лучкина Г.А.
2019 г.
1. Планируемые результаты
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Дмитриевская основная общеобразовательная школа».
Содержание предмета реализуется с помощью учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных организаций В 2 ч. М.: Просвещение, 2016 г. Данный учебник входит в УМК Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы .- М.: Просвещение, 2014. Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учащихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый.
В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курса литературного чтения в 3 классе в 2019-2020 учебном году реализуется в объеме 3,5 часа в неделю, 34 учебные недели, общее количество часов в учебном году - 119 .
Изучение литературного чтения в 3 классе на уровне начального общего образования направлено на:
1. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
2. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
3.Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение литературного чтения способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
- осознавать личностный смысл обучения;
– развивать интерес к новому учебному материалу, решать новые учебные задачи.
Обучающийся 3 класса получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся 3 класса научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД
Обучающийся 3 класса научится:
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
- высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
Познавательные УУД
Обучающийся 3 класса научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Предметные результаты
По итогам изучения курса литературное чтение обучающийся 3 класса научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
-воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
По итогам изучения курса литературное чтение обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание)
- работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой.
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное.
Промежуточная аттестация проводится в форме проверки техники чтения и срезовой комплексной работы.
2. Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (2ч)
Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество(14 ч)
Русские народные песни.Русские народные сказки «Сестрица А лёнушка и братец Иванушка»,«Иван — царевич и серый волк», «Сивка-бурка» *В гостях у русской народной сказки.
Поэтическая тетрадь № 1(11ч)
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И.Никитина, И.Сурикова
Великие русские писатели (19 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин. Стихи, «Сказка о царе Салтане..», отрывок из романа «Евгений Онегин» И. А. Крылов. Басни. М.Ю.Лермонтов. Стихи Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н.Толстого», «Акула», « Прыжок», «Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве?», « Куда девается вода из моря?» *Страницами сказок А.С.Пушкина.
Поэтическая тетрадь № 2(6 ч)
Стихи Н.Некрасова, К.Бальмонта, И.Бунина
Литературные сказки (6 ч)
Д.Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храб рого ЗайцаДлинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» В.М. Гаршин «Лягушка -путешественница» В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович» В гостях у сказок Д.Н. Мамина - Сибиряка
Были - небылицы (6ч)
Максим Горький «Случай с Евсейкой» К.Паустовский «Растрёпанный воробей» А.Куприн «Слон» Развитие речи: обучение краткому пересказу.
Поэтическая тетрадь № 1 (5ч)
Стихи Саши Чёрного, А.Блока, С.Есенина Урок-викторина по изучению поэтических произведений.
Люби живое (13 ч)
М.М. Пришвин«Моя родина» И. Соколов – Микитов «Листопадничек» В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» Б. Житков «Про обезьянку» В. Астафьев «Капалуха» В. Драгунский « Он живой и светится…» Произведения В.Ю.Драгунского.
Поэтическая тетрадь № 2 ( 8 ч)
Лирические стихотворения С. Маршака, Е. Благининой, А. Барто, С. Михалкова Проект: «Праздник поэзии»
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (12ч)
Б. В Шергин « Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А. Платонов « Цветок на земле», « Ещё мама» М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» Н. Носов «Федина задача», «Телефон » 6 Страницами произведений Н.Н. Носова
По страницам детских журналов ( 8 ч )
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» Г. Остер « Вредные советы»; «Как получаются легенды» Р. Сеф « Весёлые стихи»
Зарубежная литература (7ч)
Древнегреческий миф . Древнегреческий миф «Храбрый Персей» Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок » По сказкам Г.Х. Андерсена
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольная работа | Проверочная работа | Проект |
1 | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | | 1 | - |
3 | Устное народное творчество. Сказки | 14 | | 1 | - |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | | 1 | 1 |
5 | Великие русские писатели | 19 | | 1 | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 | | 1 | |
7 | Литературные сказки | 6 | | 1 | |
8 | Были –небылицы | 6 | | 1 | |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 | | 1 | |
10 | Люби животных | 13 | | 1 | |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | | 1 | |
12 | Собери по ягодке – наберешь кузовок | 12 | | 1 | |
13 | По страницам детского журнала | 8 | | 1 | |
14 | Литература зарубежных стран | 7 | | 1 | |
ИТОГО: | 119 | 1 | 13 | 1 |
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения |
По плану | Коррекция примечание | |
Вводный урок 1ч |
.1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда. Введение. | 02.09 | | |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | 1 | Знакомство с названием раздела | 03.09 | | |
3 | 2 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 04.09 | | |
4 | 3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 05.09 | | |
5 | 4 | Путешествие в прошлое. Оценка достижений.№ 1 | 09.09 | | |
Устное народное творчество. Сказки (14 ч) |
6 | 1 | Знакомство с разделом. | 10.09 | | |
7 | 2 | Русские народные песни | 11.09 | | |
8. | 3 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 12.09 | | |
9. | 4 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 16.09 | | |
10,11 | 5,6 | Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 17.09 18.09 | | |
12-14 | 7-9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 23.09 24.09 | | |
15,16 | 10-11 | Русская народная сказка «Сивка- бурка» | 25.09 26.09 | | |
17 | 12 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин | 30.09 | | |
18 | 13 | КВН (Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений № 2 | 01.10 | | |
19 | 14 | Проект « Сочиняем волшебную сказку» | 02.10 | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
20 | 1 | Знакомство с разделом. | 07.10 | | |
21 | 2 | Проект «Как научиться читать стихи». | 08.10 | | |
22. | 3 | Ф.Тютчев «Весенняя гроза» | 09.10 | | |
23. | 4. | Ф.Тютчев «Листья» Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья» | 10.10 | | |
24 | 5 | А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка..» «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 14.10 | | |
25 | 6 | И. Никитин « Полно, степь моя. Спать беспробудно…» | 15.10 | | |
26 | 7 | И. Никитин « Встреча зимы» | 16.10 | | |
27 | 8 | И. Суриков « Детство» | 21.10 | | |
28 | 9 | И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 22.10 | | |
29 | 10 | Обобщающий урок по разделу. | 23.10 | | |
30 | 11 | Проверим и оценим свои достижения № 3 | 24.10 | | |
Великие русские писатели (19 ч) |
31. | 1. | Знакомство с названием раздела. | 05.11 | | |
32 | 2 | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 06.11 | | |
33. | 3. | А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. А. С. Пушкин « Зимнее утро» | 11.11 | | |
34 | 4 | А. С. Пушкин « Зимний вечер» | 12.11 | | |
35-37 | 5-7 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 13.11,18.11 19.11 | | |
38 | 8 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 20.11 | | |
39 | 9 | Знакомство с творчеством И.И. Крылова, подготовка сообщения на основе статьи учебника.И.И. Крылова. Басня «Мартышка и очки» | 21.11 | | |
40 | 10 | И.И. Крылов« Зеркало и обезьяна» | 25.11 | | |
41 | 11 | И.И. Крылов« Ворона и лисица» | 26.11 | | |
42. | 12. | М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Лермонтов «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…» | 27.11 | | |
43 | 13 | М. Лермонтов «Утёс! «Осень» | 02.12 | | |
44 | 14 | Детство Л Толстого (из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения. | 03.12 | | |
45 | 15 | Л. Толстой «Акула» | 04.12 | | |
46 | 16 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | 05.12 | | |
47 | 17 | Л. Толстой «Лев и собачка» | 09.12 | | |
48 | 18 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 10.12 | | |
49 | 19 | Проверим и оценим свои достижения №4 Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | 11.12 | | |
«Поэтическая тетрадь 2» (5ч) |
50 | 1 | Знакомство с названием раздела. А. Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…» | 16.12 | | |
51 | 2 | А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 17.12 | | |
52. | 3. | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 18.12 | | |
53 | 4. | И. Бунин .Выразительное чтение стихотворений. | 19.12 | | |
54. | 5. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений.№5 | 23.12 | | |
Литературные сказки (6 ч) | | |
55 | 1 | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 24.12 | | |
56 | 2 | Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 25.12 | | |
57 | 3 | В. Гаршин «Лягушка –путешественница» | 13.01 | | |
58,59 | 4,5 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 14.01 15.01 | | |
60 | 6 | Обобщающий урок по I части учебника. Проверочная работа №6 | 20.01 | | |
«Были – небылицы». (6 ч) |
61 | 1 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой | 21.01 | | |
62-63 | 2-3 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 22.01 23.01 | | |
64-65 | 4-5 | А. Купри « Слон» | 27.01 28.01 | | |
66 | 6 | Обобщающий урок по разделу. «Были – небылицы». Проверим и оценим свои достижения №7 | 29.01 | | |
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) |
67 | 1 | Знакомство с названием раздела. С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?» | 03.02 | | |
68 | 2 | С.Чёрный «Воробей». «Слон». | 04.02 | | |
69 | 3 | А. Блок «Ветхая избушка», | 05.02 | | |
70 | 4 | А. Блок «Сны», «Ворона» | 06.02 | | |
71 | 5 | С. Есенин «Черёмуха» Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения №8 | 10.02 | | |
«Люби живое» (13ч) |
72 | 1 | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина» | 11.02 | | |
73 | 2 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 12.02 | | |
74 | 3 | В. Белов «Малька провинилась» | 17.02 | | |
75 | 4 | В. Белов «Ещё раз про Мальку» | 18.02 | | |
76,77 | 5,6 | В. Бианки «Мышонок Пик» | 19.02 20.02 | | |
78,79 | 7,8 | Б. Житков «Про обезьянку» | 24.02 25.02 | | |
80 | 9 | В.Дуров «Наша Жучка» | 26.02 | | |
81 | 10 | В. Астафьев «Капалуха» | 02.03 | | |
82 | 11 | В. Драгунский« Он живой и светится…» С.102- 106 (2ч.) | 03.03 | | |
83 | 12 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое» | 04.03 | | |
84 | 13 | Проверим и оценим свои достижения №9 | 05.03 | | |
«Поэтическая тетрадь 2» (8ч) |
85 | 1 | Знакомство с названием раздела. | 09.03 | | |
86 | 2 | С. Маршак «Гроза днём» «В лесу над росистой поляной…» | 10.03 | | |
87. | .3 | А. Барто «Разлука» | 11.03 | | |
88 | 4 | А. Барто «В театре». | | | |
89 | 5 | С. Михалков «Если», «Рисунок» | 16.03 | | |
90 | 6 | Е. Благинина «Кукушка»«Котёнок». С. 118-119 (2ч.) | 17.03 | | |
91 | 7 | Обобщающий урок по разделу. «Поэтическая тетрадь 2» | 18.03 | | |
92 | 8 | Проверим и оценим свои достижения.№10 | 19.03 | | |
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (12ч) |
93 | 1 | Знакомство с названием раздела. | 31.03 | | |
94 | 2 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 01.04 | | |
95,96 | 3,4 | А. Платонов « Цветок на земле» | 02.04 06.04 | | |
97,98 | 5,6 | А. Платонов «Ещё мама» | 07.04 08.04 | | |
99 | 7 | М. Зощенко «Золотые слова» | 09.04 | | |
100 | 8 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 14.04 | | |
101 | 9 | Н. Носов «Федина Задача» | 15.04 | | |
102 | 10 | Н. Носов «Телефон» | 16.04 | | |
103 | 11 | В.Драгунский «Друг детства» | 20.04 | | |
104 | 12 | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения №11 | 21.04 | | |
По страницам детских журналов | (8ч) | |
105 | 1. | Знакомство с названием раздела | 22.04 | | |
106 | 2. | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 23.04 | | |
107 | 3 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 28.04 | | |
108 | 4 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 29.04 | | |
109 | 5 | Г. Остер «Вредные советы» | 30.04 | | |
110 | 6 | Г. Остер «Как получаются легенды» | 05.05 | | |
111 | 7 | Р. Сеф «Весёлые стихи» | 06.05 | | |
112 | 8 | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения №12 | 07.05 | | |
Зарубежная литература (7ч) |
113 | 1 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | 12.05 | | |
114, 115 | 2,3 | Мифы Древней Греции. | 13.05 14.05 | | |
116,117, 118 | 4-6 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 18.05 19.05 20.05 | | |
119 | 7 | Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения №13 | 21.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического совета
от _____ 2019 №___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________ /Л.М. Ершова/
Дата согласования : ________ 2019
14