МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке
Класс - 4-а Количество часов в год – 35 ч
Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – первая Стаж работы – 42 года
Рабочая программа по родной литературе составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником В.Ю. Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса»
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2021 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
I. Планируемые результаты
Рабочая программа по родной литературе составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником В.Ю. Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса»
Цели предмета
- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества
Задачи обучения:
- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности
- развитие разнообразных речевых умений
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Ученик получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; – чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; – понимания своей семейной и этнической идентичности; – любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; – чувства ответственности за мир природы; – умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Ученик получит возможность научиться: – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД
Ученик научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Ученик получит возможность научиться: – пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; – понимать структуру построения рассуждения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; – проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Ученик получит возможность научиться: – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; – устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; – читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; – ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; – кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; – отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; – определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; – узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – соотносить главную мысль и название произведения; – находить портрет и пейзаж в произведении; – видеть особенности юмористических текстов; – соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Ученик получит возможность научиться: – пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; – осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; – находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; – понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; – понимать особенности жанра басни; – определять роль портрета и пейзажа в произведениях; – находить в юмористических текстах приемы создания комического; – оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
II. Содержание учебного материала
№ п/п | Тема раздела | Часы | Содержание программного материала |
1. | Диалог с прошлым | 9 ч | 1.Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в Фивах, Подвиги Геракла) 2.Морской Царь и Василиса Премудрая (русская народная сказка) 3.К.Д.Бальмонт «Нет, на Руси бывали чудеса…» 4.Илья Муромец и Святогор (Былина) 5.О.Е.Григорьев. Былина 6.Мена (Русская народная сказка) 7.Мудрые ответы (Русская народная сказка) 8.Б.Ш.Окуджава. Бумажный солдат. Ю.Д. Левитанский. Кораблик. |
2. | Такая родная классика | 12 ч | 1 . А.С. Пушкин. Певец. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» 2.Ф.И.Тютчев. «В небе тают облака», К.Д.Бальмонт. «Звуки и отзвуки» 3.И.А.Крылов. «Лев и лисица», Чиж и Голубь». 4. И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна», Петух и Жемчужное зерно» 5.Братья Гримм. «Маленькие человечки» 6.Братья Гримм. «Храбрый портной» |
3. | Художник беседует с миром | 7 ч | 1.И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…» 2.А.П.Чехов. «Каштанка» 3.А.И.Куприн. «Ю-ю» 4.В.В.Маяковский. «Тучкины штучки», Н.Н.Асеев. «Июнь»,Н.А. Заболоцкий.»Весна в лесу» |
4. | Приглашение к творчеству | 7 ч | 1.Д.Б.Кедрин. «Приглашение на дачу» 2.М.М.Пришвин «Старый гриб» (В сокращении) 3.К.Г.Паустовский «Резиновая лодка» 4.В.Д.Берестов.Стихи. «Вот и ландыш отцвёл», «Фантики», «Братья», «Девочка», «Плащ», «В эвакуации», « Если хочешь пить». 5.Г.А.Скребицкий «Счастливый жучок», Л.Н.Мартынов. «Он перед нами открывает душу…» 6.Итоговый урок. |
| Итого | 35 | |
III. Тематическое планирование по родной литературе
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
Диалог с прошлым | 9ч | Диалог с прошлым Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в Фивах, Подвиги Геракла) | 1 | Познавательные УУД: -определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами -объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам, -работать над былинами Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя план, алгоритм -проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные УУД : -строить понятные для партнёра высказывания -формулировать мнение в рамках учебного диалога -определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение использовать речевые средства для представления результатов деятельности | Проявлять интерес к изучению темы Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения |
Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в Фивах, Подвиги Геракла) | 1 |
Морской Царь и Василиса Премудрая (русская народная сказка) | 1 |
К.Д.Бальмонт «Нет, на Руси бывали чудеса…» | 1 |
Илья Муромец и Святогор (Былина) | 1 |
О.Е.Григорьев. Былина | 1 |
Мена (Русская народная сказка) | 1 |
Мудрые ответы (Русская народная сказка) | 1 |
Б.Ш.Окуджава. Бумажный солдат. Ю.Д. Левитанский. Кораблик. | 1 |
Такая родная классика | 12 ч | Такая родная классика А.С. Пушкин. Певец.М.Ю. Лермонтов «Москва,Москва! Люблю тебя как сын…» | 1 | Познавательные УУД: -определять смысл понятий: поступок, подвиг -подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина» -определять тему произведения и обосновывать своё мнение -сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: -выполнять учебные задания по плану -проверять себя и оценивать свои достижения Работать с текстом рассказа, используя план Работать с текстом рассказа, используя план Коммуникативные УУД : -строить понятные для партнёра речевые высказывания -использовать речевые средства для представления результатов деятельности -формулировать высказывание в рамках учебного диалога -формулировать высказывание в рамках учебного диалога | Самооценка, поведение в детском коллективе Личностная внутренняя ответственность за свои поступки Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений |
Ф.И.Тютчев. «В небе тают облака»,К.Д.Бальмонт. «Звуки и отзвуки» | 1 |
И.А.Крылов. «Лев и лисица»,Чиж и Голубь». | 1 |
И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»,Петух и Жемчужное зерно» | 1 |
Братья Гримм. «Маленькие человечки» | 1 |
Братья Гримм. «Храбрый портной» | 1 |
В.Гауфт. «Карлик Нос» (отрывок) | 1 |
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении) | 1 |
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении) | 1 |
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении) | 1 |
Г.Х.Андерсен «Ёлка» | 1 |
К.Д.Бальмонт. «Фантазия» | 1 |
Художник беседует с миром | 7 ч | Художник беседует с миром И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…» | 1 | Познавательные УУД: -читать вслух и про себя Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя алгоритм Коммуникативные УУД : -использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности | Самооценка, поведение в детском коллективе Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей |
А.П.Чехов. «Каштанка» | 1 |
А.П.Чехов. «Каштанка» | 1 |
А.П.Чехов. «Каштанка» | 1 |
А.И.Куприн. «Ю-ю» | 1 |
А.И.Куприн. «Ю-ю» | 1 |
В.В.Маяковский. «Тучкины штучки», Н.Н.Асеев. «Июнь»,Н.А. Заболоцкий.»Весна в лесу» | 1 |
Приглашение к творчеству | 7 ч | Приглашение к творчеству Д.Б.Кедрин. «Приглашение на дачу» | 1 | Познавательные УУД: -определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу читать вслух и про себя -определять настроение произведения и обосновывать своё мнение -определять настроение произведения и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД: -выполнять учебное задание, используя алгоритм, план -выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания -выполнять учебное задание, используя план, алгоритм Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания -адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе -формулировать высказывание в рамках учебного диалога -использовать речевые средства для представления результата деятельности | Личностная внутренняя позиция, самооценка Проявлять интерес и желание читать сказки русских писателей Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению Принятие образа хорошего ученика Личностная внутренняя позиция, самооценка Самооценка, поведение в детском коллективе Проявлять интерес к изучению темы |
М.М.Пришвин «Старый гриб» (В сокращении) | 1 |
К.Г.Паустовский «Резиновая лодка» | 1 |
В.Д.Берестов.Стихи. «Вот и ландыш отцвёл», «Фантики», «Братья», «Девочка», «Плащ», «В эвакуации», « Если хочешь пить». | 1 |
Г.А.Скребицкий «Счастливый жучок», | 1 |
Л.Н.Мартынов. «Он перед нами открывает душу…» | 1 |
Итоговый урок. | 1 |