СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературному чтению на родном (русском) языке


Класс - 4-а Количество часов в год – 35 ч

Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – первая Стаж работы – 42 года


Рабочая программа по родной литературе составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником В.Ю. Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса»



Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2021 года

Руководитель МЦ Нечаева Л.В.

Согласована МС « » сентября 2021 года

Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А.

Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф.

I. Планируемые результаты

Рабочая программа по родной литературе составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником В.Ю. Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению для 4 класса»

Цели предмета

- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества

Задачи обучения:

- расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности

- развитие разнообразных речевых умений

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Ученик получит возможность для формирования:

– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; – чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; – понимания своей семейной и этнической идентичности; – любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; – чувства ответственности за мир природы; – умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Ученик получит возможность научиться: – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Ученик научится:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Ученик получит возможность научиться: – пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; – понимать структуру построения рассуждения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; – проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Ученик получит возможность научиться: – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; – устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; – читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; – ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; – кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; – отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; – определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; – узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – соотносить главную мысль и название произведения; – находить портрет и пейзаж в произведении; – видеть особенности юмористических текстов; – соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Ученик получит возможность научиться: – пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; – осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; – находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; – понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; – понимать особенности жанра басни; – определять роль портрета и пейзажа в произведениях; – находить в юмористических текстах приемы создания комического; – оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

II. Содержание учебного материала

п/п

Тема раздела

Часы

Содержание программного материала

1.

Диалог с прошлым

9 ч

1.Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в

Фивах, Подвиги Геракла)

2.Морской Царь и Василиса Премудрая (русская народная сказка)

3.К.Д.Бальмонт «Нет, на Руси бывали чудеса…»

4.Илья Муромец и Святогор (Былина)

5.О.Е.Григорьев. Былина

6.Мена (Русская народная сказка)

7.Мудрые ответы (Русская народная сказка)

8.Б.Ш.Окуджава. Бумажный солдат. Ю.Д. Левитанский. Кораблик.

2.

Такая родная классика

12 ч

1 . А.С. Пушкин. Певец. М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»

2.Ф.И.Тютчев. «В небе тают облака», К.Д.Бальмонт. «Звуки и отзвуки»

3.И.А.Крылов. «Лев и лисица», Чиж и Голубь».

4. И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна», Петух и Жемчужное зерно»

5.Братья Гримм. «Маленькие человечки»

6.Братья Гримм. «Храбрый портной»

3.

Художник беседует с миром

7 ч

1.И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…»

2.А.П.Чехов. «Каштанка»

3.А.И.Куприн. «Ю-ю»

4.В.В.Маяковский. «Тучкины штучки», Н.Н.Асеев. «Июнь»,Н.А. Заболоцкий.»Весна в лесу»

4.

Приглашение к творчеству

7 ч

1.Д.Б.Кедрин. «Приглашение на дачу»

2.М.М.Пришвин «Старый гриб» (В сокращении)

3.К.Г.Паустовский «Резиновая лодка»

4.В.Д.Берестов.Стихи. «Вот и ландыш отцвёл», «Фантики», «Братья», «Девочка», «Плащ», «В эвакуации», « Если хочешь пить».

5.Г.А.Скребицкий «Счастливый жучок», Л.Н.Мартынов. «Он перед нами открывает душу…»

6.Итоговый урок.


Итого

35



III. Тематическое планирование по родной литературе


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Формируемые

УУД

Личностные результаты

Диалог с прошлым

Диалог с прошлым Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в Фивах, Подвиги Геракла)

1


Познавательные УУД:

-определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами

-объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам,

-работать над былинами

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

-проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД :

-строить понятные для партнёра высказывания

-формулировать мнение в рамках учебного диалога

-определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение

использовать речевые средства для представления результатов деятельности  

Проявлять интерес к изучению темы

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

Мифы о Геракле (Рождение и воспитание Геракла, Геракл в Фивах, Подвиги Геракла)

1

Морской Царь и Василиса Премудрая (русская народная сказка)

1

К.Д.Бальмонт «Нет, на Руси бывали чудеса…»

1

Илья Муромец и Святогор (Былина)

1

О.Е.Григорьев. Былина

1

Мена (Русская народная сказка)

1

Мудрые ответы (Русская народная сказка)

1

Б.Ш.Окуджава. Бумажный солдат. Ю.Д. Левитанский. Кораблик.

1

Такая родная классика

12 ч

Такая родная классика А.С. Пушкин. Певец.М.Ю. Лермонтов «Москва,Москва! Люблю тебя как сын…»

1

Познавательные УУД:

-определять смысл понятий: поступок, подвиг

-подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина»

-определять тему произведения и обосновывать своё мнение

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные задания по плану

-проверять себя и оценивать свои достижения

Работать с текстом рассказа, используя план

Работать с текстом рассказа, используя план Коммуникативные УУД :

-строить понятные для партнёра речевые высказывания

-использовать речевые средства для представления результатов деятельности

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Самооценка, поведение в детском коллективе

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений

Ф.И.Тютчев. «В небе тают облака»,К.Д.Бальмонт. «Звуки и отзвуки»

1

И.А.Крылов. «Лев и лисица»,Чиж и Голубь».

1

И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»,Петух и Жемчужное зерно»

1

Братья Гримм. «Маленькие человечки»

1

Братья Гримм. «Храбрый портной»

1

В.Гауфт. «Карлик Нос» (отрывок)

1

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении)

1

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении)

1

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (в сокращении)

1

Г.Х.Андерсен «Ёлка»

1

К.Д.Бальмонт. «Фантазия»

1

Художник беседует с миром

7 ч

Художник беседует с миром И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…»

1

Познавательные УУД:  

-читать вслух и про себя

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм

Коммуникативные УУД :

-использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности


Самооценка, поведение в детском коллективе

Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей

А.П.Чехов. «Каштанка»

1

А.П.Чехов. «Каштанка»

1

А.П.Чехов. «Каштанка»

1

А.И.Куприн. «Ю-ю»

1

А.И.Куприн. «Ю-ю»

1

В.В.Маяковский. «Тучкины штучки», Н.Н.Асеев. «Июнь»,Н.А. Заболоцкий.»Весна в лесу»

1

Приглашение к творчеству

7 ч

Приглашение к творчеству Д.Б.Кедрин. «Приглашение на дачу»

1

Познавательные УУД:

-определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу

читать вслух и про себя

-определять настроение произведения и обосновывать своё мнение

-определять настроение произведения и обосновывать своё мнение Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

-выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

-выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

Коммуникативные УУД:

-строить понятные для партнёра высказывания

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога

-использовать речевые средства для представления результата деятельности


Личностная внутренняя позиция, самооценка

Проявлять интерес и желание читать сказки русских писателей

Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению

Принятие образа хорошего ученика

Личностная внутренняя позиция, самооценка

Самооценка, поведение в детском коллективе

Проявлять интерес к изучению темы

М.М.Пришвин «Старый гриб» (В сокращении)

1

К.Г.Паустовский «Резиновая лодка»

1

В.Д.Берестов.Стихи. «Вот и ландыш отцвёл», «Фантики», «Братья», «Девочка», «Плащ», «В эвакуации», « Если хочешь пить».

1

Г.А.Скребицкий «Счастливый жучок»,

1

Л.Н.Мартынов. «Он перед нами открывает душу…»

1

Итоговый урок.

1