СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «Заполярная СОШ»

________________ Хахонина М.С.

«__» ___________2018 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «Заполярная СОШ»

__________________ Юнусова Е.В.

Приказ № от « » 2018г.









Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

для учащихся 3 класса









Составитель программы:

Антофий И.А.,

учитель начальных классов











п. Заполярный 2018 г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государ­ственного образовательного стандарта НОО и с учётом Примерной программы по учебному предмету литературное чтение, разработанной Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецким В.Г.

Цели:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов России

Задачи:

-развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление; развивать поэтический слух;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

-обогащать чувственный опыт ребѐнка;

- формировать эстетическое отношение ребѐнка к жизни;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения многонациональной России.

Планируемые результаты обучения литературному чтению в 3 классе

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

  • умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

  • умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

  • умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

  • умение использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывания.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

  • умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • самостоятельно составлять аннотацию;

  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

  • умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

  • рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

  • выявлять особенности героя художественного рассказа;

  • выявлять особенности юмористического произведения;

  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

  • отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

  • сравнивать былину и сказочный текст;

  • сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

  • определять ритм стихотворения.

  • умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

  • умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

  • умения писать отзыв на книгу.

  • выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

  • самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов:

1.Книги—мои друзья

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

2. Жизнь дана на добрые дела

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

3. Волшебные сказки

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

4.Люби всё живое

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

5. Картины русской природы

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

6. Великие русские писатели

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

7. Литературная сказка

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

8. Картины родной природы

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Место курса в учебном плане:

В 3 классе на изучение предмета «Литературное чтение» учебным планом начального общего образования отведено 136 часов: 4 часа в неделю – 34 учебных недели.

Тематический план


Название разделов и тем курса

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий






1

Книги - мои друзья

5

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского, описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Игра, самостоятельная работа, проверочная работа

2

Жизнь дана на добрые дела

21

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника.

Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Самостоятельная работа, игра, контрольная работа

3

Волшебная сказка

17

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг.

Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия

4

Люби всё живое

18

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного произведения. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг

Самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тренинги, урок-игра

5

Картины русской природы

12

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Самостоятельная работа, контрольная работа, урок- игра

6

Великие русские писатели

18

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённые автором картины. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёт комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется прием звукозаписи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова. Объяснять смысл басен Крылова.

Контрольная работа, практическая работа, исследование

7

Литературная сказка

18

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки.

Контрольная работа, урок-игра, проекты

8

Картины родной природы

26

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и сочетания, помогающие услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, помогающие увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия,

экскурсия


Итого;

136






Формы и виды контроля

В течение года осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Критерии и нормы оценивания

Чтение и читательская деятельность В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: -навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); -умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; -чтение наизусть стихотворения, прозаическое произведение. Контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.). В 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений

Виды контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Критерии оценивания устных ответов учащихся

«2»(неудовлетворительно) Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данного уровня обучения ( не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию)

«3» (удовлетворительно) Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе.

«4» (хорошо) Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без помощи учителя, знание авторов произведений с несерьезными ошибками.

«5» (отлично) Выполнение нестандартного задания без ошибок и самостоятельно. .

Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению. Тестирование "5"Безошибочное выполнение всех заданий.

"4"Безошибочное выполнение более 80% заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях ( неполный или неточный ответ на некоторые вопросы

"3"Безошибочное выполнение более 50% заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях.

"2"Безошибочное выполнение менее50% заданий.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки: -искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более 2); -чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух; -неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; -неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; -нетвердое знание наизусть подготовленного текста; -монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты: -не более двух неправильных ударений; -отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух; -неточности при формулировке основной мысли произведения; -нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.


Учебно-методический комплекс

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч. 3 класс – М.: «Просвещение», 2016 г.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: «Просвещение», 2016 г.

Интернет - ресурсы

www.nachalka.com/ Начальная школа детям, родителям, учителям.                                 

www.center.fio.ru Сайт Московского центра Федерации Интернет-образования                                   

 nsc.lsep-tember.ru Электронные версии газеты «Начальная школа» .Издательского дома «Первое сентября».                                                                                                                           www.openworld.ru На сервере «Открытый мир” в разделе «Мир знаний» размещены полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» ( www.openworld.ru/school/m.cgi?f=main.htm ).           

 www.openworld.ru/school/m.cgi Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школаnsc.1september.ru/ Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".

www.murzilka.km.ru  Свой сайт имеет и популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». В журнале печатаются сказки, рассказы, пьесы, стихи.














Приложение


Итоговое тестирование по литературному чтению. 3 класс

1. Что такое летопись?

А) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;

Б) сказки о Древней Руси;

В) былины;

Г) рассказы о жизни святых.

2.Подчеркни басни И. А. Крылова.

« Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Цветик – Семицветик»

3. Определи жанр произведения Николая Носова «Огурцы»

а) рассказ в) сказка

б) басня г) стихотворение

4. Из какой сказки отрывок?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...»

а) «По щучьему веленью» в) «Иван – царевич и серый волк»

б) «Летучий корабль» г) «Морозко»

5. Вставь пропущенные слова в стихотворении А.С.Пушкина

Под голубыми __________________________

_________________________________ коврами,

Блестя______________________, снег лежит;

Прозрачный лес ______________________________,

И ___________ сквозь ________________ зеленеет,

И ________________________ подо льдом__________

6. Допиши предложение.

Главные герои «Сказки Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Д.Н. Мамина-Сибиряка Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как _________________________________________________________

__________________________________________________________

7.Соотнесите жанры произведений и их авторов:

Н. Носов «Огурцы» пьеса

В. Даль «Напутное слово» рассказ

М. Зощенко «Не надо врать» стихотворение

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» поучение

Л. Каминский «Сочинение» былина

8. Соедини стрелкой соответствующие части произведений фольклора:

Иван

самобранка

Ковёр

царевич

Сапоги

самолёт

Скатерть

скороходы

9. Составь список стихотворений русских поэтов:

1)_А. Пушкин «Зимняя дорога»

2)___________________

3)___________________

4)___________________

5)___________________

6)___________________

10 Соедини линиями имена и отчества писателей с фамилией:

Иван Андреевич

Толстой

Лев Николаевич

Пушкин

Александр Сергеевич

Крылов

Константин Георгиевич

Маршак

Самуил Яковлевич

Паустовский

Критерии оценивания

"5" - все 10 заданий выполнил верно

"4"- 8-9 заданий выполнил верно

"3" - 6-7 заданий выполнил верно

"2" - 5 заданий и менеее

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Цель: проверить сформированность умений работать с текстом,

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Ф. И. _____________________________________ Дата:_________________

Вариант 1

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым или чёрным воском.

Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить уроки!

К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажных тетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-за листов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название «тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть»....

Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать?

Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

  1. О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».



  1. О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

  2. О том, как делают тетрадки.

  3. О том, как работают машины, делающие тетради.

  4. О том, какой путь проходит тетрадь.



  1. Придумайте заголовок к этому тексту.



  1. Разделите текст на части, определите микротему каждой части и составьте план.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите три вопроса к данному тексту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Определите, какое из заданий показалось вам самым сложным, самым лёгким.

Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания:


"5" - все задания выполнили верно


"4" - 6 заданий выполнили верно


"3" - 4-5 заданий выполнили верно


"2" - менее 4 заданий